Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детская психология в структуре возрастной психологии




Детская психология - один из разделов возрастной психологии. Отличие возрастной психологии, а значит и детской, от других отраслей психологии видят в том, что ее научным объектом являются не сами психические явления, а их развитие или возрастная изменчивость.

Наиболее существенными проблемами возрастной психологии на современном этапе называют:

 а) научное обоснование возрастных норм различных психофизиологических функций как в молодом, так и в пожилом возрасте;

 б) определение эталонов зрелости индивида, личности;

 в) выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни;

 г) научное прогнозирование развития и понимание роли ранних периодов жизни для последующего развертывания психических "ресурсов" человека.

Считается, что решение этих задач возможно лишь при значительных изменениях в понимании самого объекта возрастной психологии, в изучении всего жизненного цикла человека, включающего детские и юношеские годы, взрослость и период старения. Специфику же объекта возрастной психологии видят прежде всего в том, что на протяжении жизни в психологии человека происходит не только рост, но и разнообразные качественные преобразования.

Б.Г. Ананьев выделил две главные характеристики возраста: метрическую и топологическую. Метрическое свойство возраста выражено в сумме прожитых лет, в общем времени жизни индивида к определенному моменту его существования. Метрическая характеристика возраста показывает не только длительность протекания или формирования того или иного психического процесса и свойства, но и то, каким образом развертывается этот процесс или свойство во времени, ускоренно или замедленно, равномерно или неравномерно и т.п. Другой характеристикой возраста является его топологическое свойство, выраженное в фазах, стадиях становления различных психологических функций, в периодизации развития.

Понятен ли вам подход Б.Г. Ананьева к выделению основных свойств возраста? Прочтите его работы, рекомендуемые в списке литературы. Приведите примеры метрических и топологических свойств возраста.

Б.Г. Ананьев рассматривал возраст человека как функцию биологического и исторического времени: как человек в целом, так и его временные характеристики, в том числе и возраст, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.

По Б.Г. Ананьеву, возраст есть сумма разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно - психического созревания, зрелости и старения, тесно взаимодействующих со многими сложными явлениями общественно - экономического, культурного, идеологического и социально - психологического развития человека в конкретно - исторических условиях. При этом он отмечал, что возрастные изменения могут быть правильно поняты лишь в свете диалектической взаимосвязи органического и социального в психическом развитии человека. Возраст является одной из наиболее интегральных характеристик человека и относится не только к индивидуальным свойствам и функциям, но и к личности, субъекту разных видов деятельности. В то же время онтогенез и жизненный путь человека определяются принципиально разными условиями и факторами, и само понятие возраста имеет разный смысл в процессе развития индивидуальных и личностных свойств человека.

Возрастная и генетическая психология

Термин "генетический", используемый в выражении "генетическая психология", был введен в психологию во второй половине XIX века, т.е. до того, как биологи начали использовать его в более узком смысле слова. Термин "генетическая психология" относится к индивидуальному развитию, к онтогенезу. Как отмечает Ж. Пиаже, выражение "генетическая психология" нельзя использовать в качестве синонима для детской психологии, психологии развития ребенка, так как генетической называют и общую психологию, если она рассматривает психические функции в процессе формирования. Именно Ж. Пиаже создал женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка.

Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Она отвечает на вопросы: как происходит то или другое психическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением? Как происходят те процессы, результатом которых является мысль?

Детская психология: теория и практика

Теория и практика психологической науки составляют неразрывное единство. Вместе с тем характер отношений между ними, их связь и специфика, их возможности в решении актуальных проблем повседневной жизни человека вообще и ребенка в частности - предмет специального обсуждения ряда работ.

Наличие существенных отличий между теоретической (академической, фундаментальной) и практической психологией дает основание говорить о существовании двух самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных между собой, областей психологического знания. Им присущи различия в целях, концептуальном аппарате, методологии, процедурах.

Цель фундаментальных исследований состоит в "приращении знаний" об общих закономерностях возникновения и воспроизводства психологических явлений. Практическая психология направлена на решение конкретных проблем конкретного человека, конкретной социальной группы. Концептуальный аппарат академической науки сложился для целей описания, объяснения и прогноза некоторых психологических явлений и для "коммуникации внутри научного сообщества". Концептуальный аппарат практической психологии предназначен для понимания проблем клиента и заказчика и для коммуникации в первую очередь с ними.

Критерии оценки качества инструмента также различны. Критерии надежности, валидности, репрезентативности чрезвычайно значимы в экспериментальных исследованиях. В области же практической психологии они не играют главных ролей.

