Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А. Пономарева
Центральным звеном проведенного экспериментального исследования явился вопрос о психологическом механизме решения творческой задачи. Простое наблюдение за ходом решения не даст больше того, что уже сделано психологами раньше. Необходимо моделировать не столько условия творческой задачи, сколько условия творческой деятельности. Испытуемым предлагались задачи, решить которые можно только с помощью «подсказок». Одни из них - прямые указания к действию. Подсказки этой группы не представляли особого интереса, здесь исчезала ситуация творческой задачи (опираясь на такую «подсказку», испытуемый решал задачу логически). Интересней оказалась другая группа «подсказок», прямое содержание которых не имело «существенной» связи с задачей. Их связь с задачей заключалась в «случайном» признаке, например в совпадении движения руки при выполнении «подсказки» и при решении задачи. Использование такого рода «подсказок» обнаружило факт, ставший отправным для построения моделей творческой ситуации. «Подсказка», предшествующая задаче, остается неэффективной, но если она следует за задачей, то при повторном обращении испытуемого к задаче это примерно в 50% случаев дает положительный эффект. Неэффективность «подсказки» в первом случае говорит о том, что испытуемый и в таких условиях не может решить задачу. Во втором случае используемая «подсказка», оставаясь по ее объективному содержанию той же самой, как бы превращается в иную, функционально уподобляясь непосредственным указаниям к действию. Следовательно, вся трудность решения состоит в соответствующем преобразовании «подсказки». А отсюда следует, что закономерности этого преобразования являются закономерностями психологического механизма (или одного из механизмов) решения творческой задачи.
В основу гипотезы, характеризующей исследуемый механизм, положен факт неоднородности результата действия в ситуации «подсказки» — наличие в нем прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов. Было сделано предположение, что в случае, когда «подсказка» предшествует задаче, часть результата действия, являющаяся ключом к решению задачи, оказывается на положении побочного продукта, не осознается и не может быть непосредственно использована как средство решения задачи. Однако при определенных условиях возникает возможность осознания этой части результата действия, т.е. превращения побочного продукта действия в прямой. Путем описанного преобразования исходного вопроса проблема психологического механизма решения творческой задачи выступила как проблема психологического механизма взаимоотношения прямого и побочного продуктов действия. Анализ этой проблемы требовал предварительного экспериментального доказательства выдвинутой гипотезы о двойственной природе результата предметного действия. Неоднородность его объективного полюса не вызывала сомнения и не нуждалась в доказательстве. Однако необходимо было выявить двойственность и субъективного полюса результата, короче говоря, экспериментально доказать существование неосознаваемого психического отражения (что противоречило данным самонаблюдения). Решение поставленного вопроса осуществляв лось методом анализа результата предметного действия. При ориентировке, опирающейся на отражение прямого продукта действия, испытуемый уверен в успехе решения задания. Ход такой ориентировки в одних случаях вообще не зависит от чувственной основы в целом, в других — от ее деталей. Он всегда способен дать правильный отчет в своих действиях, обосновать их. Успех ориентировки в данном случае не зависит ни от повторений «подсказки», ни от того интервала времени, который разделяет «подсказку» и выявляющее ее эффект задание.
В отличие от этого ориентировка, опирающаяся на отражение побочного продукта, имеет совершенно иные особенности: отсутствует какая-либо уверенность в успехе; абсолютно необходима чувственная основа; деформация ее элементов приводит к резким нарушениям деятельности, и испытуемые не могут обосновать свои действия, более того, такая задача нарушает нормальный ход ориентировки; совершенство ориентировки оказывается зависимым от числа повторений «подсказки» и от времени, разделяющего «подсказку» и выявляющее ее эффект задание; ориентировка разрушается, если этот интервал оказывается продолжительным; она разрушается также и в том случае, когда между «подсказкой» и выявляющим заданием вклинивается какая-либо достаточно сложная третья задача, индифферентная к ним по своему содержанию. Все эти факты, с одной стороны, показывают, что наряду с отражением прямого продукта действия отражается и его побочный продукт; с другой стороны, они показывают несомненное качественное различие отражения того и другого. С целью выяснения взаимоотношения отражений прямого и побочного продуктов действия было обращено внимание на те случаи, когда воспроизведение побочного продукта осуществлялось без непосредственного повторного обращения к предметам, т.е. всецело во внутреннем плане действий. Для объяснения этого была выдвинута гипотеза, согласно которой в отражении прямого и побоч^ ного продуктов действия есть связующее звено, состоящее в том, что те свойства предмета, которые фиксируются субъектом как прямой продукт, неминуемо включаются также и в отражение побочного продукта. В этом и заключается обнаруживающаяся иногда возможность переориентирования, т.е. перевода отражения побочного продукта на место прямого без повторного обращения к предметам. Опыты подтвердили данную гипотезу. Вместе с тем обнаружилось, что иногда эта связь почти стирается, и тогда относительно одного и того же предмета у испытуемого складывается как бы два представления. В речевом отчете выявляется представление, соответствующее прямому продукту действия; воздействием непосредственных условий ситуации удается вызвать и то представление, которое отвечает побочному продукту. Перевод побочного продукта действия в положение прямого оказывается возможным в том случае, когда «подсказка» предваряется задачей, т.е. когда вначале дается задача, выступающая здесь в стимулирующей функции; затем следует «подсказка»; наконец — вновь задача, выступающая теперь уже в выявляющей функции. Под воздействием стимулирующей задачи у испытуемого возникает поисковая доминанта, определяющая ход ориентировки в ситуации «подсказки». Вместе с тем в опытах было установлено, что предварение «подсказки» стимулирующей задачей приводит к решению выявляющей задачи далеко не во всех случаях.
