Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психосексуальное развитие человека




Сексуальное развитие ребенка, по 3. Фрейду, проходит ряд этапов, а не возникает вдруг в пубертатный период (между 12 и 14 годами). То, что у детей нет никакой сексуальной жизни (сексуального возбуждения, сексуальных потребностей и своего рода удовлетворения) с биологической точки зрения совершенно невероятно, говорит 3. Фрейд.

С позиции 3. Фрейда общая картина развития сексуальности в детском возрасте выглядит так: сексуальная жизнь (функция либидо) появляется в жизни человека не как нечто готовое и не обнаруживает простого роста. Она проходит ряд этапов, не похожих друг на друга. Поворотным пунктом в этом развитии становятся подчинение всех сексуальных частных влечений примату гениталий и вместе с этим подчинение сексуальности функции продолжения рода. До этого существует "рассеянная сексуальная жизнь, самостоятельное проявление отдельных частных влечений, стремящихся к получению удовольствия от функционирования органов".

На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей сосредоточены вокруг какой - то определенной части тела, которая служит для самого ребенка источником получения удовольствия. Этот интерес взрослых и получение удовольствия ребенком - своеобразные критерии выделения стадий психосексуального развития. Характер протекания каждой из стадий оказывает определенное воздействие на формирование личностных качеств ребенка.

Оральная стадия развития

Первые сексуальные побуждения у грудного младенца проявляются в связи с другими жизненно важными функциями. Его главный интерес направлен на прием пищи. Когда он, насытившись, засыпает на материнской груди, у него появляется выражение блаженного удовлетворения. Это обстоятельство говорит 3. Фрейду о том, что акт сосания сам по себе доставил ему удовлетворение.

Эта стадия названа 3. Фрейдом оральной фазой. Она охватывает первый год жизни ребенка. Эрогенными зонами в данном случае являются слизистые оболочки рта и губ.

Высшая степень удовлетворения на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, ребенок будет предельно самостоятельным без видимых на то оснований. И наоборот, неудовлетворенность, неприятные ощущения в этот период могут обусловить формирование очень зависимого взрослого. Такие люди постоянно раздражены, агрессивны, саркастичны, склонны к перееданию, грызут ногти, много говорят, курят, любят жевательную резинку. Все они "застряли на оральной стадии развития", как сказал бы 3. Фрейд.

Случай из консультативной практики

О том, что интересы ухаживающих за ребенком взрослых сосредоточены вокруг рта, говорит один очень простой пример. Прислушайтесь, о чем говорят молодые мамы, встретившись на прогулке. Конечно о том, сколько молока выпивает их ребенок. Они бывают очень обеспокоены тем обстоятельством, что ребенок "не дотягивает" до дневной нормы приема пищи или выпивает молока меньше, чем его ровесники.

Анальная стадия развития

То, что мы имеем возможность наблюдать при приеме пищи на оральной стадии, обнаруживается отчасти на стадии, названной 3. Фрейдом анальной.

Младенец испытывает ощущение удовольствия при мочеиспускании, испражнении и старается совершать эти акты так, чтобы они доставляли ему возможно большее удовольствие.

На данном этапе внешний мир выступает против него, прежде всего потому, что заставляет его освобождаться от своих экскрементов не в любой момент, а когда это определяют другие лица. А потому ребенок вынужден обменять удовольствие на социальное достоинство. Свои же выделения он расценивает как часть своего тела и использует их в качестве "подарка", чтобы наградить лиц, которых он особенно ценит. Так характеризует 3. Фрейд вторую фазу сексуального развития ребенка. Она охватывает второй и третий годы жизни.

На этой стадии ребенку прививаются навыки туалета. Дети, которые успешно прошли данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью - чертами, которые сохраняются на всю жизнь. Быстрое и сопряженное с насилием приучение к горшку может обернуться тем, что ребенок "зациклится" на постоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. И наоборот, считает К. Флэйк - Хобсон, если родители не обращают внимания на то, как и куда ребенок оправляет свои естественные потребности (в горшок, в ползунки или на пол), то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негативизму, анархичности в поведении, к желанию лидерства.

