Как подготовиться к занятию
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Прочтите внимательно содержание лекции. Запишите в тетрадь основные понятия, с которыми работал психоанализ, прослеживая закономерности детского развития. Сравните полученный список со списком ваших коллег по учебе. Внесите в него необходимые коррективы. Раскройте содержание каждого из понятий, обратившись к специальной литературе, например к 3. Фрейду. На выбор прочтите одну из работ 3. Фрейда. Это может быть даже небольшая статья. Особое внимание уделите определениям основных понятий психоанализа. Обратитесь к работам М.И. Лисиной. Назовите основные линии критики М.И. Лисиной ряда положений психоанализа. Сформулируйте собственное отношение к заочному диалогу двух психологических школ. Ход занятия На занятии обсудите следующие вопросы: а) основные понятия концепции 3. Фрейда; б) основные положения концепции 3. Фрейда; в) развитие идей 3. Фрейда в работах А. Фрейд, Дж. Боулби, Р. Заззо, Р. Шпитца; г) Э. Эриксон о стадиях психосоциального развития человека; д) заочный диалог о роли близких взрослых в детском развитии между представителями психоанализа и школой М.И. Лисиной. Сформулируйте собственное отношение к концепции психоанализа. В чем могут состоять его педагогические приложения? Какие открытия 3. Фрейда можно использовать в практике повседневного общения с ребенком дошкольного возраста? Вариант 2. Психологическая консультация Как подготовиться к занятию Тщательно проработайте литературу. Заучите основные категории и положения психоаналитического подхода к анализу психики человека: научитесь произносить категории и формулировать основные положения психоанализа вслух.
Обратитесь к своей профессиональной деятельности. Подумайте, какие вопросы вы хотели бы адресовать психоанализу. Среди вопросов могут быть такие, которые возникают перед вами ежедневно, типа: Детская сексуальность и формы ее проявления в детском саду. Каким должно быть ответное поведение (реакция) воспитателя? Как относиться к вопросу повышенного интереса ребенка к половым органам? Как совместить в такой ситуации предостережения психоанализа и необходимость воспитания социально - приемлемых форм поведения? Подготовьтесь вынести на обсуждение вопросы, даже если вам кажется, что они далеки от того, чтобы рассматривать их с психоаналитических позиций. Ход занятия В течение 5 - 10 минут предлагаются вопросы для обсуждения. В случайном порядке формируются подгруппы по 3 - 4 человека. Каждая из них получает (или выбирает) для обсуждения вопрос. Задача участников обсуждения - ответить на поставленный вопрос с позиции психоанализа. В процессе работы следите за тем, чтобы в анализе ситуации и поиске ответа на вопрос вы оперировали понятиями психоанализа (Я, Сверх - Я, Оно, влечения, либидо, вытеснение, сублимация, идентификация и т.п.). По окончании работы каждая из подгрупп делает сообщение о ходе обсуждения и дает свой вариант ответа на поставленный вопрос. Вариант 3. Научная конференция Как подготовиться к занятию Следует обратиться к статьям, опубликованным в психологических журналах (см. приложение III). В них содержится, как правило, большое число статей, посвященных решению проблем, разрабатываемых в русле психоанализа. Прочтите их, систематизируйте собранный материал, подготовьте сообщение. Ход занятия В ходе занятия заслушиваются выступления. Чтобы каждый студент, подготовивший доклад, был услышан, целесообразно группу разбить на подгруппы (в случайном порядке) по 4 - 5 человек. В течение 40 минут подготовленные сообщения заслушиваются в подгруппах. Участники делятся своими открытиями и находками. По окончании этого времени каждая из групп информирует остальных участников занятия о заслушанных выступлениях.
