Как возник дифференциальный анализ
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов.
Год издания: 2002 Книга известного немецкого психотерапевта, основателя позитивной психотерапии, посвящена анализу причин и особенностей конфликтов, возникающих в межличностном общении, и путей их разрешения. Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, педагогов, родителей и всех тех, кого интересуют проблемы общения и взаимопонимания. Оглавление
Обращение к читателю....................................... Три основные концепции дифференциального анализа.... Несколько слов о содержании книги..................... Психотерапия сегодня................................... Глава I. Теория дифференциального анализа.................................. стр. 9 Мысли о воспитании......................................... Тень на солнечных часах (восточная притча).............. Воспитание и перевоспитание............................ Неуверенность и надежда................................ Изменение функций воспитания и психотерапии.......... Социальные конфликты и нормы.............................. Примеры социальных конфликтных ситуаций в воспитании Примеры социальных конфликтных ситуаций в психо- Теория дифференциального анализа.......................... Актуальные способности................................ Дифференциально-аналитический перечень вторичных и первичных способностей (актуальных способностей) Актуальные способности и целостность.................. Значимость актуальных способностей.................... Актуальные способности и конфликты................... Основные способности.................................. Актуальный и основной конфликты...................... Типы матерей и отцов................................... Глава II. Актуальные способности. Первичные и вторичные ……. стр. 19
Способности Любопытные и слон (по Й. Руми, персидскому поэту) Каковы функции актуальных способностей.............. Является ли одна актуальная способность более важной, чем другая Первичные способности..................................... Развитие первичных способностей в аспекте «Страх—агрессия—подражание» Образец и подражание................................. Вера и религиозность................................... Умение ценить время................................... Надежда Доверие и ожидание.................................... Уверенность Страх, агрессия и подражание как конфликтные потенциалы Вторичные способности..................................... Девочка в красном бархатном платье (из П. Этессами)..... Опрятность и чистоплотность........................... Стремление к порядку.................................. Послушание Вежливость Прилежание, трудолюбие............................... Бережливость Надежность, точность, добросовестность................
Глава III. Неправильные установки, бытующие …………………….... стр. 45 В воспитании, партнерстве и психотерапии Ворона и павлин (из П. Этессами)....................... Цели и содержание воспитания......................... Относительность ценностей............................. Фактор времени и образ человека,...................... Кризис идентичности............................. Человек и животные.............................. Соотношение врожденного и приобретенного..... НеПОВТОрИМОСТЬ Идентификация и проекция...................... Предубеждение Мужчина и женщина............................. Справедливость и любовь......................... Секс, сексуальность и любовь..................... Карикатуры любви............................... Потеря единства Здоровье и болезнь............................... Вера, религия и церковь.......................... Предопределенная и возможная судьба........... Глава IV. Воспитание, самопомощь и психотерапия...................... стр. 85 Пророк и длинные ложки (восточная притча)...... Введение в самопомощь.............................. Три основных принципа отношений между людьми Анализ взаимодействия..........................
