Неправильные установки, бытующие в воспитании, партнерстве и психотерапии 1 глава
ВОРОНА И ПАВЛИН (из П. Этессами) В дворцовом парке на ветвях апельсинового дерева сидела ворона. По ухоженному газону гордо прохаживался павлин. Ворона каркнула: «Как только можно разрешать такой странной птице входить в этот парк? Она шагает с такой надменностью, как будто это сам султан, а ведь у нее ужасно безобразные ноги. А ее перья, какой жуткий синий цвет! Такой цвет я бы ни за что не стала носить. А свой хвост она тащит за собой, как будто она лиса». Ворона выжидающе замолчала. Павлин несколько мгновений вообще ничего не отвечал, потом заговорил с грустной улыбкой: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То плохое, что ты обо мне говоришь, основывается на неверном толковании. Ты говоришь, что я надменный, по той причине, что я держу голову прямо и при этом мое оперение топорщится. На самом деле я нисколько не надменен. Я знаю, что мои ноги в кожаных складках. Именно это доставляет мне столько горя, что я держу мою голову высоко, чтобы не видеть мои ноги. Ты это неправильно объясняешь как надменность. Ты видишь только мою безобразность, а на красоту ты закрываешь глаза. Ты никогда не задумывалась, почему люди восхищаются тем, что ты называешь во мне безобразным? Почему ты не видишь меня таким, какой я есть?» Партнера и стиль его поведения мы не воспринимаем объективно; более того, восприятие одного и того же объекта у всех людей разное и зависит от их опыта, от глубины эмоциональных отношений и ожиданий, которые связываются с партнером. Последствием такой субъективности в восприятии партнера оказываются псевдоистины, которые лишь с трудом признаются таковыми. И все же довольно часто возникают смутные догадки относительно истинности того или иного толкования. Мы задаем себе
многочисленные вопросы: Я правильно понял(а) моего партнера? Я понятно выразился(ласъ)? Почему партнер не смог меня правильно понять? Как дело дошло до конфликта? Разве от меня убудет, если я признаю, что эта истина не верна? В случае, если мой партнер постарается меня понять, буду ли и я в состоянии сделать это? Ниже мы постараемся показать типичные недоразумения, которые вновь и вновь возникают в отношениях между людьми. Под рубрикой «Памятка» мы будем обобщать рассмотренную псевдоистину; кроме того, существенные различительные признаки будут в общем виде приведены в формуле, которой мы дали название «Психологическая помощь». В конфликтных случаях она должна будет напомнить: Я не должен поступать так, как я поступаю, я могу действовать и по-другому. ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ Если бы все родители были правильно воспитаны, то рождались бы только хорошо воспитанные дети. Гете Неправильная установка Если ты что-то имеешь, значит, ты что-то собой представляешь. «С детства меня ориентировали на достижение успеха. Мои родители, насколько я помню, всегда следили за тем, чтобы я был прилежен, и с детства засыпали меня заданиями. До того как я пошел в школу, я уже умел писать и читать, и я каждый день получал от родителей домашние задания. Мать следила за тем, чтобы я писал каллиграфическим почерком. Если что-то у меня получалось неправильно, она часами со мной не разговаривала. Хотя я всегда был одним из лучших учеников, школу я не любил, но никогда не должен был это показывать. В своей профессии я как юрист многого добился. Работа мне даже нравится, но мне трудно устанавливать контакты с другими людьми. Со своими детьми я тоже не могу найти взаимопонимания. Свободное время для меня всегда мученье... Но я достиг своей цели. Для моих родителей и для меня очень важно, что я получил высшее образование...»
