Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Издательское и типографское дело в ХХ веке




Итак, к ХХ веку типографское дело уже было вооружено новой техникой и новыми технологиями. В редакционно- издательской деятельности сложились определенные традиции, появились новые наборные гарнитуры шрифта, например, гротески или рубленные шрифты (в следующем разделе об этом будет рассказано подробнее), в редакциях и в типографиях работали квалифицировнные специалисты и, наконец, что немаловажно, торгово-идательские объединения были экономически рентабельны и их продукция пользовалась все возрастающим спросом на рынке.

Издательское дело и типографика как одна из областей искусства неразрывно связаны со стилевыми особенностями эпохи, в которой они существуют. Движущими силами их развития «являются общественные и технические потребности». Сверх модернизация ХХ столетия, реклама, фото и, наконец, компьютерные технологии сыграли решающую роль в редакционно-издательском деле и полиграфии. Изменилось мировоззрение людей и принципы новой типографики. Вот, что писал в своей книге «Новая типографика: справочник современного дизайнера» Ян Чихольд: «Современный человек вынужден ежедневно потреблять массу печатного материала, которая, хочет он того или нет, регулярно поступает в почтовый ящик и встречает его снаружи на каждом шагу. Первоначально нынешнее печатное дело отличалось от прежнего именно количеством, а не качеством. Но постепенно с ростом тиражей стало меняться и качество: скорость, на которой современный потребитель получает новые порции печатной продукции, подразумевает, что и форма изданий тоже должна соответствовать условиям современной жизни. Как правило, мы больше не читаем спокойно с начала до конца, а пробегаем взглядом всё целиком, изучая детали только тогда, когда удалось привлечь наш интерес».

«Старая типографика была эстетически и технологически приспособлена к нуждам читателей, располагавшим временем для того, чтобы неторопливо читать строчку за строчкой. Для них функциональность ещё не играла сколь-либо существенной роли. По этой причине старая типографика заключалась в первую очередь не в назначении, а в том, что называлось «красота» или «искусство». Проблемы внешней эстетики (подбор шрифта, сочетаний гарнитур и орнамен­тов) преобладали над продуманной формой. Это и стало причиной того, что история типографики со времен Мануция представляет собой не развитие в сторону простоты и доходчивости (единственным исключением стал период Дидо, Бодони, Баскервиля и Вальбаума), сколько совершенствование исторических шрифтов и украшений».

Типографика, являясь средством общения, возникла «из потребности передовать информацию через расстояние и время, фиксировать и сохранять опыт … в соответствии с уровнем общественного развития».

Издательское и типографское дело в ХХ веке можно разделить на несколько этапов: до17 года, революционный и послереволюционный этап, послевоенный этап вплоть до девяностых годов и следующий – вплоть до нашего времени.

В предреволюционный период в печатной продукции сохранялись стилевые особенности «серебряного века», однако авангардные влияния уже проникали в эстетику изданий. В революционный и пост революционный период произошли очевидные изменения в типографике и оформлении книг, журналов, газет и рекламной продукции, когда эстетические особенности конструктивизма вытеснили привычные прежние представления оформительского искусства. В типографике предпочтение отдавалось рубленным шрифтам, использование в оформлении орнаментов стало минимальным. Агитационные социальные плакаты и революционный язык газетных полос принесли свою эстетику в дизайн многостраничных, объемных изданий.

Большое влияние типографику в России оказала реформа письменности, осуществленная в двадцатых годах. Из алфавита были изъяты ряд букв, например: «i» и «ять». Реформа была направлена на упрощение в изучении языка и правописания, однако не всегда подобные нововведения служат улучшению качества восприятия текста и удобочитаемости, тем более что вышеназванные знаки создавали определенный ритм строки, которая с эстетической точки зрения, на мой взгляд, выглядела куда привлекательнее.

Отличительной особенностью издательской деятельности и полиграфии в советский период является то, что все издательства и, естественно, полиграфические предприятия, в той или иной мере, находились в государственной собственности. Были и ведомственные издательства, но они очень жестко контролировались государством. В двадцатые, тридцатые годы были созданы ряд полиграфических предприятий и издательств которые просуществовали вплоть до нашего времени, правда с другой формой собственности, например: «Молодая гвардия», «Известия», «Московский рабочий», «Советский писатель» и так далее. В 1928 году постановление ЦК ВКП(б) «Об обслуживании книгой массового читателя» заставило издательства многократно увеличить тиражи и названия печатной продукции.

В предвоенные годы продолжился процесс укрупнения и реорганизации предприятий полиграфической промышленности. Это дало свои результаты. Статистика тридцатых годов утверждает, что за 10 лет среднегодовой печатной продукции составил 44000 названий. Каждое издательство имело своё специфическое направление: техническое, социально-политическое, художественное. Появились издательства детской литературы. Возник круг штатных и внештатных специалистов (литераторов, художников, художественных и технических редакторов, корректоров, технологов), которые профессионально, учитывая опыт предыдущих поколений, создавали стиль книг, журналов, газет, плакатов, лицо своей эпохи.

