Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Житейская и научная психология о закономерностях детского развития




Житейский, эмпирический опыт людей как основа всякой науки. Отличие житейских знаний от знаний научных. Конкретность житейского знания и обобщенность научного знания. Отработка понятия как одна из функций науки. Интуитивность житейского знания и рациональность, осознанность - научного. Формулирование гипотез. Способы передачи знаний в житейской и научной психологии. Методы получения знаний. Уникальность фактического материала в научном знании. Житейские представления как предмет исследования научной психологии.

Житейские представления и эффективность обучения. Наивные теории и представления о семье. Родительские представления и детское развитие. Понятие самоактуализирующихся пророчеств. Народная психология о закономерностях детского развития.

Основные понятия: научность, житейский опыт, конкретность, обобщенность, рациональность, осознанность, понятие, эпистемиологическое препятствие, ментальные модели, самоактуализирующиеся пророчества, народная психология.

Чем отличаются житейские психологические знания от научных

У каждого из нас, отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, есть определенный запас житейских психологических знаний. Свидетельством тому являются те обстоятельства, что каждый человек в какой - то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п.

Замечено, что люди очень рано, уже в детском возрасте, приобретают наивные (базовые) теории по крайней мере в трех областях знаний, которые называют центром отношений между человеком и миром: знания по физике, психологии и биологии. Эти теории опираются на каждодневный опыт и предваряют более поздние концептуальные приобретения. Термин "теория" используется в силу того, что, несмотря на наивность, эти знания сродни связанной и хорошо организованной системе объяснительных признаков.

Житейский, эмпирический опыт людей рассматривают в качестве основы любой науки. Так, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте. Математика исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Говоря о житейской психологии, существование которой неоспоримо, многие авторы обращаются к понятиям "наивные теории", "теории житейского толка", "популярные", или дилетантские, теории, "народная психология". Имеются в виду взгляды людей, зачастую далеких от научного знания и не получивших специального образования в области педагогики, психологии и медицины.

Случай из педагогической практики

Вот взгляды одной из матерей о состоянии дел в современной школе и об отношении к традиционным формам ее работы.

"Познавать мир - это неоспоримое желание ребенка с момента рождения. Познание окружающего мира для растущего человека - это такая же жизнеобеспечивающая необходимость, как желание есть, пить, спать. Наблюдая за развитием ребенка, мы, родители, отмечаем этапы его физического и физиологического роста. До школы родители внимательны и к интеллектуальному развитию ребенка, и к его эмоциональному восприятию мира.

Но вот наступила пора поступать в образовательное учреждение.

Несмотря на привычное состояние ответственности за своего ребенка, с момента поступления его в школу родитель вынужден переложить ответственность за его воспитание и образование по большей части на школу. Это уже годами сложившиеся и устоявшиеся взаимоотношения между школой и семьей.

Кто из родителей может реально повлиять на изменение нагрузки, подходов к образованию, темпы и глубину образовательного процесса? Заменить учителя или повлиять на нравственную атмосферу класса мы не в состоянии".

Мать четверых детей считает, что не следует отдавать ребенка в школу. Ее дети не ходили в школу. Сейчас им 14, 13, 10 и 6 лет. Их первые шаги в школьном мире и привели мать к таким действиям. Теперь она учит своих мальчиков и девочку сама. Для собственных детей и для детей, которые по разным причинам не "вписались" в школьную жизнь, она организовала Центр семейного образования. Кроме нее в качестве консультантов здесь работают люди, имеющие высшее образование. Мать считает, что хорошими консультантами при семейной форме образования могут быть люди, не имеющие педагогического образования, или люди с педагогическим образованием, но ни разу не работавшие в школе. По такому принципу и подбираются кадры.

Чем же отличаются житейские психологические знания от знаний научных? Выделяют несколько таких отличий. Житейские психологические знания приурочены к конкретным ситуациям, к конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших ее функций.

Что такое "понятие" вообще? Что такое "научное понятие"? Приведите примеры. Какова необходимость именно в научных понятиях? Нельзя ли человечеству в своей реальной жизни обойтись понятиями житейскими, основные значения которых закреплены в русском языке, например? Что вы думаете по данному поводу?

Ю.Б. Гиппенрейтер по этому поводу пишет, что в научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Так, можно долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Научные понятия часто совпадают с житейскими понятиями по своей внешней форме, т.е. выражаются теми же словами. Внутреннее содержание, значения слов житейских и научных терминов, как правило, различны, хотя могут и совпадать по форме. Житейские термины обычно более расплывчаты, многозначны.

