Обсуждение результатов. Контрольные вопросы. Типы эмпирических исследований, примыкающие к экспериментальному. Методу. Тема задания
Обсуждение результатов На основании результатов идентификации стратегий и проверки статистической нуль-гипотезы необходимо провести обсуждение по следующим пунктам: 1) аргументированное предположение о характере индивидуальной стратегии образования понятий у каждого из испытуемых; 2) заключение о подтверждении (или не подтверждении) основной экспериментальной гипотезы на основании статистических решений; 3) сравнение индивидуальных и среднегрупповых данных по отношению к экспериментальной гипотезе (и по характеру влияний дополнительной переменной); 4) качественный анализ причин подтверждения (или неподтверждения) гипотезы, а также побочных и дополнительных факторов, влияющих на основное отношение. В выводах кратко представить заключение о возможности принятия выдвинутой экспериментальной гипотезы, контргипотезы или конкурирующей гипотезы. В последнем случае указать источник ее возникновения. ш Контрольные вопросы 1. Определение понятия по Брунеру. Что такое «конъюнктивные понятия»? 2. Как подготовить стимульный материал и последовательность предъявления примеров в данном эксперименте? 3. В чем заключается методическая процедура по образованию искусственных понятий в данном задании? 4. Как изменяется в зависимости от числа использованных признаков число примеров, отвечающих задуманному понятию? 5. Какие примеры являются информативными для испытуемого и как определить минимальное их число, необходимое для отгадывания понятия? 6. Что такое «идеальная стратегия» по Брунеру? Каким образом можно установить идеальные стратегии? 7. Каковы основные факторы, определяющие набор идеальных стратегий в каждом отдельном случае?
8. В каких случаях необходимо варьирование уровня дополнительных переменных! 9. Какие виды обобщения об экспериментальной гипотезе можно де лать на основании проверки статистических гипотез в условиях варьиро вания второй (дополнительной) переменной? Литература: 10, с. 131-210; 14, с. 124-203; 55, с. 102-105. 222 Раздел 3 ТИПЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРИМЫКАЮЩИЕ К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ МЕТОДУ
Задание 12. Использование методики измерения «импульсивности—рефлексивности» (в контексте проблемы «Индивидуальные особенности учения») Тема задания
Ряд методических приемов в психологии условно носят название экспериментальных, поскольку предполагают фиксацию показателей какой-то актуально осуществляемой испытуемым деятельности. В классификации Р. Кеттэлла им соответствует тип Г-дан-ных (методик достижения). Будучи диагностическими, эти методики существенно отличаются от тестов, в первую очередь тем, что позволяют реконструировать уровни измеренной переменной в рамках использования актуальной (отобранной или имеющейся в наличии) выборки испытуемых, т. е. по данным методикам нет так называемых тестовых норм. Но по показателям методики можно, например, подобрать группы испытуемых. В этом качестве — измерения уровней зависимой переменной или аналога независимой переменной — они и входят в экспериментальные или квазиэкспериментальные исследования. Студенты знакомятся в данном задании, во-первых, с одной из таких методик — методикой измерения одного из когнитивных стилей — методикой Дж. Кагана. Во-вторых, они получают представление об одной из важных сфер приложения подобных методик — дифференциальной психологии учения. Введение Эмпирические типы учебной деятельности в контексте индивидуальных особенностей
При задаче описать индивидуальные особенности учебной деятельности школьника недостаточно обычного целенаправленного педагогического наблюдения за ним. Процесс психологического наблюдения будет при этом направляться не только целью и исследовательскими предположениями, но и ориентироваться на: 1) использование опре- деленного «репертуара» действий или свойств, подлежащих фикса ции в заранее обдуманном словаре, идентичном при описании раз ных субъектов; 2) учет теоретических понятий и представлений о струк туре и компонентах учебной деятельности, которые и позволяют кон кретизировать, что или какие свойства можно непосредственж наблюдать, а какие свойства лишь реконструировать в ходе последую щего психологического анализа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|