Тема 7. Организация работы по рассмотрению жалоб и заявлений по уголовным делам
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Порядок рассмотрения в судах жалоб процессуального характера. Рассмотрение жалоб и заявлений является одним из важных направлений деятельности судов. Право граждан на обжалование тех или иных решений, действий (бездействия) органов государственной власти (включая органы, осуществляющие судебную власть), органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц гарантировано в ст. 46 Конституции РФ. Право граждан на обращение в суды с предложениями, замечаниями, заявлениями, которые по своей сути не являются жалобами на конкретные действия (бездействие), затрагивающие прав и законные интересы заявителей, проистекает из положений ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу мысли и слова. Деятельность судов по рассмотрению жалоб и заявлений граждан организуется в зависимости от того, подлежат ли эти жалобы и заявления рассмотрению в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, или в непроцессуальном порядке. Организация рассмотрения жалоб в процессуальном порядке зависит также от формы судопроизводства. Таким образом, можно разделить жалобы, подлежащие рассмотрению в процессуальном порядке в судах общей юрисдикции, на три категории: жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства, гражданского судопроизводства и административного судопроизводства. В зависимости от стадии процесса, жалобы по этим категориям подразделяются на жалобы, подлежащие рассмотрению по первой инстанции; жалобы и представления, подлежащие рассмотрению в апелляционном порядке; жалобы и представления, подлежащие рассмотрению в кассационном и надзорном порядке.
Организация рассмотрения жалоб в порядке уголовного судопроизводства. Организация рассмотрения жалоб, подлежащих разрешению в порядке уголовного судопроизводства, строится в зависимости от стадий процесса. Эти жалобы разделяются на следующие категории: жалобы, подаваемые на стадии досудебного производства; частные и апелляционные жалобы; кассационные и надзорные жалобы. На стадии досудебного производства жалобы в судах рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. Данный правовой институт является сравнительно новым в российском уголовно-процессуальном законодательстве, и на практике могут возникнуть трудности с организацией рассмотрения этих жалоб. При получении жалобы судья должен, прежде всего, определить, подлежит ли она рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. Для этого необходимо установить: а) кто является заявителем. В соответствии со ст. 123, 125 УПК РФ правом на подачу жалобы обладают не только участники уголовного судопроизводства (лица, указанные в главах 6, 7, 8 УПК РФ), но и любые другие лица, если обжалуемым действием (бездействием) реально нарушаются их конституционные права и свободы, создается угроза нарушению этих прав, а также затрудняется доступ к правосудию; б) чьи действия обжалуются. В порядке ст. 125 УПК РФ могут быть рассмотрены лишь жалобы на постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), способные причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. Жалобы на действия иных должностных лиц, даже имеющие отношение к производству по делу, рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, не подлежат; в) предмет жалобы. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 125 УПК РФ могут быть обжалованы такие решения и действия (бездействие), которые не только реально повлекли нарушение прав участников судопроизводства, но и способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. Иными словами, судебному контролю подлежат решения и действия (бездействие), которые содержат потенциальную угрозу для прав граждан. В этом принципиальное отличие жалоб данной категории от жалоб, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства;
г) место рассмотрения жалобы. Жалобы данной категории рассматриваются исключительно районными судами по месту производства предварительного расследования (ч. 1 ст. 125 УПК РФ). При положительном ответе на данные вопросы жалоба рассматривается судьей по существу. В Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (п. 10.4) определен порядок оформления производств по жалобам данной категории. Жалобы, поступающие на стадии досудебного производства, принимаются отделом делопроизводства суда или судьей, осуществляющим дежурство, в течение всего рабочего дня. Поступающие в суд жалобы регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции и передаются судьям, осуществляющим дежурство, под расписку в указанном журнале. Журналы могут вестись как на бумажном, так и на электронном носителе. В случае ведения журналов на электронном носителе в конце рабочего дня делается распечатка по поступившим на рассмотрение материалам, нумеруется и подшивается в журнал. Журнал учета жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора ведется по форме № 8.9. На поступившую и зарегистрированную жалобу заводится материал (дело) с присвоением соответствующего номера, который состоит из индекса, порядкового номера журнала учета и года принятия ходатайства или жалобы к производству. Материалы по жалобам, поступившим в стадии досудебного производства, имеют цифровой индекс — «3/7» с дополнительными значками. Например: материал 3/7-7/2012 (3/7 — материал по жалобе, 7 — порядковый номер поступления, 2012 — год поступления).
