Тема 1. Организация судебного делопроизводства по уголовным делам в суде общей юрисдикции
Нормативно-методическая база делопроизводства — это совокупность нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности учреждения (документооборот), а также деятельность службы делопроизводства, ее структуру, штаты, техническое обеспечение и другие аспекты. Указанная база делопроизводства в судах общей юрисдикции представляет собой систему иерархически выстроенных источников различной юридической силы. Работники аппарата суда, связанные с делопроизводством, обязаны знать Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, Инструкцию по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, другие нормативные акты, определяющие порядок делопроизводства в судах, структуру судов, режим и порядок работы других юридических учреждений. На примере Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (далее — Инструкция) целесообразно рассмотреть основные положения организации делопроизводства в судах общей юрисдикции. Названная Инструкция, являясь основным нормативно-методическим документом, определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в районных судах страны, предусматривая учет и ведение документооборота районного суда, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах районного суда, порядок текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив.
Положения Инструкции распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами, создаваемыми средствами вычислительной, компьютерной и электронной техники. Инструкция устанавливает единую систему документационного производства, обязательную для всех работников районного суда. Анализируемый норматив разработан на основании Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» и в соответствии с законодательными актами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативно-методическими документами Федерального архивного агентства. В разделе 1 Инструкции изложены общие обязанности председателя районного суда по организации делопроизводства. Так, председатель суда или лицо, временно исполняющее его обязанности, в соответствии со ст. б2 Закона о статусе судей организует работу суда; устанавливает правила внутреннего распорядка на основе утверждаемых Советом судей Типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда; утверждает должностные инструкции работников аппарата суда; осуществляет иные полномочия по организации работы суда. Председатель районного суда назначает должностное лицо из числа сотрудников аппарата суда, на которое возлагаются обязанности по ознакомлению других сотрудников с требованиями по организации делопроизводства. В разделе 2 Инструкции детально регламентирован порядок приема, отправления уголовных дел, а также иной корреспонденции. В нем, в частности, указано, что сотрудник аппарата, ответственный за работу с корреспонденцией, вскрывает пакеты, проверяет соответствие присланных судебных дел и других материалов описи, а затем ставит на первой странице обложки дела (письма и т. п.) штамп, где указывается дата поступления материала в суд, регистрационный номер документа по журналу учета входящей корреспонденции. Если при вскрытии пакетов будет обнаружено отсутствие какого-либо документа или приложения к нему, об этом составляется акт, один экземпляр которого посылается отправителю, а второй приобщается к полученным документам и передается вместе с ними на рассмотрение исполнителю. Конверты от поступивших по почте исковых заявлений, представлений, кассационных или частных жалоб, исполнительных документов должны быть сохранены и приложены к присланным документам.
Все поступившие в суд дела, материалы и иные документы, в том числе присланные электронной почтой, факсимильной связью, а также телеграммы регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции. Не подлежат регистрации, а передаются с отметкой о времени получения их судом для приобщения к делам: судебные повестки, возвращенные суду за отсутствием адресата; расписки в получении копий обвинительных заключений, судебных повесток, исковых заявлений. После регистрации, но не позднее следующего рабочего дня вся поступившая корреспонденция передается по назначению для рассмотрения. Уголовные дела, а также материалы, возвращенные в связи с отменой или изменением приговоров и решений либо с частными определениями вышестоящих судов, материалы по вопросам судебного контроля за законностью действий органов предварительного следствия и дознания, жалобы на отказ в принятии сообщений о совершенных преступлениях, письма, заявления, жалобы непроцессуального характера и другие материалы передаются лично председателю суда. Заявления и другие материалы, принятые судьями на личном приеме, не позднее следующего рабочего дня должны быть сданы сотруднику аппарата, ответственному за регистрацию документов, для учета в журнале входящей корреспонденции. После регистрации с присвоением соответствующего регистрационного номера и даты поступления возвращаются судье для рассмотрения.