Пример из педагогической практики

Автобус - это слово. Транспорт - это уже обобщение. Таким обобщениям воспитатели учат детей в детском саду. А зачем они это делают? Что дает ребенку знание слова "транспорт"? Что изменится в его жизни? Где он сможет использовать это слово, это понятие? Что вы подумаете о человеке, который скажет: "Я приехал на автобусе"? И что вы подумаете о человеке, который скажет: "Я воспользовался транспортом"?

Приведите пары житейских и научных понятий из практики воспитания и обучения ребенка.

Например: "Мой ребенок ужасно неусидчив", - скажет мама о своем ребенке дошкольного возраста. "У ребенка дошкольного возраста процессы возбуждения превалируют над процессами торможения", - скажет психолог.

Рассмотрим две цитаты, касающиеся этого вопроса.

Первая: "Каждая серьезная философская концепция сопряжена со своим особым, только ей присущим языком. Отчетливо разными вырисовываются перед нами языки философий Канта, Гегеля, Ницше, Гуссерля, Витгенштейна, Хайдеггера. Серьезные философски ориентированные разделы науки - квантовая механика, теория относительности - это также построения, обладающие своими собственными языками....Разные религиозные системы оказываются порожденными разными языками. Разные языки обладают разной выразительной силой" 1.

И еще одна цитата:

"Границы моего языка означают границы моего мира" 1.

Как вы понимаете эти высказывания? Приведите примеры.

Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано со способом их получения: они приобретаются, как пишет Ю.Б. Гиппенрейтер, путем практических проб и прилаживаний. Научные же психологические знания рациональны и вполне осознанны.

Что такое интуиция? Что отличает рациональное знание от знания интуитивного? Как вы их различаете? Приведите примеры.

Следующее отличие знаний житейских и знаний научных состоит в способах передачи знаний, в самой возможности такой передачи. В сфере житейской психологии такая возможность весьма ограничена. В то же время в науке знания аккумулируются и достаточно эффективно передаются.

Как происходит аккумуляция научного знания? Как передаются эти знания? Что вам об этом известно? Приведите примеры.

Четвертое отличие касается методов получения знаний в области житейской и научной психологии. В житейской психологии такими методами являются, как правило, метод наблюдения и метод размышления. В научной психологии существует возможность добавить к этим методам еще эксперимент.

Почему эксперимент невозможен в сфере житейского знания? Так ли это? Приходилось ли вам с своей жизни экспериментировать, и что из этого вышло? Расскажите. В чем состоит житейское и научное понимание слова "эксперимент"?

Преимущество научного знания состоит в том, что оно располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается в разных отраслях психологической науки: возрастной, педагогической, патопсихологии и нейропсихологии, психологии труда и инженерной психологии, социальной психологии, зоопсихологии и др.

Что такое "уникальность"? В чем заключается, на ваш взгляд, уникальность фактического материала, накопленного в научном знании? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры такой уникальности.

Житейское знание конкретно, интуитивно, его передача другому человеку невозможна, оно ограничено в перечне методов исследования. Научное знание, напротив, рационально и осознанно, оно стремится к обобщениям. Научные знания аккумулируются и легко передаются. Разнообразие методов и накопленного материала - характеристики, присущие научному знанию.

Как в деятельности профессионального психолога должны уживаться эти два вида опыта? - ставит вопрос Ю.Б. Гиппенрейтер. Научный психолог, подчеркивает она, должен быть одновременно и хорошим житейским психологом. А потому научная психология должна опираться на житейский психологический опыт, извлекать из него свои задачи и в нем же проверять успешность их решения.

Так ли это? Приведите доказательства.

И еще об отношении житейской и научной психологии.

Ошибочно полагать, что знание теоретических основ психологии лишь углубят уже имеющиеся у человека представления, сформированные на базе его жизненного опыта. Это не так. Овладение даже элементами научных знаний по психологии не только количественно увеличивает возможности человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его поведения. Лишь тесный сплав науки и практики обеспечивает сознательное и целенаправленное развитие личности.

