Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие игровых позиций в истории футбола.




 

Если сталкиваешься с социальной структурой, такой как футбольная команда, которая придерживается давних традиций социального и тактического содержания, это значит, что следует поговорить об основополагающем значении этого и об областях задач.

Каждая классическая игровая позиция заключает в себя часть истории и опыта, который футбол накопил за время своей эволюции. Эти знания необходимы игрокам для того, чтобы они лучше понимали свои задачи на поле, что существенно облегчит их практическую реализацию. Для тренеров эти знания имеют еще большее значение, так как они позволяют им развивать и совершенствовать их футбольные теории и методы.

Знание исторического развития игровых позиций может преумножить опыт во многих тактико-стратегических возможностях игры.

Кроме того, в педагогико-дидактической области не следует упускать из виду и тот факт, что развитие человеческой цивилизации, её филогенетики, происходит одновременно с онтогенетическим развитием.

Особое значение это имеет при планировании использования методов в юношеском секторе. Точнее говоря, в молодых футболистах должна воспитываться, основывающаяся на истории, футбольная культура, которая помогает им понять и опробовать все основополагающие стратегии игры (даже те, которые уже не используются).

Так называемое «живое» исследование прошлого – это самый значимый метод познания. Вспомним о том, что «кто больше знает, тот в состоянии быть творцом».

 

2.1 – Принятие роли или создание роли?

 

У понятия «роль» в театральном мире в данной языковой области есть три специфических значения, а именно:

  1. Принятие роли.
  2. Игра роли.
  3. Создание роли.

- Принятие роли идентифицируется с получением роли, когда возможности изменения сценария минимальны.

По этому же принципу игрок должен включать свое психомоторное поведение в игре, которое определяется в соревновательной среде как технико-тактические качества.

В футболе, например, принятие роли производится защитниками, которые закрывают своего непосредственного противника.

- Игра роли дословно означает играть роль, где открываются большие интерпретационные возможности в различных ситуациях. При игре роли дается личностная свобода выбора действий в рамках какой-то определенной тематики, в то время как в принятии роли нет свободной инициативы.

- Создание роли - это то же самое, что и сотворение роли, где игроку предоставляется возможность проявить творчество, чтобы в игровой ситуации достичь цели новыми вариантами и средствами.

Другими словами создание роли происходит благодаря синтезу спонтанности и анализу ситуации, без необходимости вводить заранее спланированные действия.

Если затрагивать образование футболиста, то все эти три пункта без исключения и принятие роли, и игра роли, и создание роли имеют большое значение.

Принятие роли следует понимать как личностную футбольную культуру, которая связана с эволюцией игры в футбол. Игра роли соответствует способности интерпретировать опыт и использовать его для достижения второстепенных целей. Создание роли выражает в рамках интерпретации ролей наивысший уровень развития; почему это удается, благодаря потребности и забыть о прошлом, и использовать прошлое себе в помощь одновременно.

Очень важно и следующее различие ролей:

Роли, зависящие от ситуаций. Они зависят от развития игры и постоянно варьируются.

Командные задачи. Здесь речь идет о распределении задач перед началом игры.

Вследствие этого, представим себе такой план, где проблематика областей задач игроков (их ролей) принимается во внимание во время фазы развития в юношеском возрасте.

  1. Спонтанная игра.
  2. Предоставление подходящих областей задач (ролям).
  3. Распределение основополагающих ролей по мере их появления в истории футбола (принятие роли).
  4. Интерпретация ролей (игра роли).
  5. Изобретение роли (создание роли).

 

Развитие областей задач в игровых системах.

2.2.1 – У истоков игры в футбол.

При первых попытках играть в футбол игра существенно отличалась от сегодняшней игры. Первым отличием было то, что не было игры в пас. Расположение игроков было тогда следующим: вратарь, один защитник и 9 нападающих, без полузащитников.

Система 1 – 0 – 9 (Рис. 3).

В 1863 году, когда была основана футбольная ассоциация, одного из нападающих сдвинули назад, и так появилась позиция центрального полузащитника.

Система 1 – 1 – 8 (Рис. 4).