Вся корреспонденция, высылаемая судом, подлежит обязательной регистрации по журналу исходящих документов с присвоением соответствующих номеров. Дела, материалы направляются заказными бандеролями, а исковые материалы, исполнительные документы — заказными письмами либо с курьерами. Судебные повестки и копии процессуальных актов, подлежащие обязательному вручению участникам судопроизводства, направляются судом, в соответствии с требованиями Правил оказания услуг почтовой связи[2], в заказных письмах с заказными уведомлениями о вручении. Бланк уведомления прикрепляется к стороне письма, на которой не указывается адрес. На лицевой стороне письма делается отметка «судебная повестка с заказным уведомлением», «определение» и т. д. В разделе 3 Инструкции регламентирован порядок регистрации и учета уголовных дел. Все дела, поступившие в суд, регистрируются в соответствии с документами первичного статистического учета на учетно-статистических карточках. Специфика заполнения карточек зависит о того, какое дело рассматривается судом: уголовное, гражданское или об административном правонарушении. Учетно-статистические карточки хранятся в картотеках (ящиках) отдельно по уголовным, гражданским делам, делам об административных правонарушениях в порядке их номеров таким образом, чтобы последние номера помещались в передней части картотеки (ящика). В карточках, соответственно движению дела, должны быть заполнены все реквизиты. По истечении календарного года учетно-статистические карточки на дела, не рассмотренные к началу нового года, переносятся в картотеку нового года. В этом случае на каждой учетно-статистической карточке и в каждом деле указываются два порядковых номера — прошлого и нового года. При компьютерном ведении регистрации и учета дел объем учитываемых сведений может быть увеличен, но не должен быть меньше предусмотренного приложениями к Инструкции. Номер уголовного дела или материала включает соответствующий индекс (по категориям дел), порядковый номер по учетно-статистической карточке или регистрационному журналу и текущий год, который указывается через дробь, например: 1-20/2012 (уголовное дело), 2-13/2012 (гражданское дело), 5-11/2012 (дело об административном правонарушении) и т. д.
Порядковый номер по учетно-статистической карточке или регистрационному журналу, который входит в состав номера соответствующего дела (материала), указывается на обложке дела (материала) и в алфавитном указателе. Тем же номером помечается и вся переписка по данному делу (материалу). Уголовные дела, возвращенные на новое судебное рассмотрение после отмены приговоров, постановлений, определений, и уголовные дела, повторно поступившие в суд от прокурора, регистрируются в учетно-статистических карточках так же, как впервые поступившие дела, и получают новый порядковый номер. В разделе 4 Инструкции определен порядок работы с предложениями, заявлениями и жалобами на работу суда, не подлежащими рассмотрению в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. В разделах 5 и 6 Инструкции регламентирован порядок действий судьи и работников аппарата по реализации положений УПК РФ, связанных с оформлением уголовных дел на стадиях принятия их к производству и назначения судебных заседаний как стадиях уголовного судопроизводства. Так, в них определен порядок оформления вынесения процессуальных решений, вручения процессуальных документов субъектам судопроизводства, вызова свидетелей и производства иных процессуальных действий на данных стадиях судопроизводства. В разделе 7 Инструкции определен порядок действий судьи и работника аппарата суда по оформлению уголовных дел после их рассмотрения. Особое внимание при изучении данного раздела следует обратить на обязанности секретаря судебного заседания по оформлению дела, поскольку более ни в одном нормативном акте этот вопрос не раскрыт. Так, по окончании рассмотрения уголовного дела судебный секретарь: а) подшивает в дело документы в хронологическом порядке: определения, предшествующую судебному заседанию переписку, вынесенные в ходе судебного заседания определения и постановления (об отводах, ходатайствах, назначении экспертиз и т. п.), все приобщенные к делу в процессе судебного заседания документы в порядке их поступления, подписку об ответственности по ст. 307, 308 УК РФ свидетелей, экспертов, переводчиков, протокол судебного заседания, решение, определение суда и их машинописные копии, заверенные судьей. Все документы подшиваются в дело так, чтобы их текст был полностью видимым. При отсутствии поля для подшивки документ необходимо наклеить без повреждения текста на вспомогательный лист;
б) нумерует листы дела и составляет за своей подписью опись находящихся в нем материалов или продолжает опись, составленную органами расследования; в) делает отметку о результатах рассмотрения дела в журнале учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании; г) прилагает к уголовному делу заполненные статистические карточки на подсудимого в отношении осужденных, оправданных лиц, дела в отношении которых прекращены, и лиц, признанных невменяемыми, к которым применены меры медицинского характера; д) по уголовному делу, по гражданскому делу, иск по которому вытекает из уголовного дела, где преступлением причинен ущерб имуществу, прилагает к делу заполненные карточки по учету сумм ущерба в соответствии с действующей Инструкцией по ведению судебной статистики; е) выписывает исполнительные документы