Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциально-аналитический перечень вторичных и первичных способностей




(актуальных способностей)

Вторичные способности Первичные способности
Пунктуальность Любовь/эмоциональность
Опрятность Образец/подражание
Стремление к порядку Терпение
Послушание Умение ценить время
Вежливость Сексуальность
Честность/открытость Контактность
Верность Доверие/вера в других
Справедливость Ожидание
Прилежание Надежда
Бережливость Вера/религиозность
Надежность Сомнение
Точность Уверенность
Добросовестность Единство

Перечень актуальных способностей можно было бы продол­жить, однако 13 вторичных и 13 первичных способностей охватыва­ют наиболее часто встречающиеся в межличностных отношениях нормы поведения. Можно было бы назвать другие нормы поведе­ния как разновидности перечисленных выше способностей. Прав­дивость и обязательность, например, мы причисляем к честности, стремление к престижу и успеху — к старательности, честность в партнерских отношениях считается верностью, в социальной ком­муникации — открытостью.

Социальные нормы можно систематизировать точно так же, как актуальные способности. Они существуют во всех культурах, однако их проявления зависят от культурной специфики.

АКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ЦЕЛОСТНОСТЬ

 

В целостности, под которой мы подразумеваем личность, цент­ральную роль играют следующие факторы: тело человека, окру­жающий мир (ему соответствуют душа и переживание) и время (воплощение сознания и человеческого духа). Актуальные способ­ности формируются в тесной связи с этими тремя факторами, одновременно оказывая на них и свое влияние.

Актуальные способности и тело. Говоря о факторе «тело», мы рассматриваем биологические процессы, без которых невозможна сама жизнь. К ним относятся: обмен веществ, рефлексы, наследст­венность, физическое созревание, функции внутренних органов, функциональные способности органов чувств и жизненно важные потребности. Способ удовлетворения этих жизненных потребно­стей или способствует развитию отдельных актуальных способно­стей, или блокирует его. В этой связи, например, развитие пункту­альности соотносится с жизненным ритмом «бодрствование— сон—голод». Опрятность/аккуратность связывается с приучением к чистоте в раннем детстве. В зависимости от того, как родители или воспитатель реагируют на индивидуальные потребности и фи­зические особенности ребенка, формируются предпосылки для последующего представления ребенка о себе, а также основы его личности. Таким образом, актуальные способности оказывают влияние на развитие человека. Они могут влиять и на психические процессы: менять настроение, вызывать страх, агрессию или де­прессивное состояние, вследствие чего, как правило, возникают психосоматические заболевания, так, отсутствие стремления к по­рядку и пунктуальности могут «бить по желудку и желчному пузырю» человека (Пезешкиан, 1973).

На поведение человека влияют не только биологические, но и физические факторы, как свои собственные, так и окружающих людей. Благодаря наличию этих факторов часто возникают ста­бильные эмоциональные установки, например: с ребенком не хо­тят играть другие дети, потому что у него рыжие волосы; мать любит своего младенца за то, что у него пухлые ручки; подросток считает отвратительными свои длинные руки и ноги; любовник, напротив, восхищается длинными ногами своей возлюбленной.

Актуальные способности и окружающий мир. Как зернышко хранит в себе множество способностей, которые раскроются под влиянием окружающего мира, так и человек развивает свои спо­собности в тесном взаимодействии со своим окружением. Фактор окружающего мира ориентирован на отношение человека к своей социальной среде. Актуальные способности влияют на наши ожида­ния по отношению к поведению других людей и к своим собственным поступкам, косвенно или прямо формируя целый свод правил: «Приглашаем на интересную работу добросовестных, надежных, дисциплинированных и внушающих доверие служащих...»

Каждый внутренний или внешний конфликт может быть опи­сан в терминах актуальных способностей. С их воздействиями мы постоянно сталкиваемся в личной жизни и в коллективе: когда заключается или расторгается брак, когда разрываются дружеские отношения, когда кого-то увольняют с работы, когда отношения между группами и народами принимают характер конфликтных по­тенциалов. Подчиняясь влиянию традиций, отдельные актуальные способности становятся специфическим признаком группы, кото­рый, в частности, оказывает сильное влияние на стабильность этой группы и на ее отношение к другим группам (Пезешкиан, 1970,1971).