Вариант 4. Тренинг личностного роста Как подготовиться к занятию Предполагается, что в ходе подготовки студенты ознакомятся с рекомендуемой литературой. В прочитанных текстах необходимо найти теоретическое положение, которое вами совершенно не понято или вызывает сомнение. Выпишите это положение. Ход занятия Работа в парах. Участники диалога работают над непонятыми формулировками, пытаясь понять их смысл и осознать их значение для практики воспитания ребенка дошкольного возраста. Работа идет над содержанием положения. Задача участников обсуждения - объяснить друг другу непонятые формулировки. По сигналу ведущего образуются новые пары. Новым собеседникам необходимо рассказать о том, что обсуждалось и к каким выводам они пришли в предыдущей паре. Затем вновь происходит смена партнеров по общению. Теперь необходимо рассказать друг другу о содержании бесед в двух предыдущих парах. По окончании работы подводятся итоги. Постарайтесь ответить на следующие вопросы. а) Что положительного было для вас на этом занятии? б) Какие открытия вы для себя сделали? в) Где полученные знания вы будете использовать? Вариант 5. Коллоквиум по работам Э. Эриксона, З.Фрейда, А. Фрейд Как подготовиться к занятию Предметом обсуждения на коллоквиуме могут стать работы: а) Э. Эриксона "Детство и общество"; б) А. Фрейд "Психология "Я" и защитные механизмы"; в) А. Фрейд "Норма и патология детского развития". Выделите основные положения избранной вами работы. Что вам представляется в ней чрезвычайно ценным для практики воспитания маленького ребенка? Какие открытия вы сделали? Что нового узнали, а что вам показалось знакомым? Подготовьтесь обсудить эту работу с преподавателем. Ход занятия Занятие проходит в форме индивидуального собеседования. Студенты по очереди садятся перед преподавателем и рассказывают о том, что изучено, что усвоено, что понято. Высказывают свое отношение к прочитанному.
Вопросы для самопроверки 1. В чем суть психоанализа как метода лечения неврозов? 2. Дайте общую характеристику психоанализу как направлению в психологии. 3. Какова позиция психоанализа в решении вопроса о движущих силах психического развития? 4. Каков характер отношений человека и общества? 5. Каковы причины конфликта, возникающего в системе отношений человек - общество? 6. Какова структура психической личности? 7. Каково содержание Оно? 8. В чем особенность структуры, названной Сверх - Я? 9. Каковы задачи Я в структуре личности? 10. Назовите два рода влечений, выделенных 3. Фрейдом. 11. Какие стадии психосексуального развития ребенка выделил 3. Фрейд? 12. Дайте краткую характеристику каждой из них. 13. В чем суть Эдипова комплекса? Комплекса Электры? 14. Где полученные знания о сути психоаналитических подходов к изучению и объяснению психики ребенка можно использовать? 15. Как бы вы сформулировали педагогические приложения, исходя из основных положений психоанализа? 16. Как изменилась ваша позиция педагога после изучения концепции 3. Фрейда и его последователей? 17. В чем коренное отличие концепции Э. Эриксона от концепции 3. Фрейда? Литература Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995. Боулби Дж. Детям - любовь и заботу / / Лишенные родительского попечительства. - М., 1991. - С. 144 - 154. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды / / Вопросы психологии. - М., 1967. - № 2. - С. 11 - 135. Ковар Л. Потерянные жизни // Семья: книга для чтения. Кн. 2. - М., 1990. - С. 339 - 364. Лисина М.И. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи / / Психическое развитие воспитанников детского дома. - М., 1990. - С. 8 - 21. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста / / Лишенные родительского попечительства - М., 1991 - С 37 - 47 Ляликов Д.Э. Эриксон о материнстве и детстве / / Семья книга для чтения Кн 2 - М, 1990 - С 323 - 338
Марцинковская Т.Д. История детской психологии - М., 1998 - С. 135 - 167 Обухова Л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы - М., 1995 - С. 65 - 102 Сартр Ж.П. Фрейд (киносценарий) - М., 1992 Стоун И. Страсти ума, или Жизнь Фрейда - М., 1994 Флэйк - Хобсон К. Мир входящему - М., 1992 Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы - М., 1993 Фрейд А. Введение в детский психоанализ / / Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов - СПб., 1997 - С. 173 - 215 Фрейд А. Норма и патология детского развития / / Фрейд А, Фрейд 3 Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов - СПб., 1997 - С 219 - 361 Фрейд 3. Я и Оно//Хрестоматия по истории психологии - М., 1980 - С. 184 - 210 Фрейд 3. Психология бессознательного - М., 1989 Фрейд 3. Введение в психоанализ Лекции - М.,1990 Фрейд 3. Психоанализ Религия Культура - М., 1992 Фрейд 3. Художник и фантазирование - М., 1995 Шпитц Р. Поведение депривированных детей // Лишенные родительского попечительства - М,1991 - С. 166 Эриксон Э. Детство и общество - СПб., 1996 Эриксон Э. Идентичность юность и кризис - М., 1996 Юнг К. Архетип или символ - М., 1991
