1. Факторная схема для проверки гипотезы с одним отношением
1. Факторная схема для проверки гипотезы с одним отношением
Подготовка испытуемого к опыту проводится экспериментатором в соответствии с требованиями, изложенными выше. С целью контроля правильного понимания инструкции можно провести пробный (дополнительный) опыт. Для фиксации экспериментальных данных и их первичной обработки экспериментатор составляет протокол, который должен включать следующие графы: 1) задуманное понятие; 2) последовательность предъявляемых примеров; 3) отношение примеров к понятию (положительные или отрицательные) (графы 1-3 заполняются до опыта); 4) гипотезы испытуемого (во время опыта); 5) отношение примеров к гипотезам (подтверждающие или опровергающие). (Примечание: графы 5 и 6 заполняются сразу после опыта. ) Отработка задания Согласно общей экспериментальной схеме (см. табл. 1), эксперимент с одним испытуемым включает 9 индивидуальных опытов. Это обусловлено комбинациями трех условий основной независимой переменной — «ограничения»: 1) отсутствие ограничений; 2) ограничения во времени; 3) ограничения в числе карточек — с тремя уровнями дополнительной переменной — «число признаков» (понятия с одним—тремя признаками). Для предотвращения угадывания испытуемым очередного сочетания переменных порядок 9 серий не должен быть монотонным: их удобно расположить в случайной последовательности. Каждый студент проводит опыты с двумя испытуемыми, анализируя затем индивидуальные стратегии каждого из них. После этого индивидуальные данные сводят в групповую таблицу. Ее составляют сами студенты. Обработка результатов
На основе данных первичной обработки, зафиксированных в протоколе, проводится анализ познавательной деятельности испытуемого в опыте. Цель такого анализа — квалификация реальных стратегий образований понятий по их отношению к идеальным стратегиям, т. е. выделение качественных значений зависимой переменной. Фокусировка и сканирование, как правило, оказываются не только идеальными, но и крайними случаями реальных стратегий образования понятий. Квалифицируют эти стратегии прежде всего по характеру изменения гипотез: сокращение числа признаков (сужение гипотезы — фокусировка) или их увеличение (расширение гипотезы — сканирование). Конечно, в реальном поведении стратегию фокусировки можно встретить и при отсутствии полного учета всех признаков в первой целостной гипотезе, а стратегию сканирования — даже тогда, когда в парциальную гипотезу входит более одного признака. Промежуточными вариантами будут так называемые смешанные стратегии, т. е. наличие переходов при решении одной задачи либо от сужения гипотезы к ее расширению, от фокусировки — к сканированию (вариант 1) либо наоборот — от сканирования к фокусировке (вариант 2). Аргументированное отнесение реальных стратегий испытуемого к тому или иному из названных типов — итог качественной обработки полученных первичных результатов. Обработанные данные нескольких опытов с одним испытуемым (т. е. решения им задач с одним— тремя признаками) составляют материал для обсуждения его индивидуальной стратегии образования понятий. Для статистических решений необходимо: а) представить индивидуальные данные (здесь — количество фо б) составить сводную таблицу и вычислить средние по группе от в) построить графики индивидуальных и среднегрупповых данных
г) применить порядковый критерий Фридмана к данным по сту где N — число однородных групп (число строк); к — число условий НП (число столбцов); при вычислении следует учесть, что в нашем случае, где к = 3 и N = 3, критические значения берутся из таблицы для х2-критерия с (к — 1) степенями свободы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|