СаМОПОМОЩЬ Ступень 1. Дистанцирование/наблюдение......... Ступень 2. Инвентаризация...................... Ступень 3. Ситуативное одобрение............... Ступень 4. Вербализация........................ Ступень 5. Расширение цели..................... Семейная, родительская и партнерская группа......... Заботы других (восточная притча).............. Семейная группа................................ Родительская группа............................ Партнерская группа............................. Дифференциально-аналитическая психотерапия....... Глоссарий ОТ АВТОРА
У каждой книги есть дата зарождения замысла и дата написания. Процесс создания книги напоминает рост дерева, плоды которого созревают не за один день. Они являются результатом роста и созревания зернышка, которое развивается и благодаря благоприятным условиям превращается в то, что позднее мы сможем принести к себе домой в качестве урожая. Точно так же и дифференциальный анализ имеет короткую историю и долгое прошлое; с 1958 г. я работал над новым методом психогигиены и психотерапии, который стал возможен благодаря обширному опытному материалу, полученному в психосоматически ориентированной психотерапевтической практике. Хотя плоды созревали на европейском Западе, корни дерева, на котором они росли, находятся на Востоке, там, где я родился и где прошла моя молодость. Таким образом, эта книга и, как я надеюсь, моя психотерапевтическая деятельность представляют собой попытку объединить познания Востока с достижениями западной цивилизации. Я отдаю себе отчет в том, что подобная попытка изначально таила в себе массу проблем. Тем не менее, я считаю ее не только полезной, но и необходимой. Наша эпоха, несмотря на многочисленные разногласия, демонстрирует обнадеживающую тягу к единству. И. В, Гете выразил это в «Западно-Восточном диване» в следующих строчках, смысл которых отражает многое из того, о чем идет речь в этой книге: Кто знает себя самого и других, Тот поймет, Что Восток и Запад уже Неотделимы друг от друга. Развитие психотерапии показывает, что нецелесообразно исходить исключительно того, чтобы использовать психодинамику личности только для распознавания расстройств. Гораздо целесообразнее заниматься свойственными человеку способностями и добродетелями.
В то время как целью психоанализа Зигмунда Фрейда является осознание, целью индивидуальной психологии Альфреда Адлера — интенсификация ответственности, а целью экзистенциального анализа Виктора Франкла — осознание и ответственность, дифференциальный анализ направлен на то, чтобы совершенствовать процесс различения актуальных способностей человека. Я благодарю моих сотрудников — дипломированных психологов г-на Д. Шена и г-на Д. Е. Линдена — за их советы и критические замечания, а также благодарю за помощь супругов Нойбергер, фрау Кирш и фрау Шумахер. Я особенно признателен профессору доктору медицины г-ну Р. Баттегаю из клиники Базельского университета, который в последние годы постоянно поддерживал меня в написании и публикации этой книги. Я хотел бы также поблагодарить своих учителей: проф. д-ра мед. Й. X. Шульца, Берлин; проф. д-ра мед. Р. Дегквица, Франк-фурт-на Майне; проф. д-ра мед. Куленкампфа, Дюссельдорф; проф. д-ра мед. К. Ферверса, Бонн; проф. д-ра мед. М. Брогли, Висбаден; д-ра мед. X. Коха, Бад Швальбах; проф. д-ра мед. X. Руфа, Франкфуртгна Майне; проф. д-ра мед. Томальске, проф. д-ра мед. X. Й. Бохник и проф. д-ра мед. X. Максион, Франкфурт-на Майне; проф. д-ра мед. Д. Лангена, Майнц; проф. д-ра мед. К. Леонхарда и д-ра X. Шмишека, клиника Шаритэ, Берлин; проф. д-ра мед. X. Менга, Базель; проф. д-ра мед. В. Франкля, Вена; проф. д-ра мед. Й. А. Морено, США; проф. д-ра мед. Лопес-Ибор, Мадрид; Д-ра мед. Дерболовски, Гамбург, а также г-на А. Файзи и г-на А. Фрутана, Хайфа и Иран. Без сотрудничества и открытости пациентов, которые любезно дали мне свое согласие на публикацию описаний их болезни, эта книга не могла бы появиться. Разумеется, имена и даты изменены. В то же время ради сохранения документальной ценности устные и письменные сообщения пациентов переданы почти дословно. И наконец, я благодарю мою жену Мание и моих сыновей Хамида и Навида за их помощь в работе над книгой. Пезешкиан Висбаден, 1974-1975
