Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь основных типографских терминов




Абзацный отступ - Сдвиг вправо первой строки абзаца, подчеркивающий переход к новому текстовому разделу.

Авантитул – Страница, расположенная перед титулом и содержащая краткую информацию.

Антиква – Название группы шрифтов, отличительным признаком которых является наличие засечек. Первым шрифтом этой группы признано считать шрифт, выбитый на колоне Трояна и получившим название «Капитель».

Акцидентный набор – Выделенные слово или строка. Используются в заголовках, которые могут быть набраны акцидентными, декоративными или наборными шрифтами другого размера и жирности (например: текст – светлый, кегель 10, а заголовок – полужирный, кегель 12), а также курсивом.

Буквица – Первая, как правило, декорированная буква текста.

Верстка – Процесс создания полос печатного издания и компоновки изобразительного и текстового материала.

Висячая строка – Первая или последняя строка оторванная от параграфа и переходящая на другую полосу или колонку. Усложняет прочтение текста и уродует полосу набора.

Выключка строк - Доведение строки до заданного формата. При наборе сплошного текста длина строки равна ширине полосы набора (колонки).

Гарнитура шрифта – Комплект шрифтов определенного рисунка, имеющих общие стилевые характеристики.

Гранки - Колонка набранного текста, не разбитая на страницы. Используется для проверки орфографии и поиска опечаток.

Гротески – Или рубленные шрифты без засечек.

Засечка – Короткий перпендикулярный штрих, которым заканчивается основной штрих буквы.

Квадрат – Типографская система измерения. Равен 48 пунктам.

1/4 квадрата – 12 пунктов (цицеро)

1/2 квадрата – 24 пункта

3/4 квадрата – 36 пунктов

Кегель – Размер шрифта. Измеряется в пунктах по высоте буквы с нижним пробелом строки.

Кернинг – Изменение расстояния между буквами, составляющими кернинговые пары.

Колонтитул - Название произведения, части, главы, параграфа, помещаемые над полосой набора.

Колонцифра - Порядковый номер страницы печатного издания

Корпус – Типографская система измерения. Равен 10 пунктам.

Курсив - Наборный шрифт, основанный на характерных каллиграфии. Как правило, используется для выделения текста.

Линиатура растра – Количество точек на квадратный сантиметр (дециметр). Это число составляет от 24 до 160 лин. /см, и выбор растра по линиатуре зависит от способа печати, гладкости бумаги и так далее.

Литера – Прямоугольный металлический (в первых печатных книгах – деревянный) брусок с рельефным изображением буквы или любого другого знака, который при печати, после нанесения краски оттискивается на листе.

Межбуквенный пробел – Расстояние между буквами в строке.

Навылет – Изображение выходящая за полосу набора. Например фотография навылет.

Наплыв -Утолщение основных штрихов в округлых буквах.

Насыщенность шрифта -Один из основных признаков наборного шрифта, например: светлый, полужирный, жирный.

Нонпарель - Типографская система измерения. Равен 6 пунктам

Интерлиньяж – Расстояние между строками.

Очко литеры – Выступающая поверхность литеры, непосредственно, соприкасающаяся с бумагой.

Основной штрих – Доминирующий или несущий, вертикальный штрих буквы.

Петит - Типографская система измерения. Равен 8 пунктам

Полоса набора – Поле, в котором размещаются изобразительный и текстовой материал.

Поля страницы – Пространство между полосой набора и границей страницы. Измеряется в миллиметрах.

Пункт – Типографская единица измерения, равна 0,33 миллиметра.­­

Разрядка – Набор строки или слова путем увеличения межбуквенных пробелов.

Растр – Изображение построенное (отпечатанное) при помощи регулярно расположенных точек.

Рубрика - Раздел, подразделение текста печатного издания.

Рубрикация – деление текста на части с системой соподчинения разделов издания и обозначение степени весомости каждой части издания (например в книге: роман, глава романа). Облегчает поиск разделов произведения.

Сетка – Модульная система, предназначенная для организации изобразительного и текстового материала в многостраничных изданиях со сложной структурой.

Соединительный штрих – Несомый, горизонтальный или наклонный штрих, соединяющий основные, несущие штрихи буквы.

Типометрия – типографская система мер.

Титульный лист - Заглавный лист, на котором помещают выходные сведения издания - фамилия автора, название, место и год издания и др.

ФальцовкаС гибка листа.

Флаговый набор – Набор текста с односторонней выключкой строк в край колонки.

Фрактура – Разновидность готического шрифта.

Фронтиспис – Левая сторона титульного разворота.

Формат издания – Размер печатного издания, зависящий от размера и доли печатного листа. Измеряется в миллиметрах.

Формат полосы набора - Размер печатного поля. Измеряется в пунктах.

Удобочитаемость – Основной принцип оценки качества набора, рисунка и кегля шрифта, интерлиньяжа, длины строки, взаимодействия текста и изобразительного материала

Цицеро - Типографская система измерения. Равен 12 пунктам.

Шапка - Заголовок, лозунг, всякая надпись, расположенная над текстом.

Шмуцтитул – Страница, расположенная перед отдельными частями или главами книги. Как правило, на шмуцтитуле размещается только заглавие произведения или заголовок части, иногда сопровождаемые изображением, эпиграфом.

