Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Организация судебного делопроизводства по уголовным делам в суде общей юрисдикции




Нормативно-методическая база делопроизводства — это сово­купность нормативных правовых актов и методических докумен­тов, регламентирующих технологию создания документов, их об­работки, хранения и использования в текущей деятельности учре­ждения (документооборот), а также деятельность службы делопроизводства, ее структуру, штаты, техническое обеспечение и другие аспекты.

Указанная база делопроизводства в судах общей юрисдик­ции представляет собой систему иерархически выстроенных источников различной юридической силы.

Работники аппарата суда, связанные с делопроизводством, обязаны знать Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, Инструкцию по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, другие нормативные акты, определяющие порядок делопроизводства в судах, структуру судов, режим и порядок работы других юридических учреждений.

На примере Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (далее — Инструкция) целесообразно рассмот­реть основные положения организации делопроизводства в су­дах общей юрисдикции. Названная Инструкция, являясь основным нормативно-ме­тодическим документом, определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроиз­водства в районных судах страны, предусматривая учет и веде­ние документооборота районного суда, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах районного суда, порядок теку­щего хранения судебных дел, документации и передачи их в ар­хив.

Положения Инструкции распространяются как на традици­онное делопроизводство, так и на организацию работы с доку­ментами, создаваемыми средствами вычислительной, компьютерной и электронной техники. Инструкция устанавливает еди­ную систему документационного производства, обязательную для всех работников районного суда.

Анализируемый норматив разработан на основании Государ­ственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное де­ло. Термины и определения» и в соответствии с законодатель­ными актами, указами и распоряжениями Президента РФ, по­становлениями и распоряжениями Правительства РФ, норма­тивно-методическими документами Федерального архивного агентства.

В разделе 1 Инструкции изложены общие обязанности пред­седателя районного суда по организации делопроизводства.

Так, председатель суда или лицо, временно исполняющее его обязанности, в соответствии со ст. б2 Закона о статусе судей организует работу суда; устанавливает правила внутреннего распорядка на основе утверждаемых Советом судей Типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их вы­полнение; осуществляет общее руководство деятельностью ап­парата суда; утверждает должностные инструкции работников аппарата суда; осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Председатель районного суда назначает должностное лицо из числа сотрудников аппарата суда, на которое возлагаются обязанности по ознакомлению других сотрудников с требова­ниями по организации делопроизводства.

В разделе 2 Инструкции детально регламентирован порядок приема, отправления уголовных дел, а также иной корреспонденции.

В нем, в частности, указано, что сотрудник аппарата, ответ­ственный за работу с корреспонденцией, вскрывает пакеты, проверяет соответствие присланных судебных дел и других ма­териалов описи, а затем ставит на первой странице обложки де­ла (письма и т. п.) штамп, где указывается дата поступления материала в суд, регистрационный номер документа по журна­лу учета входящей корреспонденции. Если при вскрытии паке­тов будет обнаружено отсутствие какого-либо документа или приложения к нему, об этом составляется акт, один экземпляр которого посылается отправителю, а второй приобщается к по­лученным документам и передается вместе с ними на рассмотрение исполнителю. Конверты от поступивших по почте иско­вых заявлений, представлений, кассационных или частных жа­лоб, исполнительных документов должны быть сохранены и приложены к присланным документам.

Все поступившие в суд дела, материалы и иные документы, в том числе присланные электронной почтой, факсимильной связью, а также телеграммы регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции. Не подлежат регистрации, а пере­даются с отметкой о времени получения их судом для приоб­щения к делам: судебные повестки, возвращенные суду за от­сутствием адресата; расписки в получении копий обвинитель­ных заключений, судебных повесток, исковых заявлений. После регистрации, но не позднее следующего рабочего дня вся поступившая корреспонденция передается по назначению для рассмотрения.

