Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Промышленный переворот в печатном деле в XIX веке.




Типографика самым тесным образом связана с производством и, следовательно, с созданием новых технологий.

Промышленная революция, относительная демократизация общества после буржуазных революций в Европе, создавала слой более менее образованных людей (по крайней мере, умеющих читать), которые становились читателями или как сейчас принято говорить «пользователями» печатной продукции: книг, газет, журналов и обучающей литературы.

После изобретения Иоаном Гуттенбергом первого деревянного печатного станка прошло несколько веков прежде чем научились делать стальные печатные машины, которые имели большую износоустойчивость и позволяли в разы увеличивать тиражи печатных изданий. В 1798 году лорд Чарльз Стенхоуп сконструировал механический станок производительность которого составляла 250 оттисков в час. Рекордный показатель для того времени.

Однако тиражи разнообразной печатной продукции росли, увеличивалось число названий изданий. В конце XVIII века в Европе возникло 900 новых газет, так, например, первый тираж знаменитой «Таймс» вышел в 1785 году. И, всё же, печатный процесс оставался очень трудоёмким и требовал много времени. Известные типографы ломали головы над проблемами тиражеустойчивасти и сохранения печатных форм и в первой половине XVIII века был изобретён способ стереотипирования.

Дело в том, что наборная форма состояла из отдельных литер. После выхода тиража печатную форму разбирали и литеры возвращали в печатную кассу. Стереотип же представлял из себя цельную форму. Для этого готовый набор оттискивали на мягком, пластичном материале, получался негативный рельеф – матрица, которая служила копией оригинального набора. Её заливали расплавленным типографским сплавом и получали стереотип. Очень важно, что шрифт на новой форме не терял своих качеств, поверхность очка литеры оставалась неизменной. В отличии от простого набора стереотип тоньше наборной формы. Отливка нужного количества стереотипов в разы увеличивала тираж издания и позволяла сохранять печатные формы.

В начале XIX века трудоёмкий и мало производительный процесс ручного книгопечатанья был заменён на машинное производство. Первая печатная машина была построена в 1812 году. Кен и Бауэр стали первыми изобретателями, которые нашли способ механизации печатного процесса. Вот что писала газета «Московские ведомости» о новом изобретении: «…». В 1816 году знаменитые изобретатели построили «новую машины печатавшую с обеих сторон листа» с производительностью 1000 двойных оттисков в час.

Плоскопечатные машины сыграли важную роль в развитии типографского процесса. В 1828 году была сконструирована плоскопечатная машина с производительностью 4200 оттисков в час, а в 1848 году в типаграфии «Тайм» была установлена машина которая давала уже 12000 оттисков в час. Несмотря на существенный прогресс плоскопечатных машин, они отличались огромными размерами и обслуживать их приходилось большому количеству людей, так как подача листов производилась в ручную.

В 1863 году Уильям Баллак создал новую ротационную машину. При печати бумага подавалась на цилиндр в виде бумажного полотна с разматываемого рулона, что увеличивало производительность труда и уменьшало количество обслуживающего персонала. Это изобретение изменило мир книгоиздания и периодической печати, открыла дорогу для создания современных полиграфических машин и увеличила тиражи, которые исчисляются миллионами экземпляров.

Ротационная печать имела свои издержки. При высокой скорости мог стравливаться текст и ухудшалось качество изображения, однако параллельно с изобретением машин шёл процесс улучшения качества печати. В Санкт-Петербурге Борис Семёнович Якоби на основе своего изобретения издал книгу «Гальванопластика или способ по данным образцам производить изделия из медных растворов, с помощью гальванизма». В полиграфии при помощи данного метода получали стереотипы полностью идентичные оригиналу.

В России XIX век стал «золотым веком» литературы. Гениальные произведения писателей, поэтов, публицистов, критиков и учёных – уже сами по себе увеличивали тиражи книг, журналов и газет. Однако обилие качественной литературы требовало технического воплощения. В 1801 году Александр I отменил указ 1796 года о запрете частных типографий и в короткое время в обеих столицах и в провинции возникли типаграфии, среди которых выделялась типаграфия Бекетова в которой с 1801 по 1812 годы было издано свыше 100 изданий. На ряду с классиками публиковались произведения современников: Гнедича, Жуковского, Карамзина.