Итак, сексуальная жизнь ребенка исчерпывается именно появлением ряда частных влечений, которые независимо друг от друга пытаются получить удовольствие частично от собственного тела, частично уже от внешнего объекта.

Фаллическая стадия развития

Очень скоро, пишет 3. Фрейд, среди органов, от которых ребенок получает удовольствие, выделяются гениталии. Это происходит с 4 - го по 6 - й год жизни ребенка. Стадия названа фаллической. Внимание ребенка приковано к гениталиям.

Дети, успешно 1 преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством отождествления себя с родителями того же пола. Они начинают копировать образцы поведения, интонацию речи, прически и т.д. Так интерпретирует концепцию 3. Фрейда К. Флэйк - Хобсон.

Пример из педагогической практики

Педагогическая практика преподносит массу сюрпризов в этом отношении. Девушка 20 лет, педагог, рассказывает: "Я пришла в детский сад, едва закончив педагогический колледж. Зайдя однажды в туалет, я застала сцену, происходящую между мальчиком и девочкой. Я увидела то, о чем не принято говорить вслух. Но я была совершенно растеряна, я не знала, что делать, как поступить".

Из дневника матери

Вите 5 лет.

Пришли из детского сада, погуляли, поужинали. Стали переодеваться. Снимаем колготки и шорты. И вдруг Витя сбрасывает с себя трусишки и начинает прыгать голышом. Что делать? Рядом сидит старший брат, а он такое вытворяет. Решила не замечать. Промолчала.

На следующий день все повторилось. Я задумалась "Почему мне не хотелось бы, чтобы он так поступал?" - задаю себе вопрос. И отвечаю "Потому что это не принято. В нашей культуре такое поведение не приветствуется. А что мне мешает прямо объяснить малышу?".

Я одела Витю, а потом тихонько на ушко сказала, что такое поведение считается неприличным. Но если ему очень хочется так себя вести, то пусть делает так, когда я одна. При старшем братике и папе так себя вести не стоит. Он все понял. И больше такого не повторялось.

Эдипов комплекс.

Эдипов комплекс - характерная установка ребенка по отношению к родителям, которая складывается в фаллической фазе сексуального развития примерно между 3 и 4 годами. Назван по имени героя древнегреческой легенды царя Эдипа, который, не зная того, убил собственного отца и женился на собственной матери.

"Легко заметить, что маленький мужчина один хочет обладать матерью, воспринимает присутствие отца как помеху, возмущается, когда тот позволяет себе нежность по отношению к матери, выражает свое удовольствие, если отец уезжает или отсутствует Часто он выражает свои чувства словами, обещая матери жениться на ней.

У девочки отношения к матери и отцу складываются же подобным образом: нежная привязанность к отцу, потребность устранить мать как лишнюю и занять ее место. Этот комплекс у девочки назван комплексом Электры".

По словам 3. Фрейда, часто сами родители оказывают решающее влияние на пробуждение эдиповой установки у ребенка. Так, в семье, где несколько детей, отец может отдавать предпочтение дочери, а мать - сыну.

Эдипов комплекс может превратиться в комплекс семейный. Это происходит, когда в семье появляются другие дети. Опираясь на эгоистическое чувство, он (Эдипов комплекс) мотивирует, говоря словами 3. Фрейда, отрицательное отношение ребенка к появлению братьев и сестер, желание непременно устранить их. Об этих чувствах дети заявляют открыто гораздо чаще, чем о чувствах, имеющих своим источником родительский комплекс.

Так 3. Фрейд описывает и объясняет механизм возникновения детской ревности.

