Развитие типографики в XVI-XVIII веках.
Дальнейшее развитие типографического и издательского дела характеризуется лавинообразным увеличением тиражей и названий изданий. Книги имели большой спрос у публики, в основном зажиточной, что естественно – стоили они недешево, хотя по сравнению с рукописными инкунабулами и первыми печатными книгами были вполне доступны. Типографы стали привлекать к работе знаменитых художников и литераторов, что значительно поднимало интерес читателей и делало книги настоящими шедеврами. В этом плане очень интересно издание агсбургского типографа Иоганна Шонспергера, который по заданию императора Максимилиана «начал печатать на листах большого формата «Молитвенник». Для оформления книги типограф пригласил крупнейших художников: Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха, Альбрехта Альтдофера, Ганса Бальдунга Грина, Ганса Бургмайера и Норга Брё. Дюрер оформил 50 страниц. Листы «Молитвенника» хранятся в библиотеках Европы. Крупнейшими типографами конца XV начала XVI веков был Альд Мануций. В 1499 году он издал первую книгу «Грамматику» Константина Ласкариса. В конце века из его типографии выходит пятитомное собрание сочинений Аристотеля, общим объемом 3648 страниц. Огромный интерес читателей и самого издателя к античной литературе позволили увидеть свет сочинениям Аристофана, Геродота, Демосфена, Платона, Плутарха, Еврипида, Еврипида и других классиков. В изготовлении этих книг участвовало много людей, это «тесный круг друзей типографа, который он назвал «Новой академией». Книги, изданные Альдом Мануцием, отличались изяществом и скромным оформлением. Для того, чтобы выделить свои издания, а в Европе уже работало относительно много типографий, Альд ставил на своих книгах знак: дельфин, обвивающий якорь. За исключением нескольких, богато иллюстрированных изданий, в книгах венецианского печатника основную роль оформления играла именно типографика и новые наборные шрифты, которые «гравировал мастер Франческо Гриффо». В 1501 году были отпечатаны сочинения Вергилия. Это книга небольшого формата, в которой впервые для набора был применен курсив. Необходимо также отметить новый антиквенный шрифт, которым был набран трактат кардинала Пьетро Бембо «Об Этне». Шрифт получил название по имени автора «бембо».
Сохранилось изречение самого Альда Мануция, который назвал отличительные особенности своих книг: «…печатают в настоящее время, насколько я знаю, в Лионе шрифтами, очень похожими на наши, сочинения Вергилия, Ювенала, Персия, Марциала, Лукиана, Катулла, Тибулла и Приперция, Теренция – все эти издания без имени печатника, без обозначения места и года, когда они закончены. Напротив, на наших экземплярах читатели найдут вот что: «В Венеции, дом Альда» и год издания. Кроме того, на тех книгах нет никакого особенного знака; на наших же стоит дельфин, обвивающий якорь… какой-то галльский тип. Заглавные буквы совсем б-образные.» Династия «Альдини» просуществовала до конца XVI века, сам основатель издательства дома отпечатал 130, а его сын и внук увеличили число до 1150 книг, издав произведения не менее 780 авторов. Всего в 16 веке вышло в свет более 240000 изданий. Необходимо назвать ряд известнейших типографов, работавших в то время. Это французские мастера Этьены из Парижа, нидерландец Кристоф Плантен, Лукас Кранах, великий немецкий художник, приобрел в 1523 году типографию и стал издавать сочинения Лютера. В его типографии печатались многотысячными тиражами пропагандистские листовки. Печать приобретает политический вес, появился новый тип литературы и, следовательно, новый вид печатных изданий, которым присуща, прежде всего, массовость. Виктор Гюго, давая оценку печатному, слову говорил: «Изобретение книгопечатания это величайшее историческое открытие… Оно является совершенно новым средством выражения человеческой мысли, мышление облекается в новую форму… В виде печатного слова мысль стала долговечной как никогда…»
Развитие печатного дела, изобретение новых технологий значительно увеличивают тиражи и возможности типографики. Это позволяло прогрессивным литераторам и мыслителям доносить свои взгляды, обычно не совпадающие с официальными, до простых обывателей. Существующие в то время режимы и церковь жестоко преследовали не только авторов, но и типографов, позволивших себе тиражировать «крамольные мысли». Сначала жгли книги, потом стали жечь людей. В 1527 году в Лейпциге был казнен печатник Ганс Хергот, в 1546 году подобная «участь постигла лионского типографа Этьена Доле», издавшего произведения Эразма Роттердамского и Франсуа Рабле. Типографика европейских изданий XVI века отражает «закономерности и эстетику печати: литеры стоят отдельно друг от друга, без сопряжений, неизменная форма букв обеспечивается литьем, выдержанные и объективные расстояния, в противоположность эмоциональной рукописной форме» - писал известный типограф Эмиль Рудер. Печатные листы лучших типографов того времени производят впечатление законченных произведений типографского искусства: гармоничный, красиво нарисованный шрифт, выверенный массив текста, безупречно расположенный на странице, взаимоотношение полей с полосой набора, межбуквенные и межстрочные пробелы, все это создает возможность для комфортного чтения и восприятия информации. Антиквенный набор имеет явное преимущество и лучше отвечает принципу удобочитаемости по сравнению с фрактурой, которой