по делу, по которому судебные решения подлежат немедленному исполнению. Протокол судебного заседания изготавливается секретарем судебного заседания и может быть написан от руки, напечатан на машинке либо на компьютере. Также допускается использование стенографирования, средств аудиозаписи и иных технических средств. При этом содержание протокола должно соответствовать требованиям ст. 259 УПК РФ. Протокол должен быть изготовлен в течение трех суток со дня окончания судебного заседания. При наличии письменного ходатайства сторон, иных участников процесса об ознакомлении с протоколом судебного заседания возможность ознакомления должна быть обеспечена в течение пяти суток с момента подписания протокола. Копия протокола изготавливается по письменному ходатайству участника судебного разбирательства и за его счет. В разделе 8 Инструкции определен порядок приема и учета кассационных, частных жалоб и представлений, дел с апелляционными жалобами и представлениями. Основное внимание при изучении данного раздела следует обратить на порядок фиксирования времени подачи кассационных и частных жалоб, извещения других субъектов судопроизводства о поданных жалобах или представлениях, а также на оформление дел, направляемых в суд кассационной и апелляционной инстанций. В разделе 9 Инструкции регламентирован порядок обращения к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений суда по уголовным делам. Раздел 10 Инструкции определяет особенности делопроизводства по материалам, разрешаемым судами в порядке исполнения приговоров. При изучении данного раздела следует обратить внимание на то, что регистрация и учет, подготовка к рассмотрению в судебном заседании, оформление, приём жалоб и представлений, обращение к исполнению: — материалов, поступивших в порядке досудебного производства; — производств о наложении денежных взысканий и штрафов в процессуальном порядке и о взыскании залогов по уголовным делам производятся по общим правилам, изложенным Инструкции, с соблюдением особенностей, предусмотренных разделом 10. Эти особенности обусловлены специфическим процессуальным порядком производства указанных действий и предназначены для наиболее эффективного и оперативного обращения к исполнению вынесенных судебных постановлений. Особое внимание следует уделить разделу 11 Инструкции, поскольку, кроме него, более ни один акт не регламентирует порядок приема, учета и хранения вещественных доказательств и личных документов осужденных. Вещественные доказательства по уголовным делам, поступившие в суд от органов расследования или приобщенные к делам по определению (постановлению) суда, принимаются, учитываются и хранятся с соблюдением правил, предусмотренных ст. 82 УПК РФ, Инструкцией о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами[3], Положением о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно[4], а также названной Инструкцией. Вещественные доказательства принимаются судом от органов предварительного следствия и дознания только в упакованном и опечатанном виде с описью содержимого на упаковке и указанием номера дела, к которому они приобщены. При поступлении предметов, истребованных судом по гражданским делам от предприятий, учреждений, организаций, наличие их сверяется по сопроводительному письму. При обнаружении нарушения упаковки или печати уполномоченные работники суда в присутствии лица, доставившего дело, вскрывают упаковку и сверяют наличие вещей, содержащихся в ней, со справкой к обвинительному заключению (обвинительному акту) и с постановлением о приобщении к делу вещественных доказательств. При отсутствии расхождений вещественные доказательства вновь упаковываются и опечатываются. О вскрытии упаковки составляется акт, который подшивается в дело. Вещественные доказательства, приобщенные к делу судом, соответствующим образом упаковываются и опечатываются. Упаковка должна обеспечивать сохранность вещественных доказательств от повреждения и порчи. На упаковке указываются: наименование документов, их количество, номер дела, к которому приобщены вещественные доказательства, а после регистрации — номер по порядку записей в журнале учета вещественных доказательств. Опечатывание вещественных доказательств производится в присутствии судьи, председательствующего по делу. Печать ставится таким образом, чтобы вещественные доказательства не могли быть заменены или изъяты без ее повреждения. Для учета вещественных доказательств в суде ведется специальный журнал. Все вещественные доказательства регистрируются в журнале в день поступления дела. После осмотра вещественных доказательств, произведенного судом в соответствии с требованиями ст. 284 УПК РФ, они вновь упаковываются и опечатываются в присутствии судьи, председательствующего по делу. Вещественные доказательства хранятся в суде до вступления в законную силу приговора или иного судебного постановления. В тех случаях, когда спор о праве на вещь подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, вещественные доказательства хранятся до вступления в законную силу решения суда. До вступления приговора, иного судебного постановления в законную силу вещественные доказательства могут быть возвращены их владельцу только по письменному распоряжению судьи, председательствующего по делу, в порядке, также установленном анализируемым нормативным актом. В случае отказа владельца от получения вещи или неявки его без уважительных причин по вызовам в суд в течение шести