Эти высказывания 42-летнего адвоката, защитившего диссертацию, дают представление о более чем однобоком воспитании: ориентация на успех считается целью, которой должен руководствоваться каждый человек современного общества. То, что в примере с адвокатом проявляется как гипертрофированное прилежание, обнаруживается в большом количестве семей относительно других вторичных способностей, таких, как, например, стремление к порядку, опрятность, пунктуальность, вежливость. Всем этим вторичным способностям человек в свое время был обучен, аналогично тому, что почти каждый прошел определенные этапы при изучении анатомии, физиологии или физики. Однако любви к самому себе или к своему партнеру невозможно научиться таким же образом. Это — результат развития личности с самого раннего детства, сформированный в процессе взаимоотношений с родителями и другими окружающими людьми. В то время как знание наук и социальных норм — это результат обучения, переживание эмоциональных отношений связано с процессом формирования характера. Хотя вопрос о цели воспитания можно задать сознательно и сознательно на него ответить, все-таки в большинстве случаев он решается бессознательно. Ребенка воспитывают исходя из собственного жизненного опыта, не отдавая себе при этом отчета в том, соответствует ли это воспитание способностям ребенка. Мои родители никогда не приходили к единому мнению в вопросах воспитания «Мои родители никогда не соглашались друг с другом, воспитывая своих детей. Их представления о воспитании были резко противоположными. Для моей матери главным был девиз: „Свобода превыше всего"',— хотя иногда она все же переживала, сталкиваясь с детским непослушанием. Но последовательно она в нас никогда ничего не воспитывала. В отношении нравственности, правда, она, как мне всегда казалось, контролировала нас, несмотря на никогда не устанавливаемые границы. Для моего отца главным в вопросах воспитания было лишь беспрекословное послушание, что всегда наталкивалось на наше сопротивление. Какую цель ставил себе отец в отношении нас, мне очень трудно объяснить. Я думаю, он больше всего стремился к тому, чтобы мы пошли под венец как девушки из приличной семьи. У моей матери, как я чувствовала, тоже было одно желание: чтобы мы были благополучны и счастливы» (33-летняя мать двоих детей).
Мы должны были любой ценой стать приличными людьми «У моей матери, несомненно, была лишь одна цель: сделать из меня добропорядочную, приличную женщину. Ее главный девиз: „Если ты что-то имеешь, ты что-то из себя представляешь". И мы только по той причине были уважаемыми в деревне, что у нас было много земли. Кроме того, я должна была стать „красивой крепкой женщиной", потому что у нас с утра до вечера все разговоры велись только о еде и работе. И сегодня моя родня все еще находит меня некрасивой и тощей, как будто у меня в семье не хватает еды» (34-летняя домохозяйка). Подобная псевдоистина, связанная с целью воспитания, сочетается со сдвигом понятий «обучение» и «образование». И хотя в большинстве случаев она не формулируется воспитателями столь ясно и четко, многие из них оказываются в растерянности, видя ее последствия. Расстройства и конфликты Односторонность; заниженные требования; завышенные требования; отчаяние; бегство в работу; бегство в одиночество; бегство в болезнь. Памятка Человеку нужна не только информация в смысле обучения. Ему нужна также эмоциональная база, чтобы стать господином этого обучения. Правда, одно только обучение тоже может способствовать формированию характера, но в этом случае оно выпадает из-под контроля воспитателя и становится источником конфликтов, разногласий и расстройств. Осуществлять осознанное воспитание — это значит не только знать содержание воспитания, но и осознавать цель воспитания, то есть для чего я воспитываю своего ребенка? Для себя? Для него самого? Для человечества? Совет психолога Учись отличать обучение от образования. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ Существует различие между тем человеком, кто держит свою возлюбленную при себе, и тем, кто страстно ждет ее прихода. Саади Неправильная установка Члены моей семьи должны действовать организованно и аккуратно и к тому же так, как это себе представляю я.