ПРЕДИСЛОВИЕ Восток и Запад в данной книге представлены читателю в своем неразрывном единстве, так что каждый может составить достаточно полное представление о здоровье и расстройствах душевной жизни и поведения человека. Автору удалось не только представить анализ современных общественных отношений и связанных с ними установок к воспитанию, но и убедительно описать действующие во все времена «первичные» и «вторичные» способности психики. Автор черпает опыт из своего восточного происхождения и своей психотерапевтической практики. Он не ограничивается простым изложением примера, а всегда умело делает из него полезные для любого человека выводы и встраивает их в свою четкую систему. Особенно оригинальны высказывания, посредством которых автор описывает нарушения в развитии детей и неправильные позиции воспитателей, например, неправильные действия родителей в целях наказания ребенка: «Ребенок с малых лет должен учиться быть послушным», «Наказание необходимо», «Нужно силой сломить упрямство у ребенка». Ярки и те высказывания, когда он описывает, как напряженные отношения между родителями переносятся на ребенка: «Ты — копия своего отца! Для него пунктуальность — тоже непонятное слово!» Автор пытается интегрировать веру в свою психотерапевтическую деятельность с собственной картиной мира и понять религии как выражение своего времени. Религия, которую исповедует автор, является в этом смысле, пожалуй, ступенью к дальнейшему развитию, к совершенству. Автор подчеркивает, что этот путь человек может пройти только с верой. Он показывает различие между первой важной составляющей религии, которая является духовной и трансцендентной, и второй, которая состоит из преходящих ценностей и норм. Если в какой-либо религии ле признается принцип времени, то первостепенные и второстепенные явления легко могут быть перепутаны друг с другом. Важно понять суть религии и не позволить сиюминутным мнениям вытеснить ее. Автор придает большое значение тому, чтобы и в психотерапии выявить эту религиозную суть. Также он делает попытку показать возможные недоразумения (заблуждения, недопонимания) в отношениях между родителями и ребенком. Родители часто хотят сделать из своих детей совсем не то, чем дети могут быть. Автор подчеркивает уникальность каждого человека и вытекающую из этого необходимость развивать то особенное, что есть в каждом человеке. Опираясь на восточные притчи, он описывает воспитание, равно как и психотерапию, как процесс, содержание которого — развитие способности к самопомощи и «расширению цели» в смысле как можно более полного раскрытия психических, соматических и социальных способностей.
Эта книга должна заинтересовать не только тех, кто профессионально связан с психотерапией. Она также окажется сокровищницей богатого психологического и педагогического опыта для родителей и воспитателей, для всех, кто посвящает себя педагогическим задачам.
Профессор, доктор медицины Раймонд Баттегай Обращение к читателю Эта книга ведет читателя к источнику, но испить из него должен он сам. Термин «воспитание» обычно воспринимается как нечто само собой разумеющееся, в то время как «самопомощь» многим кажется не очень понятным словом. Многие люди предполагают, что если у них возникнут проблемы или болезни, врач узнает об этом по их глазам и с абсолютной уверенностью пропишет им именно те таблетки, которые устранят все неприятности. Сталкиваясь с такими ожиданиями, психотерапия пытается создать эффективное лекарство против внутренних и внешних конфликтных ситуаций. «Сейчас у нас нет времени заниматься ребенком, позднее мы сходим с ним к психотерапевту»,— так говорила мать 5-летнего малыша, который страдал ночным недержанием мочи, заиканием и нарушениями поведения. Тем самым психотерапевту навязывают роль спасителя-чудотворца, роль, с которой он при всей своей добросовестности нередко не в состоянии справиться. Встречаются и такие люди, которые не доверяют медикам: «Моя мать лечилась у врачей и умерла. Я хочу еще немного пожить и поэтому предоставляю оптимистам ходить к врачу!» Это так называемые сами-себе-врачи, которые с подкупающей наивностью