Можно с уверенностью утверждать, что уже во времена становления игры уже существовали 4 основные игровые позиции: вратарь, защитник, полузащитник (хавбек)¹ и нападающий.

Рис. 3. Рис. 4.

¹ Это английское понятие не подразумевало чистого полузащитника, а игрока, который оставался на своей половине поля. Понятие центральный полузащитник появилось позже (митфилд).

 

 

Десятью годами позже назад сдвинули второго нападающего. Так появилась система 1 – 2 – 7 (Рис. 5).

 

2.2.2 – Игра в пас.

Во второй половине семидесятых годов 19-го века в Великобритании совершают очередное революционное открытие в игре. Команда «Куинс Парк» стала практиковать спланированную игру в пас. Следствием этого тотчас же стало то, что игра стала более открытой и не характеризовалась больше массовыми столпотворениями игроков и вытекающими из этого конфузами. Благодаря этому открытию между защитниками стало больше игрового пространства, что сделало возможным совместную игру. Стало выгодным увеличить число защитников с 1 до 2, чтобы добиться лучшего распределения игровой площади.

Система 2 – 2 – 6 (Рис. 6).

В этой системе было 2 защитника, 2 полузащитника, 4 фланговых нападающих и 2 центральных нападающих.

Рис. 5. Рис. 6.

 


2.2.3 – Система «Пирамида».

Несколькими годами позже было замечено, что необходимо еще одного игрока поставить в линию полузащиты, система 2 – 3 – 5 (рис. 7), которая по форме построения напоминала форму пирамиды. Благодаря этому был сделан решительный шаг в игровой тактике: был достигнут паритет между нападением и защитой.

Игроком, который находился в критическом положении, несомненно, был центральный полузащитник. Он одновременно выполнял функции защиты и помогал в нападении, поэтому он должен был обладать хорошим видением игры и антиципационными способностями. Его позиция и его функции обязывали его к тому, чтобы знать, что творится перед ним, по бокам от него и за ним. Если к этому еще прибавить и то, что он должен обладать и выдающимися атлетическими качествами, то можно понять, почему раньше было трудно и сейчас нелегко найти центрального полузащитника, который был бы в состоянии в удовлетворительной форме выполнить все поставленные перед ним задачи. В системе «Пирамида» центральный полузащитник, если он находится в меньшинстве, то он склоняется к медленному смещению назад.

Области задач защитников были взаимозаменяемые: один атаковал противника с мячом, а второй сдвигался назад и прикрывал его как либеро (рис. 8). Флангового нападающего атаковал полузащитник, которого, в свою очередь, сзади подстраховывал защитник, находящийся на этой диагонали (рис. 9).

 

 

Рис. 7. Рис. 8.

 


В другом случае защитник атаковал флангового нападающего (рис. 9 и 10), а его прикрывал крайний или центральный полузащитник, или другой защитник.

Рис. 9. Рис. 10.

 
 

 

 


Эта модель защиты была предшественником актуальной на сегодняшний день защиты, ориентированной на закрывание пространства, здесь мы видим закрывание пространства игроками при помощи их перестроения в зависимости от ситуации. Система «Пирамида» развивалась во всей Европе на протяжении около полувека. Эта «крепость» была поколеблена в 1925 году, году, когда в третий и последний раз были изменены правила положений вне игры: сначала два игрока должны были находиться между нападающими и воротами противника.

Это изменение стало необходимым, когда стали играть систематически на создание положений вне игры, что, если бы не изменили правила игры, без сомнения намного снизило бы её активность. Против системы «Пирамида» итальянские специалисты сдвинули назад двоих фланговых нападающих, сделав из них полунападающих, так возникла система 2 – 3 – 2 – 3 (Рис. 11).

Рис. 11.

 

 

2.2.4. – Закрывание игроков.

