Тема 2. Организация работы по подготовке к судебному заседанию в суде первой инстанции
Подготовка судьи и его помощников к рассмотрению каждого дела является одним из реальных средств повышения эффективности правосудия. Плановая, заблаговременная, тщательная подготовка на основе рассмотренных принципов научной организации труда способствует соблюдению законных сроков рассмотрения дел, обеспечивает судье возможность провести процесс грамотно и оперативно, в спокойной обстановке, позволяет принимать обдуманные, справедливые решения. Выход в судебное заседание без надлежащей подготовки создает нервозность в работе, а по сложным делам незнание судьей материалов дела сразу становится очевидным для участвующих в деле лиц и вполне может стать причиной отложения судебного разбирательства. Таким образом, предварительная подготовка к рассмотрению дела является одним из наиболее действенных средств повышения производительности труда судьи. Каждый судья должен подготовиться к судебному разбирательству по делу, с тем, чтобы обеспечить вынесение законных и обоснованных решений с наименьшими временными и нервными затратами. Прежде чем дело попадает к судье, руководителем суда должно быть принято решение о том, какому конкретно судье следует изучать и рассматривать это дело. Поэтому все поступающие в суд дела после регистрации в канцелярии докладываются председателю суда, который распределяет их между судьями. Решение председателя о передаче дела судье оформляется в виде резолюции. При передаче дела судье учитываются: характер дела, его сложность и объем; квалификация, опыт судьи; занятость судьи. Особое внимание на этой стадии должно уделяться распределению между судьями наиболее сложных, объемных и актуальных дел.
Руководители суда (председатель и его заместители) обязаны оказывать судьям методическую помощь в подготовке к рассмотрению таких дел. Например, следует обратить внимание судьи на вопросы, требующие особо тщательного исследования, на трудности, которые могут возникнуть. Уместными будут советы и рекомендации, связанные с рассмотрением дела, по поводу специальной литературы, нормативного материала, с которыми следует ознакомиться судье, какие вопросы судебной практики необходимо изучить. Возникающие у судьи при подготовке к процессу сомнения и неясности могут по его инициативе обсуждаться с председателем, коллегами, а спорные вопросы, касающиеся практики применения законодательства, возможно обсудить на совещаниях или учебных занятиях судей. Начинающим судьям методическую помощь целесообразно оказывать по всем делам. Для этой категории судей подготовка к рассмотрению любого дела является необходимым элементом в работе. Методика подготовки судьи к рассмотрению дела и объем этой подготовки строго индивидуальны и зависят от двух основных факторов: категории и сложности дела и опыта судьи. Подготовка судьи к судебному процессу является одним из наиболее действенных средств, позволяющих своевременно увидеть все сложности конкретного дела и правильно спланировать свою работу; она не требует подключения каких-либо дополнительных материально-технических сил и средств. Подготовку судьи к рассмотрению дела условно можно разделить на несколько взаимосвязанных между собой этапов: 1) изучение материалов дела и принятие решения о его дальнейшем движении; 2) составление рабочих записей; 3) решение организационных вопросов по подготовке дела к судебному разбирательству; 4) составление плана судебного разбирательства; 5) составление проекта (проектов) судебного постановления (постановлений).
Организация работы судьи по изучению материалов уголовных дел. Необходимость предварительного изучения судьей материалов любого дела вытекает из требований процессуального закона. В ст. 228 УПК РФ содержится перечень вопросов, подлежащих выяснению по поступившему в суд делу. По результатам их рассмотрения в соответствии со ст. 227 УПК РФ судья единолично может принять одно из следующих решений: о направлении уголовного дела по подсудности; о назначении предварительного слушания; о назначении судебного заседания. В любом случае выполнение указанных требований закона невозможно без изучения поступивших материалов. Основная цель этого этапа досудебной подготовки — установление оснований для рассмотрения дела в судебном заседании; уяснение предмета исследования по делу и определение достаточности собранных доказательств для принятия решения по существу. Отдельно необходимо упомянуть об уголовных делах, по которым обвиняемым заявлено ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ. Законом установлено, что такое ходатайство обвиняемый вправе заявить лишь в момент ознакомления с материалами дела или на предварительном слушании, когда оно является обязательным. С ходатайством должна быть согласна сторона обвинения, а суд обязан удостовериться, что обвиняемый заявил ходатайство добровольно, после консультаций с защитником и осознает характер и последствия удовлетворения его просьбы (ст. 314, 315 УПК РФ). Поэтому без предварительного изучения указанных обстоятельств по материалам поступившего дела принятие решения о его дальнейшем движении невозможно. С учетом изложенного, изучение поступивших материалов на данном этапе не является исчерпывающе полным, в ходе его проверяются лишь те обстоятельства, которые могут являться препятствием для принятия дела к производству. Какие-либо рабочие записи на данной стадии изучения чаще не составляются. Однако, работая с материалами дела, целесообразно сделать закладки в местах нахождения уже просмотренных наиболее важных документов. Это значительно облегчит их поиск в дальнейшем, особенно по объемному делу.