Актуальные способности и время. Нарушения в развитии челове­ка, которые относятся к его телу и окружающему миру,— это нару­шения, связанные с фактором времени: «У меня нет доверия к людям, потому что когда-то один человек бросил меня на произвол судьбы. Как же я могу доверять своему ребенку, после того как он мне однажды солгал». Содержательные аспекты актуальных способ­ностей становятся в результате фиксаций потенциалами конфлик­тов. Из-за того, что прошлое, настоящее и будущее переплетаются друг с другом или рассматриваются изолированно, актуальные спо­собности не могут быть своевременно дифференцированы. Собст­венное поведение и поведение других людей в результате недопони­мания оказывается искаженным. Любая фиксация ведет к тому, что выбранная линия поведения возводится в абсолют и нет импульса к взаимопониманию с другими. Проиллюстрируем взаимоотношение фиксаций и способности к изменениям на следующем примере:

«Я превратилась в совершенно другого человека — теперь я не так часто ссорюсь со своим мужем. Раньше я часто раздражалась из-за его беспорядка и неопрятности. Сегодня я в состоянии вести с ним аргументированный разговор. Я пытаюсь понять моего мужа. Если он не моется вовремя, я говорю ему, чтобы он это сделал. Теперь я не устраиваю скандалов из-за этого» (26-летняя пациентка, которая раньше страдала головными боля­ми и сексуальными расстройствами).

Актуальные способности — отнюдь не абстрактные понятия. Они проявляются в поведении человека через три фактора его развития: тело, окружающий мир, время.

ЗНАЧИМОСТЬ АКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Вторичные и первичные способности (актуальные способно­сти) приобретаются и проявляются в процессе социализации и являются составной частью личности.

«Когда мне становится известно, что моя дочь получила в школе плохие оценки, у меня появляются боли в сердце и спина покрывается холодным потом» (34-летний отец двоих детей).

Актуальные способности имеют две функции: они являются описательными категориями и дают нам обширный перечень чело­веческих форм поведения; при этом они остаются доступными для понимания. Актуальные способности являются также важными факторами развития личности и социальных отношений. Они усваиваются личностью на различных стадиях ее развития и фор­мируют индивидуальные и общественные установки, системы цен­ностей и мнения.

Дифференциальный анализ не ограничивается общими констатациями — такими, как авторитарный родительский дом, сильная родительская пара, тирания, обожествление, жесткое или мягкое двойственное воспитание; он говорит не только о конфликтах самооценки, комплексе неполноценности или о довольно неопре­деленном. «Сверх-Я». Этот анализ показывает прежде всего кон­кретные содержания внутриличностных и межличностных психи­ческих процессов (актуальные способности).

В психотерапевтической и медицинской литературе — особен­но при описании нарушений поведения, психосоматических рас­стройств, неврозов и психозов — достаточно просто даются ха­рактеристики отдельных актуальных способностей. По. 3. Фрейду (1942), стремление к порядку, бережливость и упрямство являются продуктами «дрессуры» на стадии воспитания опрятности. К. Юнг (1940), Ф. Кюнкель (1962) и В. Франкл (1959) подчеркивают значе­ние веры. Э. Фромм (1971) говорит о надежде. А. Митчерлих (1967) выделяет значение требований и мотивации успешности. Р. Дрей-курс (1962) устанавливает взаимосвязь успеха, престижа и точно­сти с проблемами воспитания. Г. Бах и X. Дейч (1962) указывают на значение открытости отношений (честности) в партнерстве. Э. Эриксон (1966, 1971) создал ступенчатую шкалу добродетелей, которые формируются на отдельных стадиях созревания психиче­ских функций. Такими добродетелями он считает доверие, надеж­ду, волю, целеустремленность и верность — в молодом возрасте, заботливость и мудрость — в зрелом.

Однако систематической взаимосвязи этих содержательных компонентов внимания почти не уделяется.

В медицинской, психологической, педагогической и психоте­рапевтической литературе мы все время встречаем упоминание актуальных способностей как характеристики поведения, тем не менее, все они рассматриваются изолированно. В дифференциаль­ном анализе актуальные способности принято считать системой основополагающих поведенческих категорий.

АКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И КОНФЛИКТЫ

Вторичные и первичные способности полностью проявляются только в том случае, когда они составляют единый комплекс. Если человек придает повышенное значение только той способности, которую он имеет в данный момент, то он бывает так ослеплен ее значимостью, что не замечает других ценностей и способностей.

«Я уважаю только тех людей, которые умеют себя вести. Даже если человек добился в жизни больших успехов, но не обла­дает при этом необходимой вежливостью, то он мне не интере­сен» (53-летняя пациентка, жалующаяся на головные боли и пло­хое кровообращение).

