Тема 6. Организация кассационной и надзорной деятельности судов общей юрисдикции
Сущность, содержание и назначение процессуальных институтов пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, в правовой системе Российской Федерации. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории Российской Федерации[9]. Вступивший в законную силу приговор или иное судебное решение считаются истинными и подлежат исполнению в установленном законом порядке. Неисполнение судебного решения, которое приобрело силу закона, влечет за собой уголовную ответственность, установленную ст. 315 УК РФ. Судебные решения, вступившие в законную силу, являются законом в отношении только тех лиц, действия которых рассмотрены и разрешены судебным решением, и только для тех органов, в обязанность которых входит исполнение приговора или решения суда. Теория и практика российского уголовного судопроизводства выстроили достаточно стройную и вполне эффективную систему судебного контроля, позволяющую минимизировать вероятность судебной ошибки. Тем не менее, исключить судебную ошибку как правовое и социальное явление вряд ли возможно в рамках любой правовой системы, любого вида судопроизводства, и обусловлено это причинами объективного и субъективного характера. В противном случае механизм апелляционного обжалования судебного решения был бы просто излишним, впрочем, как и сама процедура проверки правосудности судебного решения. Наличие института обжалования судебного решения как такового, регламентация процедуры его пересмотра и оснований их отмены или изменения изначально не исключают, а, напротив, предполагают вероятность судебной ошибки и предусматривают адекватные и эффективные способы ее устранения. В связи с этим было бы совершенно нелогичным полагать, что судебная ошибка может иметь место исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции и института апелляционного обжалования судебного решения вполне достаточно. Судебной практике известны и такие случаи, когда судебная ошибка, допущенная судом первой инстанции, по какой-либо причине не была устранена апелляционной, кассационной или даже надзорной инстанциями, либо когда эти инстанции сами допустили существенную ошибку.
Особенность отечественной правовой системы заключается в том, что она предусматривает возможность пересмотра судебного решения, вступившего в законную силу, причем такой пересмотр имеет место во всех видах судопроизводства: арбитражном, гражданском, административном и уголовном. В правовой системе Российской Федерации институт пересмотра судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке основан на положениях Конституции РФ, а именно ст. 46, которая во взаимосвязи с ч. 4 ст. 15 и ч. 1 и 3 ст. 17 предполагает общепринятую в правовом государстве возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, а также ст. 126, согласно которой Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Приведенные конституционные положения закреплены Законом о судебной системе; Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»[10], в которых предусмотрены полномочия Верховного Суда РФ и других федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению дел в порядке надзора, а также отраслевым законодательством.
Процессуальными формами судебного надзора за правосудностью судебных решений, вступивших в законную силу, являются: кассационное и надзорное производство, возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (далее — возобновление производства по делу). Кассационное и надзорное производство, а также возобновление производства по делу в правовой системе России представляют собой самостоятельные, регламентированные законом стадии уголовного процесса, в которых при наличии соответствующего повода (жалобы, представления, заключения) в целях устранения судебной ошибки, допущенной в предыдущем судебном разбирательстве, вышестоящими судами проверяется правосудность вступивших в законную силу судебных решений. По своему содержанию и предназначению пересмотр вступивших в законную силу, т. е. окончательных судебных решений и новое рассмотрение дела представляют собой дополнительный способ обеспечения правосудности судебных решений, который, имея резервное значение, используется, когда неприменимы или исчерпаны все другие средства процессуально-правовой защиты. Предметом производства в этих стадиях процесса выступают, с одной стороны, проверка законности, обоснованности и справедливости судебного решения (в широком смысле слова), а с другой — законность приговора, определения, постановления судов первой и второй инстанций, определения (постановления) нижестоящих судов кассационной инстанции, вступившие в законную силу (в более узком смысле слова). Принципиальное отличие стадии кассационного производства от стадии возобновления производства по делу заключается в том, что в первом случае в качестве правового основания пересмотра судебного решения выступают ошибки в применении норм процессуального и материального права, вытекающие непосредственно из материалов дела, тогда как во втором случае пересмотр имеет место ввиду установления каких-либо новых или вновь открывшихся обстоятельств, которые не были известны суду при вынесении решения или заявителю. Отличаются эти стадии и по порядку возбуждения процедуры пересмотра судебного акта. Надзорное производство в настоящее время является исключительной прерогативой Верховного Суда РФ.
