Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение государства и права




Особ-сти реального взаимодействия ГиП в решающей степени завис. от хар-ра того общ-ва, в кот. они сущ-ют, - демократ-ое оно или тоталит-ое, правов. или неправ., гражд. или негражданское. Отсюда-разные воззрения на рассм-ый вопрос. Н.А. Бердяев различал 2 типа учений об отношениях ПиГ. Первый тип он называл госуд. позитивизмом, кот-ый видит в Г источник П (теория и практика самодержавия, абсолютизма). Противоположный тип признает абсолютность П и относительность Г (не П нуждается в санкции Г, а Г д.б. санкционировано П, подчинено П). Здесь выражен, с 1 стороны, этатисткий (от фр. - гос-во)подход в взаимосвязи ГиП, который безраздельно господствовал в советской политико-идеологической практике (считалось, что П находится в подчиненном к Г отношении. Фактическим условием для данного подхода служила полит. практика, склонная видеть в П некий придаток Г. Теоретич. предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию П как к сов-сти норм, изд-ых Г), а с другой - естественно-правовой, который основывается на признании прав Ч как изначальной ценности (П принадлежит безусловный приоритет в сравнении с Г. П возникает до образования Г. Оно старше Г.). В современной лит-ре указывается на 3 возможных модели во взаимоотношениях ГиП: 1) тоталитарная, когда Г стоит над П и им не связано;2) либеральная, когда П стоит над Г, выступая мощным ограничителем гос. произвола (П связывает, ограничивает Г в интернсах ЛЧ и общ-ва. «П выступает над Г, чтобы Г не встало над общ-ом»);3) прагматическая (Г создает П, но связано им). Первая для России не подходит,2-выражает желаемое,3-также по своей сути либеральная, но она ближе к нынешним реальностям. Наиболее рациональное решение вопроса м.б. найдено не на путях противопоставления ГиП, а на путях их взаимовыгодного сотрудничества. Нет нужды ни возвеличивать, ни умолять какой-либо из них. Важны и нужны оба эти института: один - как «организация силы, другой – как форма выражения воли». Соотношение Г и П вкл. в себя 3 главных аспекта: 1.Единство между данными явлениями состоит в том, что Г и П:1)возникает и развиваются совместно;2)имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;3)выступают средствами управления, инструментами власти;4)призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общ. интересы;5)основаны на едином базисе, определяются социально – экономическими и духовными факторами. 2.Различие между Г и П:1)если Г есть особая организация полит.власти, то П – соц.регулятор;2)если Г выражает силу, то П – волю;3)если первичным элементом Г является гос.орган, то первичным элементом П является норма;4)они не совпадают по форме, стр-ре, элементному составу, содержанию, функциям. 3.Взаимодействие Г и П:1)воздействие Г на П состоит в том, что Г формирует, изменяет, отменяет П, либо санкционирует уже действующие нормы П, а так же реализует и охраняет П. 2)П легализует государственную деятельность, определяет ее общие границы, дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью этой деят-сти, ее соотв-ие международн. стандартам. С пом. П закр-ся внутр. орг-ция Г, его форма, стр-ра, аппарат управления, статус и компетенция различных органов и должн.лиц, принцип раздел.властей. Посредством П ос-ся задачи и функции Г, проводится его внутр. и внешн.политика, законод-но опред-ся и закр-ся общ.строй, положение ЛЧ в общ-ве. П играет немаловажн. роль в становлении, развитии и совершенствовании Г как такового, в придании ему цивилизованного вида, современных черт.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ПГ – это организация политической власти, создающее условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод гражданина и человека, а так же для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти с целью не допустить злоупотреблений. Принципы и признаки ПГ: 1.наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (ст.2 КРФ), создание для личностей режима правового стимулирования;2.наиболее последовательное связывание с пом. П полит.власти, формирование для гос. стр-р режима прав-го ограничения.3. разделение гос.власти (цель-обеспечение законности и устранение злоупотреблений властью. Система «сдержек и противовесов», установленная в Конституции, в законах, представляет собой совок. прав, ограниченные конкретной гос. властью);4. верховенство закона и его господство в общ. жизни (закон не м.б. отменен актами исп.-распорядит.гос.власти);5.федерализм, который дополняет горизонтальное разделение власти на 3 ветви ещё и разделением её «по вертикали» на общефедеральн.власть, власть субъектов и совместную власть РФ и субъектов РФ;6.взаимная ответственность Г и ЛЧ (это своеобразный способ ограничения полит.власти и выражается так, что каждый гражданин д.обладать той же возможностью принуждения в отнош.властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в отнош.гражданина. Обязательность закона для гос.власти обеспечивается системой гарантий:1)ответственность правительства перед представительными органами;2)дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и т.д. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством); 7.высокий уровень правосознания и правовой культуры;8.наличие гражд.общ-ва и ос-ние контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права. Формирование ПГ. Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения ЛЧ и Г, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы ЛЧ д.стоять на 1 месте. Однако практика далеко не всегда достигала таких высот идеалов и обычно останавливалась на более низких устремлениях – выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Этапы: 1) уже в древности сформировалась идея о разумности и справедливости организации такой полит.формы общ.жизни людей, при которой П, благодаря поддержки власти, становится властной силой (т.е. общеобязательным законом), а публично-властная сила – справедливой гос.властью (Платон, Аристотель, Цицерон). Однако следует отметить, что идеи древнегреч. и древнерим. мыслителей не имели логически завершенной формы, поэтому говорить о становлении концепции ПГ во времена античности не приходится по той простой причине, что в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя они не имели шансов получить последовательного обоснования.2)В теоретически развитом и развернутом виде учения о ПГ были оформлены гораздо позже – в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители как Монтескъе, Локк, Гоббс, Руссо, Радищев и др., вывели проблему соотношения ГиП на светский уровень, освободили от религ.