Многие психические и психосоматические расстройства, опи­санные в разделе об актуальных способностях, могут развиваться на основе диссонанса вторичных способностей (можно быть при­лежным, но не стремиться к порядку), первичных способностей (можно испытывать доверие к другим, но не доверять себе) или тех и других способностей. С этой точки зрения, например, детские нарушения поведения, трудности воспитания, проблемы поколе­ний, конфликты между родителями и ребенком, а также конфлик­ты в партнерских отношениях и невротические выходки человека можно интерпретировать как способы реагирования на диссонанс между первичными и вторичными способностями, который возни­кает вследствие неумения их дифференцировать.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

В основе концепции дифференциального анализа лежит пред­ставление о том, что каждый человек — независимо от возраста, пола, расы, класса, типологии, болезни или социальных «отклоне­ний от нормы» — обладает двумя основными способностями: спо­собностью к познанию и способностью к любви.

Способность к познанию. Каждый человек стремится познать законы мира, в котором он живет. Он задает себе многочисленные вопросы. Почему яблоко падает на землю? Почему растет дерево? Почему светит солнце? Почему едет автомобиль? Почему на свете есть болезни и горе?.. Его интересует, что представляет собой он сам, откуда он появился, куда идет. Способность человека зада­вать такие вопросы и искать на них ответы — это и есть способ­ность к познанию. В процессе воспитания она формируется на базе передачи знаний. Способность к познанию разделяется на дополняющие друг друга способности учиться и учить, то есть приобретать опыт и передавать его другим. Из способности к познанию развиваются такие вторичные способности, как пункту­альность, стремление к порядку, опрятность, вежливость, чест­ность и бережливость.

Способность к любви. Развитие способности к познанию свя­зано с успехом или провалом, удовлетворением или неудачей, которую кто-либо терпит. Если ребенок плохо учится в школе, у него скоро проходит желание ее посещать. В этом случае он будет пытаться уклониться от заданий, которые могут закончить­ся неудачей. Эти неудачи в занятиях небезразличны и родителям. И напротив, хорошая успеваемость меняет всю атмосферу в лучшую сторону. Это касается улучшения не только успеваемости в школе, но и вторичных способностей. Установки и реакции на различные области способности к познанию относятся к эмоциональной сфе­ре человека, которую можно назвать выражением способности к любви. При этом большое значение имеют два ее компонента: способность активно ощущать эмоции (любить) и способность признавать и принимать выражения эмоций (быть любимым). Раз­витие способности к любви приводит к таким первичным способ­ностям, как терпение, умение ценить «Я», контактность, доверие, надежность, надежда, вера/религиозность, сомнение, уверенность и целостность.

Носителями вторичных и первичных способностей являются

религии, культуры, далекие предки, родители и культурные ин­станции (школа, общество и социальные учреждения). Актуальные способности зависят, таким образом, от исторических и общест­венных условий, а способности к познанию и любви относятся к сущности каждого человека. Это означает не что иное, как: «Все люди по сути своей — хорошие».

Нарушения поведения не имеют ничего общего с основными способностями: если мы кого-то терпеть не можем, то это объяс­няется тем, что он выглядит не так, как нам бы хотелось, что у него

другой цвет кожи, другое выражение лица и определенные физи­ческие качества, которые нам не нравятся. Если нам кто-то непри­ятен, если мы стараемся держаться от него подальше и злимся на него, то это может быть вызвано тем, что он придерживается другого мнения, чем мы, что он недостаточно вежлив, заставляет себя ждать, ненадежен, а также предъявляет такие требования к нашему поведению, которые нам неудобны и непривычны. Если нам какой-то человек не нравится, причиной того может быть разочарование, которое мы испытываем из-за него, или то, что он нас разочаровал, что у других есть негативный опыт общения с ним, вследствие чего и мы лишили его своего доверия. Но без­образного человека мы не можем ненавидеть за то, что он без­образен, невежливого за то, что он невежлив, и ненадежного за то, что на него нельзя положиться. Некоторые люди, которые кажутся нам уродливыми, в глазах других людей красивы. Кто-то, кого мы считаем невежливым, не научился вежливости в том смыс­ле, в каком мы ее понимаем. Кто-то, кого мы лишили своего доверия, заслуживает нашего доверия в других областях и в дру­гое время. Идеал красоты со временем изменился: церемонии веж­ливости, чрезмерно стилизованные в прежние времена, сегодня уже выглядят неестественными и надуманными.