месяцев вещи, годные к употреблению, по постановлению судьи передаются соответствующему финансовому органу для реализации, а не представляющие ценности — уничтожаются. Уничтожение вещественных доказательств согласно приговору (определению, постановлению) суда производится комиссией, состав которой определяет председатель суда или лицо, исполняющее его обязанности. Об уничтожении вещественных доказательств составляется акт, который приобщается к делу, а в журнале делается отметка. Изъятые у лиц, содержащихся под стражей, паспорта, военные билеты, трудовые книжки и другие личные документы приобщаются к делу и хранятся в отдельном опечатанном пакете, подшитом к делу и пронумерованном порядковым номером листа дела. В таком же порядке хранятся названные документы, признанные вещественными доказательствами по делу. Военные билеты военнообязанных и удостоверения о приписке к призывным участкам призывников, осужденных к лишению свободы, не позднее семидневного срока после вступления приговора в законную силу направляются в районные (городские) военные комиссариаты по месту учета. Паспорта, трудовые книжки и другие личные документы лиц, осужденных к лишению свободы, направляются администрации места предварительного заключения, где содержатся осужденные. Использование вещественных доказательств для каких-либо служебных или иных целей запрещается. На документах, письмах и других бумагах, являющихся вещественными доказательствами, запрещается делать какие-либо отметки, надписи или перегибы. За сохранность вещественных доказательств, находящихся в деле, несет ответственность судья, под председательством которого оно рассматривается. За сохранность вещественных доказательств, находящихся в деле, которое рассмотрено, несет ответственность уполномоченный на то сотрудник отдела делопроизводства. За сохранность вещественных доказательств, которые хранятся в суде отдельно от дела, несет ответственность лицо, на которого приказом председателя суда возложена обязанность по учету и хранению вещественных доказательств. По указанию председателя суда не реже одного раза в квартал проверяется правильность ведения журнала учета вещественных доказательств, соответствие записей фактическому наличию вещей, своевременность и правильность исполнения решения суда в отношении вещественных доказательств. При смене работника, ответственного за учет и хранение вещественных доказательств, их прием и передача оформляются актом. При составлении акта проверяется соответствие записей в журнале фактическому наличию вещей. Акт подписывается председателем суда (его заместителем), лицом, сдающим журнал и вещественные доказательства, и лицом, принимающим их. В разделе 12 Инструкции указан порядок выдачи судебных дел и документов. Согласно соответствующим нормам УПК РФ и данного раздела судебные дела выдаются для ознакомления в помещении суда при предъявлении: а) обвиняемыми, подсудимыми, осужденными, оправданными, потерпевшими, их законными представителями по уголовным делам — документа, удостоверяющего личность; б) адвокатами, выступающими по делам в суде первой и апелляционной инстанций, а также адвокатами, знакомящимися с делами, оконченными производством, — ордера юридической консультации и удостоверения личности; в) другими лицами, выступающими гражданскими истцами, ответчиками и их представителями по уголовным делам, — доверенности на ведение дела и документа, удостоверяющего личность; г) судьями и другими ответственными работниками вышестоящих судов, прокурорами, работниками системы Судебного департамента — удостоверения личности. Ознакомление с делами должно проходить в специально оборудованном для этой цели помещении в присутствии и под контролем уполномоченного на то работника суда в условиях, которые исключают возможность изъятия, повреждения или уничтожения материалов дел. Об ознакомлении с делом делается отметка в справочном листе. По письменным требованиям органов, которым законом предоставлено право истребования дела, и на основании распоряжения председателя суда или его заместителя судебные дела направляются им в трехдневный срок заказной почтой или с рассыльным. Назначенный работник суда обязан контролировать возврат дел и не реже одного раза в квартал докладывать председателю суда. Отдельные документы из судебных дел, а также заверенные копии этих документов и письменные справки по делам выдаются уполномоченным работником отдела делопроизводства суда и архивариусом обвиняемым, подсудимым, осужденным, оправданным, потерпевшим и их представителям по письменному заявлению с разрешения председателя суда или его заместителя, а по нерассмотренным делам — председательствующего по делу судьи. Эти заявления приобщаются к делу. Выдаваемые судом копии приговоров, решений, постановлений и определений по уголовным делам, в том числе определений и постановлений, вынесенных вышестоящим судом, должны быть прошиты, пронумерованы, заверены и скреплены печатью. В тех случаях, когда приговор, определение, постановление были изменены вышестоящим судом, об этом следует указать в выдаваемой копии. Лицо, получившее копию, должно расписаться в справочном листе. В случае направления копии документа по почте в справочном листе делается об этом отметка. К Инструкции прилагается Номенклатура основных нарядов (подшивок), которые должны вестись в районном суде, и образцы документов по ведению делопроизводства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|