В конце 20-х годов Герберт Чепмен, бывший в то время тренером «Арсенала», понял, что в командах с изменением правила положений вне игры образовался перевес в сторону нападения. Тогда он сдвинул назад в линию защиты центрального полузащитника, которого назвал «стоппером». Задачей последнего было контролировать центральную зону защиты и блокировать действия центрального нападающего противника. Таким образом, была впервые выдвинута концепция закрывания игроков, в которой крайние защитники были больше сдвинуты на фланги; оба крайних полузащитника сдвигались ближе к центру, что бы закрыть там нападающих игроков противника. Игроки 10 и 8 были немного сдвинуты назад. Таким образом, возникла чемпионская система WМ 3 – 2 – 5 (рис. 12).

Кроме того, гениальный тренер Чепмен придумал контратаку (играть на перелом), где полузащитники и полунападающие, если атаковал противник, смещались назад и как бы заманивали противника продвинуться как можно дальше вперед. Потом, когда команда Чепмена завладевала мячом, делался пас вперед нападающим, и игра быстро переводилась вперед, где нападающие были в данный момент не в меньшинстве, а, как правило, в равном количестве с защитниками противника.

В качестве «противоядия» против этой чемпионской системы некоторые английские клубы применяли «двухголовое построение Лянчи», систему 3 – 3 – 4 (рис. 13). Здесь снова был центральный полузащитник, и было 4 нападающих: 2 центральных нападающих и 2 крайних нападающих. Таким образом, у чемпионской системы были проблемы, когда их атаковал противник, потому что стопперу приходилось бороться с двумя центральными нападающими.

Рис. 12. Рис. 13.

 

 


 

Представленная на рисунке 14 система ММ (50-е годы), гарантировала лучшее равновесие, чем двухголовая система Лянчи. Это тактическое игровое выравнивание было особенно эффективным во время контратак. Эта система успешно, а поэтому регулярно, применялась против WМ (или «Системы»).

Системы WМ и ММ обладали в их изначальной форме слабостями в обороне, поэтому тренеры пытались найти новые решения для выхода из этой ситуации.

Было замечено, что особенно система WМ, когда противник атаковал по центру или нападающие противника совершали маневры без мяча, была слаба. В 50-е годы в Англии предложили такую игровую модель (рис. 15), в которой защита закрывала пространство, а им на помощь сдвигались назад оба центральных полузащитника. Причем один из них смещался назад до уровня стоппера. Крайние защитники направляются в обороне по диагонали на позиции, которые необходимо закрыть, а дальний от мяча фланг оставляют открытым. Это был основополагающий шаг в направлении создания общеколлективной игры: цель была не у одного игрока, а у всей группы.

 

 

Рис. 14. Рис. 15.

 
 

 


2.2.5. – Игра с 4 защитниками.

В конце 50-х годов пришли к необходимости введения четвертого защитника, что позволило бы закрывать поле на всю его ширину.

Было предложено два варианта решения этой проблемы. Первый подразумевал поставить четвертого защитника за линией защиты на позицию либеро. Итак, было 3 защитника (2 крайних защитника и стоппер), а за ними был либеро. Он всегда находился за линией защиты и атаковал прорвавшегося в его зону противника.

В качестве второго варианта рассматривалась постановка четвертого защитника в одну линию с уже имеющимися 3 защитниками. Таким образом, получилась пара крайних защитников и пара центральных защитников. Эта команда играла на закрывание пространства.

Каким же стало расположение игроков в линии полузащиты и нападения после введения четвертого защитника? Уравнивающим выходом из положения было построение таким образом: 3 полузащитника и 3 нападающих, игровая модель 4 – 3 – 3 (рис. 16).

Эта форма построения обозначила следующий шаг в развитии футбола. Впервые центр тяжести команды находился ближе к защите, чем к нападению.

Бразильский вариант использования 4 защитников (2 крайних и 2 центральных защитника) стал основой системы 4 – 2 – 4 (рис. 17). Система состояла из 4 нападающих, 4 защитников и 2 полузащитников.

Рис. 16. Рис. 17.

Впервые центр тяжести команды находился

ближе к защите, чем к нападению.

 

Последние были опорой команды, потому что они помогали и в защите, и в построении игры.