дают советы другим: «Мне это помогло, наверное, и вам, поможет». Если бы это только было возможно, они могли бы пойти на то, чтобы самостоятельно удалить себе аппендикс. Между двумя крайностями — пассивным ожиданием чуда и упрямым недоверием к искусству врачей — должна лежать область, в которой сочетались бы воля пациента к исцелению и его готовность выполнить совет специалиста. Самопомощь должна служить руководством к действию. Поэтому в ее арсенале находятся лишь некоторые основополагающие методы, которые эффективны для относительно большого круга людей и проблем. Необходимо помнить, что каждая проблема в отношениях между партнерами неповторима, что нужно иметь в виду и при самопомощи. Этот практический подход не следует считать медицинским рецептом. Выражаясь фигурально, он должен показать, как уменьшить опасность, чтобы «ребенок не упал в колодец», и как ему помочь, если он в этот колодец все-таки упал. Кого считать здоровым человеком? Психологическая помощь нужна многим. Если люди признают ее необходимость, они, возможно, пойдут к психотерапевту. В его кабинете, правда, иногда происходит непредвиденное: пациент не понимает врача, поэтому и себя чувствует непонятым. Если он пытается прочесть книгу на какую-то психологическую тему, то очень часто откладывает ее с чувством разочарования после первых прочитанных страниц. Она остается для него тайной за семью печатями. Психотерапия в большинстве случаев должна стимулировать самопомощь для устранения начинающегося психического расстройства. Если человек не помогает себе сам, то со временем могут появиться заболевания или, по крайней мере, то, что в народе называют «трещинами» в отношениях. Довольно часто человеку хочется получить ответы на волнующие его вопросы: «Как мне воспитывать своих детей?», «Почему я ненавижу что-то или кого-то?», «Как я должен вести себя по отношению к моей жене в той или иной ситуации?» Все эти вопросы относятся к области психогигиены. Если спросить об этом нескольких людей, то ответы будут самыми разными, и в итоге мы не станем умнее, чем были до этого. Все мы «больны» конфликтами, проблемами и трудностями, которые связаны с нами самими, с нашими партнерами, другими окружающими нас людьми и, наконец, с нашими жизненными целями. Это обусловливает потребность в новых подходах и методах психотерапии и самопомощи, которые должны быть столь же эффективными, сколь и практичными. Здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто в состоянии с ними справиться. Учитесь различать! В своей психотерапевтической практике я часто сталкиваюсь с таким явлением: если у ребенка повышенная температура, головная боль, желудочные расстройства или боли в сердце, его начинают лечить с особым терпением. Но если он ведет себя, на наш взгляд, странно (то есть не так, как обычно) и к тому же груб и неряшлив, то в подобной ситуации нам подчас изменяет выдержка. Мы часто не понимаем того, что подобное поведение ребенка может быть вызвано болезнью. И в связи с тем, что право на существование признается преимущественно за болезнями тела, логически вытекает решение: если человек плохо себя чувствует, он знает, что надо сходить к врачу, который лечит соматическое заболевания. О психотерапевте же, даже при явных психических расстройствах, вспоминают очень редко. Психотерапия вместо психопатологии О том, что и как нужно сделать лучше, говорят редко. Гораздо чаще приходится слышать о том, чего делать нельзя. Рассказывают, что английская королева Виктория в одном своем письме жаловалась, что ее воспитатели постоянно напоминают ей, чего она как будущая королева не должна делать. «Но что я как будущая королева должна делать и как мне это делать, мне никто не говорит». С тем же принципом мы сталкиваемся в психотерапии и в медицине. Говорят о болезнях и молчаливо предполагают, что здоров тот, у кого болезнь отсутствует. Философ Лихтенберг сказал об этом так: «Ощущение здоровья приобретается лишь благодаря болезни». Фрейд ту же мысль сформулировал несколько иначе: «Лишь изучив болезненное, начинаешь понимать нормальное». Как правило, люди занимаются тем, что лечат болезни и пытаются устранить их последствия, и гораздо меньше