Специфика консультирования педагогов
Консультирование педагогов рассматривается как форма организации сотрудничества психолога с педагогами в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога.
Особенности консультирования педагогов состоят в следующем: 1) в необходимости равноправного взаимодействия психолога и педагогов; 2) в формировании у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем; 3) в принятии педагогами ответственности за совместные решения с психологом; 4) в распределении профессиональных функций между педагогом и психологом [4, с.45].
Трудности консультирования педагогов: 1) низкая мотивация; 2) низкий уровень доверия; 3) недостаточный уровень осознания влияния самооценки на эффективность профессиональной деятельности педагога; 4) установка администрации на оценочную работу психолога; 5) неразработанность технологий консультирования педагогов; 6) деликатность тем; 7) опасения педагогов, что работа будет строиться с позиции «сверху - вниз» [1, с.41].
Консультирование родителей
Основные задачи консультирования родителей: информирование, организация эффективного детско-родительского общения, психологическая поддержка.
В настоящее время более распространенными моделями консультирования семьи являются психоаналитическая, бихевиоральная и системная.
Популярной формой консультирования родителей становится организация родительски групп, на которых проводят когнитивно-поведенческий тренинг, включающий ролевые игры, видеотренинг, дискуссии, анализ семейных ситуаций, пробы на совместную деятельность [3,с.292].
Методики, используемые при консультировании родителей с детьми: «Совместный рисунок», «Совместные дела», «Один карандаш», «Командир - Подчиненный» «Узелок» и др. [1, с.23-27].
Ошибки психолога при консультировании родителей: 1) оценка родителя как плохого; 2) установка на виновность родителя; 3) установка психолога, что он, как родитель, - лучше [1,с.28-38].
Основные понятия:
Профессиональный стресс, профессиональная деформация, системная семейная психотерапия, самопознание и саморазвитие, стиль семейного воспитания и виды его нарушения, психогигиена, психологическое просвещение, психологическая пропаганда, семинар-практикум, психологическая мастерская.
Литература:
1. Возможности практической психологии в образовании. Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып 3./ Под ред. Пилипко Н.В.- М.; УП «Перспектива»,2001.-100с.
2. Григорович Л.А. Педагогическая психология: учебное пособие- М.: Гардарики,2003.- 314с.
3. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия,2005.- 368с.
4. Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании. Материалы к организации и проведению учебных занятий. Часть1. Методология и организация.- М.: ПЕР СЭ,2003.- 96с.
Темы для самостоятельного изучения
Вариант 1. 050703 «Дошкольная педагогика и психология»
(заочное отделение)
Наименование раздела дисциплины. Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостояте-льной работы
|
|
|
|
|
Цели и задачи психологической службы в дошкольном учреждении: сравнительный анализ концепций психологической службы.
| Составление сравнительной таблицы основных концепций психологической службы в ДОУ.
|
| Индивиду-альное собеседование.
|
Модели профессиональной деятельности детского практического психолога: сравнительный анализ моделей психологической деятельности
| Составление сравнительной таблицы моделей деятельности практического психолога.
|
| Индивиду-альное собеседование.
|
Планирование работы психолога: разработка плана работы психолога ДОУ на месяц.
| Моделирование деятельности педагога-психолога.
|
| Индивиду-альное собеседование.
|
Этика психологической работы: сравнительный анализ кодексов практического психолога.
| Выписать положения любого отечественного кодекса практического психолога, сравнить его с положениями из зарубежных кодексов.
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Понятие о психическом здоровье, понятие нормы и патологии развития: сравнительный анализ под- ходов к проблемам психического здоровья, нормы и патологии.
| Составить схемы «Структура психического здоровья», «Направления психологической работы по сохранению психического здоровья дошкольников», сравнительные таблицы «Виды норм в психологии», «Виды дезонтогенеза».
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
|
|
|
|
Понятие о социальном заказе: особенности отечественного рынка психологических услуг и типичных запросов на психологическую работу в ДОУ.
| · Составить письменную характеристику отечественного рынка психологических услуг.
· Провести анкетирование среди психологов и методистов ДОУ по выявлению типичных запросов на психологическую помощь.
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Этапы работы с ребенком: разработка требований к реализации этапов психологической работы.
| Составить перечень основных требований к реализации этапов индивидуальной работы с ребенком.