Представление о существовании двух рядов знаний (знания научного и знания житейского) чрезвычайно важно и необходимо. Во - первых, в ситуации обучения, как детей, так и взрослых, педагогу (учителю, воспитателю) следует принимать во внимание наличие определенных житейских знаний ученика: вступая в противоречие со знанием научным, оно может препятствовать эффективному обучению. Второй аспект проблемы касается особенностей детского развития в условиях семейного воспитания: взгляды отцов и матерей, представления родителей или других взрослых, принимающих участие в воспитании ребенка, являются одним из ключевых факторов, определяющих развитие ребенка первых лет жизни. Просвещение родителей - один из возможных методов, позволяющих оказать влияние на эффективность воспитания и обучения ребенка в семье.

В каких еще сферах действительности, по вашему мнению, важно учитывать существование житейского и научного знания, их взаимовлияние?

Житейские представления и эффективность обучения

В работах данного направления внимание исследователей приковано к таким явлениям, как "способ видения мира", "когнитивная переработка информации", "эпистемиологическое препятствие", "ментальный опыт", "ментальная модель".

В психологии достаточно активно обсуждается вопрос о том, что "организация и специализация знаний", которые предлагаются ребенку в процессе обучения, "вторгаются в выполняемую индивидом когнитивную переработку информации". В данном случае предлагается принимать во внимание трудности, которые могут возникнуть в процессе обучения, связанные с так называемым "эпистемиологическим препятствием" (ложные предконцепции ученика, затрудняющие или мешающие освоению научных концепций). С точки зрения психологии, с точки зрения дидактики важно выявить эти предконцепции.

Задача обучения тому или иному предмету во всяком возрасте состоит в том, чтобы представить структуру данного предмета в терминах способа видения мира учеником, считает Дж. Брунер. Основную же трудность в таком случае исследователи видят в разработке и выборе методов, позволяющих определить базовые знания учеников в области науки Б. Троссей и П. Розенцвейг в качестве таких методов называют изучение ментальных моделей и ситуации решения задач.

Наивные теории и представления о семье

По словам Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, наивно-психологические теории играют огромную роль в формировании семейных представлений. Опираясь на них, члены семьи интерпретируют поведение друг друга.

Приведите примеры таких представлений. Как вы обычно интерпретируете поведение других людей? Детей? Какие представления лежат в основе такой интерпретации?

Исследования доказали, что представления такого плана являются достаточно сложными, системно организованными и относительно устойчивыми образованиями.Их сложность и системная организованность, по мысли Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, состоит в том, что составные элементы этих представлений взаимно обусловливают друг друга. Их устойчивость находит отражение в возможности применения одного и того же представления к широкому кругу ситуаций.

Подумайте над своими примерами

Пример из педагогической практики

"Я ни за что не поверю что ребенка можно воспитать без наказаний. Каким то образом следует ему показать, чего нельзя делать. Ведь стать плохим - это достаточно сильная тенденция, которая сидит в каждом ребенке. И следует показать ему что развитие таких черт характера мы не допустим".

Что бы вы ответили воспитателю? Что вы сами думаете о наказаниях? Можно ли воспитать ребенка без наказаний? И за что вы стали бы наказывать шестилетнего ребенка? Послушайте, что говорят родители, приводящие детей в группу детского сада. Что они и вы думаете по поводу философских положений: "человек по своей природе добр"; "человек по своей природе зол"? Как изменится отношение взрослых людей к детям, если они будут думать, что по своей природе человек, и в частности ребенок, добр? К каким средствам воспитания они будут прибегать? И нужно ли вообще тогда будет понятие "воспитание"?

Представители бихевиоризма считают, и это они доказали в своих исследованиях, что наказания недопустимы. Наказание информирует наказуемого о том, чего нельзя делать, но не сообщает ему, что делать можно. Наказание не дает человеку возможности понять самому, какое поведение в данной ситуации является лучшим. Это основное препятствие эффективному обучению.

Пример из педагогической практики

"Посмотрите, как он держит смычок", - говорит учитель музыки маме пятилетнего малыша. И она демонстрирует, как ребенок неправильно держит смычок. "Действительно, не хорошо, - думает мама. - Но как мне научить ребенка держать смычок правильно? Я ведь не знаю". Настроение у мамы портится, и все чаще она думает о том, чтобы забрать своего малыша из музыкальной школы.

Согласно положению бихевиоризма, наказываемые способы поведения не исчезают. Они почти всегда возвращаются. Просто теперь они могут быть замаскированы другими способами поведения.

