Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовое обеспечение социальной работы




с несовершеннолетними с девиантным поведением [17]

В настоящий момент в Российской Федерации социальная работа с несовершеннолетними с девиантным поведением регулируется рядом нормативных актов. Среди них можно выделить:

¨ Закон РФ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” № 120-ФЗ от 24.06.1999г.;

¨ Закон РФ “Об образовании” № 3266-1 от 10.1992 г.;

¨ Постановление Министерства труда и социального развития РФ “Об утверждении рекомендаций по организации работы специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации” № 3 от 30.01.1997г.

Законодательство основной задачей ставит профилактическую работу. Профилактика включает в себя:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально - педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений.

В систему органов и учреждений профилактики групп с девиантным поведением входят: комиссии по делам несовершеннолетних, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

В связи с тем, что проблема профилактики общественно-опасного поведения является социально значимой и многогранной, и её решение невозможно без широкого привлечения общественных сил, государство способствует и поддерживает создание и деятельность общественных организаций, целью которых является социальная работа среди “проблемных” групп молодежи.

Законодательство определяет следующие категории лиц, среди которых необходимо проводить профилактическую работу:

1) безнадзорные или беспризорные;

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

2) занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

3)содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;

5)совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность (возраст, с которого наступает административная ответственность – 16 лет ст.13 КоАП);

7) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего не может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (уголовная ответственность по отдельным составам преступления устанавливается с 14 лет);

9) обвиняемые или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно - досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Органы, осуществляющие профилактику правонарушений несовершеннолетних, проводят работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

При этом необходимо уяснить, что профилактика правонарушений - это мероприятия государства, направленные на предупреждение преступности. Проведение профилактических мероприятий носит обязательный характер как для органов и учреждений, так и для вышеуказанных категорий лиц.

Проведение профилактических мероприятий должно проводится в рамках закона. Лица (а также их родители, опекуны и попечители), в отношении которых проводятся профилактические мероприятия, имеют права, которые охраняются законом. При их нарушении действия должностных лиц можно обжаловать в судебном порядке.

Определим отдельные полномочия органов, осуществляющих работу с несовершеннолетними с девиантным поведением.

Комиссии по делам несовершеннолетних образуются органами местного самоуправления и проводят:

- организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений;

- подготовку материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

- рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании".

Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

- предоставляют бесплатно социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или законных представителей;

- выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

- принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право:

- в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или законными представителями и иными лицами;

- запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и иных лиц.

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием.

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" в указанные учреждения могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

- не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

- достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

- осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основаниями содержания несовершеннолетних в специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных профессиональных училищах закрытого типа являются постановление судьи либо приговор суда.

Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения осуществляют:

- круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей;

- медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;

- выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;

- круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;

- оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации специализированной диагностической и лечебно - восстановительной помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении;

- выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении.

В компетенцию подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних включается:

- выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественные действия или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством;

- осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;

- участвуют в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения несовершеннолетних в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

- участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

- информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;

- принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.

 


[1] Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. С. 95-120, 124-129.

[2] Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2009. – 1022 с.

 

[3] Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во института психотерапии, 2002. -

 

[4] http://fadm.gov.ru/projects/tgs/

 

[5] Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Москва-Самара: изд.во самарского гос.ун-та, 2000

 

[6] http://psichology.vuzlib.net/book_o387_page_14.html

 

[7] http://www.centrnadejda.ru/messages/prog/258

 

[8] http://www.czm.su/reabilitatsiya-narkozavisimyih

[9] Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

[10] Специальное предприятие «Новое поколение». Методические рекомендации по организации воспитательной работы и социализации несовершеннолетних и молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации. - Санкт-Петербург, 2009.

 

[11] Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

 

[12] http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=580

 

 

[13] Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.

 

[14] http://gadel.narod.ru/simple-reabilitaciya.html

 

[15] Целуйко В.М., Василенко А.В. Психосоциальная работа с семьёй- Волгоград: Издательство «ПринТерра», 2007. – 263 с.

 

[16] См.: Адресный социальный патронаж семьи и детей. С. 42.

[17] Организация социально-психологического сопровождения «группы риска» и профилактика вторичных преступлений. Методическое пособие для социальных педагогов, психологов, специалистов по работе с молодежью МУ «Социум». – Волгоград, 2009.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...