Однако более существенные различия, по мнению А.И. Донцова, Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, прослеживаются в "ценностных предпочтениях" и "самоидентификации" людей, работающих в фундаментальной (академической) и практической областях. Одно из таких ключевых отличий касается проблемы влияния личности психолога на получаемые результаты. В фундаментальной науке метод работает сам по себе, без влияния личности исследователя, а в практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть метода.

Овладение понятийным аппаратом науки, глубокое знание основных фактов и закономерностей психического развития ребенка - совершенно необходимые вещи для формирования психолога - профессионала. Касаясь отношений практической детской психологии и фундаментальных исследований, Л.Ф. Обухова отмечает, что продвижение в решении теоретических задач детской психологии расширяет возможности ее практического внедрения.

Наша справка

 Ананьев Борис Герасимович (1907 - 1972) - теоретик и экспериментатор, ярко проявивший себя при исследовании широчайшего спектра проблем в психологии. Он основал новую научную школу и состоялся как талантливый педагог и организатор, создав последовательно кафедру, отделение, факультет психологии в Ленинградском университете, а затем организовав при нем Институт комплексных интеллектуальных исследований.

 Антонова Татьяна Викторовна - кандидат психологических наук, заведующая лабораторией социального развития ребенка Центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца Московского департамента образования.

 Бондаренко Стелла Борисовна - автор книги "Мозг. Обучение. Здоровье" (в соавт.).

 Донцов Александр Иванович - доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

 Жуков Юрий Михайлович - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

 Кериг Патриция - психолог, Калифорнийский университет, Беркли, США.

 Лисина Майя Ивановна (1929 - 1983) - доктор психологических наук, специалист в области психологии детей раннего и дошкольного возраста. Разрабатывала концепцию развития коммуникативной деятельности в детском возрасте. Под ее руководством был выполнен цикл сравнительных исследований развития ребенка в семье и вне семьи.

 Обухова Людмила Филипповна - доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

 Петровская Лариса Андреевна - доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

 Ротенберг Вадим Семенович - автор книги "Мозг. Обучение. Здоровье" (в соавт.).

 Ушинский Константин Дмитриевич (1824 - 1870) - русский педагог, родоначальник педагогической психологии в России. Разработал, руководствуясь принципом народности, систему идей, направленных на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения.

 Филиппова Галина Григорьевна - кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания.

 Эльконин Даниил Борисович (1904 - 1984) - отечественный психолог. Развивая положения культурно - исторической теории в решении широкого круга проблем детской психологии, выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии "ведущей деятельности". Предложил эффективный метод обучения ребенка чтению путем звукового анализа слова; провел психологический анализ игры, выявив ее роль в процессе развития ребенка.

Словарь понятий

 Гетерохронность - понятие, указывающее на свойства каждого из психических процессов развиваться в своем темпе и в свое время.

 Детерминизм - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его.

 Неврозы - группа наиболее распространенных нервно - психических расстройств, психогенных по своей природе. В их основе лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно - тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимость потери и т.д.

 Предмет - категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

 Практика - деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт; приемы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы; работа, занятия как основа опыта, умения в какой-нибудь области.

 Системности принцип - методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.

 Теория - учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления; совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-нибудь науки, а также совокупность правил в области какого-нибудь мастерства; сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-нибудь.

Формы проведения практических занятий по теме "Предмет и задачи детской психологии"

Цель: студентам предстоит усвоить набор основных понятий детской психологии, получить представление о круге задач, решаемых детской психологией на современном этапе.

Вариант 1. Семинар
"Понятийный аппарат детской психологии. Предмет и задачи науки"

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите лекционный материал, познакомьтесь с содержанием статей и монографий, рекомендованных к прочтению. Обратите внимание на категории, которыми оперируют авторы работ. Выпишите эти понятия и систематизируйте их. Разработайте рисунок - схему (своего рода наглядное пособие), в котором найдут отражение все изученные вами понятия, а также связи между ними. Составьте развернутый план изученного вами материала.

Ход занятия

На обсуждение вынесены следующие вопросы:

 а) категориальный аппарат детской психологии;

 б) предмет и задачи детской психологии;

 в) связь детской психологии с другими науками;

 г) академическая и практическая детская психология: связи и отношения.

На занятии рассматриваются вопросы в порядке их очередности. Слушатели делятся своими знаниями и мнениями в отношении прочитанного. Задают друг другу дополнительные вопросы. Обсуждают проблемы, которые вызвали затруднения в понимании. Заключительным вопросом к данному занятию может быть вопрос о том, где эти знания можно использовать.

