Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права человека и гражданина




Понятие «человек» характеризуется с биологической стороны, как представитель живого мира, обладающего определёнными физиологическими свойствами. Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, как осознающего себя, своё место и роль в обществе и ответственность перед ним. Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством. Права человека – это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Это универсальная категория, которая представляет собой, вытекающие из самой природы человеческой возможности. Признаки прав человека: они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека в условиях постоянно изменяющихся условий жизни общества; складываются объективно и независимо от государства; принадлежат индивиду от рождения; имеет неотъемлемый характер, т.е. они естественны; являются непосредственно действующими; признаются высшей социальной ценностью; представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством и обеспечивают индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определённые блага; их признание, соблюдение и защита – обязанность государства. Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование достаточно лишь факта его рождения, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек обладал качествами гражданина и личности. Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленное на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, кто находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав Ч, права гр-на выст. как юрид категория и не они не м. сущ-ть независимо от их гос. признания и законодат. закрепления. Свобода личности - право гражданина, которое выражает лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то. Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод граждан их обычно подразделяют на три поколения: Первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII-XVIII в.) гражданские и политические права, которые получили название "негативных", т.е. выражающих независимость личности от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.); Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые как таковые утвердились к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического, культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют "позитивными", ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его "позитивного вмешательства" в их осуществление, создание необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, защиту материнства и детства, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, участие в культурной жизни общества и т.п.); Третье поколение - права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, углубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм. Классификация прав человека и гражданина: 1) в зависимости от содержания на: а) гражданские и личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайну переписки, телефонных переговоров и др.); б) политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, право на равный доступ к государственной службе, на объединения, на мирное собрание и др.); в) экономические (право частной собственности, право на определённую деятельность и др.); г) социальные (право на охрану семьи, право на охрану материнства и детства, здоровья и т.д.); д) культурные (право на общение, участие в культурной жизни, пользоваться результатами научного и культурного процесса и т.д.); 2) в зависимости от соподчинённости на: а) основные (участвовать в управлении обществом и государством; б) дополнительные (избирательное право); 3) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству на: а) права российских граждан; б) права иностранных граждан; в) лиц с 2-м гражданством; г) лиц без гражданства. 4) в зависимости от степени распространения на: а) общие, т.е. присущие всем гражданам; б) специальные, зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а так же других факторов. Пример: права потребителей, несовершеннолетних, пенсионеров.5) в зависимости от характера субъектов: а) индивидуальные (право на жизнь и т.д.); б) коллективные (на забастовку); 6) в зависимости от роли государства в их осуществлении на: а) негативные (государство должно воздержаться от конкретных действий по отношению к индивиду); б) позитивные (государство должно предоставить лицу определённые блага, содействовать в реализации своих прав); 7) в зависимости от особенности личности на: а) права в сфере личной безопасности и личной жизни; б) права в области государственной и общественно- политической жизни; в) права в области экономической, социальной и культурной деятельности. Международно-правовые акты: Международный Билль о ПЧ, состоящий из след. документов: Всеобщая Декларация ПЧ (ГА ООН, 10 дек. 1948 г.), Межд. Пакт об эк., соц. и культ. правах, Межд. Пакт о гр. и полит. правах, а также факультат. протокол к посл. пакту (в соотв. с ним г-ва его подписавшие, признают право Комитета по ПЧ при ООН принимать и рассматривать жалобы гр-н на нарушения в этих гос-вах положений Пакта о гр. и полит. правах. Комитет работает в тесной взаимосвязи со специализ. учрежд. ООН: МОТ, ВОЗ, детским фондом ООН- ЮНИСЕФ). 