Тема 1. Организация судебного делопроизводства по уголовным делам в суде общей юрисдикции
Стр 1 из 11Следующая ⇒ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И РАССМОТРЕНИЮ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ Учебно-методический комплекс для магистрантов заочной формы обучения направление подготовки 030900.68, уголовно-правовой профиль магистерская программа «Уголовное судопроизводство в Российской Федерации, криминалистическое обеспечение производства по уголовным делам и судебная экспертиза»
г. Ростов-на-Дону
Автор: А.В. Николаев, доцент кафедры уголовно-процессуального права Ростовского филиала РАП, к.ю.н., доцент
Рецензенты: Фролов Ю.А. - директор департамента по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области, доктор юридических наук, профессор Григорян С.А. - заведующий кафедрой международного права Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», доктор юридических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»). Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Российской академии правосудия (протокол № от 2013 г.). Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия ……….2013 г., протокол №.
© Ростовский филиал ФГБОУВПО «Российская академия правосудия», 2013. © Николаев А.В., 2013. СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….……………….…….4 Объем дисциплины и виды учебной работы………….…………………….……10
Тематический план …………………………………......……………………….....10 Программа курса (Рабочая программа дисциплины)..……….………………….11 Планы практических занятий …………….……………………..…………….......14 Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы магистрантов...…………………………………………27 Контрольные задания...……………………………………………………….........90 Литература……………………………………………………………….………….91 Вопросы для подготовки к зачету с оценкой……………………………………..94 Введение
«Организация работы в судах общей юрисдикции по подготовке и рассмотрению уголовных дел» – дисциплина по выбору вариативной части профессионального цикла магистерской программы «Уголовное судопроизводство в Российской Федерации, криминалистическое обеспечение производства по уголовным делам и судебная экспертиза». Эффективная деятельность в судебной системе невозможна без знания её организационных основ. Изучение специального практического курса «Организация работы в судах общей юрисдикции по подготовке и рассмотрению уголовных дел» вызвано объективными потребностями современной судебной практики, тем большим значением, которое имеет правильная организация работы в судах для эффективности их деятельности в условиях продолжения судебной и правовой реформ. На VI съезде судей Российской Федерации Президент России В.В. Путин отмечал, что количество дел по мере роста доверия граждан к суду увеличивается, что, безусловно, потребует еще более современной рациональной организации работы судов[1]. Всякий труд, любая социально полезная деятельность в цивилизованном обществе требуют научной организации, планирования и порядка, методически обоснованного анализа складывающейся практики. Это тем более важно в деятельности судов, в условиях продолжения судебной реформы, о чем свидетельствует Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы Росси».
В структуре курса и его программе учитываются его прикладная направленность, требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, новейшие научные разработки в данной области знаний. В списке основной литературы указаны нормативные, практические и учебные пособия по данному курсу, а также сборники правовых документов, поскольку соискатель должен ознакомиться с их текстами. Дополнительная литература рекомендуется для углубления знаний по тем или иным темам, подготовки к практическим занятиям, составляющих основу курса, для написания рефератов и научных работ. Для углубления и расширения своих знаний рекомендуется также использовать периодические издания - журналы «Государство и право», «Журнал Российского права», «Законность», «Право и жизнь», «Правоведение», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Российское правосудие», «Российский судья» и др. В связи с необходимостью приведения учебного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ВПО, формирования интегральных профессиональных компетенции магистров; перехода от преимущественной активности преподавателя к активности обучающегося; формирования его учебной автономности и ответственности за процесс и результат обучения; обеспечения обучения в сотрудничестве, взаимодействия обучающихся друг с другом; обеспечения комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, выработки у него прикладных умений и навыков организационно-правовой деятельности планируется проведение практических занятий по темам и вопросам в активных формах - демонстрация (выездное заседание) по содержанию подготовки и рассмотрения уголовных дел в судах общей юрисдикции различных инстанций. Основная цель учебного курса – выработать у магистров на базе теоретических знаний и представления практические умения и навыки по организации судебного делопроизводства, подготовки и рассмотрения уголовных дел в судах общей юрисдикции как первой и второй, так и кассационной инстанции, документационного и иного обеспечения судебной деятельности при осуществлении уголовного судопроизводства, правовых отношениях возникающих при этом, что необходимо для познания организационных основ функционирования судебной системы как важнейшего элемента государства, освоению богатейшего теоретического и практического материала юридической науки и практики правоприменения, без знания которого невозможна профессиональная квалифицированная судебная деятельность.