внимания уделяют тому, что можно сделать для укрепления здоровья. Наши межличностные отношения, партнерство и воспитание, по всей видимости, тоже подчиняются этому принципу. Наша речь, при помощи которой мы объясняемся со своими партнерами, обычно тоже строится на этом принципе «негатива»: «Не делай этого!», «Почему ты опять опоздал?», «Такой беспорядок невозможно терпеть», «Ты опять солгал», «Почему ты мне изменил?», «Твоя лень меня с ума сведет», «С таким извергом я не хочу иметь ничего общего», «Он не умеет себя вести» и т. д. За такими фразами, как слово «аминь» за молитвой, всегда следуют ссоры. И люди обычно не отдают себе отчета в том, насколько серьезными могут быть их последствия. Разве обязательно нужно сначала развестись, чтобы понять, насколько хорошим был брак? Разве нужно сначала пережить инфаркт, чтобы научиться ценить физическое здоровье? Разве нужно совершить попытку самоубийства для того, чтобы понять важность душевного здоровья? Разве нужно сначала отсидеть в тюрьме, чтобы понять, как хороша свобода? Разве нужно сначала превратить свой автомобиль в груду металла, чтобы понять, что чрезмерное увлечение скоростью таит в себе риск аварии? Конфликты и психические расстройства возникают не в момент обращения к психотерапевту, а в повседневной жизни. Например, семейные проблемы возникают в отношениях между супругами, а если посмотреть глубже, они кроются в отношении каждого супруга к самому себе и в его социальных контактах. Если, например, супруг ушел к другой, не обязательно восстанавливать «справедливость» и «честь» с ружьем или ножом в руке, можно прореагировать и по-другому. Можно начать пить и в алкоголе утопить свое горе; можно начать принимать наркотики и с их помощью попытаться найти лучший мир; можно отомстить и самой «уйти на сторону». Но можцо решить эту проблему и рационально. Все перечисленное выше и есть самопомощь. Правда, некоторые из этих мер самопомощи имеют тот недостаток, что создают еще больше неприятностей и трудностей. Поэтому задача состоит в том, чтобы выбрать такие способы самопомощи, которые приемлемы и осуществимы для обоих партнеров. Много этих способов приведено в данной книге. Наша цель заключалась в том, чтобы написать такую книгу, которую можно было бы дать в руки клиентам, используя ее в качестве вспомогательного средства в ходе лечения или консультирования. Необходимо особо подчеркнуть, что книга предназначена не только для специалистов, но и для широкого круга читателей: студентов, родителей, бизнесменов, учителей, воспитателей. Все возрастающие сложности современной жизни и сегодняшний уровень развития психотерапии привели к необходимости описать психотерапию повседневной жизни вместо психопатологии повседневной жизни, как ее назвал Зигмунд Фрейд. При этом автор не мог ограничиться формами проявления бессознательного, а исходил в первую очередь из межличностных отношений и человеческих способностей. Подавленные и односторонне выраженные способности являются потенциальными источниками конфликтов и расстройств в личностной и межличностной сферах. Они могут выражаться в депрессии, страхах, агрессии, необычности поведения и психосоматических расстройствах: «С детства меня настраивали на успехи,.. Моя профессия мне даже нравится, но у меня нет контакта с другими людьми. Со своими детьми я тоже не могу найти общего языка. Свободное время для меня — мучение...» (42-летний адвокат, страдающий депрессией). Еще раз напомню, что конфликты возникли лишь в процессе противоборства человека с окружающим миром; они не являются чем-то неизбежным и роковым, а представляют собой проблемы и задачи, которые мы пытаемся разрешить. &ая чего нужна самопомощь Основной характеристикой психотерапевтической модели, основанной на дифференциальном анализе, является то, что воспитание и самопомощь представляют собой интегральные составляющие самой психотерапии. Психотерапия как перевоспитание занимается непосредственно тем, что первоначально было сформировано и усвоено в процессе воспитания. Благодаря самопомощи пациент из объекта, испытывающего внешнее воздействие, превращается в активного партнера. Иными словами, самопомощь является методом