«В тех случаях, когда мой муж и дети мне помогают, например, вешать белье, я тщательно проверяю, сделано ли все так, как я это всегда делаю. Если нет, то я делаю им замечание и вешаю белье так, как я хочу. С другой стороны, я всегда выражаю недовольство из-за того, что мне приходится все делать самой. Я предполагаю, что все знают, как мне понравится. Когда я начинала делать уборку, я часто разрушала то, что построили мои дети, и только по их реакции я замечала, что для них построенное ими было весьма важным» (35-летняя мать двоих детей). Различия в предшествующих периодах жизни, в семейных и культурных условиях приводят к различному развитию. Стоит отметить при этом, что общество выступает как важный носитель оценивающих и характеризующих норм поведения. Общества демонстрируют различные критерии ценностей в зависимости от времени. Эта относительность, особенно в наше время, приобретает большое значение, так как, по всей видимости, сейчас нет общих обязательных критериев ценностей. Релятивизм нашего времени отражается в кризисе ориентации воспитания. Под воспитанием понимается при этом не только влияние родителей и учителей на детей с момента их рождения. Воспитание представляется намного более комплексным процессом и касается всего развития человека как одиночного существа или члена группы. Так же как различаются культуры, так различаются и люди в них. Различаются группы по интересам, семейные группы, группы поколений, женский пол отличается от мужского. Но отличаются также и отдельные люди друг от друга. Хорошим примером этого является семья Ш., состоящая из трех человек. Для отца семейства важно, чтобы в семье царили пунктуальность и порядок. Отсутствие стремления к порядку у детей приводит его в состояние внутреннего беспокойства и ярости. Не такое большое значение он придает честности в семейных отношениях. Он допускает возможность иметь любовницу, для него было бы совсем не трудно найти оправдание своему поведению. Жена является воплощением чистоты и аккуратности. И вежливость играет для нее весьма важную роль. Если ребенок не поздоровается с пришедшим в дом гостем, она рассердится и не будет разговаривать с ребенком. Тот факт, что она большое значение придает и честности, приводит к тому, что между мужем и женой образуется все более сильное поле напряженности, на базе которого могут разэиться серьезные конфликты и проблемы. Рассмотрим внимательнее поведение обоих супругов: муж работает для своей семьи, зарабатывает деньги, занимается спортом и заботится о детях. Он считает, что выполняет все свои обязанности, и поэтому оставляет за собой право изменять своей жене. Жена полностью посвящает себя домашнему хозяйству и рассчитывает на благодарность мужа и детей. Она полагает, что основа любого брака — абсолютная верность без каких-либо компромиссов.
Итак, мы ясно видим, что оба партнера имеют такие жизненные установки, которые заставляют их на некоторые вещи обращать особенно пристальное внимание, а по отношению к другим оставаться слепыми. Коммуникации между партнерами не могут проходить гладко, поскольку каждый имеет свое собственное мнение о происходящем. Последствиями оказываются агрессивные выпады, проявляющиеся открыто по отношению друг к другу и к детям, а также страхи, направленные вовнутрь. Однако неверность и педантичность не являются привилегией только мужчин (одержимость чистотой — тоже не специфически женская черта). Похожие трудности во взаимопонимании выявились в этой семье и в общении матери с восьмилетней дочерью. Мать сердится, что девочка не любит умываться, неважно учится в школе, порядок в детской комнате оставляет желать много лучшего. Дочка, в свою очередь, считает мать очень раздражительной, а иногда даже вспыльчивой. Дело в том, что они имеют не совсем одинаковые представления о порядке, чистоте и прилежании. В отсутствии у девочки стремления к порядку и ее проблемах в школе отец, который считает себя правым, винит мать, а та единственную причину видит в том, что отец совсем не интересуется школьными делами дочери. Приведу еще несколько примеров. Мой муж требует покоя «Когда мой муж приходит с работы, он моется, ужинает и садится к телевизору. И речи нет о том, чтобы мы вместе куда-нибудь пошли. Но мне ведь нужно где-то бывать, раз уж я целыми днями занята детьми» (37-летняя домохозяйка). Детская комната и игровая площадка — разные вещи «Я люблю, чтобы у меня всегда все было убрано, тогда я