Порядковый номер по регистрационному журналу, который является также номером соответствующего материала, указывается на первой странице обложки материала и в алфавитном указателе. Под этим номером ведется вся переписка по данному материалу. Поступившие в суд ходатайства и жалобы подшиваются в обложку. На обложке делаются необходимые отметки (наименование суда, порядковый номер материала, наименование материала, дата и время поступления материала в данный суд, а также дата рассмотрения материала, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и время рассмотрения материала). На внутренней стороне обложки материала помещается справочный лист (форма № 19), в котором отмечаются все действия суда, произведенные по материалу. При проведении подготовительных действий к судебному заседанию секретарь судебного заседания извещает участников уголовного судопроизводства по рассмотрению жалобы о дате, времени и месте судебного заседания. В случае необходимости перечисленные лица могут быть извещены телефонограммой или телеграммой. Извещения должны быть направлены немедленно после получения соответствующего распоряжения судьи. Обо всех действиях по подготовке дел, рассматриваемых судом, делается соответствующая отметка в справочном листе (форма № 19). После рассмотрения жалобы постановление судьи немедленно вручается заявителю и прокурору под расписку, о чем делается соответствующая отметка в справочном листе материала (дела) с указанием даты и времени получения. После совершения всех действий по оформлению материала, но не позднее следующего рабочего дня после его рассмотрения секретарь судебного заседания передает материал в отдел делопроизводства суда для проверки и внесения в регистрационный журнал отметок о дате и результатах рассмотрения. Уполномоченный на то сотрудник отдела делопроизводства обязан тщательно проверить выполнение секретарем судебного заседания всех действий, предусмотренных названной Инструкцией. С определения или постановления суда, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы, снимаются копии, которые должны быть заверены подписью председательствующего по делу судьи и скреплены гербовой печатью. Если копия изложена на нескольких листах, эти листы должны быть прошнурованы. Каждый лист копии необходимо скрепить печатью суда.
Организация рассмотрения. Рассмотрение частных и апелляционных жалоб по уголовным делам осуществляется в соответствии с нормами, содержащимися в главе 451 УПК РФ. На начальном этапе работы важно проверить, поданы ли жалобы в сроки, установленные ст. 3894 УПК РФ (10 суток с момента провозглашения приговора, а осужденными, содержащимися под стражей, — 10 суток с момента вручения приговора), убедиться, что жалобы соответствуют требованиям, содержащимся в ст. 3896 УПК РФ. Необходимо также учитывать, что рассмотрение дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 15 суток с момента поступления апелляционной жалобы или представления, в суде субъекта федерации — не позднее 30 суток и в Верховном суде РФ – не позднее 45 суток с момента поступления дела в суд апелляционной инстанции. Существует также ряд правил, касающихся оформления дел, подлежащих рассмотрению в апелляционном порядке, содержащихся в названной Инструкции. На жалобах и представлениях уполномоченный на то работник суда отмечает время их поступления в суд. К жалобам и представлениям, полученным по почте, для определения даты их подачи приобщаются конверты. Уголовное дело с жалобой или представлением, поступившее от мирового судьи для рассмотрения в апелляционном порядке, регистрируется на учетно-статистической карточке (форма № 5.2) и в алфавитном указателе (форма № 5-б) в порядке, установленном разделом 3 Инструкции, и передается председателю суда. Не позднее следующего рабочего дня дело с апелляционной жалобой передается для рассмотрения судье. Апелляционные жалобы, поступившие непосредственно в районный суд, подлежат возвращению мировому судье, рассмотревшему дело, для надлежащего оформления и направления в апелляционную инстанцию. Апелляционные жалобы и представления на решения федеральных судов подаются через суд, принявший решение. В случаях, предусмотренных законом, апелляционные жалобы, представления и приложенные к ним письменные доказательства подаются в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле, либо по числу лиц, чьи интересы затронуты в жалобе. Лицо, подающее апелляционную, частную жалобу, может представить дополнительную копию данного документа, на которой работник аппарата суда по его просьбе ставит штамп суда с указанием даты поступления документа и заверяет своей подписью факт принятия документа, после чего копия остается у лица, подавшего жалобу или представление.
