Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение результатов. Контрольные вопросы. Типы эмпирических исследований, примыкающие к экспериментальному. Методу. Тема задания




Обсуждение результатов

На основании результатов идентификации стратегий и проверки статистической нуль-гипотезы необходимо провести обсуждение по следующим пунктам:

1) аргументированное предположение о характере индивидуаль­ной стратегии образования понятий у каждого из испытуемых;

2) заключение о подтверждении (или не подтверждении) основ­ной экспериментальной гипотезы на основании статистических ре­шений;

3) сравнение индивидуальных и среднегрупповых данных по от­ношению к экспериментальной гипотезе (и по характеру влияний дополнительной переменной);

4) качественный анализ причин подтверждения (или неподтвер­ждения) гипотезы, а также побочных и дополнительных факторов, влияющих на основное отношение.

В выводах кратко представить заключение о возможности приня­тия выдвинутой экспериментальной гипотезы, контргипотезы или кон­курирующей гипотезы. В последнем случае указать источник ее воз­никновения.

ш

Контрольные вопросы

1. Определение понятия по Брунеру. Что такое «конъюнктивные поня­тия»?

2. Как подготовить стимульный материал и последовательность предъяв­ления примеров в данном эксперименте?

3. В чем заключается методическая процедура по образованию искусст­венных понятий в данном задании?

4. Как изменяется в зависимости от числа использованных признаков число примеров, отвечающих задуманному понятию?

5. Какие примеры являются информативными для испытуемого и как определить минимальное их число, необходимое для отгадывания понятия?

6. Что такое «идеальная стратегия» по Брунеру? Каким образом можно установить идеальные стратегии?

7. Каковы основные факторы, определяющие набор идеальных стра­тегий в каждом отдельном случае?

8. В каких случаях необходимо варьирование уровня дополнительных переменных!

9. Какие виды обобщения об экспериментальной гипотезе можно де лать на основании проверки статистических гипотез в условиях варьиро вания второй (дополнительной) переменной?

Литература: 10, с. 131-210; 14, с. 124-203; 55, с. 102-105. 222


Раздел 3

ТИПЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРИМЫКАЮЩИЕ К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ

МЕТОДУ

§31

 

Задание 12. Использование методики измерения «импульсивности—рефлексивности» (в контексте проблемы «Индивидуальные особенности учения»)

Тема задания

 

Ряд методических приемов в психологии условно носят название экспериментальных, поскольку предполагают фиксацию показа­телей какой-то актуально осуществляемой испытуемым деятель­ности. В классификации Р. Кеттэлла им соответствует тип Г-дан-ных (методик достижения). Будучи диагностическими, эти мето­дики существенно отличаются от тестов, в первую очередь тем, что позволяют реконструировать уровни измеренной переменной в рамках использования актуальной (отобранной или имеющейся в наличии) выборки испытуемых, т. е. по данным методикам нет так называемых тестовых норм. Но по показателям методики мож­но, например, подобрать группы испытуемых. В этом качестве — измерения уровней зависимой переменной или аналога независи­мой переменной — они и входят в экспериментальные или квази­экспериментальные исследования.

Студенты знакомятся в данном задании, во-первых, с одной из таких методик — методикой измерения одного из когнитивных стилей — методикой Дж. Кагана. Во-вторых, они получают пред­ставление об одной из важных сфер приложения подобных мето­дик — дифференциальной психологии учения.

Введение

Эмпирические типы учебной деятельности в контексте индивидуальных особенностей

При задаче описать индивидуальные особенности учебной деятель­ности школьника недостаточно обычного целенаправленного педаго­гического наблюдения за ним. Процесс психологического наблюдения будет при этом направляться не только целью и исследовательскими предположениями, но и ориентироваться на: 1) использование опре-


деленного «репертуара» действий или свойств, подлежащих фикса ции в заранее обдуманном словаре, идентичном при описании раз ных субъектов; 2) учет теоретических понятий и представлений о струк туре и компонентах учебной деятельности, которые и позволяют кон кретизировать, что или какие свойства можно непосредственж наблюдать, а какие свойства лишь реконструировать в ходе последую щего психологического анализа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...