Неправильные установки, бытующие в воспитании, партнерстве и психотерапии 2 глава
Заниженные требования. «Мать расписывает мне все мои дела — от пользования кухонной техникой до посещения врача — и дает понять, что она обиделась, если я не следую ее советам. Она пытается обращаться со мной так же, как и 25 лет тому назад» (32-летняя женщина). Еще одним примером может послужить следующий случай. Женщина 35 лет, состоящая в разводе, живет со своей матерью. Мать относится к дочери так, как будто та — семилетний ребенок, хотя ее дочь — вполне умственно развитый человек. Мать буквально засыпает ее различными указаниями, к примеру: «Ты уже была в туалете? Иди сюда, возьми мой носовой платок, вытри себе нос! Надень платье в цветочек. Приходи домой не позднее 7 часов. Для чего тебе работать, у нас ведь достаточно денег. Тебе ведь хорошо со мной, зачем нам в доме нужны чужие люди?» Дочь время от времени предпринимает попытки освободиться, например, за счет того, что пытается пойти работать или найти контакт с другими людьми, но все эти попытки блокируются матерью, которая смотрит на них как на «детскую агрессивность» или просто невежливость. Она реагирует на это сердечными приступами («Из-за тебя у меня инфаркт случится»), что опять заставляет дочь уделять повышенное внимание матери и отказаться от попытки самоутверждения. Следует отметить, что и развод дочери произошел по настоянию матери. Завышенные требования. Шестилетний ребенок, который по ошибке пошел в школу на полтора года раньше, отстает в учебе. Педагог-консультант дал в связи с этим заключение о несоответствующем возрасту развитии на основе умственного отставания. Проверка этого заключения показала, что ребенок в рамках своего возраста имеет даже хорошее развитие, а педагог принял во внимание не фактический возраст ребенка, а средний возраст учащихся его класса.
Завышенные требования не обязательно приводят к удалению ребенка с этой ступени. Они с таким же успехом могут выражаться в том, что будут выполняться требования более высокой ступени, результатом чего будет не по возрасту умное поведение. Мой сын — гений. Пятилетнего мальчика, сына студенческой семейной пары, мать которого работает, а отец изучает политические науки, отец должен был сначала ежедневно около 9 часов утра отвозить в детский сад. Но так как отец имел обыкновение допоздна читать, а по утрам хотел отоспаться, он давал ребенку без ведома матери открыто лежащие в доме снотворные, чтобы тот тоже спал до 11 часов. После этого отец, чтобы в какой-то степени возместить пропущенный детский сад, занимался с сыном. Он пытался дать ему технические, политические и философские знания. Ребенок, стараясь еще в большей степени завоевать симпатию отца, усваивал предлагаемый ему материал и вел себя в соответствии с той ролью, в какой его хотел видеть отец. Он был при этом «разумным», сдержанным, мало общался со сверстниками, что в конце концов привело к расстройствам поведения. Непоследовательность. К способностям ребенка предъявляются неравномерные требования. Сначала ему дают задания, которые он в соответствии со своим возрастом не в состоянии выполнить. Как только воспитатель это замечает, он сразу отступает, жалеет ребенка и освобождает его от решения задачи. Завышенные требования, которые вначале имели место, привели ребенка к конфликту самооценки. Затем в результате своего отступления воспитателе дает ему неуместную в данном случае возможность выхода из положения: ребенок будет ждать, что трудные проблемы будут решены без его участия кем-то другим. Из этого следует, что у ребенка не сформируется последовательность поведения при решении проблем и он будет не в состоянии более или менее долгое время заниматься решением одной задачи. «Если у меня какая-то игра не ладилась, моя мать говорила: „Ну и ладно, делай что-нибудь другое!"»