Осужденные, содержащиеся под стражей, извещаются о подаче представления или жалобы, а также о направлении дела в апелляционную инстанцию через начальника соответствующего места предварительного заключения. Осужденному или оправданному обязательно вручается копия представления или жалобы потерпевшего. После получения апелляционной жалобы (представления) ее копии с приложением письменных доказательств не позднее следующего дня направляются участникам процесса, чьи интересы затронуты в жалобе. Возражения или объяснения, поступившие на жалобу или представление по уголовному делу, приобщаются к делу или в течение суток направляются в дополнение к делу в вышестоящий суд. По истечении срока, установленного для обжалования приговора, а если поступили замечания на протокол судебного заседания, то и после их рассмотрения в установленный законом срок дело с жалобой или представлением направляется в вышестоящий суд с сопроводительным письмом (форма № 43), при этом по уголовным делам стороны извещаются о направлении дела в вышестоящий суд. Вместе с уголовным делом канцелярия суда направляет в вышестоящий суд заполненные статистические карточки на подсудимого и на всех лиц, осужденных или оправданных по делу либо в отношении которых дело было прекращено, а также на лиц, признанных судом невменяемыми. Контрольные талоны статистических карточек направляются в установленном порядке управлению (отделу) Судебного департамента в субъекте РФ для контроля за результатами рассмотрения дела судом второй инстанции. По уголовному делу, по которому подсудимые совершили оконченные преступления, связанные с причинением ущерба имуществу, вместе с делом в вышестоящий суд, кроме того, направляется заполненная карточка по учету сумм ущерба. Правильность оформления дела, направляемого в апелляционную инстанцию, проверяет работник суда, в чьи обязанности это входит в соответствии с должностной инструкцией, а также председательствующий по делу. Дата направления дела в апелляционную инстанцию и дата возвращения дела в суд, результаты апелляционного рассмотрения отмечаются в учетно-статистической карточке. В суде должны быть заведены журналы учета уголовных и гражданских дел, направленных на рассмотрение в апелляционную инстанцию (форма № 44-а). Организация технической работы по назначению апелляционных заседаний регламентирована также Инструкцией по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов. Рассмотрение кассационных и надзорных жалоб и представлений по уголовным делам осуществляется в соответствии с нормами глав 471 и 481 УПК РФ. При этом важно проверить, подана ли жалоба или представление надлежащим лицом, указанным в ст. 4012 УПК РФ, и соответствует ли она требованиям, установленным в ст. 4014 и ст. 4123 УПК РФ. Если требования данных норм закона не соблюдены, то жалоба с приложенными к ней материалами подлежит возврату заявителю с разъяснением, почему она не может быть принята к рассмотрению. Уголовно-процессуальный закон не требует вынесения отдельного судебного постановления о возврате жалоб и представлений, не отвечающих требованиям закона. Более того, на практике такие жалобы возвращаются аппаратом суда кассационной или надзорной инстанции[14]. Общие требования по техническому оформлению кассационных и надзорных жалоб или представлений сводятся к следующему. Жалобы, присланные по почте или принятые на личном приеме, регистрируются работником аппарата суда в журналах (формы № 28 и 30) или на карточках в день их поступления в суд. Перед регистрацией работник аппарата суда обязан проверить, не являются ли эти жалобы повторными. Повторными считаются жалобы: поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу на решение, принятое по ранее поданной жалобе; на несвоевременное рассмотрение предыдущих жалоб, если истекли сроки, установленные для их разрешения. В соответствии со ст. 40117 УПК РФ внесение повторных кассационных жалоб или представлений в суд кассационной инстанции, ранее отставивший их без удовлетворения, не допускается. В случае их внесения такие жалобы или представления подлежат возврату лицу, их направившему, с разъяснением данного требования уголовно-процессуального закона. Для облегчения поиска на каждую жалобу заводится алфавитная карточка. Алфавитные карточки хранятся в картотеках отдельно на уголовные и гражданские дела. Кроме того, для удобства поиска могут использоваться компьютерные базы данных. На жалобе проставляется регистрационный номер, который состоит из индекса президиума (4), буквального обозначения категории дела («у» — уголовное дело) и порядкового номера по журналу регистрации