себя хорошо чувствую и тогда мне уютно. Но у моих детей все наоборот. Они приносят в квартиру камни, картонные коробки, палки и строят из них себе хижину или еще что-нибудь. Моя любящая порядок душа сопротивляется этому, и я говорю самой себе, что ведь они должны понимать, где детская комната, а где площадка для игр. Мысль о том, что комнату совсем недавно оклеили новыми обоями, не дает мне покоя» (26-летняя домохозяйка). Установки и позиции по отношению к определенным сферам жизни и ценностям играют, как мы видели, главную роль в отношениях между людьми. У детей не такие правила игры, как у взрослых Отец, который дарит на день рождения своему ребенку и — тем самым в большинстве случаев и самому себе — железную дорогу, ожидает от ребенка, что тот будет с ней играть так, как это делал бы он. Но ребенок, играя, должен приобрести свой собственный опыт. Если его лишают возможности приобрести такой опыт, то железная дорога, как и вся ситуация, связанная с нею, остается для ребенка чем-то чуждым. Он становится равнодушным к этой игре, что родители нередко принимают за неблагодарность. Возможно даже, что железная дорога станет для ребенка чем-то таящим в себе страх, угрозу. Ему начинает сниться, что поезд или наезжает на него, или превращается в страшного зверя, который его преследует. Такие сновидения являются формой душевной переработки переживания. И только если ребенок сможет понять железную дорогу, он будет относиться к ней доверительно. К этому пониманию относится не только игра по определенным правилам, как это принято у взрослых. Понимание в большей степени зависит от активности поведения ребенка. Железную дорогу он с удовольствием разберет, рассмотрит, что внутри, открутит колеса. Такое поведение соответствует интересу ребенка: он хочет знать, почему поезд едет и почему появляется дым. Такие действия представляют собой разновидность детской тяги к исследованиям, попытку понять окружающий мир и его взаимосвязи. В глазах взрослых, которые не могут понять причины такого поведения, ребенок является разрушителем. Если бы мы перенесли ситуацию на взрослого, то этот упрек выглядел бы следующим образом. Один человек сидит в ресторане и наслаждается деликатесным блюдом. Другой садится к нему, критически наблюдает, как он разделывает мясо, накалывает его на вилку, подносит ко рту и разжевывает зубами. Преследуя взглядом каждый отдельный процесс поглощения пищи, второй человек начинает задавать такие вопросы: «Замечаете ли вы, что, когда вы едите, вы полностью разрушаете целые продукты? Вы агрессивно уничтожаете эстетически оформленное блюдо, которое стоит перед вами». В то время как у нашего посетителя уже проходит аппетит, его визави рассуждает о деструктивной фазе питания, агрессивных импульсах и других подобных вещах. Какой бы абсурдной ни представлялась такая сцена, тем не менее она очень похожа на пример с ребенком и железной дорогой. Может быть, гурману еще не пришла в голову мысль рассмотреть процесс жевания, глотания и пищеварения как разрушительный акт, хотя и в самом деле речь идет о таковом. Но в любом случае нельзя исходить из того, что во время еды разрушение является первичной потребностью. Наверное, к врачам никогда не приходят пациенты с жалобами на желудок или челюсти, которые потеряли свои разрушительные способности. Однако именно такое разрушение нужно человеку, чтобы гарантировать сохранение организма. Неважно, какие продукты питания мы потребляем: рис, картофель, мясо, овощи или фрукты; все они подвергаются физическому разрушению и химическому разложению во рту, желудке и кишечнике. Можно сказать, что человек превращает эти продукты в собственную плоть и кровь. Когда мы едим свиной шницель, мы хотим иметь в наших мышцах не свиной белок, а собственный белок. С этой целью мы должны разлагать пищу на мелкие части до тех пор, пока из этих частичек не восстановим белок, свойственный нам по своему виду. Эту картину следует иметь перед глазами, думая о шагах по пути развития, которые приходится совершать каждому ребенку. Ребенок разлагает окружающий его мир — реально, как в примере с железной дорогой, или в своих представлениях — до таких мельчайших элементов, какие необходимы ему, чтобы построить из них «свойственный по виду», понятный ему мир. Именно в рамках этого, понятного ему, мира он развивает свое отношение к окружающей действительности. Относительность ценностей проявляется еще отчетливее в тех случаях, когда