История возникновения и развития типографики
Стр 1 из 7Следующая ⇒ А.С. Томилин
ОСНОВЫ ТИПОГРАФИКИ Учебное пособие Для студентов специальности «Дизайн» Специализации «Графический дизайн» Москва 2011 Содержание
Введение
В XV веке произошли знаменательные события предопределившие дальнейшее развитие европейской и мировой цивилизации. В эту эпоху, получившую позднее название Ренессанс или Возрождение, появлялись новые знания, расширялся круг интересов человека. Получили новое звучание литература, изобразительное искусство, зодчество. Вновь открытая и заново переосмысленная культура античного мира, стала основой возникновения светской науки, техники и новых, ранее не известных ремесел. Важнейшим событием XV века стало изобретение технологии печати подвижными литерами, которое открыло эру книгопечатанья, позволило увеличить тиражи изданий, что сделало книгу более доступной, а в дальнейшем привело к возникновению периодической печати. Появилось новое направление деятельности человека, которое получило название Типографическое дело, то есть получение на каком либо материале механическим путем оттиска букв, картин и т.д.
Расположение текста на странице, пробелы между строками, выключка строк, стали наиболее точными, что изменило эстетику книги, позволило создать новый вид искусства, тесно связанного с производством, и получившего название Типографика. В наше время книги, журналы, газеты и прочие печатные издания стали общедоступными предметами потребления, без которых не возможно представить современный мир. Искусство типографики тесно связано с такими понятиями как шрифт, макетирование и формат издания, полоса набора и т.д. Дизайнер, работающий в области печати, должен иметь представление о новых технологиях и возможностях современной типографики, не выпуская из виду опят предшественников, накопленный веками.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПЕЧАТИ
История возникновения и развития типографики
Изобретение книгопечатания имеет большую предысторию. Техника тиражирования изображения и текста с помощью давления, штемпелевания и теснения было известно в глубокой древности уже за 3000 лет до н. э. До нашего времени дошли печатные формы, выполненные на камне, дереве и металле, а так же отпечатки на камне и глине. В 868 г. до н. э. в Китае появились книги, отпечатанные с гравюр на дереве, получившее название ксилографические книги, а в середине XIII века в Корее печатали уже с использованием подвижных литер. В Европе, начиная с средних веков стали печатать картинки, священные тексты с деревянных гравированных досок, а ксилографическая книга появилась в XV веке. Процесс гравирования трудоемок и отнимает много времени, резка каждой отдельной доски с текстом очень усложняла этот способ печатания и увеличивала стоимость книги. Однако возможность тиражирования оттисков делала ксилографическую книгу более доступной, чем рукописная инкунабула.
Около 1450 года в Европе, а именно в Германии, появились первые печатные книги – 42х страничная и 36 страничная Библии, отпечатанные в типографии Иоанна Гуттенберга. Изобретение подвижных литер приписывают то Лауренсу Янсзону Костеру из Гарлема, то Иоанну Гуттенбергу из Майнца. Однако официально пальма первенства отдана последнему. Первые печатные издания по своей эстетике и расположению оформительских элементов повторяли рукописные книги и печатались в форматах фолио и кварто. Однако с 1473 года в Венеции в мастерской Янсена печатали книги меньшего формата. Книгопечатание в России появилось только в XVI веке. В 1564 году диакон Иван Федоров, первый русский типограф, отпечатал в Москве книгу «Апостол», украшенную фронтисписом изображающем апостола Луку, и многочисленными оформительскими заставками, выполненными в технике ксилографии. В 1574 году Иван Федоров издал во Львове первый русский учебник «Азбуку». Первые русские печатные издания, набранные уставом и богато украшенные, очень похожие на рукописные книги Московской Руси. Весть о чудесном изобретении немецкого типографа разошлась по Европе и захватила умы талантливых последователей Иоанна Гуттенберга. Его ученик Петер Шеффер «умело вводит цвет в книгу» «Псалтырь», изданную в 1457 году. Ему же приписывают и другие изобретения: способ «печатания в раскат», усовершенствование словолитной формы. Постепенно расширяется круг названий изданий. Альбрехт Пфистер в 1460 году печатает в Гамбурге книгу «Богемский землепашец или разговор вдовца со смертью», а в 1461 году сборник басен «Драгоценный камень», составленный в XIV веке швейцарцем Ульрихом Бонером. Во второй половине XV века и в других странах Европы появляются первые печатные мастерские. В 1462 году отряды головорезов графа Адольфа Нассауского ворвались в Майнц. Несколько дней ландскнехты занимались грабежами и погромами. Очевидно, была разгромлена и типография Гуттенберга и Шеффера. «Подмастерья изобретателя разбрелись по городам Германии», а «двое из них Конрад Свенгейм и Арнольд Паннартц перебрались через Альпы». Вскоре в 1467 году получив приглашение, Пьер и Франческо Массимо, типографы перебрались в Рим. Во дворце своих покровителей им удалось создать типографию и отпечатать первую книгу «Письма друзьям» Цицерона, за несколько лет они издали целый ряд произведений римских классиков: Апулея, Вергилия, Овидия, Тита Ливия, Плиния. «В 1472 году вышел в свет пятитомный комментарий к «Библии» богослова Николауса де Лира.»
Книгопечатание превращалось в перспективный бизнес, книги раскупались, тиражи увеличивались. В Италии к концу века насчитывалось уже около 200 печатных мастерских и типографий. В Венеции, «подлинной Мекке для печатников», бывший французский чеканщик монеты Никола Жансон, основал типографию и отпечатал около 150 изданий, среди которых «Жизнеописание императоров» Корнелия Непота, римского историка, «Естественную историю» Плиния Старшего, а так же много произведений античной литературы, средневековых мыслителей и античных поэтов. В 1471 году «другой венецианский типограф – Кристоф Вальдарфер выпускает первое издание одной из самых прославленных книг – «Декамерона Боккаччо (1313-1375)». Ректор парижского университета Гильом Фуше и Жан Гейлен, сменивший последнего на его посту, «были инициаторами создания первой типографии во Франции». Типографов, издавших в Сорбонне в 1470 году книгу профессора Гаспарино Барцицци «Послания». В конце XV века количество печатных мастерских увеличивалось в геометрической прогрессии. Появлялись новые имена типографов, которые создавали истинные произведения типографского и книжного искусства и внесли свой вклад в развитие печатного дела – это: Эрхард Ратдольт, Израэль Ван Мекенеме, ученик Гуттенберга Моати Нумайстер, издавший в 1472 году «Божественную комедию» Данте, а так же Феодосий Изограф, лионский типограф Иоганн Трехсель, Франциск Скорнна, черногорский монах Макарий и другие мастера. Прежде, чем продолжить рассказ о развитии типографики в XVI и XVII веках, необходимо отметить, что в XV веке, начальном периоде книгопечатания были сделаны основополагающие открытия в типографическом деле. Это прежде всего изобретение ручного плоскопечатного станка и способа отливки шрифтов и набора строк из отдельных литер. Благодаря краске на олифе стала возможной печать с обоих сторон листа. Помимо книг, повторяющих размеры рукописных инкунабул, появились форматы меньшего размера, что позволило создать книги для светского чтения и сделало издания более демократичными.
В то далекое время средний формат листа бумаги был 50x70 см. При брошюровке лист сгибали пополам. «Из четырех листов формировали тетрадь размером страницы 50x35 см. Такой формат называется «ин-фолио» - «в лист». При одиннадцатом сгибе на печатном листе (двусторонняя печать), можно разместить 4 полосы набора. Если согнуть лист еще раз, то при меньшем размере, мы получаем формат «ин-оквалио» (1/8 доля листа) и, следовательно, 8 полос для набора текста и размещения картинок. В полиграфии сгибание печатного листа называется – фальцовка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|