Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение результатов. Зависимость удержания следов от наличия побочной (интерферирующей) деятельности. Обработка результатов




Обсуждение результатов

Выполнение опыта 2 не требует количественной обработки. При анализе результатов всех трех серий разбираются различия запомина­ния материала в зависимости от того, насколько он был организован в смысловые системы. Делаются соответствующие выводы о влиянии фактора осмысленности материала.

ОпытЗ

Зависимость удержания следов от наличия побочной (интерферирующей) деятельности

Цель задания — проследить, как влияет на удержание следов ка­кая-либо побочная деятельность; установить, зависит ли забывание следов от паузы, не заполненной никакой деятельностью, или от от­влечения, вызванного включением интерферирующей деятельности.


Методика

Отработка задания включает здесь четыре серии опытов.

В первой серии испытуемому предлагаются ряды, состоящие из 4 или 6 элементов (слогов, слов), которые он должен выслушать и воспроизвести в том же порядке. После непосредственного воспроиз­ведения следует пауза в 1—2 мин, в течение которой испытуемого просят не повторять в «уме» предложенный для запоминания ряд. За­тем он снова должен воспроизвести ряд. Уменьшение числа воспроиз­водимых в этих условиях элементов ряда позволяет ответить на вопрос о влиянии пустого (не заполненного побочной деятельностью) ин­тервала на сохранение следов (см. протокол к первой серии в Прило­жении III).

Во второй серии испытуемому дается такая же задача с той лишь разницей, что пауза в 1—2 мин между предъявлением и воспроизведе­нием ряда заполняется какой-либо гетерогенной деятельностью, на­пример решением простых арифметических примеров (типа 51 — 17 =?, 14 — 7 =? и т. п. ). После этой отвлекающей (интерферирующей) дея­тельности испытуемому предлагается воспроизвести ранее прочитан­ный ряд.

Уменьшение числа воспроизводимых элементов или изменение их порядка будет говорить о тормозящем влиянии интерферирующей деятельности на удержание и воспроизведение следов. Если испытуе­мый обнаружит значительное уменьшение числа воспроизведенных элементов в условии паузы, заполненной интерферирующей деятель­ностью, весь опыт повторяется несколько раз подряд, и исчезновение тормозящего влияния интерферирующей деятельности на воспроиз­ведение следов измеряется тем количеством повторений, после кото­рых ряд начинает воспроизводиться полностью (см. протокол ко вто­рой серии в Приложении IV).

В третьей серии прослеживается тормозящее влияние, которое оказывает на удержание следов однородная мнестическая деятельность.

Для этой цели испытуемому дается задача (А) запомнить короткий ряд, состоящий из 4 или 6 элементов (слогов, слов), которые он дол­жен сразу же повторить. После этого предлагается вторая такая же задача (Б) — запомнить аналогичный по составу ряд из 4 или 6 эле­ментов (слогов, слов), которые он также должен повторить. Вслед за этим дается задача припомнить сначала первый, ранее предъявляв­шийся ряд (А), а затем — второй, позднее предъявлявшийся ряд (Б), причем для выявления устойчивости следов предложения повторить ряды (А) и (Б) можно несколько раз подряд. Если испытуемый оказы­вается не в состоянии это сделать, опыт повторяется до тех пор, пока он не окажется в состоянии полностью воспроизводить оба ряда (А) и (Б). Этот опыт называется опытом с влиянием однородной (гомоген­ной) интерференции на удержание и воспроизведение следов (см. прото­кол к третьей серии в Приложении V).


Четвертая серия проводится по схеме, аналогичной предшеству­ющим, с той разницей, что испытуемому предлагаются для запоми­нания не серии изолированных элементов (слогов, слов, цифр), а целые длинные фразы, которые он должен воспроизвести после «пу­стой» паузы, заполненной интерферирующей деятельностью, и после запоминания второй аналогичной фразы. В последнем случае подбира­ются две фразы, близкие по содержанию и грамматической структуре и имеющие общие звенья, и фразы, далекие по содержанию, грамма­тической структуре и не имеющие общих звеньев (см. протокол к чет­вертой серии в Приложении VI).

Обработка результатов

Для данных первой серии описывается различие в непосредствен­ном воспроизведении после соответствующих пауз. Для второй серии вычисляется разница между результатами непосредственного воспро­изведения без и после интерферирующей деятельности. В третьей се­рии исследуется, насколько воспроизведение второго ряда препят­ствует успешному припоминанию первого ряда; насколько прочно удерживается воспроизведение каждого ряда; насколько припомина­ние ряда (А) после ряда (Б) зависит от объема рядов и какое число повторений опыта (заучиваний) нужно для того, чтобы успешное возвращение к обоим рядам стало доступным. В результате составляет­ся таблица, указывающая на постепенно нарастающую успешность припоминания соответствующих рядов элементов, и анализируются те ошибки, которые проявляются в смешении припоминаемых эле­ментов, относящихся к разным группам — ошибки контаминации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...