Обсуждение результатов. Зависимость удержания следов от наличия побочной (интерферирующей) деятельности. Обработка результатов
Обсуждение результатов Выполнение опыта 2 не требует количественной обработки. При анализе результатов всех трех серий разбираются различия запоминания материала в зависимости от того, насколько он был организован в смысловые системы. Делаются соответствующие выводы о влиянии фактора осмысленности материала. ОпытЗ Зависимость удержания следов от наличия побочной (интерферирующей) деятельности Цель задания — проследить, как влияет на удержание следов какая-либо побочная деятельность; установить, зависит ли забывание следов от паузы, не заполненной никакой деятельностью, или от отвлечения, вызванного включением интерферирующей деятельности. Методика Отработка задания включает здесь четыре серии опытов. В первой серии испытуемому предлагаются ряды, состоящие из 4 или 6 элементов (слогов, слов), которые он должен выслушать и воспроизвести в том же порядке. После непосредственного воспроизведения следует пауза в 1—2 мин, в течение которой испытуемого просят не повторять в «уме» предложенный для запоминания ряд. Затем он снова должен воспроизвести ряд. Уменьшение числа воспроизводимых в этих условиях элементов ряда позволяет ответить на вопрос о влиянии пустого (не заполненного побочной деятельностью) интервала на сохранение следов (см. протокол к первой серии в Приложении III). Во второй серии испытуемому дается такая же задача с той лишь разницей, что пауза в 1—2 мин между предъявлением и воспроизведением ряда заполняется какой-либо гетерогенной деятельностью, например решением простых арифметических примеров (типа 51 — 17 =?, 14 — 7 =? и т. п. ). После этой отвлекающей (интерферирующей) деятельности испытуемому предлагается воспроизвести ранее прочитанный ряд.
Уменьшение числа воспроизводимых элементов или изменение их порядка будет говорить о тормозящем влиянии интерферирующей деятельности на удержание и воспроизведение следов. Если испытуемый обнаружит значительное уменьшение числа воспроизведенных элементов в условии паузы, заполненной интерферирующей деятельностью, весь опыт повторяется несколько раз подряд, и исчезновение тормозящего влияния интерферирующей деятельности на воспроизведение следов измеряется тем количеством повторений, после которых ряд начинает воспроизводиться полностью (см. протокол ко второй серии в Приложении IV). В третьей серии прослеживается тормозящее влияние, которое оказывает на удержание следов однородная мнестическая деятельность. Для этой цели испытуемому дается задача (А) запомнить короткий ряд, состоящий из 4 или 6 элементов (слогов, слов), которые он должен сразу же повторить. После этого предлагается вторая такая же задача (Б) — запомнить аналогичный по составу ряд из 4 или 6 элементов (слогов, слов), которые он также должен повторить. Вслед за этим дается задача припомнить сначала первый, ранее предъявлявшийся ряд (А), а затем — второй, позднее предъявлявшийся ряд (Б), причем для выявления устойчивости следов предложения повторить ряды (А) и (Б) можно несколько раз подряд. Если испытуемый оказывается не в состоянии это сделать, опыт повторяется до тех пор, пока он не окажется в состоянии полностью воспроизводить оба ряда (А) и (Б). Этот опыт называется опытом с влиянием однородной (гомогенной) интерференции на удержание и воспроизведение следов (см. протокол к третьей серии в Приложении V). Четвертая серия проводится по схеме, аналогичной предшествующим, с той разницей, что испытуемому предлагаются для запоминания не серии изолированных элементов (слогов, слов, цифр), а целые длинные фразы, которые он должен воспроизвести после «пустой» паузы, заполненной интерферирующей деятельностью, и после запоминания второй аналогичной фразы. В последнем случае подбираются две фразы, близкие по содержанию и грамматической структуре и имеющие общие звенья, и фразы, далекие по содержанию, грамматической структуре и не имеющие общих звеньев (см. протокол к четвертой серии в Приложении VI).
Обработка результатов Для данных первой серии описывается различие в непосредственном воспроизведении после соответствующих пауз. Для второй серии вычисляется разница между результатами непосредственного воспроизведения без и после интерферирующей деятельности. В третьей серии исследуется, насколько воспроизведение второго ряда препятствует успешному припоминанию первого ряда; насколько прочно удерживается воспроизведение каждого ряда; насколько припоминание ряда (А) после ряда (Б) зависит от объема рядов и какое число повторений опыта (заучиваний) нужно для того, чтобы успешное возвращение к обоим рядам стало доступным. В результате составляется таблица, указывающая на постепенно нарастающую успешность припоминания соответствующих рядов элементов, и анализируются те ошибки, которые проявляются в смешении припоминаемых элементов, относящихся к разным группам — ошибки контаминации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|