взрослые дарят ребенку что-то, что они сами считают весьма ценным, но ребенок предпочитает этому подарку игрушку, денежная ценность которой значительно меньше. Точно так же внутри одной семьи различия в позициях могут привести к подобному эффекту. У одной 32-летней женщины возникли серьезные разногласия с родителями мужа. Они уже много лет задаривают ребенка игрушками: «Я не знаю, куда мне девать эти игрушки. Они совсем не думают о том, чтобы подарить что-нибудь практичное, например, одежду. Это меня просто с ума сводит». Анализ показывает, что отец мужа в период его детства был на войне и не мог играть с сыном. Теперь он пытается компенсировать это тем, что дарит игрушки своим внукам. Таким образом, игрушки обладают для матери и деда разным значением, а именно нагрузкой и разгрузкой. Различные проявления процесса развития ребенка часто неверно истолковываются взрослыми как невежливость, неблагодарность, дерзость и агрессия. Выписка из больницы Два мальчика, примерно одного возраста, были прооперированы по поводу аппендицита и после недельного пребывания в больнице вели себя совершенно по-разному. Один мальчик был послушным и казался очень довольным атмосферой в больнице. Когда с ним говорили о том, что его скоро выпишут, он давал понять, что он хотел бы подольше остаться здесь. Другой мальчик изо дня в день становился все более нетерпеливым. Он постоянно спрашивал медсестер и врача: «Сколько мне еще здесь оставаться; когда же меня выпишут?» Медсестры считали его поведение невежливым, врач интерпретировал его как агрессию. Однако за этими различными поведенческими формами стояли разные условия. Первый мальчик попал в больницу из семьи, где родители были разведены. Работающая мать редко могла уделять ему время. Поэтому внимание медсестер и врачей он воспринимал как приятное и очень хотел, чтобы это состояние продлилось дольше. Другой мальчик, напротив, был чрезвычайно привязан к родителям. Он увлеченно занимался плаванием, и его любимое спортивное общество в ближайшие дни должно было проводить в родном городе мальчика соревнования, которые он ни за что не хотел пропустить. Вследствие различных переживаний детей и различных отношений к ним врача и медсестер одно и то же событие получило абсолютно противоположные оценки.
Расстройства и конфликты Фиксации; недостаток гибкости; конфликты между партнерами; ожидания; разочарования; страх; агрессия; постепенное одиночество; бегство в работу; отчаяние; торможение мышления и воли; беспомощность; приступы ярости; чувство непонятости. Памятка Различные критерии ценностей зависят от возраста, пола, личного опыта, образования, социальной принадлежности, социального окружения, философских, мировоззренческих или религиозных установок, политического мнения и связанного с конкретной ситуацией настроения. При этом имеются различные типы критериев: один и тот же элемент измеряют по его денежной ценности, редкости, потребительской стоимости, престижности или по эмоциональной ценности. Тематически в качестве подобных критериев ценностей могут выступать все актуальные способности. Различия в этих критериях являются наиболее частыми причинами социальных недоразумений и межличностных конфликтов. Особенно таким конфликтам бывают подвержены люди, которые имеют твердые критерии ценностей (принципы) и при этом сталкиваются с людьми, обладающими другими критериями ценностей. Часто мы оказываемся беспомощными перед этими различными и меняющимися оценками и свою растерянность воплощаем в агрессию. Совет психолога Учись различать абсолютные и относительные ценности. ФАКТОР ВРЕМЕНИ И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА У каждой эпохи — свои собственные проблемы, у каждой души — своя особая тоска. Неправильная установка Принципы воспитания детей не меняются с течением времени. Общественные условия в корне изменились, особенно за последние 50 лет. Каждое изменение этих условий лишь частично реализовалось в сознании людей. Нереализованными остались не соответствующие времени представления, результатом которых стал устаревший образ человека. Отличие сегодняшних общественных и социальных условий от условий прежних эпох можно описать с учетом следующих трех процессов. Рост численности населения. К Рождеству Христову на Земле проживало примерно 200 миллионов человек. В 1950 году население Земли составляло около 3 миллиардов человек. На 1990 год население оценивается в 6 миллиардов, на 