предупреждения болезни, то есть методом превентивной медицины и психогигиены, и, кроме того, важным элементом психотерапевтических процедур. При лечении внутренних болезней похожую жизненную помощь оказывают оздоровительные программы, тренировки, диеты и таблицы контроля. В этом случае под руководством врача пациенты активно учатся восстановлению и укреплению своего здоровья. Точно так же посредством самопомощи можно научиться преодолевать проблемы воспитания, служебные конфликты и трудности партнерских отношений. Самопомощь необходима и при воспитании детей, поскольку мы в качестве родителей и воспитателей должны помнить о последствиях нашего поведения. Часто к расстройствам приводят не большие события в жизни ребенка, а повторяющиеся изо дня в день мелкие душевные травмы, в конечном итоге формирующие характер, предрасположенность к определенного вида конфликтам.. Если, например, мать постоянно ругает ребенка за беспорядок, то она не помогает ни ему, ни себе. Было бы гораздо целесообразнее, если бы мать узнала, каким образом формируется привычка ребенка к порядку, если бы она смогла осознать, что порядок можно понимать по-разному. Для ребенка было бы намного полезнее, если бы его не только критиковали, но объясняли ему и на своем жизненном примере показывали, как действительно лучше себя вести. Другой пример. Человек привык считать, что он только тогда чего-то стоит, когда добивается профессиональных и личных успехов. И поэтому, не справившись с какой-то одной стоящей перед ним задачей, он испытывает чувство тяжелого поражения. Здесь мы подходим к вопросу, который связан с проблемой воспитания как таковой. Сравним вождение автомобиля и воспитание детей. Каждый из вас, конечно, согласится со мной, что воспитание детей по меньшей мере столь же трудное дело, сколь и управление автомобилем. Но для того чтобы получить право управлять автомобилем, нам необходимо посещать специальную школу, выучить правила дорожного движения и сдать труднейший экзамен. А вот для того чтобы воспитывать ребенка, достаточно просто его иметь. Все остальное получается, как нам кажется, само собой. Мне иногда приходит в голову мысль, что некоторые родители ведут себя подобно шоферу автомобиля, который, не имея водительских прав, с завязанными глазами пытается проехать в час пик по большому городу. Поэтому одной из важнейших задач этой книги является стремление убедить читателя в необходимости самопомощи. Зачем нужны примеры из реальной жизни, притчи и мифы В своей психотерапевтической практике, а также участвуя в семинарах и выступая с докладами, я постоянно убеждался в том, что именно восточные притчи и мифы хорошо воспринимались слушателями и пациентами. Притчи для меня — это картинки в слове. Подобно иллюстрациям, они облегчают понимание и обладают большой дидактической ценностью. Многим людям слишком трудно воспринимать психотерапевтическую тематику в абстрактном изложении. Но поскольку психотерапия является сегодня не только врачебной специальностью, но и мостом к неспециалистам, пациентам, она обязательно должна быть понятной. Примеры из реальной жизни, мифы, притчи в той или иной форме рассказывают о личностных, межличностных и общественных конфликтах и показывают возможные решения, облегчая понимание психотерапевтических задач. Будучи весьма далекими от непосредственного жизненного опыта пациента, от его конфликтов и слабостей, примеры из жизни, мифы, при целенаправленном их использовании, помогают создать дистанцированное отношение к собственным проблемам. Человек мыслит не только в абстрактных и теоретических понятиях. Понимание собственных проблем скорее достигается благодаря наглядному, образному мышлению и эмоционально окрашенному воображению. Осознание этого факта привело меня к тому, чтобы попытаться включить образное мышление пациента, используя мифологические истории и восточные притчи в качестве опоры для понимания. Именно поэтому я объединил в книге мудрость и интуицию Востока с новыми достижениями психотерапии на Западе. Сквозь призму современной психотерапии в ней не только рассмотрены мудрые изречения восточных и западных философов и ученых, но даже затронуты основы великих религий.