Участники судопроизводства и иные лица, чьи законные права и интересы затрагиваются вступившим в законную силу судебным решением, полагающие, что данное решение является незаконным вправе ставить вопрос о его пересмотре и отмене либо изменении. Процедура производства в кассационной инстанции инициируется самими сторонами процесса путем внесения в соответствующий суд, правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение, кассационных жалобы или представления[11]. Ходатайства о пересмотре судебных решений в кассационном порядке должны отвечать требованиям, предусмотренным в законе. Судья суда кассационной инстанции обязан рассмотреть жалобу или представление, если они отвечают требованиям закона, и принять решение об отказе в их удовлетворении либо о передаче их на рассмотрение суда кассационной инстанции. Ходатайства, не отвечающие требованиям закона, возвращаются заявителям. В уголовном судопроизводстве пересмотр судебного решения ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств при наличии оснований, установленных законом, вправе инициировать: — прокурор (по результатам проверки вновь открывшихся обстоятельств или расследования новых обстоятельств) путем внесения в соответствующий (вышестоящий по отношению к суду, вынесшему решение) суд заключения о необходимости возобновления производства по уголовному делу; — Председатель Верховного Суда РФ (в случае признания Конституционным Судом РФ закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ либо в случае установления Европейским Судом по правам человека нарушения положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела) путем внесения в Президиум Верховного Суда РФ представления об отмене или изменении состоявшихся судебных решений в соответствии с постановлениями Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть отменены (с прекращением производства по делу либо с передачей дела на новое судебное рассмотрение) или изменены лишь при наличии правовых оснований, предусмотренных в законе (ст.40115, 4129, 413 УПК РФ). Кассационное и надзорное производство является важным процессуально-правовым механизмом, который призван гарантировать каждому гражданину защиту от неправосудного приговора, иного судебного решения после вступления их в законную силу. Значение кассационного и надзорного производства определяется тем, что оно обеспечивает правильность деятельности судов первой и апелляционной инстанций при осуществлении правосудия, возможность вышестоящих судов в ходе и после исполнения необоснованного решения, исправить ошибки, допущенные нижестоящими судами. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций. В кассационном порядке законность судебных решений проверяется только по материалам дела и дополнительно представленным доказательствам. Непосредственное исследование доказательств судом кассационной инстанции не допускается. Сущность производства в суде надзорной инстанции заключается в проверке Верховным Судом РФ уже вступивших в законную силу приговоров, решений и других постановлений судов первой, апелляционной и кассационной инстанций. В определенном смысле это исключительная стадия производства по делу, на которой могут быть исправлены только существенные ошибки в применении норм материального права и такие нарушения процессуального права, которые привели к неправильному и незаконному разрешению дела по существу. В связи с этим полномочия суда надзорной инстанции значительно сужены по сравнению с полномочиями судов апелляционной и кассационной инстанций. Данные полномочия установлены соответствующими процессуальными законами. В связи с тем, что надзорное производство в России в последнее время подвергается критике, в том числе на основании правовых позиций Европейского Суда по правам человека, роль апелляционного и кассационного производства будет только возрастать.
Кассационные жалобы, представления подаются в суд, принявший решение. Кассационные жалобы, представления и приложенные к ним письменные документы подаются в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле, либо по числу лиц, чьи интересы затронуты в жалобе. К представлению прокурора или жалобе потерпевшего по уголовному делу должно быть приложено соответствующее число их копий для вручения каждому осужденному или оправданному, чьи интересы затрагивают представление или жалоба. Лицо, подающее кассационную, частную жалобу, может представить дополнительную копию данного документа, на которой работник аппарата суда по его просьбе ставит штамп суда с указанием даты поступления документа и заверяет своей подписью факт принятия документа, после чего копия остается у лица, подавшего жалобу или представление. В кассационном и надзорном порядке все дела в судах общей юрисдикции рассматриваются только коллегиально. Это позволяет более квалифицированно проверить те обстоятельства, которые, по мнению лиц, подавших жалобу или представление, не учтены судом первой и второй инстанции или неправильно оценены. Коллегиальность предусматривает обязанность руководителя соответствующего суда назначить из числа судей того, кто будет непосредственно изучать дело и докладывать его в судебном заседании, а также других судей, привлекаемых к его рассмотрению. Данный состав суда должен быть законным: важно не допустить