Если же судья все-таки изучил отдельные доказательства, то возможно сделать соответствующие пометки в своих записях, чтобы в дальнейшем повторно не возвращаться к этим моментам. Прямого указания в законе о необходимости таких записей не имеется. В условиях высокой судебной нагрузки отнюдь не всегда и не всем судьям удается надлежащим образом изучить назначенное к рассмотрению уголовное дело, однако стремиться к этому необходимо. Именно незнание материалов дела и, как результат, неполное исследование существенных обстоятельств являются одной из наиболее распространенных причин судебных ошибок. Изучение материалов уголовного дела. Методика изучения уголовного дела может быть различной, и выбор ее зависит от многих факторов, в том числе: от характера дела; его объема и сложности; количества эпизодов и обвиняемых; системы подшивки материалов, принятой следователем (по эпизодам, по обвиняемым, в хронологическом порядке). Единого, универсального для всех дел метода изучения выработать невозможно. Вместе с тем с учетом опыта многих судей практикой выработаны три основных метода изучения уголовных дел: 1) первый метод предполагает вначале изучение обвинительного заключения. Затем сравнивается его содержание с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого. После этого изучаются те доказательства, на которые есть ссылка в обвинительном заключении, а затем изучаются остальные материалы. Такой метод позволяет судье сразу уяснить сущность предъявленного обвинения и предмет доказывания, составить представление о круге обстоятельств, подлежащих исследованию в суде. Однако при таком методе, когда судья первоначально знакомится с выводами стороны обвинения, у него не всегда может сложиться цельное представление обо всех обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела, в особенности по делам, где важные обстоятельства в обвинительном заключении изложены односторонне либо вообще опущены;
2) второй метод, как и в первом случае, начинается с изучения обвинительного заключения и его сопоставления с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого. После этого изучаются все материалы в том порядке, в котором они подшиты в деле. При этом многие судьи сначала последовательно изучают все показания обвиняемого, чтобы составить представление о его позиции относительно обвинения, проследить за эволюцией его показаний, выявить и изучить имеющиеся противоречия или расхождения в его показаниях (если они есть). Затем изучают остальные материалы — с первого до последнего листа. Некоторые судьи придерживаются такого же порядка и при изучении показаний потерпевших и свидетелей, т. е. изучают все протоколы допросов одного лица с первого до последнего, после чего переходят к изучению таким же способом показаний других лиц и остальных материалов дела. Такой метод позволяет изучить показания комплексно, в развитии, в логической последовательности; 3) третий метод заключается в последовательном изучении материалов уголовного дела в том порядке, как они подшиты в деле, начиная с первого листа и до последнего. Это позволяет проследить весь ход расследования в его динамике, увидеть степень информированности следователя (дознавателя) при производстве тех или иных следственных действий, понять логику его действий и тактику защиты, выяснить какие версии, в какой последовательности возникали по делу и как они проверялись и т. д. Для судьи, изучающего обвинительное заключение в конце, после ознакомления со всеми остальными материалами, сразу же становится очевидной степень объективности и обоснованности выводов стороны обвинения. Такой метод применим по небольшим по объему и несложным по фабуле делам и вряд ли оправдан при изучении многотомных дел, поскольку не позволяет сразу составить четкое представление о существе обвинения, количестве эпизодов, объеме доказательств. При использовании любого из указанных методов изучение обвинительного заключения имеет особое значение, поскольку именно его рамками устанавливаются пределы судебного разбирательства (ст. 252 УПК РФ). Анализ содержания обвинительного заключения дает возможность проанализировать сущность обвинения; уяснить фактические и юридические признаки преступления, вмененного обвиняемому; определить обстоятельства, которые следует исследовать в суде (предмет доказывания). В ходе изучения обвинительного заключения надлежит уяснить состав преступления, его признаки, отграничить его от смежных составов. Для ответа на эти вопросы следует обратиться к тексту УК РФ, изучить дополнительную литературу и судебную практику, в том числе правила квалификации, юридической оценки как основы правосудия.
