Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Индивидуальные различия в учебной деятельности




[Клаус, 1987, с. 29]

 

Параметр сравнения Позитивный тип Негативный тип
Скорость Быстро Легко, без труда Прочно, устойчиво во времени Легко переучивается Обладает гибкостью Медленно С трудом, напряженно Поверхностно, мимо­летно, быстро забывает С трудом переучивается Характеризуется ригид­ностью, застылостью
Тщательность Добросовестно Аккуратно Основательно Халатно Небрежно, неряшливо Поверхностно
Мотивация Охотно Добровольно По собственному убеждению Активно, включенно, увлеченно Старательно, усердно, изо всех сил Неохотно По обязанности Под давлением Пассивно, вяло, безучастно Нерадиво, лениво
Регуляция действия Самостоятельно Автономно, независимо Планомерно, целена­правленно Настойчиво, постоянно Несамостоятельно Подражая Бесцельно, бессистем­но, без плана Периодически, неус­тойчиво
Когнитивная организация Осознанно, с понима­нием Направленно, предвидя последствия Рационально, экономно Механически, не пони­мая, методом проб и ошибок Случайно, непреднаме­ренно Нерационально, неэф­фективно
Общая оценка Хорошо Плохо i-----------------------------------------------------------------------

Г. Клаус [1987], основываясь на представлениях о необходимости анализа мотивации и познавательных (когнитивных) процессов, опо­средующих регуляцию учебной деятельности, предлагает способ оценки индивидуальных различий между школьниками в учении, представленный в табл. 1. Наблюдаемые различия описываются с помощью дихотомических пар свойств, благодаря которым можно строить эмпирические типы учения, а также давать оценку его эф­фективности.

Необходимо учитывать также, что один и тот же ученик на раз­ных уроках может проявлять различные свойства: на одном уроке он более добросовестный, на другом — более увлечен, на третьем — более ленив и т. д. Таким образом, различия в учебной деятельности могут носить как межиндивидуальный (типологический) характер, так и внутрииндивидуальный. Тот факт, что «не каждый человек учится всегда и всему одинаковым образом» [Клаус, 1987, с. 28], должен обязательно учитываться при построении «психологического порт­рета» школьника.

Когнитивные стили

Исследования учебной деятельности школьников и процессов формирования понятий показывают существенную регулятивную роль когнитивных стилей как факторов индивидуально-стилевой регуля­ции в формировании интеллектуальных стратегий. Понятие «когни­тивные стили» охватывает ряд различных эмпирических, т. е. выявля­емых опытным путем индивидуальных особенностей познавательной деятельности личности в ходе ее развития. Это интегральные характе­ристики индивидуальности, связанные с типом реагирования или выбором способов действий в неопределенных ситуациях, со страте­гией поведения человека или особенностями контроля субъектом своих познавательных процессов.

В ходе школьного обучения наиболее ярко выраженные когни­тивные стили нивелируются. В результате формирования тех или иных навыков или усвоения сложных систем регуляции поведения стиле­вые формально-динамические характеристики познания и действия как бы стираются, труднее поддаются выявлению. Но они вновь про­являются, как только человек оказывается в ситуации, где им еще не усвоен способ действий или где требуется «личностный» вклад в ре­шение задачи, собственная активность. Наиболее же важным свой­ством когнитивных стилей в данном контексте оказывается то, что они сказываются на самих процессах обучения и их необходимо учи­тывать при попытках индивидуализации обучения школьников.

В книге Г. Клауса [1987] описываются регулирующие функции в процессе учения двух наиболее популярных и наиболее изученных когнитивных стилей. Это «полезависимость—поленезависимость» и

15-6187


«импульсивность—рефлексивность», измеряемые специальными ме­тодиками, разработанными X. Виткиным и Дж. Каганом. Выраженность каждого из этих биполярных стилей сказывается на стратегиях вос­приятия школьников, их понятийной сфере, развитии умозаключен ний. Для взрослых испытуемых установлены значимые корреляцион­ные связи между этими когнитивными стилями и регуляцией мысли­тельной деятельности человека [Корнилова и др., 1991; Корнилова, Тихомиров, 1990].

Как и другие когнитивные стили, стиль «импульсивность—рефлек­сивность» характеризуется: 1) устойчивостью по отношению к возраст­ной группе, в которую входит индивид; 2) относительной независимо­стью от мотивации и целевых устремлений человека. Стили выявляют иные личностные особенности познания. Так, «импульсивность—реф­лексивность» как дихотомия двух возможных крайних своих проявле­ний отражает особенности саморегуляции, связанные со сложившимся ' типом взаимоотношений между «интеллектом» и «аффектом».

Более подробно представим способ экспериментального измере­ния этой индивидуально-стилевой характеристики. Не имея стандарт­ного теста, психолог может сам построить аналогичную процедуру измерения, если будет учитывать основные принципы построения методики для определения этого когнитивного стиля.

Итак, что понимают под «импульсивностью—рефлексивнос­тью»? В ряде специальных опросников импульсивность предстает как личностная черта. Но в случае измерения когнитивного стиля имеется в виду другой уровень индивидуальной регуляции. Это скорее фикса­ция преимущественного способа отвечать на внешние раздражители, j типичный способ проверки гипотез (в познавательной сфере). За им- ] пульсивностью как стилем стоят следующие характеристики: 1) ребе­нок легко склоняется в пользу любой гипотезы, не учитывая степени ' ее обоснованности; 2) он принимает необдуманные решения, делает ошибки не потому, что в принципе не может дать правильный ответ, а потому, что дает ответ слишком быстро и без необходимого сбора информации; 3) ему так эмоционально легче, или удобнее, действо­вать, чем осуществлять полную проверку всех возможных исходов в заданной ситуации.

В задании студентам предлагается познакомиться с классической методикой измерения этого когнитивного стиля. На рис. 23 в Прило­жении I, демонстрирующем материал к методике, представлены пары стимульного материала из так называемого фигурного теста — MFFT (Matching Familiar Figures Test) Дж. Кагана. Ниже, в разделе методика даны две пары картинок: каждая пара включает рисунки с эталонным и переменными стимулами (рис. 21, 22). Они используются на предва­рительном этапе ознакомления испытуемого с тем, что ему предлага­ется делать в основной части опыта.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...