Уголовные дела, а также материалы, возвращенные в связи с отменой или изменением приговоров и решений либо с част­ными определениями вышестоящих судов, материалы по во­просам судебного контроля за законностью действий органов предварительного следствия и дознания, жалобы на отказ в принятии сообщений о совершенных преступлениях, письма, заявления, жалобы непроцессуального характера и другие мате­риалы передаются лично председателю суда.

Заявления и другие материалы, принятые судьями на личном приеме, не позднее следующего рабочего дня долж­ны быть сданы сотруднику аппарата, ответственному за регист­рацию документов, для учета в журнале входящей корреспон­денции. После регистрации с присвоением соответствующего регистрационного номера и даты поступления возвращаются судье для рассмотрения.

Вся корреспонденция, высылаемая судом, подлежит обяза­тельной регистрации по журналу исходящих документов с присвоением соответствующих номеров. Дела, материалы на­правляются заказными бандеролями, а исковые материалы, исполнительные документы — заказными письмами либо с курьерами.

Судебные повестки и копии процессуальных актов, подле­жащие обязательному вручению участникам судопроизводства, направляются судом, в соответствии с требованиями Правил оказания услуг почтовой связи[2], в заказных письмах с заказны­ми уведомлениями о вручении. Бланк уведомления прикрепля­ется к стороне письма, на которой не указывается адрес. На ли­цевой стороне письма делается отметка «судебная повестка с заказным уведомлением», «определение» и т. д.

В разделе 3 Инструкции регламентирован порядок регистра­ции и учета уголовных дел.

Все дела, поступившие в суд, регистрируются в соответствии с документами первичного статистического учета на учетно-статистических карточках. Специфика заполнения карточек за­висит о того, какое дело рассматривается судом: уголовное, гражданское или об административном правонарушении.

Учетно-статистические карточки хранятся в картотеках (ящиках) отдельно по уголовным, гражданским делам, делам об административных правонарушениях в порядке их номеров та­ким образом, чтобы последние номера помещались в передней части картотеки (ящика). В карточках, соответственно движе­нию дела, должны быть заполнены все реквизиты.

По истечении календарного года учетно-статистические кар­точки на дела, не рассмотренные к началу нового года, перено­сятся в картотеку нового года. В этом случае на каждой учетно-статистической карточке и в каждом деле указываются два по­рядковых номера — прошлого и нового года.

При компьютерном ведении регистрации и учета дел объ­ем учитываемых сведений может быть увеличен, но не дол­жен быть меньше предусмотренного приложениями к Инст­рукции.

Номер уголовного дела или материала включает соответст­вующий индекс (по категориям дел), порядковый номер по учетно-статистической карточке или регистрационному жур­налу и текущий год, который указывается через дробь, напри­мер: 1-20/2012 (уголовное дело), 2-13/2012 (гражданское де­ло), 5-11/2012 (дело об административном правонарушении) и т. д.

Порядковый номер по учетно-статистической карточке или регистрационному журналу, который входит в состав номера соответствующего дела (материала), указывается на обложке дела (материала) и в алфавитном указателе. Тем же номером помечается и вся переписка по данному делу (материалу).

Уголовные дела, возвращенные на новое су­дебное рассмотрение после отмены приговоров, постановле­ний, определений, и уголовные дела, повторно по­ступившие в суд от прокурора, регистрируются в учетно-статистических карточках так же, как впервые поступившие де­ла, и получают новый порядковый номер.

В разделе 4 Инструкции определен порядок работы с пред­ложениями, заявлениями и жалобами на работу суда, не подле­жащими рассмотрению в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодатель­ством.

В разделах 5 и 6 Инструкции регламентирован порядок дей­ствий судьи и работников аппарата по реализации положений УПК РФ, связанных с оформлением уголовных дел на стадиях принятия их к производству и на­значения судебных заседаний как стадиях уголовного судопроизводства.

Так, в них определен порядок оформления вынесения про­цессуальных решений, вручения процессуальных документов субъектам судопроизводства, вызова свидетелей и производства иных процессуальных действий на данных стадиях судопроиз­водства.