Инфантильный выбор объекта симпатии и эмоциональной привязанности, пишет далее 3. Фрейд, был лишь слабой прелюдией, задавшей направление выбора объекта сексуальных предпочтений в период половой зрелости. Здесь происходят бурные эмоциональные процессы в направлении Эдипова комплекса или реакции на него, которые, однако, по большей части остаются вне сознания. С этого времени индивид должен посвятить себя задаче отхода от родителей. Только после ее решения он может перестать быть ребенком, чтобы стать членом социального целого.

Все ли вам понятно? Понятно ли вам то, что к определенному возрасту Эдипов комплекс, как и комплекс Электры, должен быть преодолен? Как происходит это преодоление? Плавно и спокойно? Или достаточно бурно? Преодоление происходит на уровне сознания? Бессознательного? И что значит "должен быть преодолен"? Для чего? Почему это важно для человека?

Для сына, продолжает 3. Фрейд свою мысль, эта задача состоит в том, чтобы отделить свои либидозные желания от матери и использовать их для выбора постороннего реального объекта любви. Он должен примириться с отцом, если оставался с ним во вражде, или освободиться от его давления, если в виде реакции на детский протест ребенок попал в подчинение к нему. Эти задачи стоят перед каждым. Но, отмечает 3. Фрейд, удивительно, как редко удается их решить идеальным образом. Именно потому Эдипов комплекс 3. Фрейд считает "ядром неврозов".

Кто он, этот "посторонний реальный объект любви"?

Идентификация - очень важная форма связи с другим лицом, вероятно, самая первоначальная. Но с выбором объекта, связанного с удовлетворением сексуальных влечений, 3. Фрейд ее не отождествляет. Идентификация (отождествление) - бессознательный процесс, благодаря которому индивид (например, ребенок) ведет себя, думает и чувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует (например, мать или отец). Процесс идентификации играет чрезвычайно важную роль в формировании личности.

В соответствии с концепцией 3. Фрейда в период фаллической стадии развития, в тот период, когда ребенок проявляет самые теплые отношения к родителю противоположного пола (когда он имеет такую возможность), он копирует, перенимает формы поведения родителя одного с ним пола.

Латентная стадия развития

Примерно с 6 до 12 лет наблюдаются затишье и спад в сексуальном развитии. Этот период назван 3. Фрейдом латентным. Большинство переживаний и душевных движений в латентный период подвергается "инфантильной амнезии", которая "окутывает наши первые годы и отчуждает их от нас". Истоки такой забывчивости лежат в сексуальной жизни. Это забвение, по сути является результатом вытеснения. А потому в процессе психоанализа ставится задача восстановить в памяти этот забытый период жизни. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представителями того же пола, начинают не только копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.

Генитальная стадия развития

Генитальная фаза (с начала пубертатного периода) - фаза развитой сексуальности. Она охватывает период от 12 до 18 лет. Частные влечения здесь подчиняются господству либидо, удовлетворяются путем нормальной половой деятельности.

Последним двум стадиям - латентной и генитальной - 3. Фрейд уделял мало внимания. Он утверждал, что основные личностные характеристики человека закладываются в возрасте 5 - 6 лет.

Согласно теории 3. Фрейда, успешное преодоление оральной, анальной и фаллической стадий обусловливает формирование психически здоровой личности. Трудности же на этих стадиях приводят к серьезным проблемам во взрослом состоянии.

В силу того что сексуальное развитие, по 3. Фрейду, является "системообразующим" фактором всего развития в целом, то и данная схема сексуального развития рассматривается как схема развития личности вообще.

Структура личности

Психический аппарат личности 3. Фрейд раскладывает на три основные составляющие: "Сверх - Я", "Я" и "Оно".

Я

По определению, Я - подструктура душевной жизни, выступающая посредником между Сверх - Я и Оно, индивидом и реальностью. Несет на себе функцию восприятия внешнего мира и приспособления к нему, стремится учесть и согласовать между собой требования реальности, Оно и Сверх - Я. Подчиняется принципу реальности.

Я - расчленимо, пишет 3. Фрейд. Это расчленение пусть на какое - то время, но возможно. Так, Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и т.д. Затем части могут снова объединиться.

