Анализ места в конкуренции 5 глава
Следующим этапом будет формулировка целей как изменения характеристики. Дифференциация потребителей может быть построена на основе классификации по различным признакам, на основе типологии и на основе простой группировки. В случае классификации могут быть проведены различные дифференциации потребителей: географические (региональные — по районам, микрорайонам, домам, населенным пунктам, областям, странам и т. п.); поведенческие (активное, пассивное, индифферентное поведение); психологические (по темпераменту, характеру и т. д.); возрастные, образовательные, этнические; по интенсивности потребления и т. д. Такая сегментация может проводиться по самым различным основаниям. Выбор зависит от целей и конкретного товара (услуг). В одном случае это социально-экономические особенности региона, численность и плотность населения. В другом —-возраст, образование, пол, семейное положение, уровень достатка, национальность, вероисповедание и конфессиональная принадлежность, профессия и т. д. В третьем — образ и стиль жизни, субкультуры и т. д. Кроме того, классификационная установка соответствует, скорее, теоретическим (социологическим, педагогическим и т. п.) требованиям, но не требованиям практического менеджмента. Так, развивавшийся в методике КПР «дифференцированный подход» к аудитории предполагал ряд социально-демографических классификаций: по роду занятий, по профессии, по возрасту и т. п. Но эти важные для социолога классификации не срабатывали в сфере свободного времени, поскольку предполагалось и в ней относиться к человеку как молодому рабочему, полеводу, животноводу, ИТР и т. д. Простая классификация является массовидной и безличной «инвентаризацией» потребителей, которые как бы раскладываются по классификационным ячейкам, которые берутся отдельно и изолированно. В этом плане
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
более плодотворным является применение типологии, отличие которой от классификации состоит в рассмотрении признаков не в отдельности, а в органическом единстве и целостности, выраженной в типе или наборе типов потребителей, Примером такой типологии может служить типология читателей библиотеки. Подобная типология для других учреждений культуры может быть построена в несколько этапов. На первом этапе потребители делятся в зависимости от интенсивности посещения учреждения, например, на потребителей постоянных, эпизодических и случайных. Ватем определяется, на какие виды культурной деятельности (массовую, групповую или индивидуальную, информационную или активную творческую, по жанрам и видам искусства и т. п.) ориентируются представители каждой из групп. И наконец, на последнем этапе каждой из полученных подгрупп дается социально-демографическая характеристика (по полу, возрасту, роду занятий, профессии и т. п.). В результате такой типологии получается как бы «фоторобот» типичных потребителей, и уже из таких описаний легко и просто формулируются цели работы с ними. В основу аналитики может быть положена и простая группировка потребителей (сегментация рынка), о которой говорилось ранее. Каждой из полученных в конечном счете групп или типов может быть дана характеристика, которая должна давать ответы, как минимум, на следующие вопросы: • В чем главный дискомфорт данных потребителей? • Каковы их возможности, прежде всего в плане плате • На какие виды культурной деятельности они ориен
• Каковы их уровень образования и социально-демо • Сколько потребителей насчитывает данная группа? цели работы. Пример целевой проработки плана приводится в таблице 7. Цели могут быть «воспитательными» и «коммерческими». В первом случае цели указывают содержание и формы работы. I
5 ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ Таблица 7 Пример целевой проработки фрагмента плана
«Коммерческие» цели могут быть определены в результате специфических маркетинговых методов анализа товарной, ценовой и других стратегий, подробно описанных в пособии «Маркетинг в сфере культуры» (СПб., 1995). Планирование материального и финансового обеспечения (балансовые методы планирования) Важнейшим аспектом обоснования реальности планов и программ является планирование финансового и материального обеспечения их реализации.. Для решения этой задачи чаще всего используется балансовый метод планирования, состоящий в приведении в соответствие (баланс) имеющихся ресурсов и требуемых затрат. В зависимости от природы ресурсов и затрат различаются три основных вида балансов: материальный (натуральный), финансовый (стоимостный) и трудовой. Трудовой баланс в сфере культуры в настоящее время практикуется преимущественно на региональном и федеральном уровне управления — как выявление и планирование степени обеспечения сети учреждений квали-
