Неправильные установки, бытующие в воспитании, партнерстве и психотерапии 6 глава
Любовь как удовлетворение любопытства. Мы должны признать, что любопытство тоже представляет собой важное для любви обстоятельство. Любовь как дань традиции. Считается, что нужно вести себя так, как другие: «Если я не буду этого делать, го другие не будут меня признавать». Любовь как достижение. Считается, что стремление человека к достижениям должно быть также перенесено на секс и сексуальность. Половые сношения при этом приравниваются к спорту: «Если мужчина или женщина не испытывают оргазма, то все это было бесполезно. Если я только три или четыре раза испытал оргазм, значит, я в плохой форме. Если я так преуспеваю в своей профессии, почему же я не должен преуспевать и в сексе?» Любовь как соперничество. Подобно ситуации с любовью как достижением и здесь на первый план выходит сравнение: «Если бы я сразу не пошла с ним в постель, он бы наверняка тут же стал искать другую подружку». Любовь как стремление к собственности. Половые сношения охотно используются как повод для того, чтобы привязать к себе партнера; эта тенденция нередко связывается с беременностью: «Так как он со мной переспая, он принадлежит мне. Раз у меня от него ребенок, он обязан быть со мной», В подобных ситуациях женщина часто дает партнеру обещание принять меры предосторожности или утверждает, что принимает противозачаточные средства, хотя на самом деле этого не делает. Любовь как обязанность поколений. Считается, что в определенном возрасте нужно завести семью и родить ребенка. Часто при этом движущей силой являются родители. Они хотят, чтобы их дети сделали хорошую партию, и хотят побаловать внуков. Такие люди устраивают свадьбы, на которые приглашают несколько сотен человек.
Любовь из вежливости. На одного молодого человека, который, закончив учебу в вузе, вернулся в Персию, прямо-таки накинулись все его родственники: у каждой тети была для него своя невеста. Его любимая тетушка, которая к тому же сделала его своим наследником, предложила познакомить его с девушкой, обратившись к нему при этом с теплыми словами: «Я думаю только о твоем счастье!» И добавила, что она все эти годы так о нем заботилась. Теперь она нашла для него прелестную невесту, которую она знает как приличную, аккуратную и верную женщину, прекрасную хозяйку. Только на ней и ни на ком другом он должен жениться. Молодой человек не посмел сказать «нет», в конце концов, ведь она его тетя и столько для него сделала. С любовью из вежливости близка и любовь из благодарности. Одна пациентка рассказала мне, что она, будучи молодой девушкой, легла в постель с мужчиной, потому что он помог ей найти работу. Другая девушка вышла замуж за человека, который помог ее родителям деньгами. Любовь как самоутверждение. Иногда люди соглашаются на сексуальные отношения для того, чтобы подняться в своих собственных глазах. В данном случае на переднем плане оказывается не отношение к партнеру, а подтверждение самооценки. Сексуальный контакт как логическое завершение. Примером этого является ситуация с одной парой, которая только обменивалась нежностями. Хотя потребность в сексуальных контактах не была для них первостепенной, они все больше думали о них, потому что, как они считали, отношения должны развиваться именно таким образом и что же подумает партнер, если один из них будет уклоняться от этого, казалось бы, необходимого финала? Похоже обстоит дело и в том случае, когда кто-либо идет на флирт и думает при этом, что партнер ожидает, что этот флирт в конце концов должен закончиться сексуальным контактом. В этом случае без такого контакта расположение партнеров к друг другу мало что значит. Одна пациентка жаловалась мне: «Всегда, когда мой муж со мной нежен, или когда я проявляю к нему нежность, когда я сижу у него на коленях, он ждет, что я пойду с ним в постель. Теперь я даже боюсь вообще прикоснуться к нему или проявить симпатию».