В разделе 7 Инструкции определен порядок действий судьи и работника аппарата суда по оформлению уголовных дел после их рассмотрения. Особое внимание при изу­чении данного раздела следует обратить на обязанности секре­таря судебного заседания по оформлению дела, поскольку бо­лее ни в одном нормативном акте этот вопрос не раскрыт. Так, по окончании рассмотрения уголовного дела судебный секретарь:

а) подшивает в дело документы в хронологическом порядке:

определения, предшествующую судебному заседанию перепис­ку, вынесенные в ходе судебного заседания определения и по­становления (об отводах, ходатайствах, назначении экспертиз и т. п.), все приобщенные к делу в процессе судебного заседа­ния документы в порядке их поступления, подписку об ответ­ственности по ст. 307, 308 УК РФ свидетелей, экспертов, пере­водчиков, протокол судебного заседания, решение, определе­ние суда и их машинописные копии, заверенные судьей. Все документы подшиваются в дело так, чтобы их текст был полно­стью видимым. При отсутствии поля для подшивки документ необходимо наклеить без повреждения текста на вспомогатель­ный лист;

б) нумерует листы дела и составляет за своей подписью опись находящихся в нем материалов или продолжает опись, составленную органами расследования;

в) делает отметку о результатах рассмотрения дела в журнале учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании;

г) прилагает к уголовному делу заполненные статистические карточки на подсудимого в отношении осужденных, оправдан­ных лиц, дела в отношении которых прекращены, и лиц, при­знанных невменяемыми, к которым применены меры меди­цинского характера;

д) по уголовному делу, по гражданскому делу, иск по кото­рому вытекает из уголовного дела, где преступлением причинен ущерб имуществу, прилагает к делу заполненные карточки по учету сумм ущерба в соответствии с действующей Инструкцией по ведению судебной статистики;

е) выписывает исполнительные документы по делу, по кото­рому судебные решения подлежат немедленному исполнению.

Протокол судебного заседания изготавливается секретарем судебного заседания и может быть написан от руки, напечатан на машинке либо на компьютере. Также допускается использо­вание стенографирования, средств аудиозаписи и иных техни­ческих средств. При этом содержание протокола должно соот­ветствовать требованиям ст. 259 УПК РФ. Протокол должен быть изготовлен в течение трех суток со дня окончания судебного заседания.

При наличии письменного ходатайства сторон, иных участ­ников процесса об ознакомлении с протоколом судебного засе­дания возможность ознакомления должна быть обеспечена в течение пяти суток с момента подписания протокола. Копия протокола изготавливается по письменному ходатайству участ­ника судебного разбирательства и за его счет.

В разделе 8 Инструкции определен порядок приема и учета кассационных, частных жалоб и представлений, дел с апелля­ционными жалобами и представлениями. Основное внимание при изучении данного раздела следует обратить на порядок фиксирования времени подачи кассационных и частных жалоб, извещения других субъектов судопроизводства о поданных жа­лобах или представлениях, а также на оформление дел, направ­ляемых в суд кассационной и апелляционной инстанций.

В разделе 9 Инструкции регламентирован порядок обраще­ния к исполнению приговоров, решений, определений и поста­новлений суда по уголовным делам.

Раздел 10 Инструкции определяет особенности делопроиз­водства по материалам, разрешаемым судами в поряд­ке исполнения приговоров.

При изучении данного раздела следует обратить внимание на то, что регистрация и учет, подготовка к рассмотрению в су­дебном заседании, оформление, приём жалоб и представлений, обращение к исполнению:

— материалов, поступивших в порядке досудебного произ­водства;

— производств о наложении денежных взысканий и штра­фов в процессуальном порядке и о взыскании залогов по уго­ловным делам

производятся по общим правилам, изложенным Инструкции, с соблюдением особенностей, предусмотрен­ных разделом 10. Эти особенности обусловлены специфиче­ским процессуальным порядком производства указанных дей­ствий и предназначены для наиболее эффективного и опера­тивного обращения к исполнению вынесенных судебных постановлений.