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ фицированными кадрами. Однако по мере расширения нормативной базы в планировании трудозатрат трудовые балансы должны получить распространение и в планировании работы отдельных организаций и программ.: Составление материального (натуральный) баланса (табл. 8) практикуется не столь часто, как финансового, однако при планировании достаточно масштабного ме-: роприятия весьма целесообразно составить такой баланс ■ и только затем переходить к стоимостному. Таблица 8 Пример материального баланса
5. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ Продолжение таблицы 8
Наиболее распроетранена практика составления стоимостного (финансового) баланса или сметы доходов и расходов (табл. 9). В случае расхождения двух частей баланса производят его' корректировку: либо сокращают объем расходов, либо планируют необходимые дополни-
... Таблица 9 Пример стоимостного баланса (сметы доходов и расходов)
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ тельные поступления в доходную часть, чтобы покрыть нехватку средств. Стоимостные балансы необходимы также при определении издержек (совокупных затрат) и ценообразовании. Только на основе такого баланса может быть составлена калькуляция — смета затрат на единицу продукции (ус-i луги). Разновидностью финансового баланса является; бухгалтерский баланс, однако его рассмотрение относиться к предмету бухгалтерского учета и выходит за рамки данного пособия. Планирование организационного обеспечения (матричный и сетеаой план) Для планирования организационного обеспечения, координации деятельности соисполнителей и партнеров также могут использоваться специальные методики и технологии. Матричный план заключается в построении таблицы (матрицы), в которой соотносятся перечень необходимых работ и круг должностных лиц и подразделений, которые обеспечивают их выполнение (см. табл. 10). В клеточках (перекрестиях) таблицы указывается, что конкретно должны делать конкретные исполнители и подразделения на соответствующем этапе реализации программы. Еще более технологически выстроена и эффективна технология сетевого планирования, состоящего в упорядочении необходимых работ в зависимости от их последовательности и длительности. Сетевой план разрабатывается в три этапа:
1 этап: составление полного перечня работ. На этом этапе вся планируемая работа расчленяется на операции, Таблица 10 Примерная форма матричного плана
5. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ из которых она складывается, и составляется полный перечень этих операций с указанием их длительности (в рабочих днях, часах или месяцах — в зависимости от характера плана). От обычного плана-перечня мероприятий такой перечень отличается только тем, что вместо даты, к которой та или иная операция должна быть исполнена, указывается именно рабочее время, необходимое для ее выполнения. Из этого следует, что точности сетевого планирования во многом способствует наличие норм времени на проведение конкретных операций. При отсутствии норм необходимое время может определяться исходя из имеющихся возможностей и предшествующего опыта. Удобно также определять необходимое время по эмпирическим формулам типа: •
где Т — ожидаемое время по графику, Тмин — минимально допустимое время для выполнения работы, Тмакс — максимально допустимое время, ТВОрм —нормально допустимое время. Нумерация работ в перечне практически никакой роли не играет. Главное на этом этапе — не пропустить ни одной из необходимых операций (см. табл. 11). Характер и масштаб членения планируемой работы на- операции полностью зависят от кадровых возможностей, масштабов планируемой работы, накопленного опыта. 2 этап: упорядочение работ в зависимости от их последовательности (вычерчивание сетевого графика). Сетевой график представляет собой графическое изображение упорядочения запланированных в перечне операций — структуру, состоящую из кружков' с цифрами и соединяющих, их стрелок. Сетевой график может вычерчиваться по двум методикам. Согласно первой кружки с цифрами соответствуют работам по перечню, а стрелки — их последовательность. Согласно второй — наоборот: работам соответствуют стрелки, а кружки с цифрами — их последовательности. У каждой из методик имеются свои достоинства, но в данной работе описывается первая методика. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Та б л й ца 11 Пример перечня операций для сетевого плана
Сетевой график вычерчивается по нескольким простым й наглядным правилам: • на графике должна быть исходная работа (кружок, • на графике должна быть итоговая работа (кружок, в • на графике не должно быть «тупиков» (работ, никак • на графике не должно быть «хвостов» (работ, не свя • на графике не должно быть «петель» (ситуации, ког я
" 1 ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ Графики можно строить по частям (режиссерская часть, музыкальная часть, материально-техническое обеспечение и т. д.), а затем объединять («сшивать») их в одну структуру (рис. 32).