были набраны первые книги. Принцип удобочитаемости текста является основным требованием оформления печатных изданий, будь то книга, журнал, листовка или, наконец, визитка. Дизайнеру, работающему в книге, журнале, массмедиа или рекламе, всегда нужно понимать, что типографика это прикладной вид искусства, призванная минимальными способами и наиболее ярко и доступно выразить мысль, заложенную в печатном издании. Эмиль Рудер, известный швейцарский типограф, один из основателей Международного центра типографских искусств (ICTA), к мыслям которого мы еще не раз вернемся, очень точно высказался о эстетическом и функциональном единстве типографской продукции: «Техника, функция, формообразование в типографике – понятия неразделимые… Преобразование слова в зримую форму это задача, которая приводила человека в восторг с давних времен. После открытия книгопечатания, а именно с ростом потребности к чтению, отношения между функцией и формой стали многослойными…» Соблюдение в деликатности в формообразовании, соразмерность графических элементов печатному слову, необходимое условие работы типографа и художника печати. Это очень хорошо видно на примере оформления титульного листа, история возникновения которого начинается с конца XV века.
В первых печатных книгах титульного листа не было, его функцию выполнял колофон, который располагался на последней странице и сообщал название произведения, имена печатников, время и место публикации. В современных книгах, журналах эта информация так же располагается на последнем листе и называется «выходными данными». В журналах и некоторых других многостраничных изданиях выходные данные могут располагаться в начале. Титульные листы, без которых не возможно представить современную печать, прочно заняли свое место в книге в начале XVI века. В истории типографики искусствоведы и художники придавали большое значение этому элементу оформления. Почему? Прежде всего из-за функциональной нагрузки, которую несет титул. С одной стороны он, как бы, венчает сброшюрованные тетради и несет в себе основную информацию об авторе, названии произведения, издательстве и времени выпуска. С другой стороны, это лист, который всегда является мерилом вкуса художников и типографов, придающих большое значение странице, открывающей любое печатное издание. Примером высокого мастерства являются титульные листы, выполненные художниками, работавшими в типографии Лукаса Кранаха. Отпечатки делались с медной гравированной доски, отличались большим изяществом и вкусом. Тут уместно продолжить мысль Эмиля Рудера: «…Существовали периоды преувеличенного внимания к типографической форме, как например в титульных листах барокко, и в конструктивистской типографике времени Баухауза. С другой стороны, первые издания Гёте и Шиллера показывают, что формообразованием можно пренебречь во имя удобочитаемости.
Шедевры типографики демонстрируют единство слова и типографической формы. В венецианских изданиях XVI века и поздних произведениях Джамбаттиста Бодони высокая культура формы не противоречит раскрытию смысла слова. Эти произведения свидетельствуют о естественном сочетании функции и формы. Они показывают типографу, что форму нужно развивать в соответствии с целью. Но именно они демонстрируют также, что чистая функциональность недостаточна и не гарантирует хорошей формы». Голландский типограф Лодевейк Эльзевир и его наследники, Матиас и Бонавентура довели оформление титульных листов до совершенства. Издательский дом Эльзевиров был основан в Голландии в конце XVI века и просуществовал вплоть до начала XVIII века, то есть больше ста лет. За это время всемирно известный издательский дом выпустил более 2200 названий книг не только в Голландии, но и во Франции, Англии, Германии, Дании, Италии, где располагались его филиалы. Типографы дома Эльзевиров выработали новый тип издания и сделали книгу очень удобной для чтения. Они изменили формат, который ровнялся 1/12 доли «листа, небольшие удлиненные по вертикали томики». Сыновья Людовейка выпустили в свет миниатюрные издания размером 5x9см (1/24 доля листа). Поражает репертуар и широта интересов династии Эльзевиров. Издательская продукция охватывает практически все стороны жизни XVII века. В их книгах есть практически все элементы, присущие современным изданиям. Разнообразие форматов изданий (1/12, 1/16, 1/24, 1/32 доли листа), высокие образцы оформления переплетов, форзацев, титульных листов, шмуцтитулов, заставок, концовок, полосы набора и т.д., и сейчас являются примером для подражания и обучения последующих поколений художников и типографов. За всю историю существования типографского и издательского дела известно немного династий, которые на протяжении долгого времени выпускали в свет издания, определившие лицо своей эпохи. В связи с этим необходимо назвать имя Кристофа Плантена, француза по национальности, который в середине XVI века создал издательский дом, принесший ему огромную известность. С первых лет своей деятельности в качестве типографа Плантен отнёсся к любимому занятию с полной ответственностью. Уже в шестидесятых годах, ежегодно, он выпускал не менее сорока названий книг. Издательская фирма Плантена в Амстердаме приобрела солидный вес. Были открыты отделения в других странах Европы. В его типографских мастерских работали известные словолитчики. Один из них парижанин Гильом Ле Бэ ученик Клода Гарамона.