Решения в воспитании и партнерстве нередко требуют мужест­ва, для того чтобы спуститься с пьедестала и признать: «Я не могу помочь ребенку, подростку или партнеру», вместо того чтобы говорить: «Ему невозможно помочь».

АКТУАЛЬНЫЙ И ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТЫ

Актуальный конфликт характерен для конфликтных ситуаций, которые непосредственно обусловлены актуальными проблемами, такими, как завышенные профессиональные требования, ссоры между супругами, трудности с детьми или родителями, прочие проблемы в межличностных отношениях. С точки зрения содержа­ния актуальная конфликтная ситуации возникает в поведенческих категориях актуальных способностей и может быть описана ими. Ребенок приходит из школы домой, снимает свой ранец и с разма­ху бросает его в угол коридора. Мать видит это из кухни и страш­но сердится. Действительно ли ей нужно сердиться? Разве нельзя было бы отреагировать по-другому? Ее возмущение основывается на том, что по ее мнению порядок важнее всего. Подобная пози­ция, в свою очередь, коренится в сфере основных конфликтов.

Основной конфликт связан с опытом, который человек приоб­рел в течение своей жизни, особенно в детстве. Эти влияния, сформированные в основном в процессе воспитания, проявляются в стойких установках, ожиданиях, готовности к конфликтам и в конфликтных «порогах»: почему мать из нашего примера считает настолько значимым, что сын бросил в угол ранец, что она должна из-за этого сердиться? Ответ надо искать в школьном прошлом самой матери. Можно представить себе такую ситуацию: мать, когда она была ребенком, из-за беспорядка отругали и наказали. Или: матери в детстве не поручалось наводить порядок; теперь она ждет, что за порядком будут следить другие. Этот пример можно распространить и на пунктуальность, аккуратность, вежливость, прилежность и т. д.

Складывающиеся в процессе воспитания предпосылки основ­ного конфликта коротко описываются в аспекте типологии. Впол­не возможен перенос типологии, приводимой ниже, на рассмотре­ние перспектив и риска в воспитании.

Вторичный тип: излишнее акцентирование вторичных способ­ностей при недостаточном развитии первичных способностей.

Вторичные способности при воспитании ставятся на первое место. Воспитатель пытается как можно раньше познакомить ре­бенка с такими социальными требованиями, как стремление к успеху, стремление к порядку, пунктуальность, опрятность, по­слушание, бережливость и многими другими.

«Мне редко разрешалось приглашать к себе других детей. Моя мать всегда говорила, что от них только беспорядок» (26-летний инженер, имеющий трудности контакта, жалобы на боли в сердце).

Стиль воспитания строго регламентирован по времени и наце­лен на послушание со стороны ребенка.

Если ты не будешь делать того, что я тебе говорю, из тебя не получится ничего путного. Бери пример с меня, видишь, чего я добился...

Люди, которые мотивированы в основном вторичными способ­ностями, реагируют, как правило, стереотипно.

Пока я добиваюсь успехов, я чего-то стою. Мне не на кого положиться, только на свои собственные достижения.

Я все могу сделать один.

Мне не нужна помощь других людей.

Надо заставить других работать на себя.

В такой ситуации воспитания справедливость поставлена выше любви. Средствами воспитания служат напоминания, угрозы, ли­шение любви и физическое наказание. В результате может развиться «успешный тип», «объектный тип», который склонен к тому, чтобы рассматривать своего партнера только как предмет для удовлетворения потребностей, «перфекционист», который часто бывает склонен к навязчивым действиям, «навязчивый», а в религиозной сфере придерживается установки на интеллектуаль­ное сопротивление либо подвержен суевериям.

Наивно-первичный тип; чрезмерное акцентирование первич­ных способностей при недостаточном внимании ко вторичным способностям.

Первичные способности играют доминирующую роль в воспи­тании. Лица, занимающиеся воспитанием, пытаются убрать с до­роги все трудности, то есть ребенка освобождают от всех нагру­зок и всей ответственности.

Моя мать убирала все препятствия с моего пути,.. (28-летняя пациентка, испытывающая трудности с засыпанием, страхи и суп­ружеские проблемы).

Характерно, что к ребенку в процессе воспитания не предъяв­ляют высоких требований, он не должен слишком напрягаться.

Дорогой, ты этого не сможешь сделать. Давай я тебе помогу.

