Типометрия или типографская система измерения,
Форматы изданий и форматы полосы набора Первые слова, которые слышит художник оформитель от художественного редактора при обсуждении заказа это – формат издания. Формат, будь то книга, журнал, плакат или визитка, определяет композицию издания и, самым решительным образом, влияет на типографику. Однако, прежде чем более внимательно ознакомиться с влияниемразмеров издания на художественное качество печатной продукции, необходимо выяснить как измерить формат полосы набора и иллюстраций, высоту строки, величину отступов, ширину полей и так далее. Нужно сразу оговориться, что в современной издательской практике элементы печатных изданий все чаще измеряются в миллиметрах, однако, нужно учесть, что для измерения высоты строки, размера буквы, пробелов между колонками применяется типометрия. Что же такое типометрия? В словаре БСЭ сказано, что типометрия это – «типографская система мер для шрифтов и наборных материалов, позволяющая составлять из них полосы и наборные печатные формы заданных размеров и рассчитывать в оригинале набор таблиц, формул и других сложных наборных элементов». Появление типографской системы измерения имеет свою длинную историю. Первопечатники и граверы литер понятия не имели о типометрии. В те далёкие времена типографы пользовались уже сложившимися, привычными, бытовыми мерами, тем более, что большие деревянные литеры не требовали поиска новой системы измерения. Только с изобретением металлической отливки шрифта и уменьшением формата книг появились наборы, размеры которых различали по названию, например «цицеро» - 12 пунктов. Сам же пункт, как единица измерения, удобный для использования появился позже – в 18 столетии, хотя еще в17 веке типографов-словолитчиков посещала идея о необходимости стандартизации размеров шрифта. Если вернутся к термину типометрия, то нужно сказать, что свое название он получил от прибора «типометра», первоначально называвшегося «прототипом». Изобретатель данного устройства Пьер-Симон Фурнье, известный типограф-словолитчик и предложил в 1737году новую систему мер в типографике и вышеназванный пункт. Слово происходит от латинского punctum – точка. Основой этой системы является дюйм. Дело в том, что во времена Фурнье во Франции в обиходе линейной мерой был туаз равный 6 футам, который в свою очередь «равнялся 12 дюймам, дюйм 12линиям, а линия- 12пунктам. Два этих самых пункта Фурнье … принял за типографский пункт». Позднее «по каким-то причинам новорожденный типографский пункт… оказался короче пункта 1737года, став, таким образом, произвольной величиной». Эту неточность мастера в дальнейшем исправляли поколения типографов, искавших точное число величины пункта и в итоге в восьмидесятых годах компания Adobe, создавая язык Постскрипт, определила величину пункта, который равен 1/72 дюйма или 0,3527миллиметра. Впрочем, этот исторический экскурс имеет скорее познавательное, нежели практическое значение. Я не могу припомнить, когда при создании макета приходилось высчитывать и переводить миллиметры в пункты. Однако при работе со студентами приходиться отвечать на такие вопросы, тем более, что усвоить незнакомую систему измерения сразу не так просто. С приобретением навыков практической работы дизайнера эти проблемы исчезают.
Итак, несмотря на неточности, система Фурнье, из-за своей простоты прижилась. Теперь каждый кегель, имеющий своё название, состоял из определенного количества пунктов: нонпарель – 6, петит – 8, корпус – 10, цицеро – 12 пунктов, квадрат – 12 пунктов.В типографике каждый из этих кеглей имеет своё назначение и входит в основную систему набора, но, следует оговориться, что всё это работает в классической системе набора и традиционных форматах, определенных ГОСТом. Прежде чем продолжить разговор о технических аспектах, нужно сказать, что без знания ключевых элементов типографики художник не может воплотить замысел оформления печатного издания. Если, например, решено выпустить многостраничное издание большого формата то только художественный редактор и дизайнер могут составить подробный художественно – технический проект, в котором будут определены точный формат, кегли шрифтов, система рубрикаций издания. В.В. Пахомов в своей книге «Книжное искусство» писал: «Хотя общий замысел и кажется чем-то малосодержательным и расплывчатым, тем не менее, некоторые стороны оформления находят уже в нём достаточно определенное решение. К ним в первую очередь относится формат издания. К ним в первую очередь относится формат издания».
Во времена Иоанна Гуттенберга печатные книги также как и рукописные имели очень большие форматы типа «кварто» и «фолио» и были неудобны для использования. В 16 веке начинается процесс постепенного уменьшения форматов, в 18 веке с появлением новых технологий и уменьшением шрифтового набора эта тенденция продолжилась, с тридцатых годов 20 века в основном используются умеренные форматы типа «октаво» и, в связи с гигиеническими требованиями к длине строки, массовые издания выходят в наиболее удобных для чтения форматах: 84Х108/32, 60Х90/16, 70Х100/16 и 70Х108/16. В нашей стране в 1951 году были утверждены стандарты форматов изданий, в основу которых полжены принципы классификации различных типов печатной продукции, необходимость соблюдения определенной длины строки, нормы, связанные с кеглем шрифта и типом издания, экономичность и технологические возможности бумагоделательной и полиграфической промышленности. . Основные форматы изданий Таблица 1
Форматы даны в миллиметрах, с учетом трёхсторонней обрезки по 5мм с каждой стороны и фальцовкой в доли листа, кратные двум.
Принцип удобочитаемой длины строки, кегля шрифта и размера иллюстраций, самым тесным образом связан с размером полосы набора. С одной стороны определение формата полосы набора для оформителя это задача эстетическая и композиционная, с другой «это почти математическая функция от формата издания, настолько непосредственно и тесно связаны эти два основных элемента оформления…». Существует и обратная связь, так как невозможно определить пропорции и площадь полосы набора вне зависимости от величины размера полей, гарнитуры и кегля шрифта, междустрочных пробелов, количества иллюстраций и их размещения на странице. Рекомендуемые форматы полосы набора Таблица 2
Форматы полосы набора даны в квадратах и долях квадрата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|