Особое внимание следует уделить разделу 11 Инструкции, поскольку, кроме него, более ни один акт не регламентирует порядок приема, учета и хранения вещественных доказательств и личных документов осужденных.

Вещественные доказательства по уголовным делам, посту­пившие в суд от органов расследования или приобщенные к де­лам по определению (постановлению) суда, принимаются, учи­тываются и хранятся с соблюдением правил, предусмотренных ст. 82 УПК РФ, Инструкцией о порядке изъятия, учета, хране­ния и передачи вещественных доказательств по уголовным де­лам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами[3], Положением о хранении и реа­лизации предметов, являющихся вещественными доказательст­вами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно[4], а также названной Инструк­цией.

Вещественные доказательства принимаются судом от орга­нов предварительного следствия и дознания только в упакован­ном и опечатанном виде с описью содержимого на упаковке и указанием номера дела, к которому они приобщены.

При поступлении предметов, истребованных судом по граж­данским делам от предприятий, учреждений, организаций, на­личие их сверяется по сопроводительному письму.

При обнаружении нарушения упаковки или печати уполно­моченные работники суда в присутствии лица, доставившего дело, вскрывают упаковку и сверяют наличие вещей, содержа­щихся в ней, со справкой к обвинительному заключению (об­винительному акту) и с постановлением о приобщении к делу вещественных доказательств. При отсутствии расхождений ве­щественные доказательства вновь упаковываются и опечатыва­ются. О вскрытии упаковки составляется акт, который подши­вается в дело.

Вещественные доказательства, приобщенные к делу судом, соответствующим образом упаковываются и опечатываются. Упаковка должна обеспечивать сохранность вещественных до­казательств от повреждения и порчи.

На упаковке указываются: наименование документов, их ко­личество, номер дела, к которому приобщены вещественные доказательства, а после регистрации — номер по порядку запи­сей в журнале учета вещественных доказательств.

Опечатывание вещественных доказательств производится в присутствии судьи, председательствующего по делу. Печать ста­вится таким образом, чтобы вещественные доказательства не могли быть заменены или изъяты без ее повреждения.

Для учета вещественных доказательств в суде ведется специ­альный журнал. Все вещественные доказательства регистриру­ются в журнале в день поступления дела.

После осмотра вещественных доказательств, произведенного судом в соответствии с требованиями ст. 284 УПК РФ, они вновь упаковываются и опечатываются в присутствии судьи, председательствующего по делу.

Вещественные доказательства хранятся в суде до вступления в законную силу приговора или иного судебного постановле­ния.

В тех случаях, когда спор о праве на вещь подлежит разре­шению в порядке гражданского судопроизводства, веществен­ные доказательства хранятся до вступления в законную силу решения суда.

До вступления приговора, иного судебного постановления в законную силу вещественные доказательства могут быть воз­вращены их владельцу только по письменному распоряжению судьи, председательствующего по делу, в порядке, также уста­новленном анализируемым нормативным актом.

В случае отказа владельца от получения вещи или неявки его без уважительных причин по вызовам в суд в течение шести месяцев вещи, годные к употреблению, по постановлению су­дьи передаются соответствующему финансовому органу для реализации, а не представляющие ценности — уничтожаются.

Уничтожение вещественных доказательств согласно приго­вору (определению, постановлению) суда производится комис­сией, состав которой определяет председатель суда или лицо, исполняющее его обязанности. Об уничтожении вещественных доказательств составляется акт, который приобщается к делу, а в журнале делается отметка.

Изъятые у лиц, содержащихся под стражей, паспорта, воен­ные билеты, трудовые книжки и другие личные документы приобщаются к делу и хранятся в отдельном опечатанном паке­те, подшитом к делу и пронумерованном порядковым номером листа дела. В таком же порядке хранятся названные документы, признанные вещественными доказательствами по делу.

Военные билеты военнообязанных и удостоверения о при­писке к призывным участкам призывников, осужденных к ли­шению свободы, не позднее семидневного срока после вступле­ния приговора в законную силу направляются в районные (го­родские) военные комиссариаты по месту учета.