Ребенок продолжает заниматься в музыкальной школе, и в какой - то момент у него появляются новые проблемы. Он начинает нарушать ритм музыкального произведения. Что случилось? Ни учитель, ни мама не могут понять, в чем дело. Теперь взрослые забыли о неправильной постановке руки. А ребенок, собственно (на бессознательном уровне), этого и хотел. Это показала беседа психолога с ребенком по поводу его музыкальных занятий в процессе психологического консультирования.

Родительские представления и детское развитие

Для изучения семейных представлений Э.Г. Эйдемиллером, В.В. Юстицким были разработаны и апробированы в клинической практике специальные процедуры, основная идея которых - поставить исследуемого перед необходимостью применить имеющиеся у него знания, семейные представления для решения практически важных для него задач.

Как бы вы стали изучать специфику представлений человека о той или иной стороне действительности? Какие методы изучения предложили бы?

По мнению П. Хейманца, такими методами могут быть включенное наблюдение и контент - анализ высказываний родителей о ребенке.

В зарубежной психологии в настоящее время оформилось направление "народная психология развития", предмет которого не детско - родительские отношения как таковые, не собственно стиль внутрисемейного общения. В поле его внимания находится специфическая роль мнений, верований, взглядов и представлений родителей о развитии ребенка: содержание этих взглядов, их динамика, а также процесс трансформации взглядов и представлений родителей в те или иные формы поведения ребенка. В работах данного направления используется категория "самоактуализирующиеся пророчества". Это некоторые утверждения родителей, которые, пройдя ряд шагов (этапов) в своем становлении, трансформируются в поведение и особенности психики ребенка. Такую схему в своих работах дает М. Снайдер.

Шаг первый - "быстрые субъективные интерпретации". Зарождение утверждений, касающихся ребенка, начинается с процесса, когда родитель интерпретирует еще неясные характеристики, особенности, свойства ребенка. Именно так, по - видимому, в какой - то момент родители решают, что их ребенок талантлив или, напротив, отстает в своем развитии.

Приведите примеры. Ваш опыт может представить их. Не так ли?

Шаг второй - это "тест на проверку". Родители могут сомневаться в точности, истинности своей интерпретации, а поэтому, для того чтобы избежать ошибки, будут стремиться проверить свои предположения. К сожалению, даже тогда, когда родители искренне пытаются проверить свои ожидания, они скорее всего попытаются найти подтверждение своим взглядам. Считая, например, что ребенок застенчив, они ставят его в достаточно сложные социальные ситуации, в которых ребенок вновь и вновь демонстрирует застенчивость, вместо того чтобы предоставить ребенку лишнюю возможность опровергнуть первоначальную интерпретацию.

Приведите примеры. Так ли это? Приходилось ли вам наблюдать нечто похожее? Не оказывались ли вы сами в плену таких обстоятельств?

Шаг третий - "действие согласно интерпретации". Получая подтверждение своих первоначальных впечатлений, родители чувствуют необходимость вести себя согласно этим впечатлениям.

Подумайте над примерами.

Как развиваются события дальше? О чем говорит ваш опыт?

По мнению же М. Снайдера, далее следует шаг четвертый - "реакция ребенка": действия взрослого требуют от ребенка реагировать соответствующим образом. Демонстрируя ту форму поведения, которую ищет родитель на втором этапе, ребенок обеспечивает некоторое подтверждение гипотезам взрослого, однако в данном случае реакции ребенка являются достаточно определенными. Дети подтверждают гипотезы взрослых, "передавая отобранную информацию о себе своим родителям".

Приведите примеры.

Шаг пятый - "интериоризация". Это последний этап в процессе самоактуализации родительских предположений и пророчеств. Ребенок переводит вновь образованное поведение во внутреннюю самоконцепцию (представление о себе) и затем переносит их в новые ситуации. Например, замечено, что, оценивая свои возможности, дети в большей степени ориентируются на взгляды родителей, чем на свои собственные достижения.

Подводя итог, М. Снайдер отмечает, что самоактуализация родительских предсказаний будет иметь место в той мере:

 а) в какой родители формулируют субъективное впечатление о неясном поведении ребенка;

 б) насколько они проверяют свои впечатления;

 в) насколько эти впечатления направляют процесс воспитания;

 г) насколько поведение детей соответствует ожиданиям взрослых;

 д) в какой дети интериоризируют впечатления родителей, которые они подтвердили.