Как возник дифференциальный анализ Начиная с 1968 года я работаю над новой концепцией психогигиены и психотерапии — дифференциальным анализом. Основным мотивом для начала моего исследования было, пожалуй, то, что я находился в некоторой степени в транскультурной ситуации. Я родился в Иране, но с 1954 года живу в Европе. В этой связи я обратил внимание на важность психосоциальных норм при возникновении межличностных и внутренних конфликтов. При этом, наблюдая за симптомами как восточных, так и западных и американских пациентов, я обнаруживал конфликты, источником которых был целый ряд общепринятых норм поведения. Поэтому я попытался создать картотеку этих норм, объединить взаимосвязанные понятия и составить перечень, с помощью которого можно было бы описывать основные области конфликтов. Эти поведенческие нормы я назвал актуальными способностями. Данное понятие я ввел по той причине, что оно обозначает нормы, которые постоянно действуют в наших ежедневных межличностных отношениях и поэтому всегда сохраняют актуальное значение. Дифференциальный анализ считает актуальные способности действенными потенциалами развития личности и конфликтов. В этих случаях речь идет не о каких-либо специальных таинственных понятиях, а о нормах и стилях поведения, с которыми каждый человек сталкивается изо дня в день. Когда мы сердимся, испытываем раздражение, с возмущением отстраняемся, обижаемся, выходим из себя и так далее — что стоит за этим? Я стал заниматься этим вопросом и, анализируя жалобы и конфликты пациентов, попытался выявить содержательные причины этих жалоб и конфликтов. На составление перечня актуальных способностей в его сегодняшнем виде я затратил более восьми лет. Сначала я обратил внимание на психотерапевтическое значение вежливости и честности. Эти две категории послужили основой для дополнения перечня актуальных способностей, который постоянно проверялся на практике. Результаты исследований, которые проводил не только я, но и мои сотрудники и коллеги, были получены после примерно 50 000 психотерапевтических сеансов. Приведу несколько примеров. Когда мать говорит: «Мой сын — исчадие ада», то под этим следует понимать, что он непослушный и неряшливый. Когда замужняя женщина говорит: «Мой муж и я, мы не подходим друг другу. Мы абсолютно разные люди», за этим скрывается то, что муж много времени проводит на работе, что жене приходится часами его ждать и что к тому же он не так аккуратен, как ей хотелось бы. Один молодой человек страдал депрессией. Его, хотя он и был очень старательным работником, уволили, так как он почти никогда не появлялся на рабочем месте в нужное время. Если мы обратим внимание на эти взаимосвязи, то увидим, какие содержательные категории имели место в приведенных вы-ше примерах: верность, честность, вежливость, справедливость, успешность, старательность и многие другие. Можно сказать, что практически все конфликты проистекают из этих содержательных категорий. И несмотря на то, что мы ежедневно сталкиваемся с этим и наше поведение и наши переживания постоянно находятся под влиянием перечисленных категорий, такую взаимозависимость мы, как правило, не осознаем. Если кто-либо в определенной ситуации терпит поражение, мы говорим, что он неудачник; если мы не можем достичь желаемого успеха, то считаем, что никуда не годимся. Если ребенок ленится, мы его сразу называем лентяем, а человека, который относится к чистоте и вежливости иначе, чем мы, считаем асоциальным и дурным. Для того чтобы можно было составить представление об этих социальных нормах и критически рассмотреть свое отношение к ним, я обобщил центральные, практически повсеместно действующие поведенческие нормы, на базе которых развивается большинство наших конфликтов, и включил их в дифференциально-анали-тический перечень (ДАП). Теперь при возникновении проблем и конфликтов мы можем обратиться к ДАП. Мы уже не говорим: «Мой партнер — изверг, я не выношу его, он меня постоянно злит, он меня доконает», а пытаемся выявить конкретные содержательные признаки проблемы. Так, из высказывания: «Мой партнер — изверг», возможно, получится следующее заключение: «Я чувствую, что мой партнер обошелся сегодня со мной невежливо и несправедливо. Он заставил себя долго ждать и даже не извинился передо мной. Я придаю большое значение вежливости, а мой партнер — отнюдь не всегда. Почему я говорю именно о вежливости? Почему мой партнер именно сегодня так поступил?» Таким образом, становится очевидной разница между двумя высказываниями: с одной стороны, перенасыщенное эмоциями обобщение, которое часто делает невозможным деловой подход к конфликту; с другой стороны, попытка выявить различия: выяснить причины ссоры, определить действительную