мировоззрения. Нельзя не сказать и важной роли учения И.Канта (Разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек и личность), которое оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции ПГ. Так, под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Моль, Велькер, Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи ПГ обрели терминологическую определенность и получили широкое распространение. Что касается России, то следует отметить что изучением данного вопроса занимались такие ученые, как: Чичерин, Новгородцев, Ковалевский, Кистяковский, Гессен, Котляревский.2) Второе рождение эта идея обрела в современном мире в период развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии и Италии, Испании и Португалии, колониальных империй, утверждения демократии. 3)Теория ПГ вовсе не застывшая догма. Она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Формирование ПГ в РФ. Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью. Преемственность же названного процесса выражается в следующем: а) мировая идея ПГ без колебаний воспринята российскими общественно-политическими и официальными структурами, юридической научной общественностью; б) в Конституции, других законодательных актах и научных разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого, причем как дореволюционной, так и Советской России. В ч.1ст.1 КРФ закреплено, что РФ-это демокр. федеративное правовое Г с республиканской формой правления. И хотя в данной статье прямо указывается, что ПГ уже есть в РФ, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремится. Процесс становления прав.госуд-сти занимает длительное историч.время. Он совершается также вместе с формированием гр.общества и требует целенаправленных усилий. ПГ не вводится законодательным актом. Весь данный процесс д.б. органически пережит обществом, если оно для этого созрело. Сложившиеся в наст.время обстоятельства не позволяют в полной мере относить РФ к ПГ по след.причинам: еще только формирующееся ГО, рост преступности, коррупция, низкий уровень полит.культуры, прав.нигилизм, слабость демокр.традиций, чиновничье аппаратное засилье и т.д. Вывод: современному росс. общ-ву еще далеко до достижения идеалов ПГ, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, РФ создает свой образ ПГ, кот. б.органичен ее истории, традициям, культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократич.Г.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

Теоретическое обоснование принципа разделения властей получил в 17-18 веках как средство борьбы с абсолютизмом и как средство обеспечения свободы. Первый выдвинул идею англичанин Джон Локк – он первый предложил разделить государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и федеративную. Позднее эту идею развил французский Мыслитель Шарль Монтескье. Монтескье предложил разделить единую государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. При этом Монтескье отдавал лидерство законодательной власти. В последующем идея получила свою практическую реализацию во многих государствах: в США и Франции. Суть принципа разделения властей состоит в том, что единая государственная власть подразделяется как правило на 3 относительно самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Цель разделения властей – обеспечение законности и устранения злоупотреблений власти со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица. Причём каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимно сдерживающей, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Содержание принципа РВ:1) действуют самостоятельно, в рамках своей компетенции ;2) имеют сходные цели-реализация функций Г ;3) взаимосвязаны-образуют единую систему гос.органов ;4) взаимозависимы-дополняют, сдерживают, контролируют др.др. Система «сдержек и противовесов», установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной гос.власти: зак.,исп.,суд-ой. Применительно к закон.власти используются довольно жёсткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: зак.инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В «системе противовесов» важную роль играет президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда РФ можно так же рассматривать как правоздерживающая деятельность, т.к. он имеет право блокировать все антиконституционные акты. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда можно отнести установленные в З сроки презид.власти, вотум недоверия прав-ву, импичмент, запрет заниматься комм.деятельностью и т.д. Для судебной власти есть тоже твои правоограничивающие средства, которые отражены в Конституции, в процессуальном законодательстве, в его гарантиях и принципах (презумпция невиновности, праве на защиту, =ве граждан перед З и судом, гласности, состязательности, отводе судьи и т.д.). Кроме этого имеются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе дозволено только то, что прямо разрешено законом и наоборот. Государство – это полит.структура особого рода, возникающая на опред.этапе соц.развития и представляющая собой центральный институт власти в полит.системе конкр.общества. Одним из признаков Г явл-ся наличие гос.власти – это такая разновидность общественной власти, кот. или осуществляется непосредственно самим Г, или делегирована, или санкционирована им, т.е. проводится от имени Г, по его уполномочию и при его поддержке. Верховенство ее означает:1)безусловное распростр. на всех граждан и все соц.стр-ры общ-ва;2)монопольная возможность применения таких ср-в воздействия, кот.не располагают др.субъекты политики;3)ос-ние властных полномочий в юр.формах (правотворч.,правоприм.,правоохр.);4)только Г отменяет и признает ничтожными акты др.субъектов политики. Признаки ГВ: распр. на все общ-во, общеобязат., носит публично-прав. хар-р, опирается на гос. принуждение, ос-ся спец. лицами, утс-ет налоги, орг-ет население по террит. принципу, хар-ся легитимностью и легальностью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...