жалоб. Такой же номер проставляется на алфавитной карточке и на обложке истребованного по жалобе дела. На каждую кассационную или надзорную жалобу заводится отдельное производство. После рассмотрения жалобы судьей суда кассационной или надзорной инстанции в журнале или на карточке указывается результат рассмотрения. Жалоба, по которой председателем суда принято решение об истребовании дела, находится на контроле до поступления его из районного суда. В районный суд направляется требование о высылке дела. Вместе с отклоненной жалобой в производстве хранятся: постановление судьи об отказе в удовлетворении жалобы; копия сообщения председателя суда об отклонении жалобы в порядке ч. 3 ст. 4018 и ч.3 ст. 4125 УПК РФ. Присланные с жалобами документы в случае отклонения жалоб подлежат возвращению заявителям. Порядок рассмотрения в судах жалоб и заявлений непроцессуального характера. Порядок рассмотрения жалоб, предложений и заявлений непроцессуального характера в районном суде регламентирован в разделе 4 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде. Применение правил рассмотрения обращений непроцессуального характера, установленных данным нормативным актом, должно осуществляться с учетом требований Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[15]. Обращения от граждан и организаций поступают в виде предложений, заявлений и жалоб. Предложения — обращения граждан и организаций, не связанные с нарушением их прав, направленные на улучшение работы федеральных судов общей юрисдикции и иных государственных органов и должностных лиц. Заявления — обращения с целью реализации прав и законных интересов граждан и организаций. Жалобы — обращения с требованиями об устранении нарушений прав и о восстановлении в правах, нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц и органов власти. Все поступающие в суд от граждан и организаций предложения, заявления и жалобы регистрируются в журнале (форма № 23) с указанием даты их поступления. Дубликаты, повторные, а также дополнительные обращения регистрируются под тем же номером, что и первоначально поступившее обращение, с указанием даты их поступления. Дубликатами считаются обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам или одному и тому же адресату, если не истек срок рассмотрения по первому обращению. Обращения считаются повторными, если они поступили от одного и того же лица по одному и тому же вопросу в случаях: если заявитель не удовлетворен данным ему по первоначальному обращению ответом; если со времени подачи первого обращения истек установленный законом срок рассмотрения, а ответ заявителю не дан. Обращения, содержащие оскорбительные выражения либо не поддающиеся прочтению, к рассмотрению не принимаются и после регистрации возвращаются автору с указанием мотивов. Аналогичная норма об отказе в принятии к рассмотрению обращений, содержащих оскорбительные выражения, включенная в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений граждан и ведения делопроизводства по ним (приказ Судебного департамента от 23 декабря 1998 г. № 112), обжаловалась в Верховном Суде РФ в порядке судебного нормоконтроля и была признана соответствующей действующему законодательству[16]. В настоящее время аналогичная норма содержится в названном Законе (ст. 11). Письменные обращения, не содержащие данных о фамилии заявителя, месте его жительства, регистрируются как анонимные и рассмотрению не подлежат, за исключением анонимных сообщений о преступлениях. Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, обязанные разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее 15 дней. В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены председателем или его заместителем, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу. Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Начальник отдела делопроизводства или лицо, его замещающее, систематически просматривает журнал регистрации и по всем обращениям, по которым истекает установленный срок разрешения, заблаговременно докладывает председателю суда. Если обращение не содержит вопросов, относящихся к компетенции суда, оно не позднее пяти дней после поступления в отдел делопроизводства направляется органам или должностным лицам, правомочным разрешить обращение, с сообщением об этом заявителю. Аналогичная схема рассмотрения предложений, заявлений и жалоб непроцессуального характера установлена и в судах субъектов РФ, а также в Верховном Суде РФ и в Судебном департаменте[17]. Организация приема посетителей. Личный прием граждан судьями и председателем суда является одной из форм реализации