Любовь из деловых соображений. Мужчина женится на женщине, поскольку ожидает от нее, что она обеспечит ему налоговые льготы, потому что она благодаря своему внешнему виду и своим манерам будет способствовать его успеху. Одна пациентка рассказывает: «Для моего мужа я просто вывеска. Он повсюду берет меня с собой, и я получаю право его представлять. Дома он со мной совсем не такой, как на людях». Нередко можно наблюдать такое развитие событий: когда создана фирма, муж теряет заинтересованность в своей жене и начинает искать себе другую партнершу. Подобное может происходить и со стороны женщины: женщина, которая долгие годы была верной и заботливой женой, по завершении своей учебы неожиданно начинает испытывать потребность в свободе и хочет получить развод, после того как муж оплатил ее образование. Любовь как освобождение. Этот феномен особенно часто наблюдается в молодом возрасте. Чтобы избавиться от опеки родителей, девушка срочно начинает искать себе партнера, как правило, первого встречного. На сексуальные отношения она идет для подтверждения освобождения от родителей или из духа противоречия. Любовь как защита. Иногда партнера любят, потому что настроены с ним как бы на одну волну. У него такие же интересы, такие же установки и черты характера: «Мы так подходим друг другу, потому что оба знаем, к^к важен порядок». Таким образом люди защищают себя от возможных неприятных обстоятельств. Выбирая партнера, предпочитающего такие же качества, как и мы сами, мы оберегаем себя от конфронтации, которые могли бы заставить нас усомниться в собственной позиции. Любовь как компенсация. Человек выбирает себе партнера, обладающего такими качествами, которых у него самого нет: «Я сама человек очень скромный. Я всегда удивлялась моему мужу, как уверенно он ведет себя с другими людьми и как его любят». Чтобы компенсировать отдельные дефициты в комплекте своих способностей, выбирают партнера, который как раз и обеспечивает создание такого противовеса. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Слепой ищет хромого. Один не видит, но может ходить, другой не может хорошо ходить, но может видеть. Вместе они дополняют друг друга. Такой аспект выбора действительно содержит в себе для многих людей большой шанс, но к недоразумению он приводит в том случае, когда человек сам не имеет ясного представления о том, какие у него сильные стороны, и ищет себе партнера в функции противовеса из стремления к удобству: «О том, что мой партнер принесет с собой в брак, мне самой уже не нужно будет беспокоиться». Так, женщина вышла бы замуж за такого мужчину, который благодаря своим успехам и роли защитника мог бы поддержать ее, несамостоятельную и по-детски зависимую. Другой мужчина женился бы на такой женщине, которая помогла бы ему справляться с кухней и домашним хозяйством.
Любовь как вторая попытка. Партнерские отношения выбираются кем-либо с той точки зрения, что партнер не должен обладать качествами, которые с течением времени смогут стать для него угнетающим примером: «У нас никто никогда ни в чем не выделялся. Мой муж тоже не гений». Партнерство в большинстве случаев требует немалого труда, а именно проникновения в мысли, интересы и особенности человека, с которым живешь. От этой задачи легче всего уклониться в том случае, если партнер ни в одной области не превосходит твоего собственного уровня. Это позволяет сказать себе самому следующее: «Я немного превосхожу его». Любовь, как мы уже могли видеть на других примерах, не является одномерным переживанием. В нее вовлечены не только двое партнеров. Содержанием феномена любви является отношение к самому себе, к окружающим людям и к социальным группам, а также отношение к религиозной сфере. На этом фоне можно понять такие явления, как эгоцентризм, депрессивная зависимость от партнера, гиперактивная общительность и, наконец, религиозный экстаз. Несмотря на эту многослойность, отношениям между партнерами здесь придается особая значимость.
