Поставьте знак «+» в соответствующей графе, определяющей уровень проявления каждого параметра.
1 параметр: целостность восприятия и описания в работе личности ребенка, его индивидуальности.
параметр
Уровень
«не вижу» ребенка в описании
«вижу» ребенка в описании
«вижу» ребенка и «чувствую» его внутренний мир
«смог рассказать о ребенке», представил целостный психологический портрет
2 параметр: правильность использования студентом теоретических знаний по психологии / правильное употребление научных терминов, их дифференцированное использование /.
Продолжение таблицы 1
Уровень /блок
Особен-ности
Деятель-ности
Особеннос-ти
Познавате-льного
развития
Особеннос-ти
Личностно-го
развития
Индивиду-ально- психологи-ческие
Особеннос-ти
1 уровень - отсутствие сведений в блоке, либо только констатиру-ется наличие общечелове-ческих, присущих данному возрасту ребенка свойств, что ничего не дает для определения путей его развития.
2 уровень - студент стремится раскрыть индивидуаль-ность личности ребенка, наделяет его теми или иными качествами, не обосновывая их в тексте / не приводит примеров/, т.е., перечисляя понятия, характеризующие ребенка, их не дифференци-рует. Не всегда замечает противоречи-вость сведений из разных блоков.
3 уровень - используемые понятия дифференци-руются, обосновыва-ются примерами, очевидных противоречий нет. Студент пытается найти причины выявленных особенностей ребенка, делает отдельные верные выводы. Однако индивидуаль-ность ребенка раскрывается лишь на примере единичных ситуационных проявлений личности.
Продолжение таблицы 1
4 уровень - студент усматривает своего рода проблему в развитии ребен-ка, пытается определить доминирующие черты, объединяющие вокруг себя все остальные, пытается ее раскрыть. Устанавливает отдельные причинно-следственные связи между особенностями личности и некоторыми условиями развития ребенка, и между особенностями развития, описанными в разных блоках.
Продолжение таблицы 1
5- уровень-студент усматривает проблемы в развитии ребенка, выделяет доминирую-щие черты личности, выявляет общую направлен-ность личности, Устанавливает причинно-следственные связи между особенностями личности и условиями развития ребенка, и между особенностями развития, описанными в разных блоках.
3 параметр: позиция студента при описании результатов диагностики в характеристике.
Продолжение таблицы 1
Название позиции
Описание позиции
Пози-ция
сту-дента
Позиция форма-листа.
В характеристике высказываются не информативные суждения об особенностях личности ребенка, которые не используются в дальнейшем анализе; отсутствует связь между блоками характеристики; итоговый вывод или отсутствует, или формулируется, логически не вытекая из основного текста, представляет собой очевидное заключение. Есть затруднения с прогнозом развития ребенка, рекомендации представляют собой простые пожелания, не обоснованные психологически, чрезмерно обобщенные, реально трудно выполнимые. Не в полной мере соблюдаются этические требования к диагностике.
Позиция наблю-дателя.
В характеристики прослеживается связь между детским коллективом и личностью описываемого ребенка, между его чертами характера и положением в семье и т.д. Однако события детской жизни описываются так, что студент выступает лишь в качестве наблюдателя, отстраненного от ребенка.
Позиция активного взаимо-действия с ребенком.
Студент использует знания о коллективе и личности, не ограничиваясь данными запланированных по плану методик, использует в характеристике данные анализа реакции ребенка на его собственные педагогические действия. Однако затрудняется спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка.
Продолжение таблицы 1
Аналити-ко-прогнос-тическая позиция
Студент устанавливает взаимосвязи между наблюдаемыми явлениями, в тексте прослеживаются элементы грамотного анализа запроса воспитателя и результатов диагностики свойств и качеств личности дошкольника. Студент определяет правильность выдвинутой им гипотезы, успешно сравнивает результаты с нормативом, пытается прогнозировать развитие ребенка, дает конкретные рекомендации педагогу и родителям. Студент устанавливает дружеские отношения с ребенком и группой, проявляет дополнительную инициативу в общении с детьми, использует дополнительные методики исследования.
4 параметр - умение использовать методы диагностики ребенка:
Уро-вень
Характеристика уровня
Уро-вень сту-дента
1- очень низкий.
Не использовал необходимый минимум запланированных планом методик, хотя условия для этого имелись, представил очень мало сведений.
2- низкий.
Формальное использование методик без учета запроса воспитателя, особенностей ребенка.
3-ниже
сред-него.
Грамотно использует почти весь спектр методов диагностики, отдавая явное предпочтение одним и недооценивая другие.
4-сред-ний.
Грамотно использует весь спектр, предложенных программой, методов, пытает учитывать запрос воспитателя или собственную гипотезу об особенностях развития ребенка.
5- выше
сред-него.
Грамотно использует все методики программы. Обосновывает последовательность выполнения методик, вносит дополнения в план диагностики, опираясь при этом на запрос воспитателя и выдвинутую гипотезу.
5 параметр – наличие умений делать педагогические выводы, ставить диагноз и определять прогноз дальнейшего развития дошкольника.
Уро-вень
Характеристика уровня
Уро-вень
сту-дента
1-очень низ-кий.
Отсутствие грамотных выводов в ходе анализа, студент не смог поставить диагноз, сделать прогноз и сформулировать конкретные рекомендации.
2 - низ-кий.
Наличие формальных выводов, или выводы мало информативны, отсутствие диагноза и прогноза, или же они представляют собой очевидные вещи, общие пожелания, не обоснованные психологически.
3- ниже сред-него.
Выдвигает отдельные информативные выводы, ставит диагноз, пытается сделать прогноз в одном направлении /позитивном или негативном/, предлагает отдельные грамотные рекомендации
4 - сред-ний.
Информативные выводы, диагноз, вытекающие из основного текста. Пытается сделать прогноз в двух направлениях / при позитивных условиях развития ребенка и при негативных/, в рекомендациях педагогу и родителям нет стереотипных, абстрактных назначений, они достаточно конкретны и понятны.
5- выше-
среднего
Делает логичные, обоснованные выводы, диагноз и прогноз в обоих направлениях, ссылаясь на конкретные данные, психологические закономерности развития дошкольника. Дает полные, конкретные, исчерпывающие рекомендации
Рекомендуемая литература:
1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие /Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; Под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Мн.,1997.- С.228-232.
3. Кирстен А. Хансен, Роксана К. Кауфман. Кэйт Бэрт Уорш. Организация программы, ориентированной на ребенка: программа «Сообщество».- 1ч. уч.-метод. Комплекта «Сообщество»/ Предислов. П.А. Коглин. – М.: «Гендальф», 1999.- С.88-113.
4. Лубовский Д.В. Психологическая диагностика как сфера деятельности практического психолога//Детский практич. психолог.- 1996.-№ 1-2.- С.19-25.
5. Постникова М.И. Практическое использование психологических знаний /Актуальные проблемы психологии /Поморский гос. ун-т.- Архангельск, 1997.- С.82-101.
6. Психологическое изучение детей в школе-интернате/Под ред. Л.И. Божович.- М. «Изд. Академ. пед. наук», 1960.- С.24-35, 52-58, 201-205.
7. Самброс Г.Ф. Изучение учителем учащихся и составление на них психолого-педагогической характеристик (применительно к условиям пед. училищ). / Автореф. дисс. на соиск. Учен. степ. канд. пед. наук (по психологии).- М.,1954.- 18с.
8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: Аркти, 2000. - С.85-121, 196-200.