3 последних приняты Ген. Ассамблеей ООН в дек. 1966 г. В 1996 году Россия принята в Совет Европы. Автоматически РФ присоединилась к странам, подписавшим Европ. Конвенцию о защите П и осн.свобод (1950). Это регион. документ, воплощающий на европ. уровне идеи Всеобщей декларации прав Ч. + конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989), Декларация прав ребенка (1959). Особенность межд. документов о ПЧ закл-ся в том, что они активно и плодотворно действуют посредством внутр., нац-го права. Др. словами, их необходимо воплотить в соответствующих актах внутри страны – законах, кодексах, указах и т.д. Отдельные элементы прав и свобод Ч м.б. отражены в положениях таких отраслей зак-ва, как трудовое, гражд., сем., уг-проц. и др. Во многих странах ПЧ в наиболее полном виде зафиксированы в конституциях. Россия не явл-ся искл-ем. (гл. 2 КРФ). Защита прав Ч: решающую роль играет ООН (ГА). 1946- Комиссия по правам Ч, в 1977 в соотв. со ст. 28 Межд. Пакта о пол. и гр. П при ООН был создан– Комитет по ПЧ. В 1961 – орг-ция «Межд. амнистия». В РФ- Уполномоченный по ПЧ, суды, прокуратура. Гарантии - это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов. Понятие гарантий базируется на основных выработанных человечеством: гуманизме, справедливости, законности, целесообразности, равноправии и др. По своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов человека. Их основной функцией является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере реализации прав личности. Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных и неимущественных интересов граждан. Виды: 1. Материальные гарантии - это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной форм собственности. 2. Политические гарантии - это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. 3. Духовные гарантии - система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к отечеству, вере в добро и справедливость: это общественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантий относятся запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. 4. Юридические гарантии - представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Среди юридических гарантий прав личности следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе относятся: пределы прав и свобод; юридические факты; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации. Вторую группу юридических гарантий составляют конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства. Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина - всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону. Социальное государство и его законодательство призваны целенаправленно улучшать и защищать материальное благосостояние, служить задачам обеспечения человеку достойной жизни, утверждать в обществе принципы гуманизма и справедливости.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Формирование ГО. Представления о ГО прошли длительную эволюцию. Генезис этой идеи уходит в далекое прошлое – в «Политике» Аристотеля, «Гос-ву» Платона, другим древнегреческим учениям. Она получила продолжение в эпоху Возрождения, в трудах Гроция, Гоббса, Локка, Монтескъе, Руссо, но сам термин ГО стал устойчиво употребляться лишь в 18 столетии. До этого научная мысль им практически не пользовалась, т.к. Г и общ-во рассматривалось как единое целое. Однако и в более позднее время принципиального различия между общ-ом и Г не проводилось. Разделить их было непросто, ведь Г – форма организации общ-ва. Из зтого, конечно, не следует, что общ-ые и гос-но – властные стр-ры, механизмы полностью и во всех случаях отождествлялись. Но уже Гумбольт, Кант (ввел понятие «моральная автономия», согласно кот. о прав. порядке м. говорить лишь там, где признается, что общ-во независимо от Г располагает средствами и санкциями, с пом. кот-ых оно м. заставить индивида соблюдать общепринятые нравственные нормы. Именно институты ГО (семья, школа, церковь) способны играть подобную роль. Такая функция чужда Г-ву и оно прибегает к ее выполнению лишь в случае, если институты ГО демонстрируют свою неспособность к этому.), Гегель «Философия права» (по Гегелю ГО – прежде всего система потребностей, основанная на частной собств-сти, а также религия, семья, сословия, гос. устройство, П, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юрид. связи субъектов. Он подчеркивал, что ГО возможно лишь в современном мире. Главный элемент в учении – человек, его роль, функции, положение), Маркс (в своих ранних произ-ях довольно часто использовал понятие ГО, обозначая им организацию семьи, сословий, классов, соб-сти, распределения, реальную жизнь людей, подчеркивая их исторически обусловленный хар-р, детерминированность зк-ми и иными факторами. В дальнейшем он постепенно заменяет недостаточно четкий термин ГО более строгими и широко известными теперь категориями: производ. силы, производственные отношения, базис, надстройка, способ произ-ва и т.п.), Энгельс, Вебер и другие философы новой формации разграничивали эти явления, хотя четкой теории на этот счет не было. Очевидным было только хронолог. несовпадение названных категорий. Если Г возникло всего лишь 6 тысячелетий тому назад и в глобальном плане представляет собой сравнительно молодое образование, то общ-во насчитывает уже свыше полутора миллионов лет, а по последним данным науки – гораздо больше. Но в данном случае речь идет о периоде, когда общ-во и Г сущ-ли вместе и создавалось впечатление, что это одно и то же. Понадобилось время, чтобы теоретики увидели разделяющие их грани и убедились в том, что одно есть часть другого. Гражданское общество можно определить, как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Признаки гражданского общества: экон. свобода, многообразие форм соб-сти, рыночные отношения, безусловное признание и защита естеств. прав Ч и гр-на, легитимность и демократический хар-р власти, =во всех перед законом и правосудием, надежная юр-ая защищенность ЛЧ, правовое Г, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей, полит. и идеологич. плюрализм, свобода слова и печати, независимость СМИ, невмешетельство Г в частную жизнь, эффективная соц. политика, обеспеч-щая дост. уровень жизни людей. Структура гражданского общества: 1) эк.система (совокупность эк.институтов и отношений, составляющих матер.основу жизни общества: отношения собственности, отнош. произ-ва мат. и немат. благ, отнош. распредел., обмена и потребления, частные, гос., муниц. предприятия, юрид., физич. лица и др. эк. институты);2) полит.система (сов-сть институтов и отношений, в рамках кот.происходит полит.жизнь и ос-ся гос.власть: Г, полит. партии, общ. движения, организации, профсоюзы и т.д., полит. отношения между элементами данной системы, полит. сознание, полит. нормы, традиции, право);3) соц система (сов-сть классов, соц. групп общества и взаимооотношений между ними: семья- базовая ячейка общества, межличностные отнош., большие соц. общности людей с общими интересами – нации, классы, страты, соц. группы, отношения между крупными соц.группами (классами, сословиями, национальностями и т.д.);4) информац система (сов-сть инфо, СМИ, предприятий, орг-ций, граждан, ос-щих информ.деятельность);5) духовно-культ.система (сов-сть немат. благ, отношений по поводу них и институтов, через кот. реализуются дан.отношения: образование, отношения, связ. с ним, образовательные институты, наука, культура, искусство, религия, соответствующие научные, культурные, религиозные отношения).

98. Общество в широком смысле – это совокупность исторически сложившейся формы совместной деятельности людей. В узком смысле – это исторический конкретный тип социальной системы, определённая форма общественных отношений. Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественно осуществлению конкретных интересов в пределах определённой территории. «Общество и государство» понятия не совпадающие. Первое шире второго, т.к. в обществе есть и не государственные структуры (объединения). Нерасторжимость ГО и ПГ. ПГ м. существовать только в паре, в связке с ГО, обеспечивая его функционирование. И коль скоро такое общ-во складывается, в той же степени складывается и ПГ. В этом его смысл, соц. назначение, будущее ПГ в существовании и развитии ГО. ПГ и ГО складываются синергически. Поэтому странным звучит вопрос построили ли уже в РФ ПГ, оправдана ли конституционная хар-ка рос.Г как правового. Хар-ка оправдана, но только в том смысле, что такое Г находится на этапе становления, точно также как на том этапе находится и ГО (свобода ЛЧ, либерально-демократ. режим, рыночная экономика, частная и иные формы собственности и т.д.). Пожалуй, будущее росс. государственности и заключено в этих 2 осн. параметрах. ПГ явл-ся фактором становления ГО, точно также как ГО воздействует на формирование ПГ. Этапы формирования ПГ: 1) уже в древности сформировалась идея о разумности и справедливости организации такой полит.формы общ.жизни людей, при которой П, благодаря поддержки власти, становится властной силой (т.е. общеобязательным законом), а публично-властная сила – справедливой гос.властью (Платон, Аристотель, Цицерон). Однако следует отметить, что идеи древнегреч. и древнерим. мыслителей не имели логически завершенной формы, поэтому говорить о становлении концепции ПГ во времена античности не приходится по той простой причине, что в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя они не имели шансов получить последовательного обоснования.2)В теоретически развитом и развернутом виде учения о ПГ были оформлены гораздо позже – в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители как Монтескъе, Локк, Гоббс, Руссо, Радищев и др., вывели проблему соотношения ГиП на светский уровень, освободили от религ.мировоззрения. Нельзя не сказать и важной роли учения И.Канта, которое оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции ПГ. Так, под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Моль, Велькер, Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи ПГ обрели терминологическую определенность и получили широкое распространение. Что касается России, то следует отметить что изучением данного вопроса занимались такие ученые, как: Чичерин, Новгородцев, Ковалевский, Кистяковский, Гессен, Котляревский. 2) Второе рождение эта идея обрела в современном мире в период развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии и Италии, Испании и Португалии, колониальных империй, утверждения демократии. 3)Теория ПГ вовсе не застывшая догма. Она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Формирование ГО: Представления о ГО прошли длительную эволюцию. Генезис этой идеи уходит в далекое прошлое – в «Политике» Аристотеля, «Гос-ву» Платона, другим древнегреческим учениям. Она получила продолжение в эпоху Возрождения, в трудах Гроция, Гоббса, Локка, Монтескъе, Руссо, но сам термин ГО стал устойчиво употребляться лишь в 18 столетии. До этого научная мысль им практически не пользовалась, т.к. Г и общ-во рассматривалось как единое целое. Однако и в более позднее время принципиального различия между общ-ом и Г не проводилось. Разделить их было непросто, ведь Г – форма организации общ-ва. Из зтого, конечно, не следует, что общ-ые и гос-но – властные стр-ры, механизмы полностью и во всех случаях отождествлялись. Но уже Гумбольт, Кант (ввел понятие «моральная автономия», согласно кот. о прав. порядке м. говорить лишь там, где признается, что общ-во независимо от Г располагает средствами и санкциями, с пом. кот-ых оно м. заставить индивида соблюдать общепринятые нравственные нормы. Именно институты ГО (семья, школа, церковь) способны играть подобную роль. Такая функция чужда Г-ву и оно прибегает к ее выполнению лишь в случае, если институты ГО демонстрируют свою неспособность к этому.), Гегель «Философия права» (по Гегелю ГО – прежде всего система потребностей, основанная на частной собств-сти, а также религия, семья, сословия, гос. устройство, П, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юрид. связи субъектов. Он подчеркивал, что ГО возможно лишь в современном мире. Главный элемент в учении – человек, его роль, функции, положение), Маркс (в своих ранних произ-ях довольно часто использовал понятие ГО, обозначая им организацию семьи, сословий, классов, соб-сти, распределения, реальную жизнь людей, подчеркивая их исторически обусловленный хар-р, детерминированность зк-ми и иными факторами. В дальнейшем он постепенно заменяет недостаточно четкий термин ГО более строгими и широко известными теперь категориями: производ. силы, производственные отношения, базис, надстройка, способ произ-ва и т.п.), Энгельс, Вебер и другие философы новой формации разграничивали эти явления, хотя четкой теории на этот счет не было. Очевидным было только хронолог. несовпадение названных категорий. Если Г возникло всего лишь 6 тысячелетий тому назад и в глобальном плане представляет собой сравнительно молодое образование, то общ-во насчитывает уже свыше полутора миллионов лет, а по последним данным науки – гораздо больше. Но в данном случае речь идет о периоде, когда общ-во и Г сущ-ли вместе и создавалось впечатление, что это одно и то же. Понадобилось время, чтобы теоретики увидели разделяющие их грани и убедились в том, что одно есть часть другого. Место и роль ПГ в функц-нии ГО. Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нём главную роль. Государство по отношению ко всему обществу выступает, как средство управления введения общих дел, обеспечивая порядок и общественную безопасность. А по отношению к противникам господствующего класса, как орудия подавления и насилия. Общество возникло раньше государства и имеет более богатую историю. Рождённое, развивающимся обществом, государство, приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность и степень этой самостоятельности постоянно изменяется. Правовое гос-во можно считать результатом развития гражданского общ-ва и условием его дальней­шего совершенствования. Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое гос-во не противостоит гражданскому общ-ву, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные ус­ловия. В таком взаимодействий содержится гарантия разре­шения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантий ненасильственного поступательного развития об­щества.