Одной из причин расстройства этих отношений чаще всего бывает пример родителей. Родители являются примером и в том случае, когда они не понимают друг друга, когда между ними существует дисгармония. На их примере ребенок учится, как относиться к своему партнеру, как вести себя с женщиной, за что ценить мужчину. В своей психотерапевтической практике мы нередко сталкиваемся с тем, что трудности брака, достаточно часто связанные с фригидностью и депрессией, имеют своим истоком то, что отец пациентки — будучи воплощением мужчины — несправедливо обращался с матерью. И напротив, то ожидание, которое мужчина еще ребенком сформировал в отношении матери, он переносит на других женщин. Но так как другие женщины никогда не бывают такими, как его мать, легко возникают конфликты. Как только моя мать могла выйти замуж за моего отца? «Моя мать не обладала ни способностью любить, ни способностью быть любимой; она вообще всегда отталкивала мужнин из-за их сексуальных притязаний. В моем отце не было почти ничего, чего бы моя мать не критиковала. Я никогда не могла понять, как моя мать могла выйти замуж за моего отца. Раньше я часто предлагала ей все-таки развестись с моим отцом. Но материальные блага и ее гордость перед родственниками и знакомыми останавливали ее» (30-летняя секретарша). Старый развратник «Моя мать критиковала моего отчима главным образом за то, что он слишком толстый и неаккуратный и что от него сильно пахнет табаком. Каждую попытку сближения, будь то поцелуй или другое проявление нежности, она в лучшем случае пассивно принимала. Если же ему все-таки когда-нибудь удавалось ее поцеловать, то она называла это свинством и с отвращением вытирала рот. При тех стесненных условиях, в которых мы жили, не обходилось без того, что я и ночью иногда замечала, что если она и подпускала его к себе, то только всячески демонстрируя нежелание. Она называла его старым развратником, у которого в голове одно только свинство. И ее сестру, как она говорила, он угробил тем, что ему всегда было мало. Целыми днями она проклинает всех мужчин, говоря, что всем им от женщин только одно нужно, даже когда женщина больна. Даже если женщина будет умирать, мужчина все равно будет думать только о себе и полезет к ней в постель» (29-летняя домохозяйка). Невроз мы определяем как нарушенное отношение к действительности и тем самым как нарушение единства. Конфликт превращается в стойкое психическое расстройство. Мой муж — самый примитивный человек
«Я, например, придаю большое значение вежливости. Когда мой муж выходит за рамки приличия или дома употребляет грубые слова, тогда он для меня становится самым примитивным человеком. Тогда я думаю: за кого же я вышла замуж! Потом мне требуется время, чтобы забыть о случившемся». Я просто выхожу из себя «Когда моя дочь не убирает в комнате, я просто выхожу из себя. Я как бы замыкаюсь на этом беспорядке, не вижу больше ничего другого и не могу разумно реагировать». Непривычные проявления актуальных способностей других людей могут обеспокоить индивида; он оказывается вынужденным разбираться с чужими актуальными способностями и ставит под вопрос свою самооценку: «Существует ли другая установка, кроме той, которая есть у меня, за которую меня наказывали или хвалили, которая прежде приносила мне успех?» Каждого человека можно рассматривать как систему, в которой различные элементы и компоненты находятся в определенном функциональном отношении друг с другом. Если один компонент или функциональное отношение нарушаются, то это затрагивает всю систему. Тягу к единству мы замечаем также при защите, выздоровлении и регенерации. Такая тенденция обнаруживается на всех уровнях бытия; она имеет удивительные примеры и в животном мире: дождевой червь пять раз регенерирует отрезанную у него голову, а некоторые виды саранчи, потеряв один член своего тела, снова его образовывали и одновременно с этой регенерацией форсированно росли. Единство предполагает тенденцию организмов к самосохранению. Чувство голода указывает на недостаток питательных веществ, на него реагирует также и психика человека. Включается поведение поиска, которое закончится только тогда, когда питание будет найдено, когда будет устранено состояние дефицита и благодаря этому возникнет чувство удовлетворения потребности. Принимая во внимание психическую сторону, мы в состоянии понять, почему как пережитое, так и не пережитое может привести к психическим и психосоматическим расстройствам. Пережитое