На это ребенок может прореагировать следующим образом:

Мне самому этого не сделать.

Другие должны мне помочь.

Если мне никто не поможет, все будет кончено.

В ситуации воспитания, характерной для этого типа реагиро­вания, любовь доминирует над справедливостью. Средствами вос­питания служат угроза лишения любви, различные виды поощре­ния и благодарность.

Развиваются типы «унылый», «скромный», «нарушитель спо­койствия», «наивно-религиозный», «фанатик» и «пассивно ожи­дающий» (в сфере сексуальных отношений и в достижении успе­ха). При этом доминирует позиция пассивного ожидания. Человек ждет, что другие уберут с его пути все трудности, как в свое время это делали родители.

Тип двойственных связей: первичные и вторичные способности непоследовательно акцентируются одним или несколькими лица­ми, воспитывающими ребенка.

Воспитатели или родители неуверены или неединодушны в воспитании ребенка. Они ведут себя противоречиво и ориентиру­ются на тенденции наивно-первичного и вторичного тира реагиро­вания. Их действия по отношению к ребенку непоследовательны.

Мама, ты хочешь, чтобы я играла во дворе. Когда моя одежда и обувь хоть немного пачкаются, ты ругаешься. А как только ты меня отругаешь, ты даешь мне шоколад. Я не знаю, что с тобой происходит... (9-летняя девочка с трудностями концентрации вни­мания и тягой к частому мытью).

Характерные высказывания этого типа:

Я могу все сделать одна... но ты не мог бы мне все-таки помочь?

Я не знаю, чего я хочу: я хочу, но в то же время не хочу.

Когда ты мне помогаешь, это мне неприятно, когда ты пере­стаешь помогать, мне тоже плохо.

Воспитание, как маятник, балансирует между справедли­востью и любовью. Средства воспитания чередуются, часто несмот­ря на тот факт, что они противоречиво воспринимаются ребенком.

Результатом двойственного воспитания являются типы «не­уверенный» и «нерешительный» (гамлетовский тип); «сексуально-разрядочный тип», который любит своего партнера до тех пор, пока у него есть чувство, что тот ему принадлежит; «разрядочный невротик» (временное повышение активности чередуется с внезап­ным ослаблением ее), «вечный искатель» (противоречивое отно­шение к религии).

Следствием различного акцентирования актуальных способно­стей в процессе воспитания являются типичные формы и резуль­таты воспитания. Особенно здесь выделяются вторичный, наивно-первичный и двойственный типы. Этим трем типам соответствуют определенные формы конфликтной готовности, которые, однако, не обязательно приводят к открытым конфликтам.

ТИПЫ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ

Конкретные формы воспитания, которые ответственны за опи­санные типы реагирования, определяются стилями поведения ро­дителей.

В рамках различных возможностей для выполнения опреде­ленной роли в семье встречаются различные типы матерей и отцов, карикатурные в своем крайнем выражении. На практике эти типы часто пересекаются.

Различные типы матерей

 

Профессиональная мать. Эта мать в первую очередь сущест­вует для детей. Она варит, чистит, содержит все в идеальном порядке.

Кукольная мать. Любовь этой матери распространяется только на маленьких детей. Она любит своих детей и занимается ими, пока они малы и беспомощны. Как только дети вырастают, мать лишает их своей близости. Она отстраняется от них.

Мать-жертва. Это мать воспитывает своих детей очень тща­тельно. Она придает большое значение тому, чтобы быть хорошей хозяйкой. Она жертвует своей свободой и своим временем и не думает о самой себе. В своем самопожертвовании она счастлива и пренебрежительно относится к своим собственным интересам.

Позднее развивается потребность в благодарности со стороны детей.

Сверхосторожная мать. Она пытается убрать с пути детей все трудности и опасности. Плохое, опасное она видит буквально во всем и чрезмерно тревожится.

Чужая мать. Эта мать не показывает своим детям, что она их любит. Она консервирует свою любовь. Часто она целует детей потихоньку, когда они спят. Ее стиль воспитания точный и дове­денный до совершенства.

Ходячий книжный шкаф. Эта мать рассматривает воспитание своего ребенка как свой долг. Она воспитывает по плану и по книгам, она сверхточная, но ей не хватает естественной близости и любви.

Ревнивая мать. Когда дети начинают отдаляться от родитель­ского дома и становятся самостоятельными, мать этого типа на­чинает терять спокойствие. Она начинает казаться себе ненужной и упрекает детей в неблагодарности. Для того чтобы сохра­нить свою доминирующую позицию, она продолжает критико­вать своих детей, когда они уже давно выросли. Она контроли­рует одежду, внешний вид, друзей и домашнее хозяйство своих детей.