ПРАВОСОЗНАНИЕ

Общественное сознание – целостное духовное явление, кот. обладает опред. внутр. стр-рой, вкл-щей разл. уровни (от обыд. до теорет.) и формы сознания (политическая, моральная, эстетическая, религиозная, правовая). Правосознание – это сложившаяся на основе права и вместе с ним система идей, представлений и понятий о праве, осознание потребности в праве, содержащие представление, понимание о сущности пути его развития и правопорядка. Структура правосознания: 1)прав. идеология – сов-сть юр. идей, теорий и взглядов, кот. в концептуальном, ситем-ом виде отражают и оценивают прав. реальность. Она хар-ся целенаправленным научным либо философ. осмыслением П как целостного соц. института. Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и правоприменения, содержит идеи, оценки перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов и т.д. 2) прав. психология – эмоциональная оценка общ-ом и отдельными людьми П и прав. явлений (чувства, настроения, переживания) Правовая психология выражает психическое отношение к праву и к правовым институтам и включает следующие элементы: 1) мотивы деятельности определённых социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества, общественный интерес; 2) психологический, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества; 3) представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада; 4) чувства, эмоции связанные с правом, присущие социальным группам; 5) способы формирования представлений – влияние, самовнушение, подражание; 3) индивид. знания о П – уровень прав. знаний каждой отд. личности (юрист, врач); 4) личностные ценности индивида -та система убеждений, личный опыт, опираясь на кот., человек оценивает прав. явления; 5) субъективная воля индивида – спос-сть человека на основании знаний, чувств принимать решение, кот. б. определять правомерность или неправомерность его поведения. Анализ отношения людей к законам и иным НПА позволяет выделить в правосознании и другие элементы ( это то же самое, что и 3,4,5, только подробнее ). Первый элементинформационный. Это наличие в сознаний того или иного: объема информации о законе. Ин­формация может быть полной и всесторонней, а мо­жет быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания - обязательная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему. Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценност­ных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права лично­стью способствует превращению права из «чужого», исходя­щего от внешних сил, от властных социальных структур, в способствующее реализации целей и интересов человека. На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий — волевой. Узнав о законе и уяснив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или "обойти" его, строго исполнять иной закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, - все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленость правосознания иногда именуют правовой установкой, т.е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования. Виды правосознания: 1) по носителю: а) индивидуальное (личное отношение чел. к П); б) групповое (отношение к П. групп, коллективов и т.д.); в) общественное (правосознание всего общества); г) корпоративное (правосознание представителей различных профессий – работников милиции, соц.групп и слоев–бизнесменов, членов партий, работников отд. предприятий); г) массовое (правосознание больших групп людей). 2) по уровню: а) обыденное (отнош. к праву обывателя либо специалиста, для кот. П не является осн.занятием); б) профессиональное (кот. сложилось в результате спец. подготовки); в) научное (свойственное ученым-правоведам, специалистам в области прав. науки); г) теоретическое. 3) по степени осознанности: а) с преобладанием сознательного; б) с преобладанием бессознательного. Функции правосознания: гносеологическая (инфо-познавательная) – состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности; р егулятивная – проявляется в том, что правосознание способно при определённых условиях выступать регулятором общественных отношений, т.к. это способ воздействия через мотивацию на поведение людей; прогностическая – состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы; моделирование – выражается в возможности формировать соответствующие модели поведения; коммуникативная – состоит в том, что правосознание служит важной, идеально-духовной основой для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов, передачи необходимой информации и сознательного управления людьми; оценочная – заключается в возможности оценки поведения людей с точки зрения различных элементов структуры правосознания, оценки права. Роль правосознания проявляется в его активном влиянии на 1) правотворчество (Опред. интересы и потребности людей, прежде чем воплотится в юрид. нормах, проходят через волю и сознание индивидов, создающих прав. нормы) и 2) правоприменительную деятельность (в данном случае роль правос. выражается в 2 осн. направлениях: а) образования необходимого психологического и идеолог. контекста с целью добровольного соблюдения субъектами прав. отношений юр. норм. Др. словами, чем будет выше уровень правосознания гр-н, тем б. точнее исполнятся предписания прав. норм. б) правос. выполняет важные функции в процессе применения прав.норм долж-ми лицами. Трудно представить случай применения юр. нормы вне контекста правосознания судьи, прок-ра, след-ля и др. Должн. лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле П, его требований и дозволений. Без развитого правос. сделать это невозможно. Например, пробелы в П.).

ДЕФОМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Дефекты правосознания возникают из-за массового незнания и непонимания закона. Особенно опасно, когда такая ситуация возникает в СМИ, тиражирующих свое невежество. К примерам дефектов правосознания м. отнести: неуважение к ПО, утверждение, что цель оправдывает средства, все стражи порядка – менты, когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои – воры в законе, авторитеты прест. мира и т.д. Правовой нигилизм – отрицательное и равнодушное отнош. к праву, основанное на юрид. невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения. Формы проявления правового нигилизма: 1. Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов 2. Массовое неисполнение и нарушение правовых норм (на бытовом уровне, гос. Органами, неправовые способы решения споров). 3. Распространение антиправовой психологии (особые социальные нормы, оправдывающие антиправовое поведение, эстетизация преступности, сознательная или неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни). 4. Война законов (создание параллельной правозаменяющей системы законодательства, противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами, издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти). 5. Нарушение законов и подзаконных актов в угоду «целесообразности» - принятие неправовых решений для достижения тех или иных целей органами гос. Власти. 6. Массовое нарушение прав и свобод человека (гос.органами, невозможность правовыми способами защитить свои права, незащищенность права на жизнь) 7. Низкий авторитет суда и иных правоохр. органов. Теоретические формы проявления ПН: 1) ряд положений марксистко-ленинского учения, культивируемого в сов. общ-ве, отрицающих и искажающих роль и значение права (напр., П – сред-во угнетения нар. масс), 2) отсутствие единых подходов к П в отечественной прав. науке, 3) ошибочное понимание П рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание П. Причины проявления ПН: особенности истор. развития (монголо-татар. иго и т.д.), самодержавный, деспотический хар-р власти, крепостное П, отсутствие развитых демократич. и прав. традиций, распространенность неправ. способов решения споров, репрессивный хар-р права на протяж. как дореволюц. эпохи, так и советского времени, сталинские репрессии, распространенные в сов. эру админ.-командные методы в экономике и политике, несовершенство судебно-правоохранит. системы, повсеместное нарушение П и свобод граждан. Признаки современного ПН: широкая распространенность и повсеместность, многообразие форм проявления (на гос. уровне, бытовые, открыто, тайно), высокая степень агрессивности и не подконтрольности, соединение ПН с формами соц. и иного протеста (особо жестокие антиправительственные выступления, перекрытие ж/д), усиление ПН нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравст.), широкий и повсеместный показ ПН в киноф. и т.д. Основные направления борьбы с ПН: укрепление режима законности в стране, реальное обеспечение верховенства Конституции и законов, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, совершенствование правовой системы, повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности, обеспечение в стране правопорядка, правовое воспитание (это формирование у граждан в обществе правосознания и правовой культуры). Основные методы борьбы с ПН: убеждение, поощрение, принуждение, наказание. Правовой идеализм (ПИ) – переоценка П и его возможностей. Формы проявления: нереалистичное отношение к П со стороны ученых-правоведов,слепая вера гр-н в «хорошие законы», идеалистическое отнош. к П со стороны зак-лей (напр., неучет обст-в реальной действительности при разработке НПА, слабое знание жизни). ПН и ПИ родственны и взаимосвязаны, имеют сходные корни. Рано или поздно ПИ превращается в ПН, а ПН подпитывает ПИ. Следовательно бороться необходимо синхронно.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Противостоит прав. нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный соц. феномен, как Правовая культура – это качество прав. жизни общ-ва и степень гарантированности Г и общ-ом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение П каждым отдельным членом общ-ва. Виды правовой культуры по субъектному составу: общественная (явл-ся условием обеспечения П и свобод человека, безопасности ЛЧ, гарантом ее прав. защиты и гражданской активности. Правовая культура общ-ва - уровень правосознания и правовой активности общ-ва а также степень прогрессивности правовых норм и юр. практики), индивидуальная (правовая культура личности означает уровень правовой образованности чел-ка умение применять право, подчинение своего поведения требованию правовых норм), групповая культура. Виды ПК по уровням: обыденная (она используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юрид. обяз-ей, использ-ии субъект.прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения), профессиональная и теоретическая (представляет собой научные знания о сущности, хар-ре и взаимодействии прав. явлений вообще, всего механизма прав. регулирования, а не каких-то отд. направлений. Она вырабатывается колл-ми усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общ. опытом практич. работников). Проф. прав. культура – глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзак. актов, а также источников П, правильное понимание принципов П и задач прав. регул-ния, проф. отнош. к П и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения П в предметно-практической деятельности. В стр-ру проф. культуры вкл. след. элементы: право, как систему норм, выражающих возведенную в закон гос. волю, правоотношения как систему общ. отношений, участники которых обладают взаимными П и обязанностями, правосознание как систему духовного отражения всей прав. действительности, прав. учреждения как систему гос. органов и общ. орг-ций, обеспеч-щих прав. контроль, реализацию П, прав. поведение, деятельность. Структура общ. прав. культуры вкл. след. элементы: 1) степень развитости правосознания населения, кот. хар-ся: признанием общ-вом и Г человека высшей ценностью, признаие, соблюдение и защита его прав и свобод; осознанием гр-ми своих прав и свобод, механизма их прав. защиты, уважением к правам и свободам других людей; правовой установкой граждан на правомерное поведение; знанием гражданами норм КРФ, положений важнейших законов и иных НПА; широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права; позитивным отношением к суду. 2) уровень развития прав. деятельности, кот предполагает: наличие сильной юрид. науки; качеств. препод

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...