Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «задача», «проблема» и «проблемная ситуация».




Мышление часто развертывается как процесс решения или разрешения задачи. Задача выступает как объект, как предмет мыслительной работы челове­ка. Задача имеет определенную объективную структуру, одним из параметров которой является сложность задачи. Осо­бенности структуры задачи влияют (конечно, не однозначно) на деятельность по ее решению, поэтому психологу важно их учитывать. Тот факт, что одни задачи решаются человеком легко, а другие (конечно, при прочих равных услови­ях) трудно, известен достаточно хорошо, но практически не вы­являются факторы, детерминирующие это различие.

Рассмотрим один из наиболее развитых, расчлененных объек­тов мышления — искусственно составленную задачу. В этой задаче обычно выделяют требование и условия, которые определяют пути реализации этого требования. При характеристике условий, определяющих дея­тельность по решению задачи, обычно используются следующие признаки".

1) привычность — непривычность ситуации (от этой характе­ристики зависит развернутость ориентировки в ситуации, возмож­ность или невозможность достижения желаемого результата гото­вым способом);

2) характер представленности условий (словесное описание, изображение, реальная ситуация);

3) степень выделенности в ситуации существенного отноше­ния, учет которого является ключевым для решения.

Под идеей задачи имеют в виду не заданные прямо промежу­точные стратегические и тактические цели, которые нужно по­ставить и достигнуть, чтобы получить решение задачи, известное ее составителю.

Опыт составления искусственных задач привел к формулиро­ванию ряда требований к задаче и замыслу ее решения:

а) решение, замысел должны быть скрытыми. Для этого вво­дится парадоксальный первый ход, противоречащий правилам ведения данного вида деятельности, создающий видимость отхо­да от решения. Иногда в задаче создается так называемый «лож­ный след» — действие, кажущееся сильным, но на самом деле не приводящее к решению;

б) решение должно быть динамичным, острым, обе стороны должны быть активными;

в) замысел должен быть оригинальным;

г) задача должна удовлетворять художественным требованиям. Суть всех приемов маскировки решения задачи сводится к тому,

чтобы у решающего оказалось как можно меньше возможностей обнаружить в начальной позиции те ориентировочные вехи, ко­торые могли бы подсказать ему путь к решению.

Обратимся те­перь к характеристике условий задачи и посмотрим, какие имен­но параметры условий можно выделять.

Прежде всего это элементы ситуации. Элементы условий могут находиться между собой в различных соотношениях. К их числу относятся пространствен­ные отношения (далеко —близко, слева — справа) и функциональ­ные. Отношения эти определяются допустимыми правилами преобразования ситуации.

Решение задачи (а в искусственных задачах оно всегда извест­но) часто заключается в выборе определенного элемента из мно­гих и выборе определенного действия с этим элементом. Отсюда возникает такая характеристика ситуации, как объективная сво­бода выбора, то, из чего может быть сделан выбор.

Заданный ситуацией набор альтернатив преобразования ситуа­ции характеризуется числом правильных, т. е. ведущих к нужному результату. К изменившейся ситуации применимы все те характеристики, которые применяются к исходным ситуациям, но только кон­кретное их значение может измениться. Конечная ситуация, т.е. ситуация, полученная после всех за­висимых и независимых преобразований исходной ситуации, ха­рактеризуется степенью и конкретной формой участия каждого элемента этой конечной ситуации в достижении результата.

Функциональные взаимодействия в ситуации обладают разной ценностью, то же относится и к разным изменениям ситуации. Существуют по крайней мере два разных источника создания ценности: а) через отноше­ние к конечному результату — способствует или не способствует достижению результата, б) через отношение осуществляемого из­менения ситуации к определенному типу, к общим принципам осуществления данного вида деятельности, воплощенность в этом конкретном изменении ситуации общих принципов (которые сами приобрели положительную ценность), т.е. как бы через отноше­ние к ценностям более высокого порядка.

Замысел есть некоторое возможное преобразование наличной ситуации, установление не­которого определенного взаимодействия. Замысел может быть различным в зависимости от того, какое именно функциональное взаимодействие было выбрано соста­вителем.

Условия задачи могут быть словесно описаны, доступны не­посредственному восприятию (предметы и их изображения), быть представляемыми. Напомним, что в структуру задачи входят не только условия, но и требования. Задачу характеризуют также соотношения между условиями и требованиями: все элементы условий нужны для решения, есть лишние элементы, отсутствуют необходи­мые элементы

Проблемная ситуация характеризует­ся тем, что ранее применявшиеся методы, способы не ведут к достижению необходимого результата, а со стороны потребностно-мотивационной сферы как раз проблемная ситуация и есть не что иное, как актуализация новой познавательной потребно­сти: «А что мне делать дальше?», «Как быть?». Эта потребность в рассмотренном случае возникает лишь на определенном этапе решения задачи. Однако чаще соотношение бывает обратным: сначала возникает проблемная ситуация, а затем на ее основе формулируется задача, поэтому словесно сформулированная за­дача — это частный объект даже для человеческого мышления. Более общим является ситуация.

В психологической литературе теория проблемных ситуаций была разработана А.М.Матюшкиным. Психологическая структура проблемной ситуации включает: а) познавательную по­требность, побуждающую человека к интеллектуальной деятель­ности; б) неизвестное достигаемое знание или способ действия (т.е. предмет потребности); в) интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт, которые как бы определяют диапазон возникновения по­знавательной потребности. Если для выполнения задания доста­точно усвоенных знаний, то проблемная ситуация не возникает. Она не возникает и в том случае, если наличные знания не позво­ляют человеку понять поставленное перед ним интеллектуальное задание.

А. М. Матюшкин предложил трехмерную модель основ­ных планов проблемных ситуаций, основываясь на таких пара­метрах, как степень трудности, этапы становления действия, струк­турные компоненты действия. Приведем в качестве примера две проблемные ситуации, различающиеся по своей структуре: в пер­вом случае для выполнения задания необходимо найти в проблем­ной ситуации новый способ достижения известной цели, а во втором — нужно раскрыть новую закономерность, отношение, которые необходимы для объяснения определенного явления или для доказательства истинности некоторого утверждения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...