Контрастность шрифта, наличие или отсутствие засечек и их форма.
К первой группе (а) относятся шрифты с умеренной контрастностью. “Плавный переход от основного штриха к соединительному определяется приблизительно соотношением 3:1. Шрифты этой группы сложсложились еще в античном мире и усовершенствованы в эпоху Возрождения. Сейчас они имеют широкое применение в издательской практике. Ко второй группе (б) относятся шрифты с резковыраженной контрастностью (отношение основного штриха к соединительному – примерно 5:1). Засечки не имеют закруглений в углах или эти закругления почти не заметны. Гарнитуры этой группы - Дидо (Франция), Бодони (Италия) – сложились в конце XVIII – начале XIX века. В России эти гарнитуры появились раньше – в середине XVIII века в типографии Академии Наук на графической основе шрифтов, применявшихся в гравюре на металле. К этой группе шрифтов относятся: обыкновенная, обыкновенная новая, елизаветинская гарнитуры. К третьей группе (в) относятся шрифты с малой контрастностью (примерное отношение основного штриха к соединительному 2:1). Засечки по форме близки к прямоугольнику. Эти шрифты, возникшие в конце XIX века, - удобочитаемы и соответствуют требованиям современной многотиражной печати. Характерным примером этого шрифта является академическая гарнитура. В начале XIX века с развитием литографии и периодической печати появились броские шрифты с очень малой контрастностью или почти полным ее отсутствием – с засечками прямоугольной формы, которые по толщине равны или почти равны основным штрихам. Гарнитуры этих шрифтов, получивших название «египетских», относятся к четвертой группе (г). К этой же группе принадлежит гарнитура «реклама». Современные латинские образцы шрифтов четвертой группы: «мемфис» и «бэтон», созданные в Германии, получили распространение в первой трети XX века.
Рубленые шрифты, получившие название «гротеск», относятся к пятой группе (д). Они характерны почти полным отсутствием контрастности и отсутствием засечек. Эти шрифты получили распространение в XIX веке и первоначально использовались главным образом в рекламных объявлениях. Наиболее характерные гарнитуры – «журнальная рубленая», «футура», «гельветика». И, наконец, в шестую группу включены шрифты, которые не могут быть отнесены в другие группы по указанным выше графическим признакам. К этим шрифтам относятся «имитационные» шрифты, рисунок которых имитирует различные виды письма - кисть, перо, пишущая машинка, - а также удивительные по пластике и красоте шрифты «модерна». Необходимо также упомянуть о влиянии рисунка шрифта на степень деформации букв в процессе изготовления печатных форм, а также в процессе печатания. Несмотря на высокий технический уровень современного полиграфического оборудования, следует об этом помнить; тем более, это актуально, если вы занимаетесь литографией, гравюрой или оффортом. Большей деформации подвержены контрастные шрифты, мелкие и наиболее тонкие детали рисунка буквы, а также просветы в буквах (б, м, в, е, а), или острые углы засечек, которые в процессе могут заливаться краской. Влияет на деформацию и кегль шрифта: чем меньше кегль, тем больше искажения буквы. На основе сделанных исследований существует ряд рекомендаций выбора наборных шрифтов для печатной продукции. Рисунок букв шрифта должен:
быть максимально выраженным и раскрытым (особенно в знаках, сложных по построению, с узкими просветами, например, строчные «е», «а», прописные и строчные: «В/в», «Я/я», «Щ/щ», «Ц/ц»).
Не иметь слишком тонких линий в соединительных штрихах и засечках.
Иметь короткие засечки с достаточным просветом между ними.
Не иметь острых углов в стыках засечек.
Не иметь узких просветов (например, в букве «М») и мелких деталей, которые близко прилегают к штрихам.
Выбор гарнитуры шрифта может определять «экономичность шрифта: ширина букв гарнитуры, которая при широком очке дает возможность набора текста шрифтом меньшего кегля». Меньший по ширине алфавит позволяет поместить на том же листе бумаги большее количество знаков и тем самым уменьшить объем издания или поверхность рекламного щита, увеличить поля. Сейчас разнообразные компьютерные программы верстки и редактирования позволяют механически сужать, расширять, произвольно вытягивать буквы, что часто приводит к потере эстетической привлекательности издания, снижает удобочитаемость текста. Наиболее убористыми гарнитурами, имеющими наибольшее количество знаков в строке, являются: обыкновенная (узкое начертание с мелким очком) и академическая. Экономический фактор имеет решающую роль при оформлении массовых изданий – газет, журналов, рекламных буклетов.