Паспорта, трудовые книжки и другие личные документы лиц, осужденных к лишению свободы, направляются админи­страции места предварительного заключения, где содержатся осужденные.

Использование вещественных доказательств для каких-либо служебных или иных целей запрещается.

На документах, письмах и других бумагах, являющихся ве­щественными доказательствами, запрещается делать какие-ли­бо отметки, надписи или перегибы.

За сохранность вещественных доказательств, находящихся в деле, несет ответственность судья, под председательством кото­рого оно рассматривается. За сохранность вещественных дока­зательств, находящихся в деле, которое рассмотрено, несет от­ветственность уполномоченный на то сотрудник отдела дело­производства. За сохранность вещественных доказательств, которые хранятся в суде отдельно от дела, несет ответствен­ность лицо, на которого приказом председателя суда возложена обязанность по учету и хранению вещественных доказательств.

По указанию председателя суда не реже одного раза в квар­тал проверяется правильность ведения журнала учета вещественных доказательств, соответствие записей фактическому на­личию вещей, своевременность и правильность исполнения ре­шения суда в отношении вещественных доказательств. При смене работника, ответственного за учет и хранение веществен­ных доказательств, их прием и передача оформляются актом. При составлении акта проверяется соответствие записей в жур­нале фактическому наличию вещей. Акт подписывается предсе­дателем суда (его заместителем), лицом, сдающим журнал и ве­щественные доказательства, и лицом, принимающим их.

В разделе 12 Инструкции указан порядок выдачи судебных дел и документов. Согласно соответствующим нормам УПК РФ и данного раздела судебные дела выдаются для озна­комления в помещении суда при предъявлении:

а) обвиняемыми, подсудимыми, осужденными, оправданны­ми, потерпевшими, их законными представителями по уголовным де­лам — документа, удостоверяющего личность;

б) адвокатами, выступающими по делам в суде первой и апелляционной инстанций, а также адвокатами, знакомящими­ся с делами, оконченными производством, — ордера юридиче­ской консультации и удостоверения личности;

в) другими лицами, выступающими гражданскими истцами, ответчиками и их представителями по уголовным делам, — доверенности на ведение дела и до­кумента, удостоверяющего личность;

г) судьями и другими ответственными работниками выше­стоящих судов, прокурорами, работниками системы Судебного департамента — удостоверения личности.

Ознакомление с делами должно проходить в специально оборудованном для этой цели помещении в присутствии и под контролем уполномоченного на то работника суда в условиях, которые исключают возможность изъятия, повреждения или уничтожения материалов дел. Об ознакомлении с делом делает­ся отметка в справочном листе.

По письменным требованиям органов, которым законом предоставлено право истребования дела, и на основании распо­ряжения председателя суда или его заместителя судебные дела направляются им в трехдневный срок заказной почтой или с рассыльным.

Назначенный работник суда обязан контролировать возврат дел и не реже одного раза в квартал докладывать председателю суда.

Отдельные документы из судебных дел, а также заверенные копии этих документов и письменные справки по делам выда­ются уполномоченным работником отдела делопроизводства суда и архивариусом обвиняемым, подсудимым, осужденным, оправданным, потерпевшим и их представителям по письменному заявлению с разрешения председателя суда или его заместителя, а по нерассмотренным делам — председательствующего по делу судьи. Эти заявления приобщаются к делу.

Выдаваемые судом копии приговоров, решений, постановле­ний и определений по уголовным делам, в том числе определений и постановлений, вынесенных вышестоя­щим судом, должны быть прошиты, пронумерованы, заверены и скреплены печатью. В тех случаях, когда приговор, определение, постановление были изменены вышестоящим су­дом, об этом следует указать в выдаваемой копии. Лицо, полу­чившее копию, должно расписаться в справочном листе. В слу­чае направления копии документа по почте в справочном листе делается об этом отметка.

К Инструкции прилагается Номенклатура основных нарядов (подшивок), которые должны вестись в районном суде, и об­разцы документов по ведению делопроизводства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...