гражданами и организациями права на обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов. В инструкциях по судебному делопроизводству в районном суде, а также в судах субъектов РФ решение вопроса об организации приема посетителей полностью отнесено к компетенции председателя соответствующего суда. Исходя из положений данных нормативных актов в каждом суде председатель утверждает Правила внутреннего распорядка, в которых указано время приема посетителей по различным вопросам как процессуального, так и непроцессуального характера, а также должностные лица, ответственные за проведение приема. Граждане, участники процесса, а также представители различных организаций могут обращаться на личном приеме: с обращениями, относящимися к делам, находящимся в производстве соответствующего суда; с обращениями о выдаче справок, копий судебных постановлений и иных документов по делам, производство по которым закончено; с обращениями непроцессуального характера. Обращения на личном приеме о выдаче различных справок и копий судебных постановлений по делам, производство по которым закончено, должны рассматриваться в течение всего рабочего дня теми сотрудниками аппарата суда, которым вменена в обязанность работа с посетителями. Такие обращения должны, как правило, рассматриваться в тот же день. Обращения на личном приеме с вопросами непроцессуального характера могут рассматриваться как работниками аппарата суда, ответственными за работу с посетителями, так и председателем суда или его заместителем в часы, определенные в распорядке дня. Обращения непроцессуального характера могут быть различными по содержанию. Чаще такие обращения содержат просьбы о разъяснениях, касающихся возможности защиты прав и законных интересов в судебном или во внесудебном порядке. В целях рациональной организации работы суда целесообразно изложить информацию о порядке обращения в суд на стендах. При этом информация должна быть изложена в максимально доступной для граждан, не обладающих юридическим образованием, форме. Там же должны быть вывешены примерные образцы обращений в суд по различным категориям дел с приложением перечня документов, необходимых для представления в суд. Обязательно также должны быть указаны банковские реквизиты, по которым следует оплачивать государственную пошлину в случаях, установленных законом. Желательно, чтобы на стенде был помещен образец заполнения квитанции об оплате государственной пошлины. Не исключается и размещение информации об адресах адвокатских образований, расположенных на территории, находящейся в юрисдикции соответствующего суда. Обращения на личном приеме, содержащие жалобы на работу сотрудников аппарата суда, должны рассматриваться только председателем суда или его заместителем. Это соответствует их обязанности организовывать работу аппарата суда и контролировать исполнение сотрудниками своих обязанностей.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Понятие организации работы и организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. Основные нормативные правовые акты, регулирующие организацию деятельности судов. 2. Должностной состав судов общей юрисдикции. Распределение обязанностей между судьями и аппаратом судов первого, второго звена. Планирование работы, контроль и проверка исполнения. 3. Организация судебного делопроизводства в судах общей юрисдикции. Организация хранения, сдачи в архив и уничтожения дел. 4. Поступление судебных дел в суд и распределение их между судьями. 5. Организация работы судьи по изучению материалов уголовных дел. 6. Подготовка к судебному разбирательству. Планирование судебного заседания. Методики составления плана судебного следствия и рабочих записей. 7. Организация рассмотрения дела в судебном заседании апелляционной инстанций. 8. Сущность и значение апелляционного рассмотрения дел. 9. Основные направления подготовки судьи к рассмотрению дел в судах апелляционной инстанций. 10. Организация кассационной и надзорной деятельности судов. 11. Сущность, содержание и назначение процессуальных институтов пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, в правовой системе Российской Федерации. 12. Организация работы по предварительному рассмотрению ходатайств о пересмотре судебных решений в кассационном и надзорном порядке. 13. Организация работы по рассмотрению судебных дел в судах, правомочных пересматривать судебное решение, вступившее в законную силу. 14. Правовое регулирование и общие положения об исполнении судебных решений. 15. Организация работы суда по обращению к исполнению судебных решений по уголовным делам (приговоров, определений, постановлений). 