В процессе изучения курса магистрами преследуются локальные цели: • практическая - овладение методологией познания и анализа процессов по организации подготовки и рассмотрения уголовных дел в судах общей юрисдикции; приобретение умений и навыков такой действительности и усвоение её особенностей с учетом специфики различных уголовных дел и прикладной направленности обучения на более детальное рассмотрение вопросов организации уголовного судопроизводства; овладение основными методами такой работы и методикой самостоятельной работы юриста; • образовательная - глубокое овладение научными знаниями об этапах организации работы в судах общей юрисдикции по подготовке и рассмотрению уголовных дел по существу, в апелляционной и кассационной инстанциях, её правовой основе; • воспитательная - формирование, опираясь на нравственный потенциал судейского корпуса, патриотических качеств, нравственной чистоты, высокой гражданственности, уважения к закону, неподкупности, непримиримости к коррупции и нарушениям законности; развитие способности к самостоятельному, творческому мышлению; воспитание качеств активного защитника права и справедливости. В соответствии с этой целью основными задачами курса являются: 1) дать магистрам глубокие и системные знания в области организации работы по подготовке и рассмотрению уголовных дел в судах общей юрисдикции первой, второй и кассационной инстанций, её сущности и значении для правосудия; 2) познание правового процесса организации деятельности по подготовке и рассмотрению уголовных дел в судах различных инстанций;
3) определение факторов и условий, определяющих особенности и специфику данной деятельности; 4) усвоение процесса совершенствования системы законодательства в сфере организации работы по подготовке и рассмотрению уголовных дел в судах общей юрисдикции; 5) способствовать высокому уровню правосознание в области правоприменения. Требования к уровню подготовки: - иметь представление об организации работы по подготовке и рассмотрению уголовных дел в судах общей юрисдикции, её сущности и значении для правосудия; о методах использования правовых норм в юридической практике; о характере и взаимодействие процессуальных действий и решений в сфере этой деятельности; - знать основные принципы и нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие организацию работы в судах общей юрисдикции по подготовке и рассмотрению уголовных дел, содержание и процессуальный порядок её осуществления в различных, предусмотренных УПК РФ формах, полномочия судьи и процессуальное положение участников производства; - уметь использовать знания для анализа процессуальных норм, форм и методов организацию работы в судах общей юрисдикции по подготовке и рассмотрению уголовных дел, процессуальных действий и решений судьи и других субъектов судопроизводственных отношений; применять полученные знания в практической деятельности юриста, в проведении правовой профилактической и воспитательной работы. Предлагаемый курс организации работы в судах общей юрисдикции по подготовке и рассмотрению уголовных дел разработан с учётом его практического значения, последних изменений и дополнений уголовно-процессуального законодательства, а также с расчётом на профессионально-прикладную специфику вуза - Российской академии правосудия. По результатам обучения магистр должен приобрести и обладать следующими общекультурными (ОК)ипрофессиональными компетенциями (ПК) в юридической деятельности: - общекультурные компетенции (ОК): осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);
компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5). - профессиональные компетенции (ПК): в правотворческой деятельности: способностью разрабатывать нормативно-правовые акты (ПК-1); в правоприменительной деятельности: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2); в правоохранительной деятельности: готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-4); способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5); способностью выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-6); в экспертно-консультационной деятельности: способностью квалифицированно толковать правовые акты (ПК-7); способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8); в организационно-управленческой деятельности: способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9); способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10); в научно-исследовательской деятельности: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); в педагогической деятельности: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12); способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13); способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14); способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15). В ходе непосредственного изучения учебной дисциплины отдельные структурные части данного учебно-методического комплекса могут изменяться и дополняться. Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММА КУРСА (Рабочая программа дисциплины) Тема 1. Организация судебного делопроизводства по уголовным делам в суде общей юрисдикции Нормативно-правовая и методическая база судебного делопроизводства. Система организации и порядок ведения судебного делопроизводства в судах. Учет и ведение документооборота суда. Требования к оформлению процессуальных и иных документов, порядок их передачи и движения в структурах суда. Порядок текущего хранения уголовных дел, документации и передачи их в архив. Обязанности председателя суда по организации делопроизводства. Порядок приема и отправления уголовных дел, иной корреспонденции, их регистрация и учет. Действия судьи и работников аппарата суда по реализации положений УПК РФ, связанных с оформлением уголовных дел на стадиях принятиях их к производству и назначения судебных заседаний, а также после их рассмотрения. Порядок приема и учета кассационных, частных жалоб и представлений, дел с апелляционными жалобами и представлениями. Обращение к исполнению приговоров, определений и постановлений суда по уголовным делам. Порядок приема, учета и хранения вещественных доказательств и личных документов осужденных. Выдача уголовных дел и документов. Номенклатура основных нарядов (подшивок) в суде. Порядок хранения, сдачи в архив и уничтожения уголовных дел в судах общей юрисдикции. Экспертиза ценности уголовных дел.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|