Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как подготовиться к практическому занятию




Прочтите лекционный материал. Уделите особое внимание принципам изучения психики ребенка. Что такое принцип объективности? Как бы вы стали описывать поведение ребенка в соответствии с принципом объективности? Подумайте.

Ход занятия

Участники разбиваются на команды по 3 - 4 человека. Каждая из команд готовит задачу - загадку для соперников: описывает какое - либо из качеств психики ребенка, которые обычно приписываются взрослыми людьми детям. Например, "агрессивный", "необщительный", "неспособный", "капризный", "избалованный". Или наоборот - "хорошо воспитанный", "послушный", "внимательный".

Следует проследить за тем, чтобы описания были выдержаны в духе принципа объективности. После того как работа будет выполнена, члены команд читают друг другу подготовленные описания и пытаются угадать качество, скрывающееся за описанием.

Как вы думаете, совпадут ли мнения членов различных команд? Как вы думаете, почему они совпали (или не совпали)? Какое значение такое совпадение (или не совпадение) мнений взрослых людей о ребенке имеет значение для детского развития; для практики воспитания каждого конкретного ребенка?

На таком пересечении оценок ребенок находится довольно часто. С другой стороны, несовпадение оценок - достаточно серьезное основание и для возникновения разногласий между взрослыми (отцом и матерью; воспитателем и родителями; психологом и педагогами и т.д.). В этом кроется и причина непонимания между родителями и работниками детского сада во взглядах на детское развитие.

Вариант 3. Научная конференция на тему "Методы исследования психики ребенка на современном этапе"

Как подготовиться к практическому занятию

Предмет вашего теоретического исследования - методы, к которым прибегают исследователи на современном этапе изучения психики ребенка. Обратитесь к психологическим журналам за последние год - два. Найдите в перечне опубликованных статей статьи, в которых решаются актуальные проблемы детского развития. Прочтите их, обратив особое внимание на методы исследования, описание хода исследований, принципов, которыми руководствуются авторы работ, и формы проведения исследования, которые обычно избираются. Рассчитайте процентное соотношение работ, в которых используются экспериментальные методы исследования (или наблюдение), к общему числу научных исследований.

Л.Ф. Обухова использует в своей работе понятие "стратегии". В чем вы видите принципиальное отличие понятий "стратегия" и "метод"?

Ход занятия

В ходе занятия заслушиваются сообщения учащихся о проделанной работе. Что позитивного для себя вы приобрели в процессе проведения исследования? Какие открытия сделали?

Вариант 4. Психологический практикум "Особенности детского развития ребенка в дошкольном возрасте"

Как подготовиться к практическому занятию

Обратитесь к работе Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Подберите в перечне предлагаемых методов методы, с которыми вы хотели бы поработать. Подумайте о той стороне психики и личности ребенка, которую вы хотели бы исследовать. Проведите исследование. Не забудьте о принципах построения выборки исследования. Выборка строится по принципу случайных выборов. Обработайте полученный материал. Подготовьте сообщение, в котором вы расскажете о проделанной вами работе. А может быть, вы хотите сравнить, насколько полученные вами результаты соотносятся с теми, которые на данный момент имеются в научном знании? Тогда обратитесь к психологическим исследованиям (статьям, монографиям, учебным пособиям или учебникам) и проведите такое сравнение.

Ход занятия

На занятии идет обсуждение представленных исследований. Обсуждаются трудности, с которыми можно встретиться в ходе таких исследований. Выявляются особенности детского развития в дошкольном возрасте. Где полученные результаты проведенных исследований можно использовать?

Вариант 5. Деловая игра - "Работа по подбору кадров"

Как подготовиться к практическому занятию

Прочтите лекционный материал. В соответствии с принципами организации проведения опроса разработайте небольшую анкету. Ваша задача - по полученным ответам понять, может ли человек, которого вы опрашивали, быть хорошим воспитателем. Взяли ли бы вы его на работу, если бы были заведующей?

Проведите опрос ваших сокурсников. Опрос должен быть анонимным. Вы не забыли об инструкции? Обработайте полученный материал. Какие выводы вы можете сделать относительно профессиональной пригодности будущих специалистов? Какие характеристики такой пригодности принимались вами во внимание? Что с вашей точки зрения должно быть присуще "хорошему воспитателю"? Подготовьте сообщение.

Ход занятия

В ходе занятия заслушиваются сообщения учащихся о проделанной работе Что позитивного для себя вы приобрели в процессе проведения исследования? Какие открытия сделали?

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные направления развития детской психологии

2. В чем суть теоретического решения проблемы источников психического развития?

3. На какие две группы делят методы детской психологии'1

4. В чем отличительная черта методов воздействия?

5. В чем особенность методов исследования?

6. Какие принципы исследования психики ребенка вам известны?

7. В чем суть принципа объективности? Где знание этого принципа можно использовать?

8. В чем суть принципа причинности? Где знание этого принципа можно использовать?

9. В чем суть принципа тщательности и регулярности? Где знание этого принципа можно использовать?

10. Какие формы проведения исследования вам известны?

11. Назовите достоинства и недостатки продольных исследований

12. В чем суть метода "поперечных срезов"?

13. Почему наблюдение и эксперимент относят к группе основных методов исследования?

14. Каким требованиям должно отвечать наблюдение как метод исследования?

15. Как строится процедура экспериментального исследования?

16. Что такое формирующий эксперимент? Назовите основные этапы его проведения

17. Каковы предназначение и основные задачи вспомогательных методов исследования психики ребенка?

18. Назовите основные требования к процедуре опроса

Литература

 Алешина Ю.Е., Данилин К.Е., Дубовская Е.М. Спецпрактикум по социальной психологии опрос, семейное и индивидуальное консультирование. - М., 1989. - С. 3 - 31.

 Бутенко И.А.Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. - М., 1989.

 Годфруа Дж. Что такое психология. В. 2 т. - М., 1992. - Т. 1. - С. 300 - 347.

 Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 1991.

 Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1980. - С. 6 - 8.

 Методы диагностики в работе детского психолога. - М., 1999.

 Ноель Э. Массовые опросы введение в методику демоскопии. - М., 1978 - С. 381.

 Обухова Л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы. - М., 1995. - С. 28 - 32.

 Овчаров Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1999.

 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995.

 Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995. - С. 5 - 38, 132 - 147.

 Эльконин Д.Б. Детская психология - М., 1960. - С. 23 - 30.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...