16. Организация работы по рассмотрению жалоб и заявлений граждан и приему посетителей в судах. ЛИТЕРАТУРА Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 г.) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.* 2. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.* 3. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.* 4. Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде. Утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36 // Российская газета. 2004. 5 ноября.* 5. Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов. Утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 г. № 161 // Российская газета. 2006. 12 мая.* 6. Руководство по делопроизводству в военных судах. Утверждено приказом заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ – начальника Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 28 ноября 2003 г. № 40 // Организация деятельности судов. Основные нормативные правовые акты. М., 2005.* 7. Инструкцией о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами, утверждена Генеральной прокуратурой. Верховным Судом, МВД, Минюстом, КГБ СССР 18 октября 1989 г. // Организация деятельности судов. Основные нормативные правовые акты. М., 2005.* 8. Положением о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, утверждено постановлением Правительства РФ от 20 августа 2002 г. № 620 // СЗ РФ. 2002. № 34. Ст. 3307. Основная 1. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. / Под общ. ред. В.М Лебедева. М. 2008.* 2. Судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации. научно-практическое пособие по применению Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации / Под общей ред. В.М.Лебедева. – 2-е издание перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.* Дополнительная 1. Афанасьев С., Савельева Т. Производство у мирового судьи нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. 2002. № 5.* 2. Гуськова А.П. Процессуально-правовые и организационные вопросы подготовки к судебному заседанию по УПК РФ: Монография. Оренбург.: ИПК ОГУ. 2002. 3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (вводный). / Под ред. В.Т. Томина. М. 2010.* 4. Максимов В. В. Мировая юстиция: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2001. № 9.* 5. Макаров Ю.Я. Настольная книга мирового судьи. М.: Проспект. 2009.* 6. Организация деятельности судов: учебник / под общ. ред. В.М. Лебедева. – М.: Норма, 2007.* 7. Организация деятельности судов / Отв.ред. Н.А. Петухов. М., 2005.* 8. Производство по уголовным делам, подсудным мировым судьям. - Ростов н/Д: ЗАО Книга, 2011.* 9. Разумов С. Производство по уголовным делам у мирового судьи // Российская юстиция. 2000. № 11.* 10. Рассмотрение дел судом присяжных / Отв. ред. В. М. Лебедев. Варшава: ОБСЕ, 1997. 11. Уголовный процесс. Учебник / Под. общ. ред. Б.С. Шадрина. Волгоград. 2010.* 12. Уголовный процесс. Учебник / Под. ред. проф. Кобликова А.С. М., 2010.* 13. Устюжанинов В., Сапожников С. Компетенция мирового судьи по рассмотрению гражданских дел // Российская юстиция. 2000. № 12.* 14. Шакирьянов Р. Стабильность решений мировых судей зависит от выполнения требований закона // Российская юстиция. 2003. № 5.*
Электронные ресурсы Организация работы аппаратов судов общей юрисдикции (районные (городские) и гарнизонные военные суды) по обеспечению судебной деятельности: научно-практическое пособие (Электронный ресурс). – М.: РАП, 2010.* ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ 1. Понятие и значение подготовки к судебному заседанию, её формы. 2. Требования к оформлению процессуальных и иных документов, порядок их передачи и движения в структурах суда. 3. Обязанности председателя суда по организации делопроизводства. Поступление уголовных дел в суд и распределение их между судьями. 4. Действия судьи и работников аппарата суда по реализации положений УПК РФ, связанных с оформлением уголовных дел на стадиях принятиях их к производству и назначения судебных заседаний, а также после их рассмотрения. 5. Порядок хранения, сдачи в архив и уничтожения уголовных дел в судах общей юрисдикции. Экспертиза ценности уголовных дел. 6. Судебное разбирательство - понятие, значение, система. Решение процессуальных и организационных вопросов по подготовке уголовного дела к судебному разбирательству. 7. Организация и планирование судебного заседания в суде первой инстанции. Подготовка секретаря судебного заседания к процессу. 8. Планирование последовательности процессуальных действий и нормативно-определенного хода судебного разбирательства. 