Подумайте о значении открытий М. Снайдера. Не кажется ли вам, что материал, касающийся этапов реализации родительских пророчеств, выходит за рамки чисто семейной тематики? Не оказывают ли такое же влияние на детское развитие взгляды и представления воспитателя, других взрослых, принимающих участие в воспитании и обучении ребенка? Каков механизм такого влияния? Приходилось и вам ощущать на себе влияние таких взглядов? Приведите примеры.

Из дневника матери

"Моя семилетняя дочь учится в первом классе. Некоторое время назад я увидела следующую сцену. Мы пришли в овощной магазин. Я подошла к одному из отделов. Заняла очередь. А моя дочь стояла у противоположной витрины. Вдруг я замечаю, как подходят к той же витрине две девочки, чуть постарше моей дочери, отталкивают ее, а она безропотно подчиняется их воле. Мне стало ужасно обидно. "Ну, что же это у меня за ребенок, не может постоять за себя", - с горечью подумала я. Вчера подвернулся случай проверить мое предположение. Днем Ирина сказала мне, что у нее закончились тетради. Магазин письменных принадлежностей находится в нашем же доме на первом этаже, и я предложила ей сходить самой в магазин. Она ушла, а я сижу и думаю: "Ну точно придет без тетрадей". Так и произошло. "Тетрадей в магазине нет", - говорит она мне. Я так рассердилась. Схватила ее за руку. Привела в магазин. "Смотри, дуреха ты эдакая, вот тетради". Что я могу сделать, чтобы воспитать в ребенке уверенность?"

Заметили ли вы стадии самоактуализации родительских пророчеств, выделенных М. Снайдером? Какие именно стадии здесь имели место? Что бы вы посоветовали матери? Как преодолеть подобный заколдованный круг родительских впечатлений и реакций на поведение ребенка?

Пример из педагогической практики

Место действия - детский сад. Идет подготовка к празднику. Ребенку четырех лет поручили читать стихи. Он должен открыть праздник. Его мать работает в этом же детском саду. Она очень радуется тому, что сыну оказали такую честь, такое доверие.

Начинается праздник. Малыш выходит в центр зала и, растерявшись, все забывает. Потом он слышит напряженный шепот воспитателя ему подсказывают строчки из стихотворения. И он начинает читать стихи.

Заведующий и методист, другие воспитатели тоже заметили эту паузу. После праздника устроили достаточно серьезный разбор ситуации. "Почему такому ребенку, - возмущалась администрация детского сада, - доверили читать стихи?". Все это слышит мама. Она не знает, как ей быть. Она боится, что ребенок потеряет уверенность в своих силах. Говоря точнее считает, что ребенок уже потерял веру в свои силы.

Каково ваше отношение к данной ситуации? Как бы повели себя на месте мамы, воспитателя, заведующего, методиста? Не кажется ли вам, что ребенок теряет веру в свои силы лишь после того, как веру в его силы потеряет его мать?

Народная психология о закономерностях детского развития

Под народной психологией принято понимать систему взглядов и представлений людей, непосредственно не связанных с академической наукой и не имеющих специального образования. По мнению Дж. Кагана, народная психология придерживается той точки зрения, что то или иное качество психики имеет свои корни в прошлом. Например, события раннего возраста оказывают серьезное влияние на эмоциональное состояние и поведение подростка Так, любовь матери к младенцу рассматривается как необходимое условие умственного здоровья ребенка в будущем.

Подобные результаты были получены и в совместном исследовании Л.Ф. Обуховой и О.А. Шаграевой. Оно было посвящено выявлению взглядов неформальных объединений семей, пропагандирующих нетрадиционные подходы к рождению, воспитанию и обучению маленького ребенка. Результаты этого исследования представлены в приложении I.

Наша справка

Брунер Джером - виднейший американский психолог, в течение 30 лет профессор Гарвардского университета, директор Центра по исследованию познавательных процессов Профессор Оксфордского университета

Витгенштейн Людвиг (1889 - 1951) - австрийский философ, профессор Кембриджского университета (1939 - 1947).

Гиппенрейтер Юлия Борисовна - доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ.

Хейманц Питер - голландский психолог, доктор психологии.

Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич - доктор медицинских наук, заведующий курсом детско - подростковой психотерапии Санкт - Петербургской медицинской академии последипломного образования. Известный специалист в области психодиагностики, семейной и групповой психотерапии.