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Психологический диагноз: анализ специфики постановки психологического диагноза ребенку-дошкольнику.
| Составить таблицы «Виды психологического диагноза», «Требования к психологическому диагнозу, прогнозу и рекомендациям при работе с детьми дошкольного возраста»
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Задачи диагностической работы: сравнительный анализ задач психодиагностики детей разного возраста.
| Составить перечни типичных задач диагностики детей 2-3-х лет,3-4-х лет,5-6-ти лет,6-7-ми лет.
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Этапы обследования ребенка: разработка плана психодиагностического обследования по запросу.
| Составить краткий план диагностического обследования по одному запросу (проблеме).
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Методика проведения диагностических процедур и интерпретация показателей: диагностика детей раннего и дошкольного возраста.
| Осуществление элементов профессиональной деятельности педагога-психолога (провести диагностику двух детей с использованием нескольких методик и проанализировать результаты, сформулировать рекомендации).
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Методы коррекционной работы с детьми: анализ коррекционно-развивающих игр.
| Составить картотеку коррекционно-развивающих игр для дошкольников.
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Специфика организации коррекционной работы с детьми: анализ особенностей проведения коррекции.
| Составить схемы «Требования к личности и деятельности психолога, осуществляющего коррекцию».
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ, работа с одаренными детьми и детьми «группы риска»: составление коррекционно-развивающей программы для любой группы «трудных детей».
| Моделирование профессиональной деятельности педагога-психолога.
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Анализ индивидуального прогресса ребенка в результате проведения коррекционной работы: наблюдение и анализ коррекционно-развивающего занятия.
| Провести наблюдение за одним ребенком в ходе проведения обучающего или коррекционного занятия, проанализировать особенности его поведения, оценить эффективность проведенного занятия.
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Показатели эффективности коррекции: анализ отчетной документации психолога.
| Сделать письменный анализ отчетной документации психолога по итогам проведенной коррекционно-развивающей работы с ребенком или группой детей
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Методы индивидуального и группового консультирования: разработка плана просветительского психологического мероприятия.
| Моделирование профессиональной деятельности педагога-психолога.
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Техника консультирования педагогов и родителей: моделирование и реализация просветительского мероприятия.
| Провести одно психологическое просветительское мероприятие и сделать письменный анализ его эффективности.
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Вариант 2. 050703.00 «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Иностранный язык» (очное отделение)
Наименование раздела дисциплины. Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполне
ния самостояте-льной работы
|
|
|
|
|
Планирование работы психолога: разработка плана работы психолога ДОУ на месяц.
| Моделирование деятельности педагога-психолога.
|
| Презентация плана на одном из семинарских занятий.
|
Этика психологической работы: сравнительный анализ кодексов практического психолога.
| Выписать положения любого отечественного кодекса практического психолога, сравнить его с положениями из зарубежных кодексов.
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Понятие о социальном заказе: особенности отечественного рынка психологических услуг и типичных запросов на психологическую работу в ДОУ.
| · Составить письменную характеристику отечественного рынка психологических услуг.
· Провести анкетирование психологов и методистов ДОУ по выявлению типичных запросов на психологическую помощь.
|
| Представить результаты на одном из семинарских занятий
|
Методика проведения диагностических процедур и интерпретация показателей: диагностика детей раннего возраста.
| Осуществление элементов профессиональной деятельности педагога-психолога.
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Методы коррекционной работы с детьми: анализ коррекционно-развивающих игр.
| Составить картотеку коррекционно-развивающих игр для дошкольников.
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние.
|
Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ, работа с одаренными детьми и детьми «группы риска»: составление коррекционно-развивающих программ для любой «группы риска».
| Моделирование профессиональной деятельности педагога-психолога.
|
| Презентация программы на лабораторномзанятии.
|
Анализ индивидуального прогресса ребенка в результате проведения коррекционной работы: наблюдение и анализ коррекционно-развивающего занятия.
| Провести наблюдение за одним ребенком в ходе проведения обучающего или коррекционного занятия, проанализировать особенности его поведения, оценить эффективность.
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние по результатам
его выполнения
|
Показатели эффективности коррекции: анализ отчетной документации психолога.
| Сделать письменный анализ отчетной документации психолога по итогам проведенной коррекционно-развивающей работы с ребенком или группой детей.
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние по результатам
его выполнения
|
Методы индивидуального и группового консультирования: разработка плана просветительского психологического мероприятия.
| Моделирование профессиональной деятельности педагога-психолога.
|
| Индивидуаль-ное собеседова-ние по результатам
его выполнения
|
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изучаемому материалу
Семинарские занятия
Семинарское занятие № 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: