Предмет и задачи детской психологии
Детская психология как отрасль психологической науки. Категориальный аппарат науки. Предмет и задачи детской психологии. Тенденции расширения предмета детской психологии на современном этапе. Связь детской психологии с другими науками: философией; педагогикой; медициной; общей, социальной психологией. Детская психология в структуре возрастной психологии. Возрастная и генетическая психология. Детская психология: теория и практика. Основные понятия: детство, возраст, развитие, рост, биологическое, социальное, наследственное, приобретенное, детерминизм, гетерохронность, системность, психосоматика. Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка на разных возрастных этапах, а также закономерности перехода с одного возрастного этапа на другой. По словам Д.Б. Эльконина, детская психология изучает закономерности развития ребенка как члена общества. В поле внимания детской психологии психика, сознание, психическое развитие ребенка от момента рождения до зрелости. В ходе формирования ребенка как члена общества, как личности, пишет далее Д.Б. Эльконин, происходит и процесс развития его психики, сознания от элементарных форм отражения, присущих младенцу, до развитых форм сознательного отражения действительности, свойственных взрослому человеку. Категориальный аппарат науки К ключевым понятиям детской психологии относят категории "возраст", "детство", развитие", "рост", "детерминизм", "гетерохронность", "системность". Важно иметь в виду, что лишь вышеперечисленными понятиями категориальный аппарат детской психологии не исчерпывается. Сюда могут быть отнесены такие понятия, как "социальная ситуация развития", "ведущий тип деятельности" и целый ряд понятий, введенных в детскую психологию основными ее направлениями как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Процесс изучения детской психологии - это процесс усвоения ее категориального аппарата. Первостепенное значение в процессе обучения Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев придавали именно усвоению учащимися научных понятий.
Детство. Сегодня любой образованный человек, как отмечает Л.Ф. Обухова, ответит на вопрос о том, что такое детство. Детство - это период усиленного развития, изменения обучения. Но это еще и период парадоксов, противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития, - это понимают лишь ученые. Развитие. Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие ребенка - от момента появления на свет и до зрелости - есть формирование его как члена общества, есть процесс становления его как личности, писал Д.Б. Эльконин. В отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством. Носителем этого опыта на первых порах является близкий взрослый. Возраст. Возраст - категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В психологии различают возраст хронологический и возраст психологический. В отличие от хронологического возраста, который выражает длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно - историческое происхождение.
В психологии возраст психологический чаще всего рассматривают как возраст умственный. Он определяется по результатам специально организованного исследования (тестирования). Каждое тестовое задание имеет определенный вес, измеряемый в днях и месяцах. В зависимости от количества решенных задач ребенок набирает определенную сумму баллов. Их количество и покажет, каков умственный возраст ребенка. Он может быть как ниже, так и выше возраста хронологического. Соотношение хронологического и умственного возраста позволяет говорить об особом показателе детского развития - коэффициенте интеллектуального развития. Этот показатель обозначается английскими буквами IQ. IQ = Ч 100%. Умственный возраст Хронологический возраст Воспользуйтесь словарями и дайте определение таких понятий, как детерминизм, гетерохронность, системность. Какое отношение эти понятия имеют к детской психологии и ее предмету? Предмет и задачи детской психологии Закономерности развития ребенка как члена общества, его психики, сознания - психическое развитие ребенка от момента рождения и до зрелости - изучает специальная область психологических знаний - детская психология, отмечает Д.Б. Эльконин. Другие стороны развития ребенка изучают различные области науки: анатомия и физиология, физиология высшей нервной деятельности, гигиена, этнография и т.д. Детская психология есть наука о закономерностях психического развития ребенка, об особенностях его психики на разных стадиях развития. Как отмечает Л.Ф. Обухова, предмет детской психологии исторически менялся. В настоящее время предмет детской психологии - раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому. Решение задач теоретического плана расширяет возможности решения задач практического плана. Так, помимо активизации процессов обучения и воспитания в последнее время возникла новая сфера практики детской психологии. Это контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать: правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка.
Расширение предмета детской психологии происходит за счет попыток ввести в поле исследования детской психологии период внутриутробного развития ребенка. Одной из работ, в которой приводятся достаточно веские доказательства необходимости такого шага, является исследование Г.Г. Филипповой. Целью своего исследования Г.Г. Филиппова определила построение концептуальной модели материнства для обеспечения целостного научного исследования данного явления в психологии. Объект исследования - система психического взаимодействия "мать - ребенок". Поскольку сама система возникает с появлением ребенка, то Г.Г. Филиппова считает необходимым определить в первую очередь, с какого периода онтогенеза можно считать ребенка элементом системы психического взаимодействия с матерью. Точкой отсчета в возникновении и развитии исследуемой системы она предлагает считать момент возникновения психического отражения в пренатальном (внутриутробном) развитии ребенка. Связь детской психологии с другими науками Философия и детская психология. Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека. Законы философии являются законами возрастной психологии. Можно сказать, что законы философии несут на себе методологическую нагрузку. Например, основной закон философии отвечает на вопрос: "Что первично?" Можно по - разному отвечать на этот вопрос. Но от того, как мы на него отвечаем, зависит наша позиция в решении психолого-педагогических проблем. Подумайте, так ли это. Приведите примеры "за" или "против" данной позиции. Еще одна философская проблема - спор между диалектическим и метафизическим способами мышления, способами анализа окружающей действительности. Метафизика - философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира.
Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания, основанный на этом учении метод мышления. Законы диалектики: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицаний. Развитие ребенка - это тоже "борьба и единство противоположностей", в роли которых постоянно выступает противоречие между уже возросшими желаниями ребенка и его реальными возможностями. В соответствии с этим деятельность ребенка перестраивается. Так совершается переход к новой стадии развития его психической жизни. Педагогика и детская психология. Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития ребенка на разных возрастных этапах, а также законы перехода с одного возрастного этапа на другой. По определению, педагогика - это наука о воспитании и обучении; это воспитательные приемы, воздействие. Она раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, процесса образования и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности. Сотрудничество педагогики и психологии в деле воспитания и обучения человека имеет давнюю историю. По мнению одного из классиков отечественной педагогики К.Д. Ушинского, педагогика может успешно разработать план воспитания целостной личности, только опираясь на весь комплекс наук о человеке, в центре которых находится психология. Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе, писал К.Д. Ушинский, но говорим им, изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. В решении одних и тех же задач обучения и воспитания ребенка педагогика и психология ищут ответы на разные вопросы. Педагогика отвечает на вопрос "как?". Психология отвечает на вопрос "почему?". Например, педагогика ставит задачи по нравственному воспитанию личности ребенка в дошкольном возрасте, задачи развития тех или иных навыков и умений, предлагая специальные приемы, методику и технологии обучения, использующие игровые моменты. Психология отвечает на вопрос: почему это целесообразно? Потому что ведущим видом деятельности ребенка данного возраста является сюжетно-ролевая игра. И потому с использованием игровых моментов проводят занятия в детском саду и по развитию речи, и по изобразительной деятельности, по формированию математических понятий.
Медицина и детская психология. Медицина - совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней, а также практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. На стыке медицины и психологии возникла совершенно особая отрасль научного знания - психосоматика. Психосоматика - направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний. Этот термин означает, что изменения, которые происходят во внутренних органах и системах организма (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной), врачи связывают с более или менее длительным эмоциональным напряжением (в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния), возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты - как межличностные, так и внутренние. В книге B.C. Ротенберга и С.М. Бондаренко "Мозг. Обучение. Здоровье" перечисляются многие успехи в разных областях медицины. Авторы пишут, что это перечисление могло бы занять не один десяток страниц. В целом же заболеваемость не уменьшилась. Изменилась ее структура: место тяжелых инфекций заняли "болезни цивилизации". Сюда относятся гипертоническая болезнь со всеми ее грозными осложнениями, вплоть до инсульта и инфаркта, стенокардия, опухоли, язвенная болезнь желудка и 12 - перстной кишки, бронхиальная астма и другие заболевания аллергической природы, экземы и нейродермиты, также алкоголизм и наркомания. В исследованиях B.C. Ротенберга и В.В. Аршавского было показано, что основным компонентом поведения, определяющего устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является такой психологический феномен, как поисковая активность. Под поисковой активностью понимается деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности. Как оказалось, уже самые ранние этапы развития ребенка имеют непосредственное отношение к формированию поисковой активности. Для формирования такого ценного образования, имеющего огромное значение в жизни и деятельности человека, необходимо выполнение взрослыми, ухаживающими за детьми, целого ряда условий: с первых дней жизни ребенок должен ощущать себя находящимся под постоянной защитой ближайшего окружения, особенно матери. Он должен приобрести уверенность, что плач - единственно доступный ему способ реагирования на неприятные ощущения (голод, боль, дискомфорт в кровати, страх перед неизведанным) - является достаточно эффективным и помогает ему контролировать ситуацию. Он должен приобрести уверенность в том, что может привлечь к себе внимание криком и может положиться на хорошее отношение матери, ее постоянную защиту. Только с ее помощью он постепенно может развить в себе способность к активному взаимодействию с миром и поисковому поведению, только она способна бережно провести его через этап покровительства и поддержки к этапу самостоятельности и независимости. Антиподом поисковой активности является отказ от поиска. В основе возникновения ряда заболеваний сердца (стенокардия и инфаркт), опухолевых заболеваний, особенностей их протекания лежит чувство беспомощности и безнадежности, ситуация отказа от поисковой активности. Состояние отказа от поиска не только вредно для здоровья - оно резко отрицательно сказывается на результатах любой деятельности. Роль психологических факторов признается многими исследователями и в развитии бронхиальной астмы. Как показывает клинический опыт Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого, родительские семьи больных бронхиальной астмой характеризовались сдержанностью в проявлениях эмоций у ее членов; родители стремились контролировать и подавлять инициативу своих детей, блокировать несанкционированные ими эмоциональные проявления. Сюда же непосредственно относится подавление матерью эмоциональных проявлений у ребенка в раннем детстве - крика, плача и т.д. Широко признана роль семьи и в происхождении неврозов. Так, показано, заболеваемость человека неврозом в немалой степени зависит от условий, в которых он воспитывался: стиля, типа воспитания. При этом воздействие родительской семьи простирается весьма далеко, проявляясь и в то время, когда человек сформировал собственную семью. Несмотря на то что в приведенных примерах речь идет в основном о семье и ее роли в возникновении тех или иных заболеваний, воспитателю необходимо иметь в виду эти факты. Они - лишь частное проявление общей закономерности: причины психосоматических заболеваний коренятся в неправильном взаимодействии взрослых (родителей, воспитателей и учителей) и детей. Последствия такого взаимодействия могут стать для ребенка, увы, необратимыми. Общая и детская психология. Общая психология - теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Например, общая психология дает нам представление об особенностях работы мышления, о его видах и основных операциях. Детская психология прослеживает, каковы специфика, уровень, особенности развития мышления на том или ином возрастном этапе. Социальная и детская психология. Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В поле зрения детской психологии - особенности развития и функционирования детского коллектива. В поле внимания детской психологии - особенности формирования реальных (в отличие от игровых) отношений между детьми в группе сверстников. Предмет особого интереса детской психологии - стиль общения ребенка со сверстниками и со взрослыми людьми и механизм влияния этого общения на детское развитие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|