2030 год — в 12 миллиардов, на 2070 — в 24 миллиарда (Niemoller, 1968). Этот процесс — не только процесс количественного увеличения. Он находится в тесной связи с диапазоном проблем, которые становятся для нас все важнее. Рассмотрим, например, питание людей: здесь важную роль играют проблемы окружающей среды и социально-экономические отношения. Более половины людей, населяющих нашу планету в 1950 году, по оценкам экспертов ООН, получали недостаточное питание. К концу XX столетия эксперты ожидают увеличения численности населения Земли до 7 миллиардов человек. Одновременно они указывают, что численность населения растет значительно быстрее, чем рост производства. Иными словами: на каждого сытого человека, у которого достаточно еды, будет приходиться по три голодных, питание которых недостаточно (Niemoller, 1968). Урбанизация. Процесс урбанизации отчетливо связан с ростом численности населения. Еще' несколько поколений тому назад большинство населения Земли проживало в сельской местности. Это положение резко изменилось в некоторых странах. Так, в настоящее время примерно 75 процентов всего населения США проживает в крупных городах. Эту тенденцию можно наблюдать и в других местах проживания людей. На психологическое значение урбанизации начали обращать внимание лишь в последнее время, так как ее последствия стали угрожающими. В тех случая, когда речь идет о воспитании и отношениях между людьми, урбанизация создает особые проблемы. Правда, широко распространились достижения гигиены, но вместе с ними возникла проблема чрезмерной стерильности жизненных условий. Ребенок, который в крестьянском обществе использовал кучу мусора как площадку для игр, в современном городе привязан к квартире родителей, что значительно ограничивает возможности его развития и обусловливает новые конфликты. Выход на игровую плрщадку во многих случаях или только теория, или не полностью адекватная альтернатива. Плотность населения в городах, с одной стороны, дает возможность более интенсивных отношений с окружающим миром, а с другой — представляет собой значительный конфликтный потенциал. Если раньше ответственность за воспитание ребенка чувствовали главным образом члены большой семьи, то сегодня эту функцию очень часто берут на себя соседи. Мать 9-летнего ребенка жалуется: «У меня из-за моего сына сложности с соседями. Они мне говорят, что я должна лучше следить за ребенком и быть с ним построже. Мне неприятно, когда посторонние вмешиваются в воспитание моего сына. Его ругают, говорят, что ему нечего делать на улице. При этом он знает, что я ему разрешаю играть на улице. И поскольку он часто это делает, они его не любят. Если на газоне валяется какая-нибудь бумажка, виноватым оказывается, конечно же, мои сын. Эти трудности в отношениях с соседями приводят меня в отчаяние. Из-за несправедливости по отношению к моему сыну я недавно полдня проплакала». Дифференциация. Научный прогресс в сочетании с общественным и экономическим развитием лег в основу процесса дифференциации. Это понятие в некотором отношении совпадает с понятием разделения труда. В прежние времена один человек объединял в себе роли вождя, священника, судьи и врача. Сегодня мы видим, что все эти роли отделены одна от другой и иногда весьма специфичны. С усилением дифференциации стали различать все больше родов занятий, профессий, общественных функций, научных дисциплин и административных учреждений. Аналогичная дифференциация происходит и в сфере семьи. В прежних обществах господствовала большая семья, в которой было представлено несколько поколений; сегодня преобладает малочисленная семья. В ней, как правило, живут вместе только родители и дети: бабушки и дедушки больше не входят в семейную ячейку и проявляют себя в большинстве случаев лишь в частичных функциях, например, в роли нянек. Разделение функций приводит к тому, что воспитание передается некоторым учреждениям. Начинается с того, что ребенок появляется на свет в родильном доме и за ним ухаживают медицинские сестры. Воспитание берут на себя частично отец, частично мать, а также бабушки, дедушки, няни, детский сад, школа, интернат, общественные организации. Такая дифференциация воспитательских функций не обязательно имеет отрицательный характер. Она только приносит с собой свои собственные специфические проблемы, которые должны приниматься во внимание в сознательном воспитании. Воспитание должно — если мы учитываем изменение окружающего