Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Факторная схема для проверки гипотезы с одним отношением




1. Факторная схема для проверки гипотезы с одним отношением

 

 

Блок

Условие НП

1 2 3      

Подготовка испытуемого к опыту проводится экспериментатором в соответствии с требованиями, изложенными выше. С целью контроля правильного понимания инструкции можно провести пробный (допол­нительный) опыт. Для фиксации экспериментальных данных и их пер­вичной обработки экспериментатор составляет протокол, который дол­жен включать следующие графы: 1) задуманное понятие; 2) последова­тельность предъявляемых примеров; 3) отношение примеров к понятию (положительные или отрицательные) (графы 1-3 заполняются до опы­та); 4) гипотезы испытуемого (во время опыта); 5) отношение приме­ров к гипотезам (подтверждающие или опровергающие). (Примечание: графы 5 и 6 заполняются сразу после опыта. )

Отработка задания

Согласно общей экспериментальной схеме (см. табл. 1), эксперимент с одним испытуемым включает 9 индивидуальных опытов. Это обуслов­лено комбинациями трех условий основной независимой переменной — «ограничения»: 1) отсутствие ограничений; 2) ограничения во време­ни; 3) ограничения в числе карточек — с тремя уровнями дополнитель­ной переменной — «число признаков» (понятия с одним—тремя при­знаками). Для предотвращения угадывания испытуемым очередного со­четания переменных порядок 9 серий не должен быть монотонным: их удобно расположить в случайной последовательности.

Каждый студент проводит опыты с двумя испытуемыми, анали­зируя затем индивидуальные стратегии каждого из них. После этого


индивидуальные данные сводят в групповую таблицу. Ее составляют сами студенты.

Обработка результатов

На основе данных первичной обработки, зафиксированных в про­токоле, проводится анализ познавательной деятельности испытуемо­го в опыте. Цель такого анализа — квалификация реальных стратегий образований понятий по их отношению к идеальным стратегиям, т. е. выделение качественных значений зависимой переменной.

Фокусировка и сканирование, как правило, оказываются не только идеальными, но и крайними случаями реальных стратегий образова­ния понятий. Квалифицируют эти стратегии прежде всего по характе­ру изменения гипотез: сокращение числа признаков (сужение гипоте­зы — фокусировка) или их увеличение (расширение гипотезы — ска­нирование). Конечно, в реальном поведении стратегию фокусировки можно встретить и при отсутствии полного учета всех признаков в первой целостной гипотезе, а стратегию сканирования — даже тогда, когда в парциальную гипотезу входит более одного признака. Промежу­точными вариантами будут так называемые смешанные стратегии, т. е. наличие переходов при решении одной задачи либо от сужения гипоте­зы к ее расширению, от фокусировки — к сканированию (вариант 1) либо наоборот — от сканирования к фокусировке (вариант 2).

Аргументированное отнесение реальных стратегий испытуемого к тому или иному из названных типов — итог качественной обработки полученных первичных результатов. Обработанные данные несколь­ких опытов с одним испытуемым (т. е. решения им задач с одним— тремя признаками) составляют материал для обсуждения его инди­видуальной стратегии образования понятий.

Для статистических решений необходимо:

а) представить индивидуальные данные (здесь — количество фо­
кусировок) в таблице, аналогичной табл. 1;

б) составить сводную таблицу и вычислить средние по группе от­
дельно для каждого условия НП и уровня дополнительной перемен­
ной;

в) построить графики индивидуальных и среднегрупповых данных
на одних и тех же осях;

г) применить порядковый критерий Фридмана к данным по сту­
денческой группе [Рунион, с. 102-105]; для этого сформулировать нуль-
гипотезу и провести вычисления:

где N — число однородных групп (число строк); к — число условий НП (число столбцов); при вычислении следует учесть, что в нашем


случае, где к = 3 и N = 3, критические значения берутся из таблицы для х2-критерия с (к — 1) степенями свободы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...