Вопросы для самопроверки

При подготовке к зачету и экзамену

1. Влияние формата полосы набора на типографику издания

2. Отличительные особенности типографского набора первых печатных изданий в Европе

3. Отличительные особенности типографского набора первых печатных изданий в России

4. Что такое кегль шрифта

5. Что такое пункт

6. Основные характеристики экранной типографики

7. Основные характеристики плоской печати

8. Влияние техник графики на развитие типографского набора

9. Что такое удобочитаемость шрифта

10. Основные характеристики типографского набора многостраничных изданий

11. Что такое литера

12. Что цицеро

13. Основные характеристики типографики различных типов изданий

14. Что такое квадрат в полиграфической системе измерения

15. Что такое петит в полиграфической системе измерения

16. В чем отличие плоской печати от ротационной

17. Расчет типографского набора. Система измерения

 

18. Типографский набор в зависимости от типа издания

19. Что такое формат полосы набора

20. Основные характеристики системы рубрикаций

21. Основные требования к оформлению титульного листа

22. Типы изданий печатной продукции

23. Типографский набор выходных данных

24. Особенности работы с гранками

25. Что такое акцидентный набор

26. Что такое корпус в типографской системе измерения

27. Что такое система рубрикаций

28. Классификация типографского набора

29. Основные требования к верстке печатного издания

30. Основные требования к верстке спусковой полосы

 

Список иллюстраций

1. Иоанн Гуттенберг. Средневековая гравюра

2.Страница сорокадвухстрочной библии Иоанна Гуттенберга

3.Первый печатный станок

4.Первопечатник Иван Фёдоров

5.Фронтиспис и страница из книги «Апостол» Ивана Фёдорова

6. Шрифт первых печатных книг мало отличался от шрифта рукописных инкунабул.

7.Печатная мастерская. Средневековая гравюра

8.Альд Мануций

9.Марка издательства дома Альдини

10-11. Печатные листы в картушах с иллюстрациями

Ганса Гольбейна Младшего

12.Клод Гарамонд

13.Станица набранная курсивом Гарамонд

14.Характерный набор страницы 16 века (1539г.)

15.Заглавный лист Жофруа Тори. Французский Ренессанс

16.Титульный лист Пьера Симона Фурнье. Париж 1742­­ г.

17.Титульный лист. Париж 1751 г.

18.Заглавный лист из книги Фурнье

19.Заглавный лист Пьера Марилье 1776. Стиль рококо

20.Набор страницы без выключки строк 1757г.

21.Джамбатиста Бодони

22.Титульный лист, набранный шрифтом Бодони

23. Марка издательского дома Эльзивиров

24.Цезарь Гай Юлий «Записки о галльской войне»,

титульный лист, 1635г.

25.Фронтиспис и титульный лист Джона Баскервиля

26.Пример набора текста Баскервилем

27-28.Образцы­ первых изданий периодической печати Европы

29.Букварь Кариона Истомина

30.Гажданский шрифт Петра I

31.Страница, набранная Гражданским шрифтом

32-33.Первые выпуски газеты «Санкт-Петербургские Ведомости»

34.Н. И. Новиков. Гравюра Н. Е Черепанова

35.Страница «Опыта исторического словаря о российских писателях», 1772г.

36.Еженедельное издание «Трутень»

37.Оттиск страницы «Таймс».

38.Обложка литературного журнала «Современник» 1836 г.

39.Страница издания П. П. Бекетова

40-41. Издания Александра Смирдина

42. Фрагмент газеты «Колокол» 1857 г.

43.Обложка одного из первых иллюстрированных журналов России

44.Обложка. Стиль Арт Нуво

45-46. Рекламные листовки. Стиль Арт Нуво

47. Большая энциклопедия С. Н. Южакова, товарищество «Просвещение»,

С-Петербург 1904 г.

48.Отечественная война и Русское общество 1812-1912 гг.,

издание Т-ва И. Д. Сытина

49-50. Западные иллюстрированные журналы начала 20 века

51.Революционная листовка с характерным шрифтом

52-53.Обложки двадцатых годов

54. Плакат Родченко, Ленгиз. 1925 г.

55-56. Плакаты военных годов

57.Леонид Утесов «Спасибо сердце», суперобложка и разворот

ВТО, Москва, 1976г., художники Ю. Владимиров, Ф. Терлецкий

58. «Негритянская поэзия США», переплёт, «Художественная литература», Москва, 1971 г.,Художник Ю. Боярский

59.Георгий Жуков «Воспоминания и размышления», макет переплёта,

АПН, 1975 г., Художник С. Н. Томилин

60.Титульный разворот Е. Ганнушкина, «Музыка», Москва, 1972г.­­

61.Гёте «Римские элегии», титульный разворот, «Книга», Москва, 1982 г.,

Художник В. Медведев

62. Велимир Хлебников «Избранное», титульный разворот, «Советский писатель», Москва, 1987г., художник А. Томилин

63.Детская энциклопедия, переплёт, художник М. Жуков

64.Плакат, художник В. Корольков

65-66.Невил Броуди

67.Давид Карсон, шрифтовая композиция

68.Макс Кинсман, шрифтовая композиция

70.Работы студентов. Задание 1

71.Расчетный макет. Задание 2

72.Шрифтовой разворот. Задание 3

73-74. Шрифтовые плакаты. Задание 4

75.Разработка многостраничного издания. Задание 5

76-77. Макеты. Задание 5

78-80. Серия обложек журнала

81. Разворот журнала

82.Разворот детского журнала

83.Вариант обложка. Дипломное проектирование

84. Вариант плаката. Дипломное проектирование

85.Лист календаря. Дипломное проектирование

Список литературы

1. Литература основная

1. Искусство дизайна с компьютером и без… пер с англ.-М.:

КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005

2. Рудер Эмиль. Типографика: учебник по оформлению печатной продукции. Берлин: Verlag Niggli AG CH-8583 Sulgen,1998 (Польша)

2. Литература дополнительная

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...