социального мира — проводиться уже не так, как в прошлые времена. Если же кто-нибудь считает, что он может воспитывать детей так, как это было принято прежде, то он заблуждается, потому что новое время создало такие условия, которые влияют на развитие каждого человека, даже если бы мы очень хотели закрыть на это глаза. Расстройства и конфликты Боязнь изменений; стремление сохранять привычное состояние; недостаток гибкости; тенденции к подражанию; конфликты поколений; зависимость от чужого мнения; неприятие собственного и коллективного прошлого; бегство в мир желаний; страх перед будущим. Памятка В крупном плане группа, в которой живет человек, и само человеческое общество подчиняются фактору времени. Это означает, что общество изменяется под влиянием процессов роста численности населения, урбанизации, дифференциации. Окружающий мир, таким образом, всегда зависит от фактора времени. Это изменение окружающего мира не остается без последствий для людей, которые в нем живут. Возможные роли, которые предлагаются человеку и которые он сам себе предлагает, изменяются вместе с потребностями и условиями окружающего мира. Если бы сегодня с человеком в современном мире обращались так же, как когда-то в первобытном обществе, то он бы столкнулся со многими ушедшими в прошлое конфликтами. Совет психолога Учись объединять прошлое, настоящее и будущее. РАЗВИТИЕ
Молоко, даваемое младенцу, должно укреплять его, чтобы позднее он был в состоянии переваривать более твердую пищу. Восточная мудрость Неправильная установка Нужно помнить о том, что ваши дети всегда остаются для вас детьми. Мулла пришел в зал, чтобы читать проповедь. В зале никого не было, за исключением одного конюшего, сидевшего в первом ряду. Мулла подумал: «Говорить мне или не стоит?» В конце концов он спросил конюшего: «Кроме тебя здесь никого нет, как, по-твоему, должен я читать проповедь или нет?» Конюший ответил: «Господин, я простой человек, мне трудно решить. Но если я прихожу в мою конюшню и вижу, что все лошади убежали и только одна-единственная осталась, я все равно ее покормлю». На муллу подействовали эти слова, и он начал читать проповедь. Он говорил больше двух часов. После этого он почувствовал облегчение и удовольствие и захотел услышать от слушателя подтверждение того, что его речь была очень хороша. Он спросил: «Тебе понравилась моя проповедь?» Конюший ответил: «Я ведь уже сказал, что я простой человек и мало в этом понимаю. Однако когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади, кроме одной, убежали, я ее все равно кормлю, но я не отдаю ей весь корм». (Персидская притча) История о мулле и конюшем наглядно показывает еще.одну проблему воспитания: мы даем за один раз или слишком мало, или слишком много. Ребенка или предоставляют самому себе, или подавляют его излишней опекой, заботливостью. И в той и другой ситуации у родителей нет правильного представления о развитии ребенка. Мой сын ведет себя, как маленький ребенок «Я беру своего сына на руки, ласкаю его и разговариваю с ним, как будто ему всего три года, хотя на самом деле ему уже семь лет. Тогда он мне всегда напоминает, что он уже не малыш, что теперь он уже большой. Когда же у меня плохое настроение или когда он меня сердит, тогда я его упрекаю в том, что он ведет себя, как маленький» (34-летняя мать). Ничего не изменить в том, что всю свою жизнь мы остаемся детьми своих родителей. Это естественный и неизбежный факт. Однако за этим часто скрывается кое-что другое: родители постоянно воспринимают своего ребенка как маленького и продолжают его опекать, когда он давно уже стал взрослым человеком. Самостоятельность, которая усиливается с каждой ступенью взросления человека, родителями часто игнорируется. Каждому нужно время для развития. Это время необходимо для физического созревания, для душевной дифференциации, для раскрытия своей индивидуальности в социальном сообществе, фее сложности в воспитании могут быть сведены к несвоевременному принятию на себя или ожиданию какой-либо роли. Завышенные или заниженные требования, непоследовательность в воспитании — вот основные причины этих сложностей. Они особенно сильно дают о себе знать, когда развитие ребенка, воспитателя и общества Тесно взаимодействуют. В этом случае последствия усиливаются. Причины, которые казались нам второстепенными, возрастают до драматических конфликтных потенциалов.;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|