Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации к семинарскому занятию на тему: «Методика проведения диагностических процедур и интерпретация показателей»




Задание: Провести и проанализировать результаты методики «Кинетический рисунок семьи».

Рекомендации к проведению анализа по методике «Кинетический рисунок семьи».

При интерпретации КРС особое внимание обращается на следующие аспекты: 1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие отдельных членов семьи); 2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); 3) анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка).

Начинать интерпретацию рисунка нужно с анализа общего впечатления от рисунка, а затем переходить к анализу отдельных деталей.

Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи (цитата по Р.Ф.Беляускайте.Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка// Психологическая диагностика.-2004.- № 4.- С.71-72.)

 

 

Таблица 2

 

Симптомокомплекс Симптом Балл
       
1. Благоприятная семейная ситуация   Общая деятельность всех членов семьи 0,2
  Преобладание людей на рисунке 0,1
  Изображение всех членов семьи 0,2
  Отсутствие изолированных членов семьи 0,2
  Отсутствие штриховки 0,1
  Хорошее качество линий 0,1
  Отсутствие показателей враждебности 0,2
  Адекватное расположение людей на листе (рисунок расположен по средней линии, или несколько левее, и чуть выше середины листа бумаги) 0,1
  Другие возможные признаки  
2.Тревожность   Штриховка 0,1,2
  Линия основания - пол 0,1
  Линия над рисунком 0,1
  Линия с сильным нажимом 0,1
  Стирание 0,1,2
  Преувеличенное внимание к деталям 0,1.
  Преобладание вещей 0,1
  Двойные или прерывистые линии 0,1
  Подчеркивание отдельных деталей 0,1
  Другие возможные признаки  
3. Конфликтность в семье   Барьеры между фигурами 0,2
  Стирание отдельных фигур 0,1,2
  Отсутствие основных частей тел у некоторых фигур 0,2
  Выделение отдельных фигур 0,2
  Изоляция отдельных фигур 0,2
  Неадекватная величина отдельных фигур 0,2
  Несоответствие вербального описания и рисунка 0,1
  Преобладание вещей 0,1
  Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 0,2
  Член семьи, стоящий спиной 0,1
  Другие возможные признаки  

Продолжение таблицы 2

 

       
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации   Автор рисунка непропорционально маленький 0,2
  Расположение фигур на нижней части листа 0,2
  Линия слабая, прерывистая 0,1
  Изоляция автора от других 0,2
  Маленькие фигуры 0,1
  Неподвижная по сравнению с другими фигура автора 0,2
  Отсутствие автора 0,2
  Автор стоит спиной 0,1
  Другие возможные признаки  
5. Враждебность в семейной ситуации   Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа 0,2
  Агрессивная позиция фигуры 0,1
  Зачеркнутая фигура 0,2
  Деформированная фигура 0,2
  Обратный профиль 0,1
  Руки раскинуты в сторону 0,1
  Пальцы длинные, подчеркнутые 0,1
  Другие возможные признаки  

 

Примечание. При отсутствии на рисунке указанных признаков ставится 0 баллов; 1,2 балла ставятся в зависимости от выраженности соответствующего симптома. Чем симптом более выражен, тем больше балл.

Рекомендуемая литература:

  1. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Сборник научных трудов/ Под. Ред. И.В. Дубровиной.- М.,1987.
  2. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии.- СПб,2002.
  3. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка.- М.,1993.

 


Дополнительный материал к вопросам для коллективного обсуждения

Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования: структура и основы содержания (Форма № 2 из «Форм учета деятельности и отчетности педагога-психолога»).

1. Причина исследования (в изложении обратившегося).

2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы).

3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).

4. Сроки проведения исследования.

5. Применение методики описать по следующей схеме:

 

Название шкалы Автор теста, название теста Исследуемая функция Фактор, влияющий на результат
         

 

6.Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании (например: вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка).

7. Результаты исследования:

А) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу) (см. схему учета результатов тестирования);

Б) обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;

В) рекомендации по результатам исследования.

Схема учета результатов тестирования:

Ф.И.О. тестируемого Результаты выполнение диагностического задания Заключение
       

Рекомендации к семинарскому занятию на тему: «Методы индивидуального и группового консультирования».

Задание: Разработать план консультативных мероприятий для родителей и педагогов

План консультативных и просветительских мероприятий педагога-психолога должен включать:

1. название мероприятия, обозначающего его тему в краткой и образной форме;

2. формулировки цели и задач мероприятия;

3. указание адресата и ведущего мероприятия;

4. предполагаемый результат;

5. перечень необходимого оборудования;

6. примерный ход мероприятия, включающий указание его примерного времени;

7. список рекомендуемой литературы к составлению полного конспекта мероприятия.

Пример составления письменных рекомендаций для педагогов

Как заставить стресс работать на Вас, а не против Вас (по В.Н. Панкратову)

Научитесь вовремя расслабляться, именно оно является лучшим способом преодоления стресса.

1. Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно.

2. Не полагайтесь на свою память.

3. Откладывание на следующий день является стрессовым фактором.

4. Не примеряйтесь с тем, что плохо работает.

5. Ослабьте Ваши стандарты, соревнуйтесь лишь с самим собой.

6. Считайте Ваши удачи.

7. Старайтесь иметь друзей, которые не сильно беспокоятся и тревожатся.

8. Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь.

9. Высыпайтесь.

10. Организуйте свое рабочее место.

11. Используйте глубокое и медленное дыхание.

12. Сделайте что-нибудь для улучшения своего внешнего вида.

13. Делайте выходные дни как можно более разнообразными.

14. Прощайте и забывайте обиды.

15. Научитесь вовремя обнаруживать чувство усталости.

16. Для защиты от стресса используйте силу воображения для создания ресурсных образов покоя или успеха.

17. Делайте микропаузы активного отдыха.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...