Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типометрия или типографская система измерения,




Форматы изданий и форматы полосы набора

Первые слова, которые слышит художник оформитель от художественного редактора при обсуждении заказа это – формат издания.

Формат, будь то книга, журнал, плакат или визитка, определяет композицию издания и, самым решительным образом, влияет на типографику. Однако, прежде чем более внимательно ознакомиться с влияниемразмеров издания на художественное качество печатной продукции, необходимо выяснить как измерить формат полосы набора и иллюстраций, высоту строки, величину отступов, ширину полей и так далее.

Нужно сразу оговориться, что в современной издательской практике элементы печатных изданий все чаще измеряются в миллиметрах, однако, нужно учесть, что для измерения высоты строки, размера буквы, пробелов между колонками применяется типометрия. Что же такое типометрия?

В словаре БСЭ сказано, что типометрия это – «типографская система мер для шрифтов и наборных материалов, позволяющая составлять из них полосы и наборные печатные формы заданных размеров и рассчитывать в оригинале набор таблиц, формул и других сложных наборных элементов».

Появление типографской системы измерения имеет свою длинную историю. Первопечатники и граверы литер понятия не имели о типометрии. В те далёкие времена типографы пользовались уже сложившимися, привычными, бытовыми мерами, тем более, что большие деревянные литеры не требовали поиска новой системы измерения. Только с изобретением металлической отливки шрифта и уменьшением формата книг появились наборы, размеры которых различали по названию, например «цицеро» - 12 пунктов. Сам же пункт, как единица измерения, удобный для использования появился позже – в 18 столетии, хотя еще в17 веке типографов-словолитчиков посещала идея о необходимости стандартизации размеров шрифта. Если вернутся к термину типометрия, то нужно сказать, что свое название он получил от прибора «типометра», первоначально называвшегося «прототипом». Изобретатель данного устройства Пьер-Симон Фурнье, известный типограф-словолитчик и предложил в 1737году новую систему мер в типографике и вышеназванный пункт. Слово происходит от латинского punctum – точка. Основой этой системы является дюйм. Дело в том, что во времена Фурнье во Франции в обиходе линейной мерой был туаз равный 6 футам, который в свою очередь «равнялся 12 дюймам, дюйм 12линиям, а линия- 12пунктам. Два этих самых пункта Фурнье … принял за типографский пункт». Позднее «по каким-то причинам новорожденный типографский пункт… оказался короче пункта 1737года, став, таким образом, произвольной величиной». Эту неточность мастера в дальнейшем исправляли поколения типографов, искавших точное число величины пункта и в итоге в восьмидесятых годах компания Adobe, создавая язык Постскрипт, определила величину пункта, который равен 1/72 дюйма или 0,3527миллиметра. Впрочем, этот исторический экскурс имеет скорее познавательное, нежели практическое значение. Я не могу припомнить, когда при создании макета приходилось высчитывать и переводить миллиметры в пункты. Однако при работе со студентами приходиться отвечать на такие вопросы, тем более, что усвоить незнакомую систему измерения сразу не так просто. С приобретением навыков практической работы дизайнера эти проблемы исчезают.

Итак, несмотря на неточности, система Фурнье, из-за своей простоты прижилась. Теперь каждый кегель, имеющий своё название, состоял из определенного количества пунктов: нонпарель – 6, петит – 8, корпус – 10, цицеро – 12 пунктов, квадрат – 12 пунктов.В типографике каждый из этих кеглей имеет своё назначение и входит в основную систему набора, но, следует оговориться, что всё это работает в классической системе набора и традиционных форматах, определенных ГОСТом. Прежде чем продолжить разговор о технических аспектах, нужно сказать, что без знания ключевых элементов типографики художник не может воплотить замысел оформления печатного издания. Если, например, решено выпустить многостраничное издание большого формата то только художественный редактор и дизайнер могут составить подробный художественно – технический проект, в котором будут определены точный формат, кегли шрифтов, система рубрикаций издания. В.В. Пахомов в своей книге «Книжное искусство» писал: «Хотя общий замысел и кажется чем-то малосодержательным и расплывчатым, тем не менее, некоторые стороны оформления находят уже в нём достаточно определенное решение. К ним в первую очередь относится формат издания. К ним в первую очередь относится формат издания».