Расстройства и конфликты Завышенные требования; заниженные требования; нетерпение; балансирование между желанием и страхом; повышенные ожидания; разочарования; смирение; эмоциональная зависимость; стремление к самостоятельности; проблемы со сменой видов деятельности. Памятка Осуществлять воспитание в соответствии с развитием человека — это значит удовлетворять его потребности и нужды в зависимости от ступени его развития. Совет психолога Научись давать ребенку то, что ему требуется на той ступени развития, на которой он находится. КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ Молодые люди страдают не столько из-за своих собственных ошибок, сколько из-за мудрости взрослых. Неправильная установка Я не знаю, что я собой представляю. Личность человека и его самопознание развиваются постепенно, в зависимости от способностей и возможностей, которые у него имеются. Во взаимодействии с окружающим миром эти способности продолжают дифференцироваться, то есть человек не остается одним и тем же. Даже если самые характерные его черты почти не подвергаются изменениям, человек сам себе все время кажется новым. Он замечает такие способности и ограничения, о которых он до этого ничего не знал или не хотел знать. Его способности и установки меняются. Ребенок учится развивать свои ощущения, хотя органы чувств у него уже полностью сформированы. Он обучается нормам поведения, его фантазия развивается, разум дифференцируется, первоначальное отношение к матери распространяется на остальных членов семьи и другие социальные группы. Каждой отдельной ступени развития свойственны ее собственные проблемы и конфликты, которые мы называем кризисами развития. Если эти кризисы развития будут переработаны, будут пройдены нами как ступени идентификации, то личность сможет реализоваться в соответствии с уровнем своего развития. В различные периоды человеческой жизни индивид сталкивается сразу со множеством проблем. Переживание этого конфликтного состояния отражается в утверждении «Я не знаю, что я собой представляю». Одним из периодов, наиболее заряженных конфликтами, является период полового созревания. Молодой человек больше уже не ребенок, но пока еще не взрослый. Он сталкивается с переживаниями, которые его глубоко будоражат. На данной ступени развития находят свое выражение проблемы сексуальности. Приобретают значимость и другие вопросы: вопрос о том, кем он будет через некоторое время, какую профессию он хотел бы получить, как ему вести себя по отношению к окружающему миру. Таким образом, молодой человек примеряет к себе множество — отчасти даже противоречивых — ролевых аспектов, которые он должен интегрировать в свой личностный образ. При переходе человека во взрослое состояние с ним связывают определенные ожидания, которые он воспринимает как свои собственные.
Требования к взрослым людям определяются тремя критериями: равноправием, свободой и ответственностью. Равноправие. К молодому человеку, с которым до этого взрослые обращались, как с ребенком, теперь в отдельных случаях относятся, как к равноправному. Он сам требует для себя такого равноправия. Это противоречивое отношение к правам молодого человека приводит к напряженным ситуациям в воспитании. Равноправие в конечном счете означает следующее: человек готов давать и брать, говорить и слушать, подвергаться критике и критиковать, любить и быть любимым. Таким образом, с равноправием связано состояние баланса, которое не дается изначально, а может быть построено лишь в процессе взаимодействия с окружающим миром. Свобода. Внешняя свобода охватывает все личные, экономические и технические возможности, которыми молодой человек до сих пор еще не располагал: он может не ложиться спать так долго, сколько ему хочется; он может встречаться с теми людьми, которые ему интересны; он может покупать себе вещи, не спрашивая разрешения родителей. Об отсутствии внешней свободы говорят следующие примеры. Одна мать рассказывает: «Недавно, когда к нам в гости пришли родители мужа, я впервые после пяти лет семейной жизни отважилась постелить на стол для послеобеденного кофе вместо белой скатерти очень красивую розовую, Разразился скандал».