значимость проблемы и найти новые возможности. Это выявление различий, или дифференцирование, является одной из основных функций самопомощи. Дифференциальный анализ представляет собой новый подход в психотерапии, занимающейся конфликтами, и содержит ряд методов, которые имеют значение и для самопомощи. Определяя предрасположенность пациента к конфликтам, данный подход рекомендует проводить опрос, направленный на выявление его актуальных способностей. Предположим, у пациентки страхи возникают в том случае, когда по вечерам ей приходится ждать своего мужа. В данном случае страхи содержательно вызываются такой психосоциальной нормой, как пунктуальность. Разве не напрашивается мысль провести работу именно в этом направлении? Такой образ действий был бы радикальным в самом лучшем смысле этого слова: он исходит из корня, а не из симптомов, иначе говоря, не из листьев. Сроки лечения сокращаются? За прошедшее время мой психотерапевтический подход, к разработке которого я приступил в 1968 году, был усовершенствован; он хорошо зарекомендовал себя как метод лечения и был представлен общественности на национальных и международных конгрессах. В процессе психотерапии, основанной на дифференциальном анализе, мы направляем свое внимание главным образом на способности, вызывающие появление конфликтных ситуаций, и пытаемся осуществить реинтеграцию человека как физического, душевного и духовного единства. Это происходит в ходе многоступенчатого лечения. Ступени лечения я попытаюсь описать на одном примере из обычной жизни. Если мы сердимся на кого-то из-за его невежливости, то ощущаем внутреннее беспокойство, хотим в открытую отругать его или поговорить с другими о его недостатках. И спустя некоторое время мы перестаем воспринимать его как человека с разнообразными способностями, а видим в нем только невежливого грубияна, который оскорбил нас своей невоспитанностью. Мы уже не в состоянии думать о его положительных качествах, так как отрицательные эмоции легли, как тень, на наше отношение к нему. В итоге нам становится тяжело общаться с таким человеком, и каждый спор будет в конце концов превращаться в борьбу за власть или аффективную вспышку. При этом возможности коммуникации в любом случае будут ограничены. И наконец дело зайдет так далеко, что для того, чтобы наказать этого человека, мы будем действовать себе в ущерб. Учитывая эту цепочку развития событий, которые в дальнейшем могут привести к психическим и психосоматическим расстройствам, можно определить следующие ступени лечебного процесса. Ступень наблюдения. Пациент предоставляет, желательно письменно, сведения о том, из-за чего, на кого и когда он сердился. Ступень инвентаризации. На базе перечня актуальных способностей (ДАП) мы определяем, в каких сферах поведения сам пациент и его партнер, помимо способностей, вызывающих недовольство, имеют и положительные способности. Благодаря этому мы можем противостоять обобщению. Ступень ситуативного ободрения. Чтобы установить доверительные отношения с партнером, мы преувеличиваем его отдельные положительные качества, а именно те, которые связаны с критикуемыми отрицательными качествами. Ступень вербализации. Чтобы выйти из конфликта, характери-зуемого прекращением или искажением речевых контактов, мы проводим постепенную тренировку коммуникации с партнером по установленным правилам. При этом обсуждаются как положительные, так и отрицательные качества и эмоции. Ступень расширения цели. Целенаправленно минимизируется невротическое сужение поля зрения. Пациент учится не переносить конфликт на другие сферы поведения, а ставить перед собой новые, возможно, неизвестные цели. Таковы вкратце основные шаги дифференциально-аналитической психотерапии. Был систематизирован большой опыт использования описанной методики для помощи при возникновении конфликтов в партнерских отношениях, трудностях в воспитании, депрессиях, фобиях, сексуальных расстройствах, а также при таких психосоматических расстройствах, как заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, ревматизм и астма. Кроме того, было проведено лечение нескольких случаев психопатии и шизофрении. Успехи в лечении показали, что, как правило, уже через короткое время (после 6-10 сеансов) наблюдалось или значительное уменьшение жалоб, или полное выздоровление. Контрольные обследования, проведенные через год, показали в большинстве случаев стойкий терапевтический эффект. Особенно успешным оказалось лечение невротических и психосоматических расстройств. Таким образом, психотерапия, основанная на дифференциальном анализе, вполне может быть использована наряду с другими принятыми методами психотерапии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|