случаев повторного участия судьи в рассмотрении дела, поскольку это влечет безусловную отмену решения суда апелляционной, кассационной или надзорной инстанции (ст. 63 УПК РФ). Организация работы по предварительному рассмотрению ходатайств о пересмотре судебных решений в кассационном порядке. В уголовном процессе производство в кассационной инстанции осуществляется в два этапа и включает в себя: 1) предварительное рассмотрение ходатайства о пересмотре судебного решения, вступившего в законную силу, в ходе которого решается вопрос о наличии либо отсутствии правовых оснований для возбуждения процедуры пересмотра судебного решения судом кассационной инстанции (передачи жалобы или представления в соответствующий суд); 2) рассмотрение дела судом кассационной инстанции, в ходе которого, собственно, и принимается решение по существу жалобы или представления. Работа кассационной инстанции по рассмотрению и предварительному разрешению жалобы или представления в уголовном судопроизводстве включает в себя следующие действия и решения: 1) регистрация кассационных жалоб и представлений, поступивших в суд кассационной инстанции (осуществляет канцелярия или секретариат соответствующего суда); 2) распределение председателем суда кассационных жалоб и представлений между судьями; 3) изучение судьей жалобы или представления и дополнительно представленных сторонами материалов; 4) возвращение судьей без рассмотрения кассационных жалобы или представления при наличии к тому соответствующих оснований (отзыв жалобы или представления, несоответствие ходатайства требованиям закона, отсутствие копий судебных решений, прилагаемых к жалобе или представлению, и т. п.); 5) истребование дела судьей (принимается по усмотрению судьи, как правило, в тех случаях, когда по результатам изучения судебных документов не представляется возможным дать ответ на доводы, приведенные в ходатайстве); 6) изучение судьей материалов уголовного дела в целях проверки доводов заявителя относительно наличия оснований для отмены или изменения судебного акта; 7) принятие судьей процессуального решения (постановления) об отказе в удовлетворении жалобы или представления; 8) извещение заявителя о принятом решении (канцелярия суда высылает копию постановления об отказе в удовлетворении кассационных жалобы или представления); 9) принятие судьей процессуального решения о передаче кассационных жалобы или представления вместе с уголовным делом (если оно было истребовано) на рассмотрение суда кассационной инстанции; 10) разрешение Председателем Верховного Суда РФ, его заместителями, председателем суда субъекта РФ жалоб и представлений (повторных), внесенных в тот же суд надзорной инстанции, если ранее было принято решение судьей об отказе в их удовлетворении[12]. Организация работы по рассмотрению судебных дел в судах, правомочных пересматривать судебное решение, вступившее в законную силу. Работа по рассмотрению уголовных дел в судах, правомочных пересматривать судебное решение, вступившее в законную силу, включает в себя следующие действия и решения: 1) назначение судьи-докладчика по делу. Как правило, докладчиком назначается судья, который не принимал участие в рассмотрении дела, т.к. согласно ч. 3 ст. 40113 УПК РФ, судья, вынесший постановление о передаче жалобы или представления на рассмотрение суда кассационной или надзорной инстанции, не вправе участвовать в рассмотрении данного уголовного дела. В случаях, когда кассационное или надзорное производство возбуждено лицами, указанными в ч. 3 ст. 4018 и ч. 3 ст. 4125 УПК РФ, доклад дела поручается члену президиума суда либо судье, ранее не принимавшему участие в рассмотрении данного уголовного дела; 2) извещение участвующих в деле и иных лиц, чьи интересы затрагиваются судебным решением, о дате, времени и месте судебного заседания; 3) назначение защитника или переводчика, если соответствующее ходатайство было заявлено осужденным; 4) разрешение (удовлетворение) ходатайства осужденного о его участии в заседании суда непосредственно либо с использованием систем видеоконференцсвязи (судья выносит соответствующее постановление); 5) подготовка проекта решения суда кассационной или надзорной инстанции и ознакомление с ним членов суда[13]; 6) доклад дела членом суда кассационной или надзорной инстанции, ранее не принимавшим участие в рассмотрении данного уголовного дела. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание пересматриваемого судебного решения, мотивы жалобы или представления и мотивы, послужившие основанием для принятия решения о возбуждении кассационного либо надзорного производства, докладчику могут быть заданы вопросы судьями (ч. 6 ст. 40113, ч. 5 ст. 41210 УПК РФ); 7) проведение заседания суда кассационной или надзорной инстанции и принятие решения по существу жалобы или представления; 8) изготовление окончательного текста решения суда кассационной или надзорной инстанции, его подписание председательствующим в заседании президиума (всеми судьями, если дело рассматривалось в Судебной коллегии по уголовным делам или в Военной коллегии Верховного Суда РФ); 9) исполнение определения (постановления) суда кассационной или надзорной инстанции и суда, разрешающего вопрос о возобновлении производства по делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|