До конца века издательский дом выпустил примерно 1600 книг. Одно из самых известных изданий Плантена Библия, которая печаталась на нескольких языках. Наследники французского типографа, который умер в 1589 году, продолжили дело, совершенствуя ремесло и технические приёмы великого мастера.
Из всех графических видов искусства типографика наиболее тесным образом связана с техникой и технологией своей эпохи и призвана современными средствами удовлетворять информационные и эстетические потребности общества, ее нельзя отделить от общего прогресса цивилизации. Начиная с изобретения книгопечатания до наших дней людям необходимы книги, журналы, интернет сайты и прочая печатная продукция (где решающую роль в оформлении играет типографика), способная привлечь их внимание. Научные открытия, завоевания новых земель, развитие торговли и производства, возрастающая роль рыночных отношений, появление новых направлений жизнедеятельности, все это будоражит мысль писателей, философов, естествоиспытателей и, естественно, издателей. В начале XVII века в Европе появляется периодическая печать. Предыстория этого знаменательного события уходит корнями в начало XVI века, когда в годы крестьянских войн в Германии появились «летучие листовки», которые писались на злобу дня. Они не только информировали население, но и давали оценку происходящим событиям. В немецком языке существует такое слово «Цайт» - в переводе на русский «Время», из которого образовалось другое – «Цайтунг» - «Известия». Немного позднее листовки «Нойе цайтунг» или «Новые известия» стали обычной и очень востребованной печатной продукцией. В венецианской республике «Notizie scritte» (писанные известия) выставлялась в общественных местах, «за чтение которых платили мелкую монету gazeta (отсюда французское слово gazette». Однако всем этим изданиям не хватало предприимчивости. В 1609 году Иоганн Каролюс, страсбургский издатель стал выпускать газету «Реляция о всех происходивших и достойных памяти историях, имевших место в текущем 1609 году». Прошло совсем немного времени и в других странах Европы появились первые газеты: в 1618 году «Коуранте» в Нидерландах, в Англии – «Коранте», которая вскоре стала еженедельной газетой, а в 1660 году в Лейпциге увидело свет первое старейшее ежедневное издание «Ляйпцигер Цайтунг», издателем которой был немецкий типограф Тимотей Ритцш. Возрастающая потребность общества в информации и новых знаниях, а также технические новшества в полиграфии и типографике позволили в 1665 году выпустить во Франции первый номер научного журнала «Журналь де саван», чуть позднее, в том же году Лондонское Королевское общество учредило журнал «Философикал Трансэкшн». Появилось понятие «оперативная полиграфия», без которой невозможна регулярная печать. «…А в начале XVIII века образовался уже тот регулярный и непрерывный круговорот мысли, который мало по малу сделался громадной мировой силой». XVIII век принес много удивительных открытий во всех областях, в том числе, и в типографике. Периодическая печать прочно входит в повседневную жизнь почти во всех государствах Европы, лавинообразно увеличиваются тиражи газет и журналов, появляются зачатки рекламной типографики. Книжной искусство достигает своего совершенства: изящные переплеты, тисненые золотом с богатыми орнаментальными корешками, мастерски гравированные титульные листы, заставки и концовки, иллюстрации, выполненные знаменитыми художниками и блестящими граверами, новые наборные шрифты, доступные для чтения форматы, делают книгу не только востребованным товаром, появляются ценители, занимающиеся коллекционированием лучших образцов. Создаются библиотеки, ценность которых невозможно переоценить. В XVIII веке печатники стали уделять большое внимание шрифту, пришло понимание, что «шрифт может стать мощным инструментом воздействия на читателя». Была разработана типографская система измерения. В главе, посвященной наборным шрифтам мы подробнее рассмотрим их роль в типографском искусстве, однако сейчас хотелось бы назвать имена знаменитых словолитчиков и создателей наборных антиквенных шрифтов, которые вы наверняка слышали, ибо их именами названы гарнитуры, используемые в компьютерном наборе, и которые по сей день не только востребованы, но являются основой современного набора. Это Пьер Симон Фурнье, парижский словолитчик, Джамбатиста Бодони, Фирмен Дидо, французский типограф, первый изготовивший шрифт, кегль которого равен 6 пунктам (2,25мм), английские типографы Джон Баскервиль и Кезюн. Здесь уместно вспомнить Клода Гарамона, изготовившего шрифты для французского печатника Роббера Этьенна. Гарнитура шрифта, которую он изобрел, поражает красотой и рисунка и удобочитаемостью, но обо всем, об этом в другой главе.