Независимо от избранного метода, особенно тщательно должны изучаться материалы уголовного дела, по которому имеется ходатайство о постановлении приговора в особом порядке по правилам главы 40 УПК РФ. Это обусловлено тем, что в случае удовлетворения такого ходатайства судья согласно ч. 5 ст. 316 УПК РФ не проводит в судебном заседании исследование и оценку собранных доказательств, а лишь исследует характеризующие данные о личности подсудимого и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Одновременно ч. 7 этой же статьи УПК РФ позволяет судье постановить приговор в особом порядке только при условии, если он придет к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу. Данная конструкция процессуального закона фактически требует от судьи изучить дело вне зала судебного заседания настолько тщательно, чтобы он был уверен в обоснованности и доказанности предъявленного обвинения, либо увидел обстоятельства, которые не позволяют сделать такой вывод. При наличии сомнений в обоснованности и доказанности обвинения или в соблюдении условий заявления ходатайства о рассмотрении дела в особом порядке судья обязан назначить дело к рассмотрению в общем порядке, где проверяются все юридически значимые обстоятельства. Таким образом, наличие в законе особого порядка постановления приговора без проведения судебного разбирательства установило для судьи обязанность самостоятельного изучения материалов уголовного дела в полном объеме. Составление рабочих записей по уголовному делу. Целью составления рабочих записей является систематизация полученной судьей при изучении дела информации о содержании обвинения и доказательствах с учетом принципов процесса, включая состязательность. В рабочих записях фиксируются вопросы, подлежащие разрешению по делу, они облегчают дальнейшую работу судьи на этапах планирования и проведения судебного следствия, постановления приговора. Форма, содержание и объем рабочих записей официально ничем не регламентированы. Эти вопросы каждый судья решает по своему усмотрению. Основные критерии при этом — достаточность информации и удобство в пользовании ею. По объемным, многоэпизодным делам со сложной фабулой часто практикуется составление различных схем и таблиц, которые наглядно показывают связи между обвиняемыми, эпизодами, а также наличие доказательств по каждому эпизоду. По делам, связанным с перемещением материальных или денежных средств, с различными хозяйственными и финансовыми операциями, схемы (таблицы) составляются практически всегда. Временные затраты на изготовление рабочих записей и схем оправданы тем, что записи позволяют глубже разобраться в существе предстоящего судебного исследования, облегчают систематизацию доказательств в процессе изучения дела и в целом оптимизируют работу судьи во время судебного заседания, реально обеспечивают значительную экономию времени при написании итогового судебного постановления. В рабочих записях целесообразно выделить два основных раздела: 1) факты, обстоятельства и иные вопросы, составляющие объем исследования. Здесь они группируются по эпизодам; 2) изложение существа доказательств, систематизированных по фактам, обстоятельствам и вопросам предстоящего исследования. Если по делу привлечено к ответственности одно лицо, обвиняемое в преступлении, состоящем из одного эпизода, то рабочие записи, на основе которых в дальнейшем будет строиться план судебного следствия (показания обвиняемого, потерпевшего, свидетелей и другие материалы дела), целесообразно вести в форме таблицы. В первой графе таблицы отмечаются листы дела (в том числе оборот листов), на которых содержатся излагаемые доказательства, чтобы их при необходимости легко было отыскать. В той же графе записывается дата допроса (что позволяет проследить эволюцию показаний). Во второй графе излагаются показания субъектов, т. е. кратко, но разборчиво фиксируется все самое существенное в них, в том числе записываются листы дела, даты допросов и те показания, в которых имеются расхождения, дополнения и изменения. При необходимости возможны выделения текста записей цветными красителями или иным способом. Проведенный таким образом анализ всех показаний позволяет судье обнаружить пробелы, допущенные следствием, и наметить вопросы, которые необходимо выяснить в суде (они заносятся в третью графу). Во второй графе также помещаются выписки из протоколов следственных действий, документов, заключений экспертов и данные из других источников доказательств. В третьей графе соответственно содержатся вопросы, возникающие у судьи при изучении этих материалов и требующие разрешения непосредственно в судебном заседании. В последней, четвертой графе помещаются показания, данные в суде, результат выяснения в суде вопросов, возникших при изучении других доказательств. Если показания в суде совпадают с показаниями на следствии, то в четвертой графе может содержаться отметка типа «то же» против аналогичных показаний, данных т следствии. Если же в показаниях появляется что-либо новое, то следует выяснить причины противоречий и сделать соответствующие записи. По несложному, небольшому по объему делу рабочие записи могут входить составной частью в план судебного следствия. Записи целесообразно вести на отдельных листах с тем, чтобы после завершения этой работы их можно было удобно сгруппировать. Если обвинение включает несколько эпизодов или по делу привлекается к уголовной ответственности несколько лиц, то целесообразно кратко изложить на отдельном листе эпизоды обвинения применительно к отдельным составам преступлений и конкретным обвиняемым, расположив их в той последовательности, как они изложены в обвинительном заключении, и пронумеровать. Затем напротив каждого эпизода обвинения следует помещать записи доказательств, относящихся к данному эпизоду, т. е. рабочие записи группируются по эпизодам обвинения. Такая форма наглядно показывает, какими доказательствами подтверждается тот или иной эпизод обвинения. Неудобство этого метода состоит в том, что при допросе в судебном заседании конкретного лица и даче им показаний по нескольким эпизодам (а чаще так и бывает), трудно следить за записями его показаний, данных на следствии, так как они разнесены по различным эпизодам. Некоторые судьи по любому делу составляют записи по принципу: одно лицо — отдельный лист. При использовании такого подхода на отдельном листе группируются эпизоды обвинения, напротив которых только перечисляются доказательства со ссылкой на листы дела. Содержание же каждого из доказательств, особенно показания обвиняемых, потерпевших и свидетелей, записываются на отдельных листах. Это удобно при исследовании доказательств в судебном заседании и при анализе их в приговоре или ином судебном постановлении. Приведенные выше способы ведения рабочих записей раскрывают лишь принципы, возможные подходы к этой работе. В целом же составление таких записей, как отмечено выше, является творческим процессом, который зависит от судьи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|