Во времена Иоанна Гуттенберга печатные книги также как и рукописные имели очень большие форматы типа «кварто» и «фолио» и были неудобны для использования. В 16 веке начинается процесс постепенного уменьшения форматов, в 18 веке с появлением новых технологий и уменьшением шрифтового набора эта тенденция продолжилась, с тридцатых годов 20 века в основном используются умеренные форматы типа «октаво» и, в связи с гигиеническими требованиями к длине строки, массовые издания выходят в наиболее удобных для чтения форматах: 84Х108/32, 60Х90/16, 70Х100/16 и 70Х108/16.­ В нашей стране в 1951 году были утверждены стандарты форматов изданий, в основу которых полжены принципы классификации различных типов печатной продукции, необходимость соблюдения определенной длины строки, нормы, связанные с кеглем шрифта и типом издания, экономичность и технологические возможности бумагоделательной и полиграфической промышленности.

.

Основные форматы изданий

Таблица 1

Формат издания Книжный блок и мягкие обложки Переплеты
Миллиметры/доли До обрезки После обрезки №№ 7: 7БЦ № 5
60 Х 90 /32 112 Х 150 107 Х 140 105 Х 146 101 Х 146
70 Х90 / 32 112 Х 175 107 Х 165 105 Х 171 101 Х 171
70 Х 100 / 32 125 Х 175 120 Х 165 116 Х 171 112 Х 171
70 Х 108 / 32 135 Х 175 130 Х 165 126 Х 171 122 Х 171
84 Х 108 / 32 135 Х 210 130 Х 200 126 Х 206 122 Х 206
60 Х 90 / 16 150 Х 225 145 Х 215 141 Х221 137 Х 221
70 Х 90 / 16 175 Х 225 170 Х 215 166 Х 221 162 Х 221
70 Х 100 / 16 175 Х 250 170 Х 240 166 Х 246 162 Х 246
70 Х 108 / 16 175 Х 270 170 Х 260 167 Х 268 162 Х 268
84 Х 108 / 16 210 Х270 205 Х 260 202 Х 268 197 Х268
60 Х90 / 8 225 Х 300 220 Х 290 217 Х298 212 Х 298

Форматы даны в миллиметрах, с учетом трёхсторонней обрезки по 5мм с каждой стороны и фальцовкой в доли листа, кратные двум.

Принцип удобочитаемой длины строки, кегля шрифта и размера иллюстраций, самым тесным образом связан с размером полосы набора. С одной стороны определение формата полосы набора для оформителя это задача эстетическая и композиционная, с другой «это почти математическая функция от формата издания, настолько непосредственно и тесно связаны эти два основных элемента оформления…». Существует и обратная связь, так как невозможно определить пропорции и площадь полосы набора вне зависимости от величины размера полей, гарнитуры и кегля шрифта, междустрочных пробелов, количества иллюстраций и их размещения на странице.

Рекомендуемые форматы полосы набора

Таблица 2

Формат издания Миллиметры/доли Формат полосы набора в квадратах Рекомендуемые пропорции полосы набора
60 Х 90 /32 4 1/4 Х 7 10: 14
70 Х90 / 32 4 1/2 Х 7 1/4 10: 15
70 Х 100 / 32 4 1/2 Х 7 1/4 10: 14
70 Х 108 / 32 4 1/2 Х 7 1/2 10: 15
84 Х 108 / 32 5 1/2 Х 9 1/4 10: 15
60 Х 90 / 16 6 1/4 Х 10 10: 15
70 Х 90 / 16 7 ¼ Х 9 1/4 10: 13
70 Х 100 / 16 7 ¼ Х 11 1/4 10: 14
70 Х 108 / 16 7 ¼ Х 12 10: 15
84 Х 108 / 16 7 ¼ Х 11 1/4 10: 13
60 Х90 / 8 7 ¼ Х 11 10: 13

­Форматы полосы набора даны в квадратах и долях квадрата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...