Юстицкий Виктор Викторович - специалист в области семейной психотерапии, автор книги "Семейная психотерапия" (в соавт.)

Словарь понятий

Абстракция - мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков; отвлеченное понятие, теоретическое обобщение опыта.

Бихевиоризм - направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Закон - категория, отображающая существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями реального мира.

Закономерный - соответствующий, отвечающий законам.

Интуиция (от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте; чутье, проницательность.

Конкретность - реально существующий, вполне точный и вещественно определенный, в отличие от абстрактного, отвлеченного.

Наблюдать - внимательно следить глазами за кем - чем-нибудь, а также вообще внимательно следить за кем - чем-нибудь не упуская из виду, из поля зрения.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Обобщение (от лат. generalisatio) - мысленный переход: от отдельных фактов, событий к отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение); от одного понятия, суждения и т.д. к другому более общему понятию и т.д.

Осознать - полностью довести до своего сознания, понять.

Понятие - логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Размышлять - углубляться мыслью во что-нибудь, раздумывать.

Рациональный - относящийся к разуму; разумно обоснованный, целесообразный.

Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Экология социальная - отрасль науки, исследующая отношение между человеческими сообществами и окружающей географическо - пространственной, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды, экологическое воздействие антропогенных, особенно урбанизированных, ландшафтов, других экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческой популяции и т.п.

Экологичный - здесь: способствующий здоровому развитию ребенка.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба) - один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Формы проведения практических занятий по теме "Житейская и научная психология о закономерностях детского развития"

Цель: осознание студентами собственного житейского опыта и его сопоставление с научным знанием.

Вариант 1. Семинар "Зачем нужны человеку дети или как мы заботимся о них"

Как готовиться к практическому занятию

Подумайте, как бы вы ответили на основной вопрос занятия? Понаблюдайте за возможными ситуациями взаимодействия взрослых людей с детьми, которые могут оказаться рядом с вами (в семье, в транспорте, в дошкольном детском учреждении, магазине, на выставке, в музее, кино). Такие примеры можно найти и в художественной литературе (см. приложение I). Постарайтесь, чтобы этих ситуаций было как можно больше. В условиях детского сада можно понаблюдать за ситуациями общения родителей и детей в утренние и вечерние часы, когда родители приводят и забирают детей из детского сада. О чем говорят матери и отцы с детьми в такие минуты? Отвечают ли на вопросы детей? Как реагируют на то, что ребенок пытается им рассказать?

Запомните, а еще лучше запишите то, что вы увидели и услышали.

Например:

Встреча 1. "Я стою у подъезда. Накрапывает дождь. Мимо проходит мама с малышом лет двух. Они идут чинно. Не спеша. Видимо, прогуливаются. В какое - то мгновение малыш оступается и оказывается лежащим в небольшой луже. Мама резко хватает ребенка за руку. Ставит его на ноги и начинает отчитывать. Малыш плачет".

Встреча 2. "Я в электричке. Рядом сидит семья. Жена, муж, двое детей. Одному из них на вид года четыре, другому лет десять. Мама рассказывает им сказку о трех поросятах. Вот она поет последнюю песенку и замолкает.

 - Еще расскажи, - просит младший.

 - Какую?

 - Эту же.

И мама вновь, в который уже раз за время пути, начинает свой рассказ".

Встреча 3. В автобус вошла мама с ребенком лет четырех. Она села на одно из первых мест и усадила малыша к себе на руки. Какое - то время мальчик сидел спокойно и смотрел в окно. Но это длилось недолго. Он стал вертеться, пытаться слезть с маминых рук. "Сиди смирно", - сказала мама. Ребенок на какое - то время замирал, но потом вновь начинал ерзать. "Ты слышишь меня или нет?" - уже более строго сказала мать и, резко дернув малыша, повернула его лицом к окну, а сама вновь задумалась о чем - то своем...