При таком расположении полузащитники должны были обладать ненормированными кондиционными способностями, поэтому система

4 – 2 – 4 существовала больше на бумаге, чем в реальной практике; в действительности же применялась система 4 – 3 – 3 (играя по этой схеме, бразильцы стали в 1958 году Чемпионами Мира).

 

2.2.6. – Развитие линии полузащиты.

Введение 4 защитников, которые теперь находились в численном равенстве с нападающими, привело к следующему очень важному шагу.

Развивалась потребность более точного определения задач полузащитников. Они больше не были игроками, задачей которых были действия в зоне от середины поля в направлении своих ворот, теперь их задачей были действия и в обороне, и в построении и формировании игры.

Полузащитники, называвшиеся до этого времени хавбеками, стали называться игроками середины поля (митфилдами). Новое название точнее соответствовало их функциям, которые, как и в актуальных на сегодняшний день системах, стали более обширными.

С этими нововведениями в средней линии поля команды стали сильнее как в обороне, так и в нападении.

Таким образом, игра «созревала» до состояния появления в ней духа коллективизма и взаимопомощи.

Рис. 18.

 

2.2.7. – Некоторые тенденции, ведущие к регрессу.

Благодаря этим вдохновляющим предпосылкам в 60-е, 70-е годы многие тренеры склонялись к тенденции постоянного оборонительного стиля игры. В короткие сроки пришли к системам 4 – 4 – 2, 4 – 5 – 1 и даже к системам

5 – 3 – 2 и 5 – 4 – 1. Кроме того, игроки вынуждены были играть в схематическую игру по заученным и доведенным до автоматизма схемам по перемещению по полю и действиям.

Такая психология привела к регрессу в развития игры во многих её аспектах. Это оказывало негативное воздействие на развитие игроков и их творчество, а главным было постоянное направление на оборону.

 

2.2.8. – «Революция» в тотальном футболе.

В качестве реакции на монотонность, чье влияние, в особенности ощутимое в Италии и до сегодняшнего дня, в 70-е годы в Голландии возник так называемый «тотальный футбол», который потом распространился по всем странам.

Этот тотальный футбол реагировал на тактическое развитие с его сложными поведенческими формами, которые приводили в футболе того времени к ненормированному контрасту.

При происхождении тотального футбола области задач игроков определялись с большой эластичностью и непринужденностью. Защитники становились нападающими, а нападающие со своей стороны без проблем становились защитниками. Полузащитников можно было узнать по их неизменным областям задач. Вратарь при создании положений вне игры выступал в роли либеро. Такой способ интерпретировать игру имел очень большое значение для человеческих потребностей: потребностей в творчестве.

Основы внутренних перемещений в команде были своего рода восстанием против чрезмерных тактических притеснений, которые угнетали игроков. Огромной заслугой тотального футбола стало то, что снова стали приниматься во внимание потребности человека к свободе и применению фантазии, которые не подавлялись стереотипами. Таким способом снова вернулись к психическому и аффективному происхождению игры в футбол.

Несомненно, и в тотальном футболе есть преувеличения. Он был своего рода важным подъемом эмоций и опыта, что имело очень большое значение.

 

2.2.9. – Каким должен быть актуальный футбол: нужно изобретать новые области задач или копировать из прошлого?

Оба этих варианта решения проблемы являются крайними. Этот вопрос должен решаться исходя из целей и возможностей, динамично со всеми вытекающими из этого последствиями. Побуждением к этому должна быть интерпретация областей задач из прошлого.

Нет определенных правил и рецептов: если данные анализа вашей ситуации свидетельствуют, что в соответствующем случае применение устаревших игровых позиций и областей задач (следует не упустить из виду то, что уже система «Пирамида», по которой играли в период с 1880 года по 1920 год, богата технико-тактическими приемами, которые стали частью современного футбола) может принести пользу, то нужно применять их без промедления. А наряду с этим можно придумать и внести сюда что-нибудь новое, что улучшит имеющееся. Вспомним, что история «учит» жизнь, и для этого не обязательно историю знать наизусть, нужно просто быть с ней знакомым, чтобы правильно понимать настоящее.

 

2.3 – Области задач и коллективная игра.