Вариант 2. Научная конференция "Предмет и задачи детской психологии на современном этапе"

Как подготовиться к практическому занятию

В процессе подготовки к практическому занятию целесообразно обратиться к статьям, опубликованным в психологических журналах, где речь идет о задачах и предмете детской психологии. Таких статей окажется немного. А потому стоит просмотреть статьи, в которых обсуждаются те или иные аспекты детского развития на том или ином возрастном этапе. Развитие каких именно сторон психики и личности ребенка - дошкольника интересует исследователей? Какие задачи они ставят перед собой? Какие проблемы перед психологической наукой ставит практика?

Пусть этот круг вопросов найдет отражение в вашем докладе на конференции. Вы можете предложить сообщение несколько иного содержания, руководствуясь своими профессиональными и личными интересами.

Ход занятия

Составляется список выступающих, заслушиваются и обсуждаются выступления.

Вариант 3. Психологическая консультация

Как подготовиться к практическому занятию

Следует прочесть теоретический материал, рекомендуемую литературу. Прочтите литературу ровно в той степени, в какой это вам доступно. Обратите специальное внимание на понятия детской психологии. Научитесь произносить их вслух. На языке этих понятий вам предстоит говорить в ходе психологического консультирования. Постарайтесь запомнить те немногочисленные закономерности детского развития, которые уже сейчас вам удалось выделить в прочитанных текстах.

Ход занятия

Группа разбивается на подгруппы по три человека: "консультант", "клиент", "наблюдатель". "Клиент" с позиции воспитателя или родителя рассказывает о проблеме, которая привела его в консультацию. "Консультант" проблему выслушивает, делает необходимые записи и пробует ее квалифицировать в понятиях детской психологии. Задайте дополнительные вопросы "клиенту", уточните для себя детали ситуации, которую описывает вам "клиент".

После того как "консультант" задаст последний вопрос, подгруппе предстоит описать в понятиях детской психологии проблему поведения ребенка, с которой обратился родитель или воспитатель. Чего касается обсуждаемая проблема - вопросов развития, вопросов поиска причин, вопросов взаимоотношения в детском коллективе или между ребенком и взрослыми? К каким смежным дисциплинам (к специалистам какого профиля) вы бы обратились за помощью в решении этой проблемы - философии, педагогике, медицине? К кому еще? А может быть, у вас уже есть возможность объяснить причины создавшегося положения? Тогда опишите их

Вопросы для самопроверки

1. Что такое детская психология?

2. Назовите основные понятия детской психологии

3. Дайте определение категории "развитие"

4. Что такое "возраст"?

5. Как вы понимаете "гетерохронность"?

6. Как вы понимаете "системность"?

7. Что такое "детерминизм"?

8. В чем отличие возраста хронологического от возраста умственного?

9. Как рассчитывается коэффициент интеллектуального развития ребенка?

10. Назовите круг задач детской психологии

11. В чем состоит основная тенденция расширения предмета детской психологии на современном этапе?

12. Как связана детская психология с философией?

13. В чем суть взаимоотношений детской психологии и медицины?

14. Как бы вы описали место детской психологии в ряду психологических наук?

15. Педагогика и детская психология обозначьте основные линии сотрудничества

16. Каково место детской психологии в структуре возрастной психологии?

17. В чем состоит разница подходов возрастной и генетической психологии к вопросам детского развития?

18. Что такое "метрическое свойство возраста"?

19. Что такое "топологическое свойство возраста"?

20. В чем состоит специфика академических знаний и подходов фундаментальной психологии к исследованию психического развития человека в отличие от психологии практической?

21. Назовите имена психологов, имеющих непосредственное отношение к исследованию особенностей детского развития

Литература

 Ананьев Б.Г. Избр. психологические труды: В 2 т. - М.; 1970 - Т. 1.

 Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.; Воронеж, 1996.

 Антонова Т.В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте // Как помочь ребенку войти в современный мир? - М., 1995 - С. 10 - 26.

 Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерc А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 1990.

 Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996 - С. 184 - 295.

 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1997 - С. 3 - 39

 Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности / / Введение в практическую социальную психологию - М., 1996 - С. 7 - 21.

 Кериг П.К. Семейный контекст удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми / / Вопросы психологии. - 1990 - № 1. - С. 158 - 164.

 Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах - Минск, 1976.

 Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1986.

 Леонтьев А.Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии / / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1980. - С. 161 - 186.

 Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., Воронеж, 1997.

 Разин В.М. Психология теория и практика - М., 1997.

 Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг Обучение Здоровье - М., 1989.

 Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - Л., 1990.

 Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. - М., 1996.

 Ушинский К.Д. Избр. Соч. В 2 т. - М., 1974 - Т. 1.

 Филиппова Г.Г. Психология материнства. Концептуальная модель. - М., 1999.

 Фридман И.К. О контакте родителей с детьми / / Вопросы психологии. - 1990 - № 1. - С. 93 - 100.

 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1990 - С. 127 - 142.

 Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1976. - С. 273 - 281.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...