Техники печати. В XVIII веке способы перевода рисунка или какого-либо другого изображения в материал и тиражирование оттисков получили дальнейшее развитие. В иллюстрированных книгах того времени использовалась в основном техника резцовой гравюры на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта и сухая игла. Если в XV веке великие мастера сами гравировали свои рисунки, то теперь профессии художника и гравера были разделены. XVIII век явил миру прекрасные образцы грациозного стиля «рококо», который оказал значительное влияние на искусство книжного и журнальной графики. В это время работают выдающиеся художники-граверы: Франсуа Буше, Шарль Эйзен, Франсуа Гравело, Жан Мишель Моро и другие. Печать с гравированной доски имеет свою особенность. Металлическую пластину покрывают краской, специально изготовленную для данного способа репродуцирования. Она проникает в резанные или травленные углубления. Лишнюю краску снимают с поверхности доски, которую накладывают на лист и пропускают через гравюрный или офортный станок. Тяжелые валы при большом давлении выдавливают краску из углублений на бумагу. Эта техника репродуцирования в дальнейшем получила название «глубокая печать» и была востребована до конца XX века. Отличительные особенности глубокой печати это: бархатистая поверхность оттиска, глубокий чёрный цвет и возможность использования антиквенных шрифтов с тонкими засечками.
Следующая, уже известная нам техника, это ксилография, расцвет которой пришёлся на XVI век. Однако продольная гравюра на дереве имела свои недостатки. Автор известного издания «Мир книг» Л. И. Немировский пишет: «Уязвимым местом, «Ахиллесовой пятой» ксилографии была ограниченность художественных возможностей; этим способом нелегко передать нежную смену полутонов. Старые мастера – Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Лукас Кранах – гравировали на досках продольного распила; волокна в них шли параллельно обрезу. Инструментами им служили всевозможные ножи и стамески, а неспециальный резец-штихель, как гравюре на меди. При резьбе поперёк волокон штихель рвал древесину». И, как бы в противовес продольной гравюре, не слишком подходящей для тонких и изящных книжных рисунков, в XVIII веке появилась торцовая гравюра. Эта сложная техника позволяла создавать иллюзию полутонов и очень органично вплеталась в книжную пластику. Доску для гравирования приходилось готовить долго. Надо было распилить дерево, подобрать и склеить нарезанные кубики таким образом, чтобы при гравировании штихель не попадал в ямы. Для торцовой гравюры использовали только твёрдые породы деревьев: граб, бук, пальму. Мы не можем назвать имя изобретателя этой техники, однако имя первого художника – гравера, который блестяще внедрил новое изобретение нам хорошо известно. Это англичанин Томас Бьюик, знаменитый иллюстратор восемнадцатого столетия. Техника печати продольной и торцовой гравюры отличается от способа перевода изображения с металлической пластины. Печатающим элементом в данном случае является выступающая плоскость, поэтому данная техника в промышленном графическом производстве получила название «высокой печати».
Торцовая гравюра часто применялась в оформлении печатной продукции и вытеснила из книги гравюру металлическую, однако «ей самой пришлось уступить место, новому способу печати, названному «литографией». Литография или печать с камня была изобретена Алоизом Зенефельдером в 1797 году. Этому предшествовали случай и простое человеческое любопытство автора. Принцип данной техники основан несмешиваемости воды с жирами. Если камень, впитывающий воду (литографский камень чрезвычайно тонкозернистый, однородный плотный известняк белого и серого цвета), покрыть определённые места поверхности камня жиром, то на данных участках он потеряет способность покрываться водой, а ко всем остальным не будут приставать жиры. Отсюда эти свойства получили название гидрофобности и гидрофильности. Каменные доски, довольно увесистые, шлифуют и наносят литографскими чернилами рисунок. Непокрытые чернилами части доски увлажняют и травят смесью азотной кислоты, воды и гуммиарабика. Краску в штрихи втирают тампоном и камень готов к печати. Цветная печать с нескольких камней получила название хромолитография. Данную технологию применяли и в цинкографии. Основным отличием литографии от гравюры на металле и ксилографии является то, что «принцип механического, пространственного разделения печатающих и пробельных элементов заменён физико – химическим способом». Широкое распространение литография получила в конце XVIII и XIX веках и легла в основу «офсетной печати».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|