3 этап: упорядочение работ в зависимости от их длительности (вычерчивание сетевого графика в календаре) и является, собственно, построением сетевого плана. Этот этап начинается с определения так называемого «критического пути» — наиболее длительной цепочки работ. Определение «критического пути» — центральный момент построения сетевого плана, так как при этом определяется то минимальное количество рабочего времени, которое необходимо для реализации всей программы. Так, в нашем примере «критическим путем» является последовательность операций 1-2-3-4-5-16-17-18, и она составляет 29 дней. После этого можно вычерчивать план в календаре именно на 29 дней, проставляя в нем даты рабочих дней (т. е. за вычетом выходных и прочих дней, когда по каким-то причинам будет невозможно заниматься данной программой). Даты в календаре могут проставляться слева направо (если известна дата начала работ, а дата окончания «открыта» — в этом случае построение плана дает знание итоговой даты) и справа налево (когда известна дата выполнения итоговых работ — в этом случае становится известным, когда надо приступать к подготовке). Построение плана в календаре по второй методике довольно просто: стрелки (работы) протягиваются на то количество дат, какое соответствует длительности соответствующих работ по перечню. В первой методике, где работам соответстззуют кружки, последние как бы растягиваются на соответствующее количество дней, а цепоч- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ки работ превращаются в «ленты», нарезаемые по длине на это количество дней (рис. 33). Выявление «критического пути» чрезвычайно важно. Во-первых, это дает знание о временном минимуме, необходимом для подготовки и проведения мероприятия. Во-вторых, определяет те участки работы, которые требуют неукоснительного соблюдения сроков, чтобы не сорвать режим всей программы. Резерв времени на самом «критическом пути» равен нулю, тогда как на любом другом пути он больше нуля и, тем самым, в-третьих, на них выявляются резервы времени. Подобный график позволяет менеджеру более рационально распределять работников по участкам, учитывая имеющиеся резервы времени. Так, в нашем примере для осуществления работ 12, 13, 14, 15 резерв времени колеблется от 19 до 25 дней для каждой из них, для работы 7 он составляет 10 дней (17 дней против необходимых 7) и т. д. Поэтому сетевой план является незаменимым средством координации усилий различных соисполнителей (работников или организаций), особенно при планировании и подготовке масштабных акций и программ. Более того, сетевой план, будучи наглядным изображением последовательности планируемых операций, дает возможность организации контроля за выполнением работ по этапам, а в случае необходимости — и обоснованного изменения сроков.
Рис. 33 Пример окончательного сетевого плана 5. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ Учет, отчетность и контроль являются частью информационного механизма менеджмента, связанного с характеристиками реальных результатов деятельности фирмы. Учет — это характеристика итогов деятельности фирмы в утвержденной системе показателей. Отчетность — периодически оформляемая документация, содержащая данные учета и представляемая в органы и инстанции, имеющие контрольные полномочия. Контроль же есть проверка выполнения принятых решений и утвержденных планов. Такие проверки предполагают данные учета и отчетности. Таким образом, эти виды управленческой деятельности настолько тесно взаимосвязаны между собой, что их целесообразно рассматривать в едином технологическом комплексе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|