Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с детьми, имеющими задержку психического развития




Основные проявления ЗПР у детей: 1) в пониженном общем запасе знаний; 2) в ограниченности представлений; 3) в малой интеллектуальной целенаправленности [4,с.82]. У таких детей наблюдаются - незрелость сложных форм поведения и быстрая истощаемость, утомляемость детей. Дети также характеризуются эмоциональной поверхностностью, непосредственностью, неспособностью к волевым усилиям, недостаточным развитием мотивации и критичности, низким уровнем развития игр с правилами, недостаточной выраженностью познавательных интересов, нарушением отдельных психических функций, нарушениями в координации движений и др.

Выделяют различные варианты ЗПР. Одна из самых популярных классификаций видов ЗПР предложена К.С. Лебединской. Она выделяет четыре вида ЗПР: 1) конституционального происхождения; 2) соматогенного происхождения; 3) психогенного происхождения; 4) церебрально-органического генеза [4,с.84].

Причины ЗПР: органические; общий дефицит общения; отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности; социальная депривация.

Дети с ЗПР проходят нейропсихологическое обследование с учетом формы ЗПР.

Основной целью психокоррекции детей с ЗПР является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность [4, с.104]. В ходе психокоррекции значительное внимание уделяют развитию внимания (используют диктанты с комментированием, варианты корректурных проб и игры), памяти (обучение приемам логического запоминания), мыслительных операций.

Основные направления работы с семьей детей с ЗПР: 1) оценка уровня развития ребенка с целью выявления скрытых ресурсов ребенка; 2) информирование об особенностях ребенка; 3) обучение способам взаимодействия с ребенком.

Работа с детьми, имеющими эмоциональные нарушения.

К эмоциональным нарушениям относят невротические конфликты, неврозоподобные состояния, преневротические состояния и др.

Причинами данных нарушений являются биологические факторы (например, соматическая ослабленность) и психологические (особенности эмоционально-волевой сферы).

Факторы детских неврозов: 1) психические травмы; 2) нарушения системы семейных отношений; 3) преневротические патохарактерологические радикалы.

Гарбузов В.И. с коллегами выделяет девять типов преневротического патохарактерологического радикала: агрессивность, честолюбие; педантичность; благоразумность; тревожность; инфантильность и психомоторная нестабильность; конформность и зависимость; тревожная мнительность и замкнутость; контрастность [4,с.325].

Для неврозов характерна: 1) обратимость нарушений; 2) психогенная природа; 3) доминирование эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.

Особенности детских неврозов: 1) незавершенность симптоматики; 2) преобладание сомато-вегетативных и двигательных расстройств; 3) отсутствие личностного переживания болезни.

Виды неврозов: 1) неврастения (астенический невроз); 2) истерический невроз; 3) невроз навязчивых состояний.

Для детей характерны такие формы проявления неврозов, как: невротическое заикание, тики, расстройства сна и аппетита, невротический энурез, патологические привычные действия (сосание пальца, кусание ногтей, онанизм и др.).

Психологические особенности детей с неврозами: эмоциональность, импрессивность, неустойчивость, склонность к беспокойству, выраженное чувство «Я», психологическая беззащитность, развитое чувство долга.

Основные направления психокоррекции эмоциональных нарушений: 1) смягчение эмоционального дискомфорта; 2) повышение активности и самостоятельности; 3) устранение вторичных личностных реакций (агрессивности, повышенной возбудимости, тревожной мнительности); 4) коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции [4, с.327].

К эмоциональным нарушениям также относят повышенную тревожность у детей.Тревогу рассматривают как неблагоприятное по эмоциональной окраске состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий [5,c.13].

Тревожность развивается в ситуациях: 1) внутриличностного конфликта, связанного с оценкой собственной успешности (негативные, завышенные, противоречивые требования); 2) нарушения семейного или внутрисемейного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками; 3) соматических нарушений [5,c.23-24].

Направления работы с тревожными детьми: 1) повышение самооценки ребенка; 2) обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; 3) обучение навыкам владения собой в травмирующих ситуациях [3,c.45].

Эмоциональные нарушения могут проявляется у детей в форме страхов. Страх - аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека [2, с. 6].

Появление страхов имеет социально-культурные (чрезмерная опека, низкая игровая активность, нервно-психические перегрузки родителей, семейные конфликты и др.) и биологические предпосылки (типологические особенности нервной системы - сензитивность и инертность) [2,с.14-24].

Наиболее часто встречающиеся страхи детей: страх отделения от матери, страх перед животными, страх смерти (с 6 лет)

Методы работы с детскими страхами: 1) рисование страхов; 2) ролевые игры игры-драматизации.

Работа с агрессивными детьми

Агрессивность в общем виде понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу или себе.

Формы проявления агрессии: 1) косвенная вербальная агрессия;2) прямая вербальная агрессия; 3) косвенная физическая агрессия; 4) прямая физическая агрессия.

Причины агрессивного поведения: 1) привлечение внимания; 2) подчеркивание собственного превосходства; 3) защита и месть; 4) стремление быть главным; 5) стремление получить желанный предмет [9,с.52].

Критерии выявления агрессивных детей: 1) высокая частота агрессивных действии (в течение часа наблюдений дети демонстрируют не менее четырех агрессивных актов); 2) преобладание прямой физической агрессии; 3) наличие враждебных агрессивных действий, направленных на физическую боль или страдание других [9, с.53].

Основные направления коррекции агрессивных детей: 1) обучение способам выражения гнева в приемлемой форме; 2) обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях; 3) отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; 4) формирование эмпатии и доверия к людям [3,c.12].

Работа с детьми с СДВГ

Три основных проявления СДВГ: 1) дефицит внимания; 2) импульсивность; 3) повышенная двигательная активность. Данные проявления должны наблюдаться не мене полугода.

Психологические особенности детей с СДВГ: сложности в планировании деятельности, слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, трудности в общении.

Факторы СДВГ: 1) генетические; 2) повреждения ЦНС во время беременности и родов; 3) негативные действия внутрисемейных факторов.

Пики проявления СДВГ: в 5-10 лет, 12-15 лет. Чаще СДВГ встречается у мальчиков.

Направления работы с гиперактивными детьми: 1) развитие дефицитарных функций (внимания, контроля); 2) развитие навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 3) обучение способам выражения гнева в приемлемой форме [3,c.33].

Основные понятия:

Агрессия, агрессивность, тревожность, фобии, невроз и его виды, задержка психического развития и ее виды, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, способности, задатки, одаренность и ее виды.

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Еще раз об одаренности // Вестник практической психологии образования.- 2006.- № 2(7).- С.14-17.

2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей.- СПб: Речь,2005.- 320с.

3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб: Речь,2000.-190с.

4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб: Речь, 2003.- 400с.

5. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.- СПб: Речь,2006.-248с.

6. Осипова А.А.Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: ТЦ Сфера,2002.-512с.

7. Практическая психология образования/Под. Ред. И.В. Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Сфера,2000.-528с.

8. Савенков А.И.У колыбели гения.- М.: Педагогическое общество России,2000.- 224с.

9. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция.- М.: ВЛАДОС,2003.- 160с.

10. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей.-2-е изд., стереотип. - М.: Академия,1998.-320с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...