содержит в себе конфронтацию человека с опреде-ленными нормами поведения, которые его партнеру представляются особенно важными. Так, например, чрезвычайное значение может придаваться прилежанию ребенка; его загружают заданиями, так что он постоянно занят. Однако одновременно с этим ограничивается развитие способностей к фантазии и игре, что лишает его необходимого для его возраста источника переживаний. В данном случае непережитое может превратиться в конфликтный потенциал, в других случаях пережитое само по себе тоже может быть заряжено конфликтом. Сюда относятся различные травмирующие переживания, связанные с издевательством или сексуальным насилием, несчастным случаем и т. п. С другой стороны, существуют переживания, которые возникают отнюдь не внезапно: это — одностороннее лишение любви, скопление определенных переживаний при порицаниях при неудачах, беспорядке, невежливости, нечестности, неточности. Следовательно, конфликты возникают не как соответствующие развитию проявления необходимости, а как следствие конфронтации собственных актуальных способностей с требованиями окружающего мира. Конфликтную ситуацию можно рассматривать статически: человек не соглашается с нормами своего партнера, его актуальные способности не соответствуют актуальным способностям партнера. Однако более уместен динамический способ рассмотрения, при котором оба образца норм воспринимаются в качестве переменных: изменяться может не только поведение ребенка в рамках ситуации воспитания, но и поведение родителей или воспитателей. Как же мы понимаем неприятное ощущение, которое возникает, когда наши собственные поведенческие нормы неожиданно вступают в конфронтацию с непривычными образцами поведения других людей? Мать, которая придает большое значение аккуратности, борется с неряшливостью своего ребенка, не признающего ее требований. У нее есть различные возможности реагировать. Она может, например, попытаться утвердить свое понятие чистоты всеми возможными средствами, но при этом рискует или потерять абсолютное послушание ребенка, так как ограничивает его личную свободу, или развить у него чувство противоречия, которое сужает базу доверия. Но разногласия можно рассматривать и как шанс. Мать внимательно анализирует свои собственные формы поведения и поведение ребенка и приходит к выводу, что хотя она сама очень ценит чистоту, однако не обладает достаточным терпением. Точнее говоря, с одной стороны, ребенок создает для матери внутреннее беспокойство, волнения и неуверенность, с другой стороны, эта их конфронтация дает возможность распознать потерю единства, в результате чего можно попытаться это единство восстановить. Благодаря тому что мать улучшит свою собственную способность к дифференциации, она сможет другими глазами взглянуть на конфликт с ребенком и отнестись к этому конфликту более правильно. Один партнер создает другому конфликты, трудности, проблемы и кризисы. Одновременно он дает ему шанс сильнее развить свою собственную индивидуальность и найти свои собственные решения конфликтов. Конфронтация сохраняет свое действие во многих других областях человеческих отношений: в отношение детей к родителям, отношения родителей друг с другом, отношение к родителям партнера, отношение к окружающим людям. Видеть в горе только горе, а в конфликте только угрозу — это и есть неправильная установка, которая в воспитании может повлечь за собой непредвиденные последствия. Расстройства и конфликты Бегство в одиночество; бегство в активность; бегство в болезнь; слабость дифференциации; односторонние критерии для партнерских отношений; абсолютизация представлений и мировоззрений; сектантство. Памятка Болезни и расстройства, если понимать их как потерю единства, являются не бессмысленными, а имеют свой смысл в том, чтобы снова восстановить единство личности, иначе говоря, развить ее дальше. Совет психолога Учись отличать кризис как опасность от кризиса как шанса на продолжение развития. ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ Неправильная установка Я всегда прихожу в ярость, когда ночью ребенок будит нас своим громким криком. Я понять не могу такой медлительности «Я испытываю раздражение с самого утра, когда я, придя в детскую комнату, говорю моей дочери: „Доброе утро!", а она мне не отвечает. Я ей уже объясняла, что она ведет себя неправильно. Вместо того чтобы мыться, она просто стоит в ванне и играет в воде или танцует и наблюдает за каждым моим движением, когда я что-то делаю на кухне. Я ей постоянно твержу, чтобы она поторопилась. Если это не помогает, то я говорю, что побью ее. Я понять не могу такой медлительности. Если она наконец, со скоростью черепахи, начинает одеваться, то потом такая же история повторяется с завтраком. Она жует и жует и смотрит в одну точку, не проглатывая пищу. И когда она кончит завтракать, то начнет баловаться и болтать без умолку. В те часы, когда она находится в детском саду, я бываю бесконечно счастлива. Когда она горланит песни в своей комнате, я иду к ней и прошу ее вести себя тихо, потому что Маркус или папа спят. Она мне послушно говорит „да", но как только я закрою за собой дверь, продолжает вести себя по-старому. Тогда я все это воспринимаю как чистой воды провокацию. Я могла бы привести еще много таких примеров, в которых, по сути, действительно речь идет о мелочах, но эти мелочи с утра до вечера создают между мною и дочерью напряженную атмосферу. Дело дошло уже до того, что каждый раз, когда я с ней говорю, муж сразу включается и спрашивает, что случилось» (32-летняя мать двоих детей). Для многих родителей ситуация с воспитанием превращается в поле боя с волнениями, провокациями, разочарованиями, неуверенностью, моментами, когда они теряют мужество и надежду. Они беспомощны перед поведением ребенка и не могут себе представить, как такое поведение вообще могло возникнуть. Они апеллируют к доброй воле ребенка: «Веди себя прилично, будь аккуратным, будь любезен, не мешай все время» и т. д. и очень удивляются, когда эти призывы не дают никаких результатов. Они могут объяснить себе это только злой волей ребенка. На самом деле неправильное поведение ребенка объясняется не доброй или злой волей, а представляет собой расстройство, на которое и сам ребенок при всем желании не в состоянии повлиять. В нашем обществе у многих людей принято даже при незначительных физических расстройствах обращаться к врачу. Если у ребенка болит живот или голова, повысилась температура, мы относимся к нему с большим вниманием. В то же время ребенок, который плохо учится в школе, проявляет непонятные упрямство, дерзость и неаккуратность и не поддерживает личную чистоту, наталкивается в первую очередь на недовольство и раздражение родителей. Физическое заболевание считается в определенной степени экстерриториальной областью, в которой требования социализации не действуют в полном объеме, а вот расстройство поведения вызывает у родителей обостренную реакцию. Абсолютно автоматически здесь вступают в силу такие средства воспитания, как различные виды наказания. Однако воспитатель не отдает себе отчета в том, что необычное поведение ребенка имеет особый характер. Автоматизм «расстройство поведения—наказание», вытекающий из того заблуждения, будто все зависит только от воли, оставляет вне поля зрения другие возможности. В духе судебного решения, которое ориентируется только на поступок, воспитатели выносят суждение о неправильных формах поведения, не вникая в динамические условия, при которых они возникают. В приведенном выше примере за неаккуратностью, невежливостью и непослушанием ребенка стоял целый комплекс условий. Несколько факторов играли важную роль в динамике взаимоотношений внутри семьи. Девочка была приемной дочерью, которой казалось, что приемная мать ее не признает. Мать еще до замужества узнала, что у нее самой не может быть детей, и поэтому придавала большое значение тому, чтобы выйти замуж за мужчину с ребенком. Два года спустя она — вопреки вердикту врачей — забеременела. После родов она стала заниматься почти исключительно собственным ребенком, а приемную дочь стала рассматривать как неизбежное зло. В такой ситуации появились многочисленные расстройства поведения девочки, и все они имели своим содержанием определенный призыв («Займись же мною!»), иначе говоря, были проникнуты чувством отчаяния. Расстройства поведения ребенка были непонятны матери, и их отношения все больше обострялись. Мать в каждом случае реагировала спонтанно, ругала и наказывала дочь, что той воспринималось как определенная форма внимания, так как даже такое внимание было для девочки лучше, чем постоянное игнорирование. От ребенка с расстройствами поведения обычно ожидают, что он может поступать и по-другому и к тому же понять это сразу: «Он ведь должен сам об этом догадаться». Мы сами знаем, как иногда бывает нелегко решить проблемы между взрослыми. Насколько же труднее ребенку рассказать о своих проблемах и встретить понимание. В таких случаях воспитатель должен спросить о причинах не для того, чтобы простить ребенка, а для того, чтобы понять. Часто поведенческое расстройство у ребенка является не расстройством характера, а только реакцией на окружающий мир: «Нормально, когда в аномальной ситуации реагируют аномально». Физически больной человек по сравнению с невротичным человеком, имеющим расстройства поведения и реагирующим не в соответствии с нормой, имеет еще одно преимущество: состояние первого понимают и знают, к кому следует обратиться. Расстройство поведения, напротив, несет на себе пятно чего-то неприличного, предосудительного, того, чего не должно быть. Оно требует, как считают, наказания и вызывает у большинства людей чувство, что этот человек — странный, асоциальный или душевнобольной. По этой причине многие люди опасаются визита к психотерапевту, представляя его себе как врача для идиотов, оснащенного такими атрибутами, как смирительная рубашка и резиновая дубинка. Расстройства и конфликты Завышенные требования; заниженные требования; ревность; зависть; неприятие; разочарование; переживания, связанные с неудачей; агрессивность; стремление обратить на себя внимание; упреки самому себе; беспомощность; отчаяние; плохое настроение. Памятка Плохих людей не существует. По крайней мере, они не могут быть плохими, потому что не могли этому научиться. Да, некоторых людей нужно постоянно воспитывать, хотя этот путь намного утомительнее, чем простая констатация факта, что они плохие, глупые, злые и испорченные. Даже если человек с расстройствами поведения не является больным в понимании классической медицины, он все же не преступник, которому нужно вынести окончательный приговор. Ему требуется такое же понимание, с каким относятся к больным людям. Совет психолога Учись различать нормальные и аномальные ситуации. ВЕРА, РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ Ничто не мешает нам идентифицировать мировой порядок с наукой о природе, а Бога с религией. Планк Неправильная установка Когда я представляю себе Бога, я всегда вижу своего отца. В новейшей истории, пожалуй, никогда не было такого периода, когда бы ученые — физики, химики, медики, социологи, психологи и антропологи — имели позитивное мнение о значении религии в обществе. Но точно так же никогда не было и такого периода, когда бы теологи осознанно или неосознанно пытались дискредитировать религию и обвинить ее в бессмысленности. Как интересный феномен нашего времени можно рассматривать тот факт, что многие люди больше ни в чем не видят смысла. Вместо когда-то актуального вопроса «Откуда это появилось?» мы слышим вопрос «Для чего это нужно?», который сопровождает теперь многие жизненные ситуации. В психотерапевтической практике эта проблема находит свое отражение в вопросе о смысле или бесполезности религии. Оказалось, что слово «религия» связано со многими недоразумениями. Понятия «религия» и «вера» приводят к эмоциональному сопротивлению и интеллектуальному неприятию. Сегодня либо вообще не говорят о религии, либо только критикуют ее. Этот феномен наблюдается и в психотерапии. Если раньше табу распространялось на секс и сексуальность, то сегодня — на религию. При этом в связи с целым рядом психических расстройств обнаруживаются именно такие конфликты, которые касаются религии в самом широком смысле слова. В зависимости от отношения к религии можно выделить следующие три типа людей, склонных к психическим расстройствам. Крайне религиозный тип Такой человек идентифицирует себя с выученными религиозными нормами, описаниями вероисповеданий и догмами настолько, что испытывает страх перед любыми новшествами и изменениями. Он реагирует агрессивно; защищается тем, что сам нападает или замыкается в себе, чтобы уйти с пути искушения, которого он боится. Поскольку вера часто заменяет людям знания, такой человек многое утверждает, но знает очень мало. Такие люди оказываются в трагической ситуации, потому что они всегда уклоняются от того, чтобы определенная ситуация заставила их вступить в конфронтацию с фактом, доказывающим, что они подвержены предубеждению. Мне требуется торжественность свечей «Мое отношение к религии выражается, например, в том, что в Рождество я со своей семьей хожу в церковь, потому что мне требуется торжественность свечей, чтобы почувствовать рождественское настроение. Мое сердце тогда смягчается, и я снова могу серьезно молиться» (29-летняя секретарша). Настоящее дитя Божье «Я и сегодня еще хорошо помню, как моя набожная тетя строго внушала мне, что я и на фотографии по случаю первого святого причастия не должна смеяться. Она говорила, что это было бы тщеславно и высокомерно. Настоящее дитя Божье должно испытывать только внутреннюю радость. Так она мне объясняла. Мне и в самом деле нелегко давалось быть набожным и послушным ребенком» (30-летняя переводчица). Бунтарский тип Такой человек понял, что действующие религиозные нормы не соответствуют требованиям времени. Поскольку такие нормы действуют на индивида подавляюще, то представители бунтарского типа склонны к тому, чтобы отвергать эти нормы. Они нередко делают второй шаг, не сделав первого. В зависимости от личностных свойств каждого отдельного человека этого типа способ его реагирования проявляется или в форме интеллектуального сопротивления, или в социальных экстремальных формах манипулирования «чужими» людьми, или в форме пассивного манипулирования самим собой. К последней поведенческой форме относится потребление наркотиков, а ко второй — насильственные действия. Религия — это дело стариков «Религия — это дело стариков и тех людей, которым в нашем бремени нечего делать. Кто держится за соломинку религии, все равно тонет. С религиозной верой дело обстоит так же, как с прыжком вниз головой в бассейн, когда не знают, есть там вода или нет. Кто хочет сломать себе череп, тот может это делать; я не хочу. Мы сами создаем себе рай и ад на Земле, а для Бога нет никакого другого места, кроме как в темных мозгах религиозных фанатиков. Религия затушевывает действительные социальные проблемы и удерживает людей от того, что нужно делать» (28-летний студент-социолог). Индифферентный тип Такой человек характеризуется сдвигом ответственности. С одной стороны, у него есть желание изменить отжившие и нуждающиеся в улучшении религиозные понятия; но, с другой стороны, он не может освободиться от некоторых религиозных догм, к которым его приучили. К этому типу относятся в основном люди которые хотя и открыты по отношению к новшествам в религии, но которым, однако, не хватает последовательности. Если они когда-либо выбрали себе какое-то направление, они придерживаются его. Свои установки они меняют в меньшей степени в связи с объективной необходимостью, а больше под влиянием авторитета социального окружения. Так, достаточно кому-либо сказать: «Как вы можете заставлять своих родителей изменить их первоначальную религию?», и их мнение сразу начнет меняться. Характерным для индифферентного типа является слабое различение существенного и несущественного в религии: ошибки отдельных приверженцев какой-либо религии он принимает за несовершенство самой религии. Религия для него — привитый человеку воспитанием долг, с которым он себя не идентифицирует. Пусть религиозные люди будут этим счастливы «Уважение к религии мне однозначно отбили люди, потому что религиозных людей просто не выношу. Я считаю, что они слишком лицемерят. Меня очень раздражает, когда они только делают вид чего-то, и это ясно видно, что это у них только на словах, а не в жизни. От церкви меня отвращают люди, которые хотят ее олицетворять. Но пусть они будут этим счастливы, а мне это не нужно. С религией я сам разберусь и приду к нужным результатам» (35-летний служащий). По всей видимости, неправильная установка на отношение к религии объясняется неумением провести различие между верой, религией и церковью. Вера. По сути дела, религиозная вера означает отношение человека к незнакомому и непознаваемому. В связи с тем что Творец (Бог, Аллах, Иегова, первозданное существо или первозданная энергия) непознаваем, нужна вера, чтобы вступать с ним в отношения. Вера — это одна из способностей человека. Религия. В связи с тем что человек обладает особой позицией по отношению к неизвестному, он издавна обращался к создателям религий и основателям мировоззрений. Религия как выходящая за рамки индивидуального вера является культурным феноменом и тесно связана с развитием истории. То, в какой форме открывается религиозная истина веры, зависит от конкретного уровня развития, от потребностей и понимания людей в определенной исторической ситуации. Выбор религии, к которой примкнет человек, в большинстве случаев зависит от воспитателей и от действующих в его среде традиций воспитания. Ребенок верит в то содержание, которое ему преподносят.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|