Особую роль в развитии торговли и книгоиздании в России сыграл Александр Филиппович Смирдин. Издатель сотрудничал с крупнейшими литераторами своего времени: Пушкиным, Гоголем, Вяземским, Крыловом и т д. В центре Петербурга на Невском проспекте находился книжный магазин Смирдина. Одна из петербургских газет того времени писала: «…сердце утешается при мысли, что, наконец, и русская наша литература вошла в честь и из подвалов переселилась в чертоги». Александр Филиппович издал произведения более чем 70 русских писателей.

Знаменательным событием в культурной и общественной жизни России стал «толстый журнал» - «Современник», создателем которого был А.С. Пушкин. Основанный в 1836 году он просуществовал почти до 70х годов XIX столетия. «С 1847 по 1866 год его издавали Н.А. Некрасов и И.И. Панаев, а редактировали сначала В.Г. Белинский, а затем, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

В истории книгоиздания и средств массовой информации XIX века определяющим событием стало возникновение крупных издательских компаний, которые объединяли полиграфию, редакционно-издательский процесс и торговлю.

Продолжилась традиция возникновения издательских династий: на смену Эльзивирам, Альдам, Плантенам, Этьенам пришли Брокгаузы, Мейеры, Веберы, Макмилланы. Фирмы этих коммерсантов процветали долгое время и сотрудники, вовлеченные в издательский процесс заложили традиции и создали условия для современного книгоиздания и средств массовой информации.

В середине века издательское дело получило сильный импульс в своем развитии, катализатором которого стало изобретение фотографии. В 1839 году Л. Ж. М. Дагер издал в Париже книгу: «История и описание процесса дагерротипии». Огромную роль для развития фотографии в печатном деле сыграли несколько выдающихся открытий Уильяма Генри Фокса Тальбота, среди которых использование светочувствительности хромированного желатина, что позволило использовать фотографию в типографском деле.

Начался век иллюстрированных журналов. Первый такой журнал «Пенни Мэгэзин» вышел в Лондоне в 1832 году и имел огромный успех у публики. В 1844 году во Франции увидел свет «Иллюстрасион», в Германии «Иллюстрите Цайтунг», а в России в 1869году журнал «Всемирная иллюстрация».

Многотиражные иллюстрированные журналы приносили немалую прибыль своим издателям. Однако необходимо было решать новые задачи как в редакционно-издательском процессе, так и в типографском деле. Периодичность и приличный объем изданий увеличивал штат сотрудников; редакторов, художников, фотографов наборщиков и так далее. Журнал должен быть узнаваемым и иметь свое лицо, поэтому помимо литераторов, к работе привлекались высокопрофессиональные оформители, умеющие создать стиль издания и грамотно сверстать макет, в котором изобразительный материал и шрифтовой набор составляли единое целое.

Типографское исполнение периодических объемных изданий, иллюстрированных книг и иной печатной продукции, а также все увеличивающиеся тиражи газет требовали полной механизации печатного процесса.

В 1885 году Оттмар Мергенталер изобрел машину, которая «не только выбивала рельефные знаки матрицы, но и отливала готовую форму». Машина получила название «Линотип» от английского слова «лайн»-строка. В 1886 году первый линотип был установлен в типографии газеты «Нью-Йорк трибюн». «Через шесть лет в разных странах мира работало 700 линотипов». Ранее в «1851 году американцы Цириус и Эдвин Чембер изобрели фальцевалдьную машину».

Изобретение листоподборочных машин, машин переплетчиков, новых ротационных типографских станов, растрированных форм и фотонабора в 1897году, развитие химических процессов в печати облегчали труд типографских рабочих и позволяли издателям улучшать качество и увеличивать количество названий и тиражи печатной продукции, которые к XX веку приобрели огромные масштабы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...