Проведите небольшое исследование, ответив на вопрос: какие ситуации в ваших наблюдениях встречались чаще: те, в которых ребенок имел возможность испытывать положительные эмоции или отрицательные? Всегда ли встречал понимание со стороны взрослых? Как бы вы объяснили поведение отцов, матерей, воспитателей, других взрослых в тех ситуациях, которые вы наблюдали (о которых прочли)? Как бы вы сформулировали свое отношение к тому, что увидели и услышали? Как вы думаете, насколько экологично такое поведение взрослых для ребенка? Какими позитивными намерениями руководствовались взрослые, выстраивая данную линию поведения с малышом? Происходило ли подобное с вами? Как вы вели себя? Какие варианты поведения матерям (отцам, воспитателям, любому взрослому человеку) вы могли бы предложить? Была ли у вас в жизни возможность вести себя подобным образом? Что из этого вышло? Меняет ли образование взгляды взрослого человека на воспитание ребенка? И если "да", то как именно? Какими принципами руководствуетесь вы, строя свои отношения с другими людьми? С детьми? Подводя итог проделанной работе, попытайтесь сформулировать принципы, которыми, с вашей точки зрения, обычно руководствуются взрослые при воспитании детей.

Отметьте те трудности, которые вы испытали при подготовке к семинарскому занятию. Как вы думаете, почему эти трудности возникли? Что необходимо было вам для того, чтобы их преодолеть? Что положительного для себя вы приобрели в процессе подготовки к практическому занятию? Подготовьтесь рассказать о своих наблюдениях, размышлениях и выводах на практическом занятии.

Ход занятия

Занятие можно начать с обсуждения того положительного, что приобрели учащиеся в процессе подготовки к практическому занятию. Это даже не обсуждение, а простое информирование друг друга о своих собственных приобретениях.

Далее каждый слушатель рассказывает о проведенных наблюдениях и собственных размышлениях. К какому выводу вы пришли, прослушав выступления ваших коллег?

Примечание. Выводы могут быть самые разные, могут касаться вашей профессиональной деятельности или выходить за ее рамки. Расскажите о них вашим коллегам.

Подумайте, где можно использовать полученные знания. Что положительного для себя вы приобрели в ходе проведения практического занятия?

Вариант 2. Научная конференция "Что я знаю о законах детского развития"

Как подготовиться к практическому занятию

Подумайте над тем, какие законы детского развития вы уже сейчас смогли бы сформулировать. На чем они основаны? Сформулируйте их и запишите в тетради. Подготовьтесь рассказать о них своим коллегам на семинарском занятии. Проиллюстрируйте материал примерами.

Ход занятия

Аудитория слушателей разбивается в случайном порядке на подгруппы. В течение получаса каждая из подгрупп, опираясь на мнение своих участников, формулирует законы детского развития, которые ей знакомы из личного опыта, и представляет их вниманию слушателей. В выступлении можно привести примеры, иллюстрирующие ваши положения и доказывающие правильность вашего подхода.

По итогам обсуждения можно систематизировать прозвучавшие наиболее общие законы детского развития. Как их в данный момент представляют слушатели, не имея специальной подготовки? Можно эти положения зафиксировать, чтобы вернуться к ним по окончании курса детской психологии, проведя сравнительный анализ.

Где можно использовать полученные знания? Что положительного для себя вы приобрели в ходе проведения практического занятия?

Вариант 3. Психологическая консультация "Формулируем социальный заказ для возрастной психологии"

Как, подготовиться к практическому занятию

Проанализируйте свою профессиональную деятельность или те ситуации, в которых вы оказывались в повседневном общении с другими людьми. Перечислите вопросы, которые ставила перед вами жизнь, вопросы, на которые вы пока не нашли ответа. Запишите их в тетрадь.

Ход занятия

Поочередно заслушиваются выступления и фиксируются вопросы, ответы на которые будут даны в процессе изучения возрастной психологии. Перечень вопросов можно систематизировать.

Вариант 4. Творческая лаборатория "Научная психология о закономерностях детского развития"

Как подготовиться к практическому занятию

Специальной подготовки эта форма проведения семинарского занятия не требует.

Ход занятия

Студентам раздаем программу курса по детской психологии, которую им предстоит изучать. Аудитория разбивается на подгруппы в случайном порядке. Каждая подгруппа в программе находит положение,

которое она уже сейчас без специальной психологической подготовки могла бы раскрыть. В течение 20 - 30 минут готовится такое выступление. После того как выступление будет подготовлено, проанализируйте его содержание.

Как бы вы оценили степень научности вашего доклада? Житейским или научным языком вы пользовались при его составлении? На каком языке вам хотелось бы излагать свои мысли? Какие элементы придают выступлению (докладу) научность? Беря в руки ту или иную книгу или журнал, как вы понимаете, в каком стиле она написана, в научном или популярном?

Выступления заслушиваются и обсуждаются. Представляются и резу<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...