Варьирование условий эксперимента вскрыло целый ряд зависимостей. 1. Наиболее благоприятные условия для решения складываются в том случае, когда испытуемый, действуя в ситуации стимулирующей задачи, исчерпывает неадекватные приемы ее решения, но еще не достигает той стадии, на которой гаснет поисковая доминанта. 2. Чем больше прямой продукт действия в «подсказке» удовлетворяет той или иной потребности субъекта, тем меньше вероятность переориентировки на побочный продукт и тем резче угасает поисковая доминанта, вызванная стимулирующей задачей. Оптимальные условия решения возникают тогда, когда непосредственное содержание прямого продукта действия в образующей ситуации минимально. 3. Введение усложнений в ситуацию стимулирующей задачи искажает формируемую под ее влиянием поисковую доминанту, делает ее неадекватной условиям осознания побочного продукта действия; простота стимулирующей задачи — фактор, благоприятствующий преобразованию побочного продукта действия в прямой. 4. Аналогичным образом решению способствует простота выявляющей задачи. 5. Успех решения связан со степенью автоматизации того способа действия, которым выполняется «подсказка»; чем менее автоматизирован этот способ, тем в большем числе случаев осознается побочный продукт действия.
6. Подобный успех зависит и от степени обобщенности того способа, в который преобразуется при переходе к выявляющей задаче побочный продукт действия: чем более обобщенным оказывается этот способ, тем легче становится перенос. При рассмотрении механизмов создания «подсказок» самим испытуемым обнаружилось, что они могут возникнуть, если исходная ситуация достаточно динамична. Чаще всего преобразования ситуации в данном случае осуществляются путем использования неосознаваемых, эмпирически обобщенных элементарных приемов. При создании «подсказки» наряду с ними испытуемыми иногда привлекаются и специальные способы действия (принцип решения предшествующей задачи), в какой-то мере адекватные выявляющей задаче, но нуждающиеся в конкретизации. Такого рода деятельность чаще всего напоминает «метод проб и ошибок», но с той особенностью, что в состав проб включаются не только «элементарные приемы», но и специальный способ действия. Эксперименты обнаружили неоднородность поиска решения «методом проб и ошибок», наличие в нем ряда этапов, закономерно сменяющих друг друга: на первом этапе испытуемые рационально используют решения предшествующей задачи, еще не конкретизируя заключенного в нем принципа. Не добившись успеха, они переходят к следующему этапу — отказываются от избранного вначале пути и начинают стихийно манипулировать посредством элементарных приемов. На третьем этапе они вновь возвращаются к исходному принципу, приспосабливая его к условиям новой ситуации путем элементарных приемов. Так достигается необходимое преобразование исходной ситуации и наступает ее решение. Полученное решение может быть вновь использовано как способ действия в другой, аналогичной, но более сложной ситуации. Однако способ действия, выработанный в результате решения этой задачи, вначале еще очень ограничен и непосредственно приводит к успеху только в весьма близкой ситуации. Действия испытуемых на этой ступени недостаточно абстрагированы. Для превращения частного способа в принцип надо углубить уровень абстракции, «отфильтровать» действие, объективно содержащее принцип, от чувственных элементов ситуации, зачастую случайных. Такая «фильтрация» осуществляется в решениях последующих задач.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|