Одна 17-летняя девушка рассказывает о поведении своего отца: «Я никогда не имела права купить для своей комнаты даже какую-нибудь мелочь, на которую отец не дал заранее разрешения. При этом я уже несколько лет, кроме последнего семестра, с успехом занимаюсь живописью. Одна моя картина даже попала на выставку. Я этим хочу сказать, что, значит, у меня не такой уж плохой вкус. Однажды я повесила над своей кроватью картину Пикассо. Мой отец был этим так оскорблен, что через несколько дней картину пришлось снять». Внутренняя свобода имеет нечто общее с планированием того, как оценивать отдельные области внешней свободы. На основе прежнего опыта человек решает, какую цель он перед собой ставит, в какую сферу он направит свои силы и энергию, чем он будет заниматься. С молодым человеком, которому предоставлена возможность свободы, дело обстоит примерно так же, как с тем, кому вдруг досталось много денег. Если он не знает, как расходовать деньги; если он этому не научился, то они принесут ему мало пользы или даже создадут трудности. Внутренняя свобода является, таким образом, свободой различения. Ответственность. Является противоположностью пассивной терпимости. Можно считать кого-то равноправным и предоставлять ему свободу. Терпимость, которую при этом проявляют, является, однако, признаком индифферентности. Только когда человек почувствует себя ответственным, то есть признает обязывающий характер свободы и равноправия, может быть сформирована активная терпимость. Активная терпимость касается способности идентифицировать себя с другим человеком и наряду с его отдельными способностями признавать неповторимость его личности, то есть принимать его таким, какой он есть. Равноправие, свобода и ответственность — это задачи, которые молодой человек не в состоянии решить за короткий срок. «Через три месяца мне будет 18, тогда я смогу делать все, что захочу». Установленная законом свобода существует для каждого молодого человека, хотят того его родители или нет. Однако то, как он использует эту свободу, зависит от его раннего детства, от родителей и воспитательных учреждений. Если до установленного законом возраста совершеннолетия молодого человека освобождали от всех обязанностей взрослого, то теперь он будет находиться в ситуации, аналогичной той, в какой находится мальчик, который знает только, что вода — это то, чем моют руки, и которого теперь вдруг бросили в море; сможет ли он выплыть, зависит в лучшем случае только от везения. Перед воспитателем встает задача с детства раскрывать возможности развития ребенка, принимая во внимание большинство ожидающих его в будущем проблем.
Три вышеназванных критерия взрослого возраста конкретизируются в отношении человека к самому себе, к партнеру, к окружающим людям, к социальным группам и, наконец, ко всему незнакомому и непознаваемому. В связи с тем, что человек может развиваться не только в одной из этих сфер, но и во всех сферах, возможные односторонности иногда выступают источником нарушений развития. У меня больше нет сил 17-летний юноша страдает апатией, нежеланием работать и расстройствами сна. Он жалуется на то, что не способен сконцентрироваться и что школа является для него невыносимым бременем. Он говорит, что у него нет и никаких сил, чтобы выполнять школьные требования. Изучение его распорядка дня показывает, что всю свою энергию он тратит на общение с подругой (16 лет). Он проводит с ней по 3-4 часа в день, думает о ней по ночам и даже в школе не перестает о ней думать. Поэтому у него не остается энергии ни на себя, ни на родителей, ни на других людей, ни на учебу. Схематически распределение энергии этого юноши на различные сферы его жизни выглядит следующим образом. Следовательно, в этом случае проблема была не в недостатке энергии и не в лени, то есть слабости, а в неравномерном распределении энергии на различные важные сферы для жизни юноши. Важным является то, куда направляется энергия на различных ступенях развития и как человек ею распоряжается. В результате чрезмерного расходования энергии в одних сферах и недостаточного расходования ее в других возникает готовность к конфликтам с окружающим миром. Родители и воспитатели сталкиваются с последствиями такого развития, однако, как правило, не вникают в его причины. Идентичность достигается не за счет ухода в