Крупные издательства были сосредоточены в основном в Москве и Ленинграде, однако положительной тенденцией того времени можно назвать создание полиграфической базы в республиках.

В развитых странах Запада, где издательства и типографии находились в частных руках, существовало много маленьких и средних издательских фирм, однако решающую роль играли всё же крупные издательское концерны, которые контролировали производство и распространение печатной продукции разного типа. Наряду со старыми издательскими домами, ведущими свою родословную еще в восемнадцатого и девятнадцотого веков, появлялись новые значительные фирмы. Например, «Пингвин» знаменитое на весь мир издательство было создано в 1935 году.

Ужесточение конкуренции и увеличившийся поток информации заставлял издателей привлекать художников типографов для улучшения имиджа своих иданий. Так, в1932 году «Стенли Морисон заново спроектировал лондонскую Times, произведя революцию в типографике введением шифта Таймс Роман». Этот универсальный шрифт, созданный для верстки газеты, с успехом применяется и в издании другого типа.

В военные 1941 - 1945 годы в нашей стране и Европе тиражи печатной продукции, по вполне понятным причинам, резко сократились. Главное место в книгоиздании и средствах массовой информации принадлежало политической, военной и агитационной литературе. После войны пришлось восстанавливать разрушенную, в том числе и полиграфическую, промышленность. В 1949 году на базе ОГИЗа (Главполиграфиздат) было создано «Главное управление по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли», которое в 1963 году было реорганизовано в «Госкомиздат» (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли).

В конце сороковых в издательства пришло поколение фронтовиков, которое, которое ярко проявило себя, в том числе и в оформительском искусстве. Пятидесятые – шестидесятые годы и у нас и за рубежом характерны поиском новой выразительной пластики и новых принципов художественного конструирования. Эти два десятилетия полностью перевернули представления об оформлении печатной продукции.

«Прослеживая процесс нововведений, невозможно назвать имена всех, кто оказал влияние на констуирование» разных типов печатных изданий. В шестидесятых годах новый подход к оформлению книг, журналов, газет, альманахов, буклетов и т. д. «способствовал внедрению модульного подхода к верстки страницы». Крупные заголовки, фотографии навылет, доминирование зрительных элементов, печать с использованием большого количества выделений в шрифте создали новую типографику, характерные особенности которой присущи и нашему времени.

У нас тенденция развития шрифтового искусства «сталинского ампира» исчерпала себя к 50-м годам уходящего века. Вместе с молодыми художниками, недавно начавшими свой творческий путь, старшее поколение, представителями которого были такие мастера, как Пожарский и Теленгатор, начало поиск новых форм в искусстве шрифта. Традиционной официозной сухости сталинского реализма противопоставлялось новаторство и живая острота восприятия, «рождалось новое ощущение <…> шрифта – откровенно полемичное по отношению к ближайшим предшественникам».

В 60-е – 80-е годы огромная заслуга в развитии шрифтового искусства и типографики принадлежит художникам, работающим в книжной графике. Художники пришедшие в книжную графику в обладали способностью создавать произведения как классического, так и авангардного направления не только в книге, но и в разных типах печатной подукции на одинаково высоком профессиональном уровне. Расширение ассортимента изданий и повышение тиражей создали условия для роста мастерства художников-оформителей и для развития шрифтового искусства в целом. В 70-80-е годы традицию постоянного поиска новых форм подхватили художники, исповедовавшие новые принципы типографики и расширившие диапазон понимания формы, на которые позже, в девяностых годах опиралось следующее поколение дизайнеров.

Хотелось бы заострить ваше внимание на одном обстоятельстве. Дело в том, что в освещаемый период, вплоть до 90-х годов, в нашей столице, да и во всей стране о компьютерах большинство имело довольно смутное представление, и пресловутая «ЭВМ» рассматривалась скорее, как инструмент космических технологий. Поэтому все работы художников, предложенные вашему вниманию, являются рукотворными. Правда, в 70-е годы работу графиков облегчила доступность бытовой фототехники. Увеличитель и фототехническая пленка несколько упростили задачу. Если раньше все шрифты рисовались от руки (каким мастерством надо обладать, чтобы написать на титуле шрифт 6-го кегля!), то теперь большинство художников шрифта (некоторые, правда, продолжали писать вручную), получая заказ на оформление, рисовали гарнитуру шрифта и отдавали ее на пересъемку в фотолабораторию. Получив необходимое количество фотоотпечатков гарнитуры, они вырезали ее и при помощи резинового клея наклеивали букву за буквой, набирая таким образом текст, который вторично отдавался в пересъемку и фотопечать оригинала. В издательских фотолабораториях в свое время можно было за определенную плату приобрести фотоотпечатки оригинальных и переделанных с латинского на русский гарнитур. Наверное, современному графику, недавно пришедшему в дизайн, такой способ работы покажется дикостью. Тем не менее, все это было актуально совсем недавно. плюс-минус 20 лет тому назад. Думается, и сейчас у ряда художников остались фотоотпечатки и негативы авторских гарнитур. Вот бы их все оцифровать и издать!