Классификация шрифтов по графическим признакам облегчает ориентировку в многообразии форм шрифтов. Естественно, подобные теоретические изыскания трудно воспринять без практического опыта. Только рисуя шрифт (а занятие это кропотливое и очень непростое), знание графических особенностей различных гарнитур перейдет в новое качество. Будущий художник, не изобретая велосипед, постепенно начнет различать и чувствовать малейшие изменения в рисунке буквы, а, может быть, уловив «многообразие ассоциаций, вызываемых формой шрифта в сложной системе причин и обстоятельств», сам будет формировать каждое конкретное начертание новых шрифтовых гарнитур.
Советы начинающим Дизайнерам и типографам - Классификация форматов определяет их принадлежность к определённому виду печатного издания. Несомненно, что каждый издатель вправе сам определять формат издания, поэтому приведенная ниже таблица может служить только в качестве рекомендации. Таблица3
- Набор печатных полос должен быть единообразным, все элементы верстки (текст, заголовки, отбивки, сноски и т. д.) необходимо подчинять общему художественному замыслу издания.
В книжных изданияхверстка текстадолжна быть приводной, то есть строки текста должны совпадать со строками на обороте. В журналах и газетах выполнять это требование необязательно при условии, что полоса набора и поля идентичны по размеру. - Абзацные отступы в полосе набора должны быть одинаковыми независимо от кегля. Допустимые отклонения не должны превышать 1 пункт. Желательно чтобы концевая строка абзаца была больше абзацного отступа и короче не менее чем на 11/2 кегельных шрифта или быть полной.
- При переносе слова должны соблюдаться грамматические правила переносов. В книжно-журнальных изданиях числа и сокращенные выражения (и т. д., и т. п., т. е.) не разделяются переносами, а также недопустимо размещение в разных строках чисел с наименованиями и знаков номера и параграфа с числами, например: №15 или #12. В печатных изданиях в конце строки не рекомендуется оставлять предлоги и союзы. Плохим тоном считается большое количество переносов, так как это влияет на цельность восприятия полосы набора и снижает эстетическое качество печатного издания. В книгах большого формата допускается не более четырёх переносов подряд, в журналах и газетах и информационных изданиях – не более семи и то с большими оговорками. Не рекомендуется заканчивать переносом последнюю строку полосы.
- Шрифтовые выделения в строке (жирный, полужирный, курсив) набираются шрифтами той же гарнитурой и кеглем, что и сам текст. При выделении вразрядку межбуквенные пробелы и ширина междусловных пробелов должны быть равномерно увеличены.
- Наборные заголовки верстаются тем же шрифтом, что и основной набор и, как правило, большим или тем же кеглем и имеют полужирное начертание. При членении заголовков на строки переносы в словах не допустимы. Заголовки, набранные в подбор с текстом, верстаются как обычные выделения и, в данном случае, переносы разрешены.
- Стихотворный набор имеет свои особенности. Начальные строки набираются без абзацных отступов и стихотворный текст должен располагаться по центру страницы. В стихотворениях не допускаются переносы. Если стихотворные строфы располагаются в полосе набора вместе с обычным текстом, то все вышеперечисленные требования к набору стихотворений сохраняются.
- Колонцифры выходят за полосу набора и верстаются по центру или в в край полосы с внешней стороны. В журналах, газетах, буклетах и т. д. колонцифры могут находиться вверху над полосой набора, а, иногда и сбоку, естественно, выходя за полосу набора с внешней стороны страницы. Колонцифры не ставятся на титульные листы, шмуцтитулы, на концевые полосы, а также на полосы занятые выходными данными и полосными иллюстрациями.
- Колонтитулы верстаются той же гарнитурой пониженного кегля вверху и входят в полосу набора и отбиваются от основного текста двухпунктовой линейкой. Текст колонтитула ставится на каждую полосу, обычно в край полосы слева или справа и должен соответствовать данному разделу издания. Колотитулы не ставятся на титульные листы, шмуцтитулы, на концевые полосы, а также на полосы занятые выходными данными и полосными иллюстрациями.
- Сноски верстаются той же гарнитурой пониженного кегля внизу полосы набора и отделяются от основного текста линейкой длиной равной 1 квадрату. Сноска располагается на той же полосе, на которой в основном тексте имеется знак сноски.
- Внутрибуквенное, межбуквенное и междустрочное белое пространство так же участвуют в построении строки и полосы набора. Поэтому нужно учитывать, что плотный набор акцентирует пробелы и снижает удобочитаемость, так же и чрезмерная разрядка в слове не способствует цельному восприятию текста. В связи с этим недопустим флаговый набор в колонках основного текста, так как пробел между колонками становится навязчивым, пропадает стройность полосы набора и снижается читаемость раздела.
- Правила соотношения полей зависят от типа печатного издания. В книге размер увеличивается последовательно от внутреннего поля книги - к нижнему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|