Словарь терминов к семинарским занятиям
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Авторитетный стиль семейного воспитания – характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитарный стиль семейного воспитания – отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Агрессия -демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку или группе лиц. Агрессивность -качество человека, выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремлении к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам. Анамнез - совокупность сведений от родителей о развитии ребенка на всех этапах. Арт-терапия -специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Внушение - социально-психологический процесс воздействия в первую очередь на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности или группы людей нередко помимо их воли, механизм, который базируется на снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию. Валидизация -процесс оценки степени, в которой тест или другой измерительный инструмент действительно измеряет то, для измерения чего он предназначен. Воспитание в культе болезни - характеризуется навязыванием ребенку роли «больного члена семьи», созданием особой атмосферы. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности - отличается чрезмерностью требований, предъявляемых ребенку. Гипопротекция - характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей.
Гиперпротекция - характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции. Гиперсоциализирующее воспитание – выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета реальных психофизических его особенностей, возможностей и ограничений. Гиперактивность - слабый контроль побуждений, повышенная двигательная активность. Диагноз -конечный результат деятельности диагноста и направлен на выяснение сущности, особенностей изучаемого объекта. Диагноз психологический -конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Диагноз педагогический -заключение об основных педагогически значимых характеристиках участников и явлений педагогического процесса. Диагностика психологическая -область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Динамика групповая – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, развернутых во времени и характеризующих весь цикла жизнедеятельности группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. Дисперсионный анализ – анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых переменных факторов. Жестокое обращение с ребенком – характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью поступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной враждебностью родителя.
Задержка психического развития -тотальное или парциальное наверстываемое отставание от нормативных темпов развития и соотносится с недоразвитием, как отставание с отсталостью. Застенчивость – комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, страха и т.д., препятствующий нормальному общению. Здоровье психическое -состояние психической сферы, переживаемое как общий душевный комфорт, который обеспечивает, в свою очередь, адекватное поведение. Здоровье психологическое -с одной стороны, условие адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей жизни. Игротерапия -метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Индифферентный стиль семейного воспитания – определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции. Интерпретация психологическая -толкование, разъяснение, раскрытие смысла полученных в ходе психологического обследования данных, позволяет ответить на вопросы о том, что означают полученные результаты, какие механизмы обусловили эти результаты. Импульсивность - особенность поведения человека, состоящая в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Концепция службы психологической – совокупность принципов и идей, лежащих в основе деятельности службы. Корреляция (в статистике) -связь между двумя (или более) переменными, при которой систематическое увеличение в значении одной переменной сопровождается систематическим увеличением или уменьшением в значении другой. Либеральный стиль семейного воспитания – характеризуется теплым эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Метод проективный -один из методов исследования личности, основанный на выявлении проекций в психологических данных с их последующей интерпретацией.
Надежность – степень, в которой измерительный инструмент или тест выдает приблизительно те же самые результаты, когда используется неоднократно в сходных условиях. Невроз – пограничное нервно-психическое расстройство, обусловленное психотравмирующим воздействием, в основе которого лежит невротический конфликт. Невроз характеризуется функциональными, обратимыми изменениями, при которых сохраняется способность управлять собой. Негативизм детский -немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него со стороны окружающих его людей. Может проявляться в упрямстве, грубости, отчужденности. Проективные методики -совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Музыкотерапия – метод психотерапии, использующий музыку в качестве средства коррекции. Одаренность детская – биологически, генетически обусловленное сочетание способностей. Одаренные дети обнаруживают особо высокий уровень способностей, общих или специальных. Противоречивое воспитание - обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка. Ранний детский аутизм - неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - комплекс нарушений системы эмоциональной регуляции, основными проявлениями которого являются гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность. Сказкотерапия – метод психотерапии, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Служба «гайденс» -вид психологической службы, распространенной в американских школах, приоритетной задачей которой является измерение и тестирование психических функций учащихся. Служба образования психологическая – компонент целостной системы образования. Это организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии, научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
Среднее квадратичное – среднее арифметическое набора квадратов отклонений от среднего. Стиль семейного воспитания – стратегия педагогического воздействия родителей на ребенка. Переменная зависимая -любая переменная, значения которой в принципе являются результатом изменений в значениях одной или более независимых переменных. Переменная независимая - любая переменная, значения которой в принципе не зависят от изменений значений других переменных. Прогноз – система представлений о будущем развитии объекта диагностики. Психогимнастика – метод психокоррекции, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психокоррекция – система мероприятий, направленных на исправление недостатков психического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Распределение нормальное – теоретически ожидаемое распределение вероятности, когда выборки взяты из бесконечно большой популяции, при котором все события имеют равную степень вероятности. Страх -психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств – тревоги, беспокойства и др. в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности. Тесты рисуночные -группа графических проективных методик, построенных на анализе процесса рисования и законченного рисунка испытуемого. Тревога - психическое состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора. Тревожность- склонность индивида к переживанию тревоги. Тренинг социально – психологический – практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. Убеждение -форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающийся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл.
Упрямство – особенность поведения, дефект волевой сферы человека, проявляющийся в стремлении вопреки разумным доводам поступать по- своему. Шкала -1) любая процедура или прием, который используется с целью упорядочивания объектов или событий в некотором прогрессивном ряду; 2) любой прогрессивный числовой ряд, который может использоваться для приписывания величин событиям или объектам; 3) инструмент для тестирования, который содержит пункты или задачи, расположенные согласно некоторому измерению. Шкала наименований (номинальная) -шкала, классифицирующая объектов или субъектов по названию. Название же не измеряется количественно, оно лишь позволяет отличить один объект от другого или одного субъекта от другого. Шкала отношений – измерительная шкала, на которой могут быть выражены отношения величин вычисляемых наблюдений. Шкала порядковая – шкала, обладающая свойством «порядка» в определенном смысле, т.е. это ранжирование наблюдений в некотором измерении. Шкала интервальная – шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|