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Мышление ребенка как предмет изучения генетической психологии Ж. Пиаже Основные понятия концепции Стадии развития интеллекта Основные характеристики мышления ребенка дошкольного возраста Научные диалоги Ж. Пиаже - Л.С. Выготский, Ж. Пиаже - П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже - А.А. Венгер Основные понятия умственные конструкции, интеллектуальное развитие, аккомодация, ассимиляция, "задачи Ж. Пиаже", "феномены Ж. Пиаже", глобальность восприятия, эгоцентрическая речь Наиболее доступно и просто концепция Ж. Пиаже изложена в работе К. Флэйк - Хобсона. В изложении К. Флэйк - Хобсона она выглядит следующим образом. В поле внимания Ж. Пиаже - проблемы мышления и процессы усвоения знаний. Согласно Ж. Пиаже, мышление детей существенно отличается от мышления взрослых. Дети являются активными субъектами собственного умственного развития. Способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям. Навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом - по мере того как происходит "общее развитие детского организма" и "расширяются горизонты изучаемого ребенком мира". Значительная часть активности детей приходится на игры, которые Ж. Пиаже рассматривал как "непременный компонент их важной работы по исследованию окружающих объектов - людей, предметов, явлений". Он считал, что такая форма обучения в процессе деятельности необходима для нормального развития ребенка и успешного процесса его взросления.
По Ж. Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит четыре больших периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный), охватывающий период от рождения до 2 лет; 2) дооператорный период - от 2 до 7 лет; 3) период конкретного мышления - от 7 до 11 лет; 4) период формально - логического, абстрактного мышления - от 11 - 12 до 18 лет и старше. Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями. Однако, согласно Ж. Пиаже, не каждый человек способен достичь четвертой стадии развития мышления. Л.Ф. Обухова о концепции Ж. Пиаже Л.Ф. Обухова - автор целого ряда работ, посвященных развитию детского мышления. Большое внимание в связи с этим она уделила концепции Ж. Пиаже. В ее работах вы найдете глубокий анализ трудов выдающегося психолога. Л.Ф. Обухова выделила и раскрыла содержание основных понятий концепции Ж. Пиаже. Идея трансформации, идея конструкции, схема действия, группировка, аккомодация и ассимиляция, равновесие - описание этих и других категорий вы найдете в работах Л.Ф. Обуховой. Она же обратила внимание на уникальные слова Ж. Пиаже о том, что человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это соответственно своей "умственной химии"; "познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур". Д.Б. Эльконин о концепции Ж. Пиаже Д.Б. Эльконин вступает в полемику с Ж. Пиаже по поводу его размышлений относительно роли и функций эгоцентрической речи у ребенка дошкольного возраста. В соответствии со своей общей концепцией развития сознания у детей Пиаже различает речь социализированную, выполняющую функцию общения, и речь эгоцентрическую, которая не выполняет функции общения, являясь речью для себя. С точки зрения Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь в дошкольном возрасте составляет значительную часть всех высказываний ребенка. Эгоцентрическая речь занимает преобладающее положение в младших возрастах и постепенно вытесняется социализированными формами. Это вытеснение происходит в силу приспособления ребенка к "социализированной мысли взрослых". Концепция Ж. Пиаже, по свидетельству Д.Б. Эльконина, исходит из первичного аутизма детского сознания. Для Ж. Пиаже эгоцентрическая речь является симптомом эгоцентричности сознания, вырастающего из аутизма младенца, его направленности на собственные внутренние переживания и состояния. Эгоцентризм - это переходная ступень от аутизма к социализации, показатель того, что ребенок не отделяет себя достаточно четко от внешнего мира, а "проецирует в этот мир содержание своего субъективного мира". Однако общность интересов между ребенком и его товарищами и усиление влияния со стороны взрослых Ж. Пиаже называет в качестве факторов, способствующих уменьшению эгоцентризма. В своей работе Д.Б. Эльконин достаточно подробно прослеживает основные линии заочных диалогов Ж. Пиаже - Л.С. Выготский; Ж. Пиаже - А.А. Венгер. Ж. Пиаже и А.А. Венгер: заочный диалог По мнению Ж. Пиаже, в дошкольном возрасте эгоцентризм мышления, неотделенность "я" ребенка от среды приводят к тому, что ребенок не выделяет "реальных причинно - следственных связей". Только к 7 - 8 годам снижается эгоцентризм, вычленяется "я" и как следствие появляются интерес к действительной причинности и первые формы ее объяснения. К этому времени приходит к ребенку понимание относительности своей точки зрения при сравнении ее с точкой зрения других людей. Индивидуальная точка зрения заменяется, а точнее, "вытесняется" социальной. Последняя навязывает ребенку свои законы, законы логического мышления. В этом возрасте впервые появляется возможность усвоения человеческого опыта. По Ж. Пиаже, обучение и другие воздействия взрослых могут по настоящему влиять на развитие ребенка, начиная лишь с 7 - 8 - летнего возраста. А.А. Венгер в собственных экспериментальных исследованиях предприняла попытку изучить вопрос понимания причинности детьми дошкольного возраста. Детям даже самого младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) в известной степени доступно понимание причинности. Понимание причинности неуклонно растет на протяжении дошкольного детства. Существенный перелом в понимании причинности наступает приблизительно в 5 лет. Понимание причин зависит от: особенностей явлений и лежащих в их основе причинных зависимостей; способа знакомства с явлением. А.А. Венгер доказала в своих исследованиях, что при соответствующей организации непосредственного детского опыта и его обобщения ребенком дошкольного возраста может быть достигнуто понимание действительных причин некоторых явлений. Повторите исследование А.А. Венгер и проведите экспериментальное исследование с тонущими и плавающими предметами. Ход эксперимента описан в работе Д.Б. Эльконина и в пособии Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Ж. Пиаже - Л.С. Выготский Согласно Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь возникает из - за недостаточной социализации изначально индивидуальной речи. Л.С. Выготский занимает позицию, согласно которой речь ребенка изначально является социальной. Возникновение эгоцентрической речи - результат недостаточного обособления, дифференциации, выделенности индивидуальной речи. Эгоцентрическая речь - речь социальная по своей природе. Она вышла из недр социальной речи. Это выделившаяся речь из социальной речи, но окончательно не отделившаяся от нее. Эгоцентрическая речь - это особая форма речи для себя. Исследования Л.С. Выготского, проведенные совместно с А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьевым, показали, что "коэффициент эгоцентризма при затруднительном течении деятельности возрастает почти вдвое по сравнению с коэффициентом, вычисленным в ситуации деятельности без затруднений". По мнению Л.С. Выготского, которое сформировалось на основе целого ряда экспериментальных исследований, эгоцентрическая речь помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, она легко становится средством мышления. Обратитесь к работе Л.С. Выготского "Мышление и речь". Познакомьтесь с чрезвычайно интересной полемикой Л.С. Выготского и Ж. Пиаже, представленной на страницах этой книги. Л.С. Выготский о концепции Ж. Пиаже Одну из глав своей работы "Мышление и речь" Л.С. Выготский специально посвящает подробному анализу концепции Ж. Пиаже. Л.С. Выготского интересует вопрос: как Ж. Пиаже представляет себе путь, по которому приходит ребенок к осознанию своих собственных понятий? Осознание, по Пиаже, считает Л.С. Выготский, совершается путем вытеснения социальной зрелой мыслью остатков вербального эгоцентризма. Осознание не возникает как необходимая высшая ступень развития из неосознанных понятий, оно привносится извне. Выготский не согласен с такой постановкой вопроса. В доказательство он проводит достаточно глобальное исследование по выяснению генетических корней мышления и речи. Результаты этого исследования представлены в вышеназванном труде Л.С. Выготского. Ж. Пиаже об основных закономерностях развития интеллекта Ж. Пиаже различает довербальный интеллект и операциональное мышление. Довербальное мышление - это непременный атрибут стадии сенсомоторного интеллекта. Сенсомоторный интеллект находится, по Ж. Пиаже, у истоков мышления. Но в течение всей жизни он воздействует на него через восприятие и практические ситуации, ситуации взаимодействия ребенка с миром предметов. Перцептивная деятельность и моторные функции - именно та питательная среда, которой "располагают в своем генезисе операции интеллекта". Моторные и перцептивные функции составляют нерасторжимое единство. И тем не менее между довербальным интеллектом и операциональным мышлением пролегает, по мнению Ж. Пиаже, длительный путь. Ж. Пиаже выделяет еще четыре основных периода, идущих непосредственно за тем периодом, который описан как стадия сенсомоторного интеллекта. С появлением языка начинается период, который характеризуется "развитием символического и допонятийного мышления". Возрастные границы периода - от 1,5 - 2 до 4 лет. Далее следует этап интуитивного (наглядного) мышления, "прогрессивные сочленения которого вплотную подводят к операциям". Возрастные границы - от 4 до 7 - 8 лет. Стадия конкретных операций - "операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватить в интуиции". Возрастные границы - с 7 - 8 до 11 - 12 лет. И наконец, с 11 - 12 лет и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, "группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект". Обобщая размышления Ж. Пиаже, Л.Ф. Обухова и И.Ю. Кулагина приводят в своих работах классификацию стадий развития мышления (таблица). По мнению Ж. Пиаже, социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие трех посредников: языка (знаки), содержания взаимодействий субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные логические или дологические нормы). Что осталось за рамками повествования За рамками повествования остались удивительные работы Ж. Пиаже, пересказать которые, сохранив язык автора, просто невозможно. Ж. Пиаже надо просто читать. Обратитесь к работе Ж. Пиаже "Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное", опубликованную в "Вопросах психологии" (1996. № 6). О сложных взаимодействиях интеллекта ребенка и социальных воздействий вы прочтете в работе Ж. Пиаже и в работе А.Н. Перре - Клермон "Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей". Прочтите в работе Л.Ф. Обуховой параграф, посвященный диалогу двух великих психологов XX века - П.Я. Гальперина и Ж. Пиаже. Непосредственной участницей этой дискуссии была сама Л.Ф. Обухова. Таблица Классификация стадий развития интеллекта
Окончание табл.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М. 1995. - С. 171. Наша справка Венгер Александра Абрамовна - доктор психологических наук, работала в лаборатории дошкольного воспитания аномальных детей Института дефектологии. Перре - Клермон Анн - Нелли - известный швейцарский ученый, профессор психологического факультета Невшательского университета. Пиаже Жан (1896 - 1980) - швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии Словарь понятий Аутизм (от греч auto - сам) - крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружением в мир собственных переживаний Вербальный (от лат verbalis - словесный) - термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов, числительных, отрывки текстов, стихотворения и т д) и вербальный бессмысленный материал (группы из трех согласных, слоги, бессмысленные слова разной степени приближенности к реальному языку) Интеллект (от лат mtellektus - разумение, понимание, постижение) - способность мышления, рационального познания, относительно устойчивая структура умственных способностей индивида Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности Позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее существенных связях и отношениях Операции - интериоризированное действие Теория познания - раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности Эгоцентризм (от лат ego - я, centrum - центр круга) - неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации Эпистемология - теория познания Формы проведения практических занятий по теме Цель усвоение категориального аппарата генетической психологии Ж. Пиаже и формирование умений по использованию установленных им закономерностей в практике обучения ребенка Вариант 1. Семинар
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|