Сверх - Я

У Сверх - Я есть по крайней мере три функции: самонаблюдение, совесть, носитель идеала. Я - идеал - это то, с чем себя соизмеряет Я, к которому оно стремится, чье требование постоянного совершенствования оно стремится выполнить. Сверх - Я является "представителем всех моральных ограничений, поборником стремления к совершенствованию".

Сверх - Я - наша совесть - не является чем - то данным в нас изначально. По мысли 3. Фрейда, маленький ребенок аморален. У него, по словам 3. Фрейда, нет внутренних тормозов против стремлений к удовольствию. Роль, которую берет на себя Сверх - Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом. Родительское влияние на ребенка основано на проявлениях знаков любви и угрозах наказаниями. Последние свидетельствуют об утрате любви и сами по себе должны вызывать у ребенка страх.

Этот реальный страх, по мнению 3. Фрейда, является предшественником более позднего страха совести. Но пока он царит, нет нужды говорить о Сверх - Я.

В процессе развития ребенка на формирование инстанции Сверх - Я влияют также лица, замещающие родителей: воспитатели, учителя, идеальные примеры. Как Я, так и Сверх - Я могут оставаться также бессознательными.

Оно

Оно - это хаос, котел, полный бурлящих возбуждений. Оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности. Благодаря влечениям Оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а лишь стремление "удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия" - в таких эпитетах 3. Фрейд описывает содержание Оно. Оно не знакомы никакие оценки, никакие добро и зло, никакая мораль. Принцип удовольствия управляет здесь всеми процессами.

По мысли 3. Фрейда, культура была создана под влиянием жизненной необходимости, за счет удовлетворения влечений. Она же постоянно воссоздается благодаря тому, что отдельная личность, вступая в человеческое общество, снова жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества.

Среди этих влечений значительную роль, по мнению 3. Фрейда, играют сексуальные влечения. При этом они могут сублимироваться, отклоняться от своих сексуальных целей и направляться на цели, социально более высокие, уже не сексуальные. Однако, как отмечает 3. Фрейд, такая конструкция весьма неустойчива. Сексуальные влечения подавляются с трудом. Каждому, кому предстоит включиться в создание культурных ценностей, грозит опасность, что его сексуальные влечения не допустят такого их применения. Общество не знает более страшной угрозы для своей культуры, чем высвобождение сексуальных влечений и их возврат к изначальным целям, заключает 3. Фрейд. Отсюда следует, что суть отношений человека и общества, ребенка и общества - конфликт: человек рождается с определенными импульсами и инстинктами - влечениями, а общество накладывает на них запрет (табу).

А. Фрейд о содержании конфликта
между ребенком и обществом

Естественные потребности детей, как отмечает А. Фрейд, довольно часто не совпадают с общепринятыми в западной культуре обычаями и традициями. Отсюда - конфликтное существование ребенка и общества и настоятельная необходимость ввести родителей в чуждый им эмоциональный мир ребенка.

До того как ребенок достигнет определенной степени самостоятельности, он во всех своих потребностях зависим от окружающего мира, объясняет А. Фрейд. Там, где родители руководствуются в своих действиях не потребностями ребенка, а следуют безличным, жестким предписаниям, возникают сложности, которые обнаруживают себя в нарушениях сна, кормления, в возникновении процессов элиминации, страха одиночества. В четырех сферах этих отношений А. Фрейд фиксирует несовпадение естественных потребностей детей с общепринятыми в обществе требованиями: сон, кормление, воспитание опрятности, одиночество.

 

Случай из консультативной практики

В ходе бесед с матерями мы задаем вопрос: "Хотели бы вы хоть короткий промежуток времени побыть без ребенка?"

 Ответ: "Да".

 Вопрос: "Что вы делаете для того, чтобы выполнить свое желание?"

 Ответ: "Укладываю ребенка спать".

