Текст для конспектирования.
В соответствии с доминирующей системой ценностей (идеалом, вокруг которого формируется культурная система) можно выделить несколько циклов (этапов) развития и соответствующих им типов университета как социального института. Первый этап, который в литературе принято называть схоластическим, по сути является теоцентрической образовательной моделью. Первый университет был основан в Западной Европе в XI веке в городе Болонья. Этот статус получила Высшая правовая городская школа, когда в 1155 году, «в скромной обстановке на берегах Рено от имени императора Фридриха Барбароссы была объявлена его организация». Затем появились высшая медицинская школа в Салерно, Парижский университет (1215), Кэмбриджский (1209), Пражский (1349), Венский (1365), Гейдельбергский (1385) и другие. Особенно славилась университетами Италия, куда съезжались студенты из многих стран. Наиболее известными были университеты Винченцы (1260), Ареццо (1335), Падуи (1301), Сиены (1246), Реджио (1276), Перуджи (1301), Рима (1303), Тревизо (1318), Флоренции (1348), Пизы (1338). Именно они стали образцами для формирования университетов в других странах. На их основе складывалась единая методология знания и система преподавания, чему способствовало обучение на латыни—языке римско-католической церкви. И содержательно, и формально процесс получения знаний был достаточно жестко регламентирован. «Учащийся проходил курс избранного им факультета в строго установленном порядке: чтобы иметь право по истечении положенного срока представиться к экзамену, он должен был прослушать в указанной последовательности указанное число определенных лекций и быть участником определенного числа диспутов». После сдачи экзамена испытуемому присваивали первую ученую степень — бакалавра (baccalaurius). Затем, пройдя более сложный цикл обучения и сдав очередной экзамен, он получал ученую степень магистра (magister), открывавшую ему возможность работы на «низших» факультетах, или доктора (doctor) с правом преподавания на «высших» факультетах.
Методика преподавания в университете была строго регламентирована, начиная с набора факультетов. Первым по социальной значимости был теологический факультет (самый престижный), затем юридический, медицинский и общеобразовательный — facultas artium (или «факультет свободных искусств», а в дальнейшем — философский факультет, на котором углубленно изучались «семь свободных искусств»). Образование строилось на изучении строго определенного набора текстов. На философском факультете канон включал сочинения Аристотеля, на медицинском базисными были работы Гиппократа и Галена, на юридическом—церковное и римское право (canones et decreta и Кодекс Юстиниана), на теологическом—Священное писание и другие догматические тексты. Основными формами учебной деятельности были лекции (praelectio) и диспуты (disputatio). Характерно, что лекции не предполагали систематического изложения материала, а строились как комментирование (commentatio) и резюмирование (summa) преподавателем какого-либо канонического текста, который предварительно раздавался студентам. Диспут предполагал не только спор по поводу определенных тезисов или понятий, но и был способом исследования определенной проблемы (disputator—это не только тот, кто спорит, но и «исследователь»'). Кроме того, в задачи диспута входила проверка степени усвоения материала лекций и развитие творческих способностей студентов в условиях специально декларируемого интеллектуального равенства всей аудитории, независимо от формального статуса. Таким образом, именно общие семантическое поле, набор изучаемых предметов, схоластический дискурс (имеющий строгую систему аргументации, единую терминологическую базу и аристотелевскую силлогистику) обеспечили общность университетского образовательного пространства. Университеты стали той средой, в которой формировалась средневековая наука.
(Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. – М., 2002. – С.155-156). Приложение 6 Определите второстепенную информацию: Текст 1. Генерал Скобелев прославился как герой при освобождении Болгарии от турецкого владычества в русско-турецкую войну 1877-1878 годов. Текст 2. Семиотика – это современная наука о знаковых системах (системы знаков – это, например, язык, светофор, погоны военнослужащих, деньги, буквы, цифры, шахматы, жесты, дорожные знаки и т.д.) Текст 3. 996 год – торжественное открытие великим князем киевским Владимиром церкви Успения Богородицы, названной «Десятинной», потому что он отдавал ей «десятую часть богатств своих и своих городов». Текст 4. Первая часть Библии (Ветхий Завет) была написана на древнееврейском языке (иврите). Это очень экономное письмо. В нем, как и в арабском, обязательно обозначаются только согласные. Евреи и арабы пишут справа налево. Расшифруйте сокращенную запись: Текст 5. Сист. усл. знаков употр. в разл. областях жизни. Т. наз. инициальн. аббревиатуры употр. б.ч. в кач. сокр. назв. гос-в и орг-ций, напр.: РФ, ООН Текст 6. 6вие; 7отика; 1ково; е2; раз2ние; нас3ние; 4ногие; за5я.
Текст 7. По рзелульаттам илссеовадний одонго англигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все – рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом. ПЧМУ БЫ И ВАМ НЕ ИСПЛЬЗВАТЬ ТКОЙ СПСБ СКРЩЕНИЯ В СВОИХ КНСПКТАХ? Приложение 7 Тест "Умение излагать свои мысли" Инструкция: ответьте "да" или "нет" на вопросы: 1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым? 2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, интеллекту, общей культуре слушателя?
3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться? 4. Ваши распоряжения достаточно кратки? 5. Если слушатель не задает вам вопросов после того, как вы высказались, считаете ли вы, что он вас понял? 6. Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь? 7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказываний? 8. Выясняете ли вы, что было не ясно в ваших высказываниях? Побуждаете ли задавать вопросы? 9. Задаете ли вопросы слушателям, чтобы понять их мысли и мнения? 10. Отличаете ли вы факты от мнений? 11. Стараетесь ли вы опровергнуть мысли собеседника? 12. Стараетесь ли вы, чтобы слушатели всегда соглашались с вами? 13. Используете ли вы профессиональные термины, далеко не всем понятные? 14. Говорите ли вы вежливо, дружелюбно? 15. Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими словами? 16. Делаете ли вы паузы для обдумывания? Ключ: Вы получаете по 1 баллу за ответы "нет" на 5, 11, 12 и 13-й вопросы и по 1 баллу за ответы "да" на все остальные вопросы. Подсчитайте количество баллов. Результат: от 12 до 16 баллов - отличный результат; от 10 до 12 баллов - средний; меньше 9 баллов – очень низкий. Анализ результатов позволяет каждому продумать программу развития навыков публичного выступления. Приложение 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|