Развитие компьютерных технологий в США и Западной Европе в восьмидесятых годах, создание новых программ графического редактора способствовало появлению нового направления в графическом дизайне и типографике, которая получило название «Новая волна» (New Wave).

Невилл Броуди, Давид Карсон, Макс Кисман, Корнел Уиндлин, дизайнеры, которые, используя цифровые технологии, «первыми вышли на новый уровень свободы в обращении с графикой и текстом». Эти дизайнеры уделяли большое внимание созданию новых гарнитур или вернее игрой со шрифтами, пытаясь опровергнуть классические законы типографики, складывающиеся столетиями. Иногда чрезмерное увлечение выразительностью снижало уровень удобочитаемости шрифта, однако большинство работ вышеназванных художников- типографов сами стали классикой современного авангарда.

В начале 90-х годов в связи с широким распространением компьютерной базы и доступностью индивидуальных компьютеров, по крайней мере, в крупных индустриальных и культурных центрах, в российской типографике наступила новая эра. Современная структура средств массовой информации и издательств сложилась в последние десятилетия, однако в самой системе управления произошли существенные изменения. Два фактора самым решительным образом повлияли на издательское дело в России: во первых, средства массовой и издательства изменили форму собственности и, во вторых, компьютерные технологии расширили ассортимент и ускорили процесс производства печатной продукции. В девяностые годы появилось много новых издательств, но тираж каждого отдельно взятого издания уменьшился. Например, если раньше для художественной литературы тираж 30 тысяч экземпляров считался нормальным, то сейчас 5, а, тем более 10 тысяч это уже предел мечтаний.

С конца 80-х – начала 90-х годов компьютерная техника, ставшая доступной на бытовом уровне, изменила “кухню” современных дизайнеров. Многие из них занялись рекламным дизайном. Рукотворные шрифты практически были вытеснены цифровыми, и современные русские тайп-дизайнеры занялись изготовлением компьютерных гарнитур. Создание электронной версии новой гарнитуры достаточно трудоемко, поэтому подробно останавливаться на технологии изготовления цифрового шрифта в данном издании не имеет смысла, так как это особая область компьютерного дизайна, которая требует определенных технических навыков.

В настоящее время существует несколько стандартов цифровых шрифтов, которые различаются по формату:

1.PostScript Type1

2. PostScript Type3

3.True Type

Наиболее широкое применение имеют шрифты формата PostScript Type1,разработанные компанией Adobe. Данный стандарт содержит два файла: экранный и контурный или принтерный шрифт. Первый -служит для отображения объекта на экране монитора, второй является векторным шрифтом и используется при выводе на печать, что позволяет избегать искажения знаков в обоих случаях

С 1989 года в Москве существует студия шрифтового дизайна ParaType. Эта компания обладает крупнейшей в мире библиотекой кириллических шрифтов. За последние десятилетие дизайнеры этой фирмы создали 500 шрифтовых гарнитур. ParaType занимается воссозданием лучших русских шрифтов, а также разрабатывает кириллические версии латинских гарнитур и оригинальные рисунки шрифтов.

В Европе и США существуют клубы и организации шрифта и типографики, которые проводят международные конкурсы и выставки, посвященные шрифтовому искусству. В 1998 году Type Directors’ Club, одна из самых престижных организаций, основанная в 1946 году в США, провела очередной конкурс, на котором российские тайп-дизайнеры в номинации “нелатинских шрифтов” (“Non Latins”) получили ряд престижных премий.

Необходимо отметить, что “…в связи с усиливающейся урбанизацией человеческого общества все большее значение приобретает эстетически правильное применение шрифта для оформления городов”. Это и светящаяся шрифтовая реклама, и вывески на магазинах и банках, и шрифтовая реклама на транспорте, это, конце концов, таблички с названиями улиц, номерами жилых домов и надписями на административных зданиях.

Компьютерные технологии и новые носители типографики значительно расширили поле деятельности, однако без знания основных законов шрифтового набора работа профессионального художника оформителя невозможна. «Чтобы быть достойными важнейших достижений прошлого, мы должны предложить свои, рожденные в наше время. Они смогут стать «классикой» только будучи вне истории».

 

 

ОСНОВЫ ТИПОГРАФИКИ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...