Типы компьютеризации психологических исследований
i шие компьютеризацию психологических исследований с возможностями преодоления компьютерной метафоры в самой психологии. Подход О. К. Тихомирова по отношению к возможностям включения компьютера в экспериментальные процедуры в исследованиях мышления был оригинальным в том плане, что противопоставил схемам взаимодействия, где человек замещался компьютером или дополнял компьютер в процессах переработки информации, возможность других схем. В этих других схемах компьютеризация деятельности человека рассматривалась как предмет анализа, исходящего из ряда предположений: 1) сам факт взаимодействия с компьютером может не только расширять, но и сужать возможности интеллектуальной деятельности человека, 2) анализ новообразований, идентифицируемых психологом в ходе реализации человеком (испытуемым или пользователем) решений тех или иных задач, должен служить основанием квалификации достигнутого уровня взаимодействия и т. д. В то же время это был новый виток обоснования сложившихся ранее в отечественной психологии позиций в понимании культурно-исторического пути развития высших психических функций человека. В работах этой школы ряд идей Л. С. Выготского о развитии второй — социальной — природы человеческого мышления получил такую окраску, о которой сам автор не мог предполагать в 20-30-е годы XX в. Новый подход сложился как вариант психологического осмысления развития тех искусственных средств человеческого познания, которые не были известны до появления компьютеров. Сейчас же они вошли в нашу культуру, изменяя нормативы мышления человека, способы его познания и общения с другими людьми. Причем в данной работе имеется в виду не контекст проблемы обучения с помощью компьютеров (хотя и здесь сложились уже разные подходы к проблеме детерминации мышления в этой новой ситуации обучения). Речь идет о развитии идеи опосредствованности высших психических функций человека в современных условиях использования человеком как субъектом труда и познания принципиально новых информационных технологий.
Так, создание систем «искусственного интеллекта» стало самостоятельным видом разработок способов работы со знаками. Само по себе последовавшее в результате этого удвоение уровней опосредствования интеллектуальной деятельности человека (знаковые системы и технологии работы с ними) могло бы рассматриваться как сравнительно автономная область, куда дотягиваются познавательные усилия только специалистов в области вычислительной техники. Однако ориентировка на пользователя как человека, не являющегося таким специалистом, но включающего компьютер в системы социальных взаимодействий, принятия решений на основе экспертных систем, в новые технологии обучения и т. д., заставило укрупнить проблему «человек и компьютер» до уровня общепсихологической значимости. При использовании информационных технологий изменяется характер как интер-, так и интрапсихических функций. Сформулированные основные проблемы психологических последствий компьютеризации так развивали положения Л. С. Выготского для понимания психологической сути новой сложившейся социальной ситуации. Раньше «зона ближайшего развития» характеризовалась тем, что ребенок, еще не способный что-то сделать сам, может сделать это с помощью взрослого; теперь же он с помощью компьютера может сделать то, что ему не под силу в одиночку. Идея «пра-мы» может принять теперь вид «мы-с-ком-пьютером», а точнее «наше мышление в опосредствовании его мыслительными структурами программиста и создателя техники». Если раньше речь шла о стихийном или управляемом в учебной деятельности усвоении (или присвоении) понятий как средств мышления, то теперь человек может образовывать также новые системы понятий, куда «усвоенные» экспертной системой «предпонятия» входят в качестве подсистем. И в такой новой системе, по словам О. К. Тихомирова, можно «ожидать появления новых качеств осознанности и произвольности».
Диалог с компьютером при решении человеком мыслительных задач (даже при учете неравноправия сторон в нем, поскольку в таком взаимодействии партнером по ситуации общения для пользователя является не компьютер, а разработчик системы, присутствующий заочно) ведет к известным феноменам персонификации этого сложного средства, к изменению направленности целеобразования субъекта (будь то школьник или взрослый), к выраженности у человека новых, причем не только операционально-технических, но и мотивационных компонентов общения. Предполагалось, что использование компьютерных, т. е. полученных в результате использования программного обеспечения, данных в реальном диалоге или при имитации такого диалога может вести к преобразованию интеллектуальной деятельности (изменению предпочитаемых субъектом стратегий, уровней контроля, оценок принимаемых к сведению ориентиров и т. д. ). Но компьютеризация процедур принятия решений, предполагающих мысленную ориентировку субъекта в закономерностях изменяемой «действиями» компьютера проблемной ситуации, может также иметь следствием незримые для самого пользователя управляющие воздействия на его мыслительные стратегии. Например, в ситуации компьютеризации процедуры образования искусственных понятий нами сравнивались качественные и количественные показатели интеллектуальных решений человека в управляемом компьютерном диалоге. Диалог с компьютером предполагал активность самого испытуемого в организации запросов с целью проверки гипотез о «задуманном машиной» понятии или образцов объектов, подводимых под то или иное понятие (в процедурном варианте диалоговой методики образования искусственных понятий) [Корнилова, 1987]. Задание разных уровней независимой переменной осуществлялось путем создания двух видов диалога. При внешне иден-
тичных условиях режимы диалога отличались тем, что: 1) в первом режиме испытуемый раскрывал действительно выбранное машиной изначально понятие (из 30 возможных) и 2) во втором — испытуемый раскрывал несуществующее заранее понятие, которое строилось компьютером в зависимости от осуществленных в диалоге запросов. Был получен эффект зависимости показателей реализуемых субъектом интеллектуальных стратегий от режима диалога, причем без осознания самим субъектом особенностей заданной во втором условии «игры» с ним. Это могло интерпретироваться не только как изменение, но и как «искажение» произвольности регуляции своих решений, а также их осознанности и самостоятельности. Итак, в психологии сейчас присутствуют разные типы включения компьютерной процедуры в психологические исследования. Далее мы рассмотрим только те, что сложились в области психологии мышления. Но поскольку они так или иначе связаны с включением компьютера в экспериментальную процедуру в качестве диалогового средства раскрытия дальних перспектив преобразования ситуаций или поставки испытуемому «чужих», т. е. не самостоятельно образованных знаний, мы так или иначе должны будем затронуть также ряд других проблем. Наиболее важными здесь представляются: а) несовпадение внешних и внутренних структур диалога, б) несовпадение значения терминов, например «поддержка принятия решений», в непсихологическом и психологическом контекстах оценки использования компьютерных средств. Типы компьютеризации психологических исследований
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|