Дети имеют свое средство, чтобы облегчить путь от бодрствования ко сну, продолжает А. Фрейд. Они прибегают с этой целью к сосанию пальца, мастурбации, однако они зависят в их свободном использовании от терпимости матери. Согласно детской природе, засыпание происходило бы легче всего в постели матери, в теснейшем соприкосновении с излучаемым ею теплом - примитивное желание, противоречащее всем гигиеническим (а также аналитическим) предписаниям нашего времени.

В связи с кормлением, обращает внимание А. Фрейд, ребенку лишь в самых редких случаях предоставлено выбирать: когда должна быть еда (кроме кормления младенца по потребности), из чего она должна состоять и сколько ребенок хочет съесть. Нередко бывает так, что маленький ребенок достаточно долго может ждать кормления, оставаясь голодным. И наоборот, его могут насильно кормить, когда он вовсе не голоден.

Воспитание опрятности слишком часто начинается в возрасте, в котором еще нет ни способности к овладению сжимающими мышцами, ни развития телесной самостоятельности, находим мы у А. Фрейд.

О какой опрятности говорит А. Фрейд? Какую телесную самостоятельность она подразумевает?

Обратитесь к работе А. Фрейд "Норма и патология детского развития". Найдите там примеры, посвященные вхождению ребенка в ситуацию детского сада.

Э.Эриксон о развитии здоровой личности

Литература, в которой освещаются подходы Э. Эриксона к анализу жизненных циклов человека, обширна. Работы Т.Д. Марцинковской, Л.Ф. Обуховой, Д. Ляликова, Л. Ковара, К. Флэйк - Хобсона. В последние годы вышло несколько работ Э. Эриксона. Среди них - "Идентичность: юность и кризис", "Детство и общество". Если представится возможность и возникнет желание, прочтите эти работы Э. Эриксона.

В общих чертах концепцию Эриксона можно было бы описать следующим образом. В своей концепции, в отличие от 3. Фрейда, Э. Эриксон делает акцент на влиянии социальных, исторических и культурных факторов на детское развитие. Он предлагает стадии психосоциального развития человека. Стадий всего 8: старость, взрослость, юность, подростковый возраст, школьный возраст, возраст игры, раннее детство, младенчество.

На каждой из восьми стадий человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания и психики. Если конфликт разрешается успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих тот или иной тип личности.

 Младенчество - конфликт между доверием и недоверием к окружающему миру (первый год жизни). В случае благополучного разрешения конфликта в пользу положительных характеристик здесь формируется надежда.

 Раннее детство - конфликт между чувством независимости и ощущением стыда и сомнения (1 - 3 года). Здесь формируется воля.

 Возраст игры - конфликт между инициативностью и чувством вины (4 - 5 лет). Здесь формируется целенаправленность.

 Школьный возраст - конфликт между трудолюбием и чувством неполноценности (6 - 11 лет). Здесь складывается такое качество личности, как умение.

 Подростковый возраст - конфликт между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу (12 - 18 лет). Здесь - верность.

 Юность - конфликт между стремлением к интимным отношениям и ощущениям изолированности от окружающих (раннее взросление). Здесь формируется такое качество, как любовь.

 Взрослость - конфликт между жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возрастных проблемах (нормальное взросление). Здесь, считает Э. Эриксон, должна иметь место забота.

 Старость - конфликт между ощущением полноты жизни и отчаянием. Здесь формируется мудрость.

Если конфликт не разрешается в отведенное для него время, то его разрешение переносится на следующую стадию. Однако разрешиться он может в этом случае лишь с большей затратой эмоциональных сил.

Рассматривать стадии жизненного пути человека Э. Эриксон начинает с последней стадии. Какими мы будем в старости, зависит от того, как разрешались конфликты на протяжении жизни человека. Человек может развиваться по линии благополучного разрешения конфликта: в пользу доверия, чувства независимости, инициативности, трудолюбия, понимания принадлежности к определенному полу, стремления к интимным отношениям, жизненной активности. Завершением такого пути развития личности будет мудрость на этапе "старость".