9. Составление проектов судебных постановлений по уголовным делам, их позитивные и негативные свойства. 10. Особенности подготовки уголовных дел для рассмотрения мировыми судьями и судом с участием присяжных заседателей. 11. Планирование судебного следствия и исследования обстоятельств, подлежащих установлению по уголовному делу. 12. Организация работы судьи по изучению материалов уголовных дел и её методика. Подсудность уголовных дел, её понятие и виды. 13. Непосредственность и устность судебного разбирательства. 14. Гласность судебного разбирательства. Основания слушания дела в закрытом судебном заседании. 15. Неизменность состава суда при разбирательстве дела. Запасный судья. 16. Председательствующий в судебном заседании, его полномочия. 17. Осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Права и обязанности лиц, участвующих в судебном разбирательстве. 18. Пределы судебного разбирательства. Отложение и приостановление судебного разбирательства. Прекращение дела в судебном заседании: основания, порядок. 19. Порядок вынесения определений, постановлений в судебном заседании. 20. Регламент судебного заседания. Меры воздействия за нарушение порядка в судебном заседании. 21. Протокол судебного заседания. Замечания на протокол судебного заседания, порядок и сроки их рассмотрение. 22. Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу. Вопросы, подлежащие выяснению по поступившему в суд делу. 23. Рассмотрение судьей ходатайств и заявлений. Меры обеспечения гражданского иска и конфискации имущества. 24. Назначение судебного заседания. Обеспечение сторонам возможности ознакомления с материалами дела. Сроки начала разбирательства дела в судебном заседании. 25. Предварительное слушание и его значение. Основания назначения. 26. Участники предварительного слушания, их права и обязанности. 27. Порядок проведения и протокол предварительного слушания. Виды решений, принимаемых судьёй на предварительном слушании. 28. Возвращение уголовного дела прокурору, приостановление производства, порядок прекращения уголовного дела или уголовного преследования по итогам предварительного слушания. 29. Подготовка к рассмотрению дела судом присяжных в ходе предварительного слушания уголовного дела. 30. Подготовительная часть судебного заседания, ее значение. Последовательность действий и решений суда в подготовительной части судебного заседания. 31. Судебное следствие, его содержание и значение. 32. Судебные действия, как способы непосредственного исследования доказательств в суде. 33. Допросы и очные ставки в суде, использование систем видеоконференц-связи. Основания для оглашения показаний обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, иных документов. 34. Производство экспертизы в суде. Допрос эксперта. Производство дополнительной или повторной экспертизы. 35. Осмотр вещественных доказательств, местности и помещения как судебное действие. Следственный эксперимент, предъявление для опознания и освидетельствование в суде. 36. Окончание судебного следствия. Основания и порядок возобновления судебного следствия. 37. Судебные прения и реплики, их содержание и порядок. Участники судебных прений. Участие подсудимого в прениях. 38. Последнее слово подсудимого, его содержание и значение. 39. Приговор как акт правосудия, его понятие и виды. Требования, предъявляемые к приговору. 40. Порядок постановления приговора. Порядок совещания судей. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора. 41. Провозглашение и разъяснение приговора. Вручение копии приговора. 42. Судебный надзор как правовая гарантия законности, обоснованности и справедливости решений судов первой инстанции, его формы. 43. Сущность и значение апелляционного рассмотрения уголовных дел, полномочия суда второй инстанции. 44. Особенности организации работы в апелляционном суде. Поводы апелляционного производства. 45. Функции апелляционного суда по обеспечению процесса пересмотра уголовных дел. Сроки апелляционного обжалования и порядок их восстановления. 46. Основные направления подготовки судьи к рассмотрению уголовных дел в судах апелляционной инстанции. 47. Решение организационных вопросов, связанных с подготовкой заседания суда второй инстанции. Подготовка предложений и составление проектов судебных решений по уголовным делам. 48. Организация работы суда по обращению к исполнению приговоров, определений, постановлений суда по уголовным делам и контроль за ней. 49. Государственные органы и должностные лица, полномочные исполнять судебные решения в части основного и дополнительного уголовного наказания, материального и имущественног
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|