себя, а за счет раскрытое™ для всех областей социального опыта. Расстройства и конфликты Кризис идентичности; неуверенность в себе; неспособность принимать решения; отсутствие собственного стержня; отсутствие внутреннего компаса; страх; бегство в сексуальность; бегство в общение с друзьями, в общества и партии; разочарование; апатичность, вялость; упреки самому себе; депрессия; завышенные требования; заниженные требования. Памятка Перед родителями, воспитателями и другими близкими людьми стоит важная задача — облегчить ребенку, молодому человеку или партнеру в различные периоды развития преодоление кризиса идентичности. Условием для выполнения этой задачи является доверие между обоими «партнерами». На основе доверия можно расширить свое проникновение в проблемы другого человека. Лишь в этом случае у нас есть шанс способствовать процессу развития в различных сферах. Совет психолога Учись отличать недостаток энергии от ее направленности не в то русло. ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ В этот день мы наградим твой взгляд способностью к различению. М охам мед Неправильная установка Прошлое развитие человека не требует никакого другого объяснения, кроме того, что это было развитие животных (3. Фрейд). Утверждение Фрейда о том, что он, несмотря на все свои усилия, не может обнаружить у человека ничего такого, чего бы он не встречал у животных, не основывается на фактах, а отражает представление Фрейда о человеке; представление, которое включает в себя упрямство и презрение: упрямство, выражающееся в несогласии с религиями, которые утверждают, что человек — венец творения, и презрение, связанное с его недостатками. Вопрос о том, действуют ли для человека абсолютно те же закономерности, что и для животного, имеет в меньшей степени теоретическое, а в большей степени — практическое значение. Здесь затрагивается вопрос, в качестве кого следует рассматривать человека, как с ним вследствие этого можно и нужно обращаться и какие возможности развития открыты и, наоборот, закрыты для человека. Таким образом, противопоставление «человек—животное» содержит в себе важные выводы для воспитания, для отношения к человеку вообще и для психотерапии. Чтобы дать характеристику общности между человеком и животным, используем сравнение трех функциональных сфер: тела, окружающего мира и времени. Тело. Рассматривается как принципиальная общность человека и животного. Действительно, анатомия тела человека и животного, а также функционирование их органов обладают принципиальным сходством; это сходство склоняло к мысли о том, чтобы на основании его сделать вывод о тождественности. При этом, однако, сознательно шли на упрощение: чтобы отождествить человека и животное, пренебрегали особенностями и типичными отличиями человека. В отличие от животного человек обладает несравнимо более высокой организацией головного мозга, которая проявляется в его большем размере и более тонкой структуре. Кроме того, человек обладает способностью, которую можно рассматривать как психический противовес дифференцированности мозга. Поясню, о чем идет речь. Животное имеет тело. И человек имеет тело, однако он обладает способностью смотреть на свое тело со стороны. Он может дистанцироваться от своего тела, сделать его предметом своих размышлений. Следовательно, он не только зависит от своего тела, но и сам может оказывать на него влияние. Когда животное заболевает, ему могут оказаться полезными только те способности к самоизлечению, которыми располагает его собственный организм. Такие возможности есть и у человека. Но, кроме того, он может сознательно и активно влиять на свое тело. Используя свои мысли, ожидания, желания, он оказывает влияние на функции тела и на то, как он их ощущает. Примеры этого можно найти в психосоматической и соматопсихической области: голод приводит человека в состояние беспокойства; расстройства функций сердца вызывают у него боязнь за свою жизнь. И наоборот: волнующие мысли повышают частоту пульса и давление крови; тягостные мысли в большинстве случаев связаны с понижением давления крови. Как показывают эти примеры, мысли имеют материальную силу: «Я испытываю то, чего я ожидаю. То, что я думаю, оказывает влияние на мое тело». Окружающий мир. Включает в себя отношение человека к партнеру или к социальным группам, объектам, к