Наряду с формированием инициативы, предприимчивости и других позитивных, с точки зрения Э. Эриксона, качеств личности мы можем

обращаться к совести ребенка, воспитывать у него чувства стыда и сомнения. Последние составляют иную линию развития человека, ведущую к возникновению в старости чувства отчаяния и одиночества. А потому ориентация воспитателя на формирование позитивных качеств (надежды, инициативы, умений и т.п.) ребенка должна иметь перевес. То есть мы как педагоги должны чаще поддерживать инициативу ребенка дошкольного возраста, чем воспитывать чувство вины

Что осталось за рамками повествования

За рамками повествования остались работы Дж. Боулби, Р. Шпитца, Р. Заззо о влиянии разлуки с матерью на психическое развитие ребенка, многочисленные работы представителей психоанализа - К. Юнга, А.Адлера, А. Фрейд, да и самого 3.Фрейда, многочисленные художественные произведения - романы и пьесы о жизни 3. Фрейда, в которых прослеживается история возникновения его научных идей.

Обращайтесь к литературе. Находите эти работы в библиотеках и книжных магазинах. Откройте для себя удивительный мир научных исследований и парадоксов.

Ознакомьтесь с работами М.И. Лисиной, в которых она вступает в заочный диалог с представителями психоанализа по вопросу об абсолютизации роли биологической матери в детском развитии.

Наша справка

 Адлер Альфред (1870 - 1937) - австрийский психолог, представитель психоаналитического направления в психологии Создал научную школу "индивидуальной психологии".

 Боулби Джон - английский врач - психиатр, доктор медицины, специалист по детской психиатрии и психоанализу.

 Заззо Рене - представитель психоанализа, отстаивающий идею о роли биологической матери в детском развитии, провел ряд этнографических исследований.

 Фрейд Анна (1895 - 1982) - исследовательница детского развития Разрабатывала классическую теорию детского психоанализа.

 Фрейд Зигмунд (1856 - 1939) - австрийский психолог, создатель психоанализа Источником многих физических заболеваний рассматривал неосознаваемые человеком комплексы, которые, будучи вытесненными из сознания, вызывают патологические симптомы.

 Шпитц Рене - американский психолог. Занимается проблемой общения ребенка на ранних стадиях онтогенеза. Исследует эту проблему в рамках психоанализа.

 Юнг Карл - Густав (1875 - 1961) - швейцарский психиатр, психолог, основатель аналитической психологии.

Словарь понятий

 Амнезия (от грен, а - отриц. частица и mneme - память) - нарушение памяти, возникающее при различных поражениях мозга. Различают и амнезию защитную - забывание (вытеснение) неприятного, травмирующего прошлого опыта. Во втором значении понятие амнезии встречается в концепции 3. Фрейда.

 Влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту.

 Вытеснение - перевод психического содержания из сознания в бессознательное и удерживание его в бессознательном состоянии. Поддерживается определенными бессознательными силами. Один из важнейших защитных механизмов, благодаря которому неприемлемые для Я желания становятся бессознательными.

 Инфантильный - детски недоразвитый, отличающийся инфантилизмом. Инфант в переводе с испанского - дитя, ребенок.

 Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии культура фиксируется общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни.

 Пубертатный период - половозрелый, "возмужалый"; пубертатный период - период наступления половой зрелости.

 Сублимация - отклонение энергии сексуальных влечений от их прямой цели получения удовольствия и продолжения рода и направление ее к несексуальным (социальным) целям.

 Эдипов комплекс (у мальчиков), комплекс Электры (у девочек), процесс идентификации - атрибуты фаллической стадии психосексуального развития ребенка.

 Элиминация - исключение, удаление, устранение.

Формы проведения практических занятий по теме
"Психоанализ о закономерностях детского развития"

Цель: усвоение основных понятий психоанализа и применение установленных им закономерностей в практике воспитания ребенка.

Вариант 1. Семинар
"Закономерности детского развития с позиции психоанализа"

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...