Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расцвет (Зона максимальной эффективности)




Функциональные структуры организационной системы в наличии. То есть политики и процедуры есть и, главное, им следуют. Есть установленное видение перспективы и креативности. Имеет место ориентация на результаты, компания удовлетворяет потребности клиента, а не отгораживается от него. Организация разрабатывает планы и следует им. А это большое достижение.

Большинство компаний на этапе Быстрого роста очень хорошо пишут стратегические планы, но не могут точно установить сроки выполнения мероприятий. Они делают их слишком ранними, не рассчитав свои силы. Достаточно набраться опыта, и компания предсказуемо достигает вершин результатов работы. Тогда уже работа планируется и выполняется в срок. Организация может позволить себе рост в объемах продаж и в прибыли, основатели запускают новые проекты периода Младенчества. Компании, находящиеся в Зоне максимальной эффективности, знают, что делают, куда они идут и как туда попасть.

По сравнению с компанией периода Быстрого роста, которая знает, почему она зарабатывает деньги, компания периода Расцвета знает еще и то, как она собирается их зарабатывать. Именно для этого и нужна система стратегического планирования.

Для периода Расцвета характерно наличие агрессивного бюджета при небольшом разбросе «план-факт», планы по бюджету практически полностью выполняются. Таким образом, имеется видение перспектив и агрессивность периода Быстрого роста, но подконтрольность и предсказуемость, обретенные в периоде Юности. Проблемы в Зоне максимальной эффективности. Самая патологическая проблема на указанном этапе ‑ благодушие. Счастливая иллюзия о том, что все хорошее, характерное для периода Расцвета, будет длиться вечно. Недостаточная квалификация персонала, которую все признают. Основная задача ‑ остаться в данном периоде.

Стадии старения

Этап Стабилизации

Компания еще сильна, но начинает терять гибкость. Объемы продаж начинают падать. Почему? Потому что доминирует подход: «Если это еще не сломалось, не пытайся исправить!». Растет приверженность предыдущему опыту и уровням иерархии. Все смотрят на главного, принимают его сторону.

У компании стабильная позиция на рынке. Развивается чувство безопасности, которое необоснованно. Люди любят пребывать в офисе, а не у клиента. Исчезает чувство срочности. Долгие совещания. Уменьшаются ресурсы на исследования в пользу модернизации существующих продуктов. Доминируют решения, ориентированные на краткосрочную прибыльность. Люди из области финансов становятся для компании более важными, чем работники из подразделений маркетинга, исследований и разработок. Возврат на инвестиции — основной критерий. Организация предпринимает меньше риска, истощается дух антрепренерства. «Мы и так имеем большой опыт. Зачем нам еще напрягаться!» Компания снижает собственные ожидания по темпу роста, захвату новых рынков и технологий. Подозрительность к изменениям, ко всему новому. Вознаграждают тех, кто хорошо исполняет только то, что велят делать. Девиз — «Не высовывайся!». Люди заинтересованы в хороших отношениях в коллективе больше, чем в рисках и конфликтах ради дела. Все — nice! (приятны во всех отношениях). Именно здесь начинается размывание точек перехода из этапа в этап. Этапы роста очень легко отделить друг от друга, этапы старения очень сильно пересекаются, границы между ними размыты.

Этап Аристократизма

Деньги тратятся на системы контроля и управления, гарантии компенсации, здания и сооружения. Внимание уделяется тому, как вещи делаются, а не тому, что и почему. Форма превалирует над содержанием. Если обманываешь красиво и не создаешь волны, можно выжить и даже продвинуться по служебной лестнице вне зависимости от того, что ты реально произвел. Существует формальность в одежде и традициях. Именно на этом этапе персонал начинает одеваться в темные одежды. Работники волнуются о жизнеспособности организации каждый в отдельности, но как группа они выражают настроение «У нас все хорошо, не создавай волны, это нормальные огрехи бизнеса». Мало внутренних инноваций. На этом этапе чаще всего и происходят слияния и поглощения в попытке оживить компанию, но это не дает никаких результатов. Деньги никуда не тратятся, много наличности, поэтому организация становится потенциальной мишенью для захвата. Снижается фактическая способность компании достигать результата.

Доминируют цели краткосрочного масштаба с относительно гарантированным результатом и сеются семена посредственности. Лучше сделать небольшой план, но гарантированно. Постепенное устаревание продуктов. Все об этом знают, но мало кто делает выводы. Никто первым не хочет делать шаг вперед в целях сохранения своей шеи. Многие работники уходят, а те, кому некуда идти (посредственные), начинают обвинять ушедших в отсутствии лояльности к компании. Господствует чувство обреченности, руководство пытается перевернуть ситуацию через раздачу орденов и медалей. Сотрудники активно посещают за счет фирмы дорогостоящие семинары, на которых больше отдыха, чем работы. Такие компании ‑ как раз золотое дно для псевдотренинговых компаний, которые вывозят на Кипр для изучения, например, основ бюджетирования. Почему никто не предпринимает меры? Все надеются, что беда пройдет стороной. Конкуренты могут уйти с рынка, клиенты изменятся, вкусы у людей станут другими, то есть внешняя среда начнет благоприятствовать сама по себе.

Есть известная притча о говорящем ишаке. Один из приговоренных к смерти арабов пообещал шейху за 5 лет научить разговаривать его ишака. Когда у него спросили, каким образом он собирается это осуществить, тот ответил: за 5 лет или власть поменяется, или ишак умрет, или он таки научится говорить. Компания не прилагает усилий для «выруливания» ситуации, потому что будущие проблемы не давят сейчас. Компания еще ликвидная и прибыльная, поэтому действия здесь и сейчас будут означать создание волны и вовлечение в политическую драку, которая имеет цену сегодня. Но цена генерации волн сегодня выше, чем текущая цена решения проблем завтрашнего дня. Следовательно, никто не хочет подставлять свою шею под удар.

Теряется чувство контроля над ситуацией, которое сменяется надеждой на то, что кто-либо придет и решит все проблемы. И вот тут наступает время консультантов. Их зовут для того, чтобы они сказали то, что менеджеры не хотят говорить сами. Другими словами, чтобы каштаны из огня голыми руками хватали другие. Что происходит? Консультанты ставят диагнозы и пишут отчеты, руководство их читает, и… ничего не делается до начала периода Ранней бюрократизации — только тогда, когда уже надо срочно действовать, ведь будущие проблемы стали настоящими.

Этап Аристократизма характеризуется потерей доли рынка, снижением доходности и прибыли. Имеется отрицательный денежный поток. Растет текучесть кадров, отток хороших сотрудников. Начинается стремительный вход в этап Ранней бюрократизации. Цены на продукцию поднимаются, количество продаваемого товара снижается. На какое-то время доход увеличивается за счет повышения цен, но затем из-за снижения объема продаж доходы резко падают. Наступает день расплаты, когда невозможно уже легко поднимать цены и быстро и свободно поглощать имеющиеся на рынке компании, ‑ так поток наличности иссякает. Достаются индивидуальные ножи и начинается борьба за индивидуальное, а не корпоративное выживание. Добро пожаловать в период Ранней бюрократизации!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...