животным, растениям и ко всем материальным объектам в мире. Если животное после рождения реагирует инстинктивно и по-другому реагировать не может, у человека во время его обучения социальному поведению остается еще свобода действий. Его способности могут развиваться благодаря окружающему миру. Если расшифровать их с точки зрения содержания, то это, прежде всего, первичные и вторичные способности. Правда, и животное обнаруживает некоторые формы поведения, связанные с чистоплотностью, бережливостью, стремлением к порядку и старательностью. Эти способности, однако, имеют характер инстинкта. Они являются врожденными и изменяются лишь в незначительной степени. Человек как социальное существо принципиально способен иметь отдельные актуальные способности. Однако они развиваются, дополняются и совершенствуются лишь в процессе социализации через опыт научения. Значение первичных и вторичных способностей для социальных отношений показывает принципиальное отличие человека от животного. Для животных инстинктивные механизмы действуют как основа социальной жизни. В то время как для животных правила социального поведения являются врожденными, человеческое общество зависит от того, будут ли люди обучаться социальным правилам и нормам, а потом следовать им или нет. Структура актуальных способностей и их оценка у людей передаются из поколения в поколение, это — содержание традиций. Первичные и вторичные способности представляют собой образцы социализации и тем самым — содержания межличностных коммуникаций и индивидуальных переживаний Время. Человек отличается от животного способностью иметь в своем распоряжении категории «прошлое», «настоящее» и «будущее». Острота, с крторой человек осознает категории времени и умеет ими пользоваться, характеризует его умение справляться с требованиями жизни. Уже для первобытного человека было важно обладать чувством времени, чтобы добиться господства над превосходящими его по физической силе животными. И именно этой способности заранее обдумывать свои будущие потребности, а в настоящем времени опираться на опыт прошлого, чтобы соответствовать требованиям будущего, и обязан человеческий род своему успеху в борьбе за выживание. Эта способность не только обеспечила человеку превосходство над соперниками из мира животных, она дала ему возможность использовать природные богатства для удовлетворения своих потребностей. В отличие от животного человек может сознательно пользоваться собственным опытом, приобретенным на протяжении всей своей жизни, а также опытом людей, живших до него. Он имеет шанс продолжать свое историческое развитие благодаря тому, что опирается на опыт коллективного прошлого. Расстройства и конфликты Кризис идентичности; завышенная самооценка; боязнь неудачи; комплексы неполноценности; потеря целостности; эгоизм; зависимость от друзей и предметов; склонность к грубости и жестокости по отношению к животным; чрезмерная любовь к животным (с большим удовольствием гуляют с собакой, чем с кем-либо из членов семьи); неспособность в кругу семьи проявить или завоевать любовь; «твердые как сталь» личности, готовые идти «по трупам» и в осуществлении своих целей не знающие ни уважения, ни сострадания к другим; неспособность оказывать сопротивление чужим влияниям. Памятка Отождествление человека и животного оправдывает такое поведение человека, которое управляется почти исключительно влечениями и ограничивается инстинктами. Общественные нормы в таком понимании должны были бы иметь характер подавления разрушительных и опасных для общества непосредственных импульсов. Человека же не нужно, как животное, дрессировать. Его влечения нет необходимости подавлять. Задача воспитания заключается в том, чтобы дифференцировать и развивать его способности. Совет психолога Научись различать понятия: жить своим телом и видеть свое тело со стороны. СООТНОШЕНИЕ ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО Грехи отцов я покараю в детях, вплоть до третьего и четвертого колена. Ветхий Завет Неправильная установка Детей не нужно учить стремлению к порядку, оно у них в крови. «Когда я была ребенком, я постоянно слышала, что сбое упрямство я унаследовала от тети Тилли, она так и не смогла найти себе мужа, и со мной будет так же. Мои хорошие качества: спортивная и музыкальная одаренность — у меня на 100 % от бабушки и дедушки. При этом всегда выискивались очень близкие родственники, и это происходило потому, что мы в тот момент были с ними в хороших отношениях. Лишь те качества, которые к нашей семье якобы не подходили, я переняла от плохого общения со своими подругами. Когда вообще не находилось сравнения, тогда считалось, что Господь Бог наказал мною мою мать и отца...» Мы все знаем игру в загадки, в которой нужно ответить на вопрос, на кого больше похож ребенок и от кого он унаследовал ту или иную хорошую или плохую черту характера. Если ребенок чрезмерно ленив или темпераментен или если он проявляет упрямство, лжет, ворует или умеет хорошо себя вести, получает хорошие оценки в школе, аккуратен, то всегда найдется человек — бабушка, тетя или старая знакомая,— который точно знает, от кого это у ребенка. Непроизвольно ребенка воспринимают таким, каким его ожидают видеть. Моя дочь с самого рождения была неаккуратной «Моя двенадцатилетняя дочь с самого рождения была неаккуратной. У меня с ней всегда были трудности. Теперь у нее даже в школе плохо. Ее беспорядок невыносим. Она полная противоположность своему девятилетнему брату. Он с рождения был очень аккуратным. Можно ли с детьми, которые с самого рождения неаккуратны, что-нибудь сделать?» На вопрос, как она себя вела, чтобы справиться с неаккуратностью дочери, мать отвечала: «Я ее ругала, иногда не обходилось и без порки... Моего сына мне вообще не нужно было приучать к порядку, он у него в крови...» (34-летняя мать двоих детей). То, что матери представляется врожденным, на самом деле — результат установок и различных практик воспитания. Различие относительно порядка у сына и дочери здесь нашло простое объяснение: стремление сына к порядку — итог его научения. Он почти регулярно имел возможность наблюдать, как наказывали сестру, когда она не признавала установок матери. Для того чтобы избежать наказания и под действием угрозы лишения любви он на модели своей сестры научился соблюдать тот порядок, которого хотела от него мать. На таких примерах можно доказать, что так называемое врожденное поведение вырабатывается лишь под соответствующим влиянием воспитания и окружающего мира. В другом письме 34-летняя мать двоих детей, бывший муж которой страдал депрессией, сообщает: «Меня постоянно мучил ужасный страх, что болезнь моего мужа перейдет на детей, будет ими унаследована. Особенно мой страх касался нашего старшего сына. Его непредсказуемое поведение и вспышки ярости я связывала с чрезмерными требованиями со стороны моего мужа». Вопрос о том, является ли какая-либо черта характера врожденной или приобретенной, имеет важное значение для многих родителей и воспитателей в решении их проблем. Слово «врожденный» непроизвольно связывается с чем-либо вынужденным, не поддающимся влиянию, не оставляющим никакой надежды. Слово «приобретенный», напротив, говорит о том, что то, что приобретено, можно снова изменить, что окружающий мир оказывает сильное влияние и, следовательно, при расстройствах, которые рассматриваются как приобретенные, всегда есть надежда на выздоровление. Если представление о том, что форма поведения является приобретенной, ставит перед родителями или воспитателями все новые задачи, то оценка поведения как врожденного играет роль заключительного аккорда. Это невозможно изменить «Среди моих родственников я всегда находила какого-нибудь человека, от которого мои дети унаследовали те или иные черты характера. Этим я себя успокаивала и говорила себе всегда, что все это врожденное, иначе говоря, унаследованное» (43-летняя домохозяйка). «Моя мать была очень флегматичной, и я это от нее перенял. Это невозможно изменить, тут ничего нельзя сделать» (15-летний ученик). «Моя дочь такая же, как и ее отец, тут уж ничего не поделаешь» (35-летняя домохозяйка). Идеология генетического фактора здесь приобретает характер рационализации или отговорки. Значение научного исследования наследственности этим утверждением ни в коей мере не ограничивается. При такой аргументации удобно не уделять должного внимания роли воспитания или, если говорить более масштабно, роли среды. Великий могол Акбар, живший около 700 лет тому назад, хотел знать, каков был врожденный язык первых людей. Чтобы узнать это, он велел забрать у родителей определенное количество грудных младенцев и вырастить их так, чтобы они получали только необходимое питание и уход, но чтобы с детьми никто не говорил и никто не проявлял по отношению к ним каких-либо чувств. Результат был потрясающим. Когда детей выпустили, они не говорили ни на каком языке и не были способны ему научиться. Они больше не поддавались воспитанию и были абсолютно необу-чаемы, так что провалилась даже попытка использовать их в армии (Stokvis, 1965). Похожий опыт провел также Фридрих фон Хоенштауфен. Дети, воспитанные без речевого общения и проявления любви, оказались очень слабыми и умерли через относительно короткое время (Mitscherlich, 1967). Такой же результат дал современный эксперимент, проведенный в Похожей форме. Проводилось сравнение трех групп детей, родители которых происходили из приблизительно одинакового социального слоя. В первую группу были включены дети, которые росли в нормальных семейных условиях. Во второй группе находились дети, матери которых были заключены в тюрьмы (мать и дети могли ежедневно проводить вместе по два часа). Дети из сиротских домов представляли третью группу. Удовлетворялись лишь самые насущные потребности детей. Дети последней группы показали самый высокий процент смертности; в большей мере, чем другие, имели впоследствии асоциальное поведение и, кроме того, отличались самыми низкими интеллектуальными показателями среди детей всех групп. Дети, выросшие в нормальных семейных условиях, обладали самым высоким интеллектуальным уровнем и лучшим физическим развитием, были более устойчивы эмоционально (Spitz, 1960; Bowlby, 1952). Все эти эксперименты ясно и однозначно подтверждают тот факт, что развитие человека определяется его воспитанием. Харлоу и Кларк проводили опыты с макаками-резусами; эти животные по своему происхождению ближе всего к человеку. Их развитие во многих отношениях подобно развитию человека до истечения первого года жизни. «Агрессивность макак-резусов в нормальных условиях тормозится как сдерживающими чувствами, так и страхом. Если же этих животных изолировать на ранней ступени их развития, то их сдерживает только их боязнь проявить агрессию. Следствием является так называемое амбивалентное поведение: страх в сочетании с неудержимой жестокостью. В то время как нормальная резус-макака встает на сторону более слабых и очень заботлива к детям, „поврежденные" обезьяны ведут себя, как велосипедисты, которые наверх сгибаются, а вниз давят» (Schmidbauer, 1972). То, что передаваемые детям основы воспитания представляют собой не неизменные и всеобщие нормы, но зависят от конкретных общественных и культурных условий, показывают наблюдения психологов, в частности, М. Мида (1970) и Э. Эриксона (1971). Эриксон подтверждает принципиальные результаты этих исследований своими собственными, которые он проводил среди американских индейцев сиу и юрок. Он уделял особое внимание воспитанию чистоплотности и ритуалам кормления детей в связи со скорее агрессивно-пессимистическим характером индейцев сиу и навязчивой чистоплотностью и стремлением к порядку более мирных индейцев юрок. Эриксон распространяет это сравнение на западные культуры: «Существуют, как мы увидим, культуры, в которых родители игнорируют анальное поведение и предоставляют старшим детям отвести только начавшего ходить ребенка в кусты, так что его желание „сделать свои делишки" постепенно совпадает с желанием имитировать старших». Наша западная цивилизация, напротив, решила серьезнее подойти к делу; насколько серьезнее — зависит от распространения морали среднего класса и Я-идеала механизированного тела. При этом ведь предполагается, что раннее и решительное воспитание чистоплотности не только сделает домашнюю атмосферу «приличнее», но что оно абсолютно необходимо для формирования стремления к порядку и пунктуальности. Так это или не так, мы обсудим далее. Бесспорно, однако, что среди невропатов нашего времени находится тот тип пациента с навязчивыми состояниями, который в большей степени обладает механической пунктуальностью и бережливостью, в том числе и в таких делах, как опорожнение кишечника, чем это желательно для него, а в длительной перспективе также и для общества. В широких кругах нашей культуры воспитание чистоплотности превратилось, очевидно, в самый трудный момент в воспитании ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|