Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи
Эксперименты Я.А. Пономареа Экспериментальная задача. Конкретным материалом послужил специально разработанный цикл задач-звеньев следующего рода (рис. 1): I — соединить З точки двумя прямыми линиями, не пересекая Т-образной преграды; II - соединить 4 точки тремя прямыми, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы карандаш возвратился в исходную точку; III — соединить 9 точек четырьмя прямыми, не отрывая карандаша от бумаги; IV— соединить 16 точек шестью прямыми, соблюдая то же условие, что и в предшествующей задаче; V — соединить 25 точек восемью: прямыми и т.д. по формуле у = 2 (|Vx| — 1), где у — количество линий, а х-количество точек, нарастающее как квадраты натурального ряда чисел (9, 16,25,36...}. В целом цикл задач можно рассматривать как единую познавательную задачу Однако эта задача давалась испытуемым не сразу (например, «144 точки»), а по отдельным задачам-звеньям. Решение первого звена раскрывало исходный принцип («выйти за пределы плоскости, ограниченной точками»). Методика. Взрослым испытуемым одна за другой предъявлялись задачи данного цикла (I, II, III, IV, V, VI и т.д.) до тех пор, пока испытуемый не вскрывал принцип, удовлетворяющий решению любого звена, т.е. пока не решалась общая познавательная задача. В экспериментах использовалась специальная панель с нанесенными на ней точками (в количестве, соответствующем решаемому звену). На панель накладывалась прозрачная бумага. Сделав неудачный чертеж, испытуемый перемещал бумагу справа налево и продолжал поиски, фиксируя при этом все свои попытки. Описание и результаты опытов. Рассмотрим общий характер промежуточного этапа развития принципа, т.е. решение задачи-звена (наиболее характерны этом смысле «16 точек»). Являясь звеном широкой познавательной задачи, задача-звено сама по себе представляет самостоятельную мыслительную задачу, обладающую своими особенностями. Процесс решения этой задачи, конечный продукт которого становится этапом развития принципа, сам протекает по внутренним этапам. Наиболее характерны из них следующие: а) рациональное использование продукта решения предшествующей задачи, б) отказ от избранного пути и переход «к стихийному» манипулированию посредством элементарных, неосознаваемых эмпирически обобщенных приемов, в) возвращение к исходному принципу («выйти за пределы») - прилаживание рационально используемого принципа посредством неосознаваемых, эмпирически обобщенных элементарных приемов, г) решение — в ходе предшествующих манипуляций наглядный компонент задачи дифференцируется на определенного рода группы точек; путем объединения эта групп элементарным приемом (соединение по кратчайшему расстоянию) достигается решение.
Длительность каждого этапа определяется особенностями динамики ситуации. Определенный тип манипулирования сохраняется до тех пор, пока попытки сохраняют некоторую вариативность. Как только появляются повторения, в ходе решения наступает перелом, приводящий к новому этапу, т.е. к коренному изменению способа действия. Действия во всех промежуточных задачах напоминают описанные выше с той лишь разницей, что по мере продвижения по цепи задач количество манипуляций постепенно сокращается. Например, испытуемые, решившие первые три задачи, находили решение четвертой («16 точек») в среднем после 15—20 попыток; последующее решение «25 точек» достигалось через 12—15 попыток; при «36 точках» было 8—10 попыток; решение «49 точек» находилось на 5—6-й попытке; при «64 точках» было всего 2—3 попытки, и, наконец, задача «81 точка» решалась с первой же попытки. В этом случае испытуемые, как правило, словесно формулировали по собственной инициативе принцип решения. Если после этого испытуемому давалась контрольная задача «144 точки», то и она решалась «с места». Таким образом у испытуемого складывалась способность решить «с места» любую подобную задачу, вне зависимости от избранного количества точек и без опоры на наглядный компонент (в словесном плане), т.е. окончательно вырабатывался принцип решения данной познавательной задачи.
Вариативность показателей у различных испытуемых велика, однако у всех ясно выступает тенденция к снижению числа попыток при переходе к каждой последующей задаче (несмотря на постоянное возрастание объективной сложности задачи). Закономерным является и то, что для решения контрольной задачи («144 точки») каждый испытуемый проходил не менее 6—7 предшествующих задач. Поскольку место каждого звена (начиная со второго) в ряду данного цикла задач определяется чисто объективными количественными зависимостями, решено было исследовать, насколько необходимо при развитии принципа двигаться именно по этой цепи. Важно было выяснить, к чему приведет исключение некоторых отдельных звеньев. С этой целью во второй серии опытов различным испытуемым были предложены следующие «неполные» циклы: первый цикл — задачи I, II, IV, V т.д. (опущена задача «9 точек»); второй цикл — задачи I, II, III, V и т.д. (опущена задача «16 точек»). Остальные циклы строились по тому же принципу: в третьем цикле выпускалась задача «25 точек», в четвертом — задача «36 точек» и т.д. В опытах обнаружилось, что по сравнению с «полным» циклом трудность «сокращенного» («неполного») цикла значительно возрастает. Причем первый цикл (опущена задача «9 точек») оказался самым трудным, в остальных циклах по мере удаления опущенной задачи от начала ряда трудность постепенно снижалась. Таким образом, было установлено, что «полный» цикл задач представляет оптимальные условия для развития принципа решения. Это положение имело особый интерес, так как объективно принцип решения любой задачи в законченной форме уже имелся в решении задачи «16 точек». Однако способ действия, выработанный в результате решения этой задачи, был еще очень ограниченным и непосредственно приводил к успеху только в весьма близкой ситуации (задача «25 точек»). Действия испытуемого на этой ступени были еще «скованы» чувственной стороной, они не были достаточно абстрагированы. Для превращения частного способа в принцип необходимо было углубить уровень абстракции, «отфильтровать» действие, объективно выражающее принцип, от направляющих его чувственных элементов ситуации, зачастую случайных. Такая «фильтрация» и осуществлялась в решении последующих задач.
В последующих сериях опытов выяснялись условия, благоприятствующие абстрагированию принципа и тем самым его развитию. При этом были выявлены следующие зависимости. Влияние перспективной задачи. Развитие принципа оказалось в прямой зависимости от включения испытуемого в условия более широкой задачи, в которой результат предшествующего решения выступал уже как операция, как способ действия. Влияние теоретической задачи. Развитие принципа облегчалось постановкой теоретической задачи. Нередко она ставилась самим испытуемым. Возникновению такой задачи чрезвычайно способствовала потребность объяснить свои действия другому человеку.
Эксперименты Леонтьева в Хрестоматии «Опыт экспериментального исследования мышления»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|