 

Когда говорят об областях задач и позициях, нужно неизбежно упоминать и все возникающие противоречия.

Как мы уже вкратце рассматривали, с одной стороны есть тенденция к узкой специализации игроков, а с другой стороны можно играть без определенного закрепления того или иного игрока постоянно на одной позиции, чтобы игроки умели играть в разных позициях.

Хорошо, тогда суть вопроса заключается в том, чтобы рассматривать данную проблематику с какой-то другой позиции. Специализация, поддерживающая природную склонность к игре на определенной позиции – это реальность, которую мы не имеем права не понимать, и в то же время мы пытаемся всех игроков унифицировать. Первородная проблема заключается в том, чтобы развитые качества отдельного игрока направить на гармонизацию с целями всей команды.

Проблематика позиций и совместной игры делится на две составляющие:

  1. Распределение позиций, как по функции индивидуальных способностей, так и по потребностям команды.
  2. «Связь» вышесказанного.

Предположим, что все игроки, имеющиеся в наличии, являются средствами для необходимой связи, что, в субстанции, является способностью в построении игры и качеством защиты без мяча.

С традиционных точек зрения (имеется в виду то, что мы находимся в фазе развития и, вследствие этого, изменения футбола) принимается во внимание то, что построение игры является задачей полузащитников, в то время как защитники обороняются, а нападающие забивают голы. Есть особые хорошие причины, которые, как мы видели, привели к этой концепции, которую, правда, не полностью нужно отвергать, а лишь, без сомнения, подвергнуть определенным изменениям. Наш взгляд на футбол начинается с согласия с распределением областей задач защитников, полузащитников и нападающих.

Но, в то время, как до сих пор говорилось о «взаимопомощи» звеньев команды, мы предпочтем выражение «интеграция», которое будет рассмотрено во второй половине данной книги.

 

2.4. – Игровые позиции и зоны игрового поля.

 

Исходя из пространственных и временных предпосылок, которые переплетаются с аффективными и социальными условиями, разделим игроков на две основные категории: игроки, выполняющие задачи в центре поля и игроки, действующие на флангах. Попытаемся изобразить психолого-морфологический профиль.

Первые – это «холодные вычислительные устройства», обладающие отличным видением поля и умеющие правильно рассчитывать время. Они склонны к предвидению, предугадыванию и распознаванию действий по построению игры. Речь не идет об эмоционально стабильных индивидуумах, которые в состоянии проследить за развитием игры во всех направлениях (слева, справа, спереди и сзади) и правильно все интерпретировать, способных напугать и сбить с толку. Такие атлеты, как правило, действуют не инстинктивно, а руководствуются своим пониманием игры. Проблема этих игроков заключается в том, что наряду с этими имеющимися положительными природными качествами у них, как правило, отсутствует нужная скорость и выносливость. Именно по этим причинам в период роста у них происходит большее развитие психомоторных антиципационных способностей.

Фланговые игроки, наоборот, мускулистые, сильные, быстрые атлеты. Они предпочитают, так как они легко возбудимы, быстрые действия (нервная система легко возбудима) и являются по своей конституции быстрыми и выносливыми. У них более быстрый обмен веществ, чем у выше рассмотренных игроков. Этим индивидуумам не хватает понимания общей тактической обстановки, потому что их конституционная раздражимость склоняет их к поспешным и необдуманным действиям.

По этим причинам они являются фланговыми игроками: им нужно, чтобы сбоку от них была граница поля, которая является важным фактором для их эмоциональной уверенности, и является «тактическим ориентиром». Если их поставить в середину поля, то они растеряются, и произойдет конфуз.

Фланговые игроки не обладают природными антиципационными способностями (не следует путать со скоростью реакции, которая является одним из их положительных качеств); способность, которая у игроков такого типа с упорством развивается с детства.

Конечно же, существуют промежуточные стереотипы, которые развиваются, в общем, разносторонне у некоторых игроков.

Есть исключения, т.е. игроки, которые могут быть как игроками центра поля, так и играть на флангах.

 

«Разум – это последний штрих Господа,

Касающийся эволюции».

П.Г. Водехаус.

Глава 3.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...