Мать-подруга. Товарищ своих детей, полная противополож­ность «чужой матери». Она вникает в нужды детей, идентифици­рует себя с ними и не может сказать им «нет». Воспитание она отодвигает «на потом».

Временная мать. Из-за профессиональной активности и других занятий матери воспитание детей оказывается запущенным. Вре­менная мать пытается это компенсировать, когда вечером прихо­дит домой. Она осыпает детей ласками и игрушками.

Как показывает наш опыт, все эти типы матерей, в свою оче­редь, являются результатом различных ситуаций и стилей их соб­ственного воспитания. Так, различные типы матерей можно соот­нести с тремя формам и воспитания, а именно:

■ воспитание с преувеличенным акцентированием вторичных способностей — тип ходячего книжного шкафа, чужая мать;

■ наивно-первичное воспитание — типы профессиональной, кукольной матери, матери-жертвы, сверхосторожной матери;

■ двойственное воспитание — временная мать, ревнивая мать, мать-подруга.

Различные типы отцов

Ангел терпения. Наивный отец отходит от проблем своих де­тей, однако заботится о них и проявляет эмоциональную близость.

Теоретик. Его сильная сторона — слова, дела — не для него. Он воспитывает в духе теории. На неповторимость личности ре­бенка он обращает мало внимания.

Упрямый отец. Его дети должны работать, а не играть. Он хочет, чтобы они чего-то достигли и имели успех. Его воспитание упорно настроено на достижения. Упрямый отец сам решает, что ребенок должен делать, чего он не должен делать, и не оставляет ребенку ни свободы, ни времени для занятий по его выбору.

Диктатор. Он воспитывает не детей, а солдат. Его строгая дисциплина требует беспрекословного послушания; он энергично претворяет в жизнь порядок, старательность и пунктуальность. Он часто в глубине души бывает добрым, но не умеет сочетать в воспитании строгость и мягкость. Отец-диктатор следит за тем, чтобы его приказам следовали точно, однако оставляет детям некоторую свободу действий.

Волшебник. Он предоставляет детям полную свободу и позво­ляет им все, если это удобно ему. Дети смотрят на него, как на товарища по играм, в то время как матери при такой позиции отца приходится очень страдать.

Суверенный. Он обращается с детьми, как со взрослыми. Он их не хвалит и не порицает. Он считает, что может воспитывать детей одним своим присутствием и что исполняет свой долг воспитателя, находясь при детях в роли «безмолвного слуги».

Различные типы отцовства тоже могут быть сведены к трем формам воспитания мальчиков: преувеличенное акцентирование вторичных способностей — «теоретик», «диктатор», «упрямый отец»; наивно-первичное воспитание — «ангел терпения»; двойст­венное воспитание — «волшебник», «суверенный».

Пожалуй, большинство родителей имеют в прошлом двойст­венное воспитание, однако отцы в своей роли больше склонны к преувеличенному акцентированию вторичных способностей.

Переоценка первичных способностей больше характерна, на наш взгляд, для роли матери.

Типы родителей представляют по своей сути абстрактные обобщения общих признаков. Действительность намного разнооб­разнее. Здесь в меньшей степени можно встретить чистые формы, намного больше смешанных форм различных степеней важности.

Существенное отличие названных нами типичных позиций и стилей поведения от большинства из типологий, описанных в пси­хологической литературе, состоит в том, что мы связываем психо­логические типы с условиями их возникновения. Физическая кон­ституция и предрасположенность играют здесь второстепенную роль. Таким образом, каждая форма воспитания, каждая роди­тельская роль не предопределены судьбой, а могут меняться в течение времени.

К описанным выше типам реагирования так же, как и к типам матерей и отцов, относится большинство людей, с которыми мы сталкиваемся в нашей психотерапевтической практике, занимаясь соответствующими расстройствами.

Формы воспитания и их следствия в категориях актуальных способностей можно определить следующим образом.

Наивно-первичный тип: преувеличенное акцентирование пер­вичных способностей при недооценке вторичных способностей.

Вторичный тип: преувеличенное акцентирование вторичных способностей при недооценке первичных способностей

Двойственный тип: первичные и вторичные способности непо­следовательно акцентируются одним или несколькими лицами, осуществляющими воспитание.

Глава II

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...