Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория Эриксона в контексте приобщения к культуре




Хотя Эриксон разработал свою теорию в США, ис­следования, на которых она была основана, вклю­чали работы представителей разных культур: запад­ноевропейской, американской и культуры коренных жителей Америки. Сам Эриксон родился и воспи­тывался не в США, а в Европе, и поэтому получил опыт на базе разных культур. Широкий кругозор позволил ему разработать теорию социализации и социально-эмоционального развития. Эриксон хо­тел, чтобы в целом эта теория была применима к разным культурам. Кросс-культурные и антрополо­гические исследования подтверждают теорию Эриксона.

Ряд существенных черт в этой теории помога­ет нам понять процессы приобщения к культуре. Во-первых, конфликты, характеризующие каждую стадию, не приводят к однозначному выбору ре­шений типа или/или. Напротив, их следует рас­сматривать как вехи в том промежутке, в котором каждый человек характеризует себя. Различия между людьми можно понять как различия в сте­пени, а не абсолютные различия в дихотомических решениях этих конфликтов.

Во-вторых, «успешные» решения на каждой стадии зависят отчасти от успешного разрешения конфликта на предыдущей стадии. С этой точки зрения приобщение к культуре можно считать ря­дом явлений, связанных вместе серией решений на протяжении всей жизни.

В-третьих, культуры отличаются в том, как они определяют «успешность» того или иного решения. Например, в то время как в американ­ской культуре предпочтительным исходом вто­рой стадии считается ощущение автономии, в других культурах предпочитают, чтобы дети были менее автономными и более зависимыми от других. С точки зрения теории Эриксона, важ­но не то, что она на каждой стадии дает предпоч­тительное решение, а то, что формируется конф­ликт, который люди должны решить. Разные куль­туры могут предоставить различные тенденции для решения этих конфликтов.

В-четвертых, ярлыки, которые Эриксон пер­воначально использовал для описания конфлик­тов, лежащих в основе каждой стадии, могут быть менее приемлемыми в разных культурах. «Стыд и сомнение» определенно имеют негативные кон­нотации в английском языке. Однако в качестве альтернативы «автономии» люди могут предпо­читать решения в другой культуре, в которой это же решение может восприниматься совершенно иначе. Люди из коллективистских культур, кото­рые не поощряют автономию личности и способ­ствуют вырабатыванию ощущения зависимости от других, могут считать альтернативой автоно­мии «зависимость» или «отношения поглоще­ния». Интересно, что стыд часто используется в этих культурах как социальная санкция против слишком большой автономии.

Наконец, Эриксон четко ука­зывает, что хотя продвижение по этим стадиям в чем-то обязательно, они не всегда будут фиксиро­ванными. Описанные им конфликты могут, в дей­ствительности, существовать на протяжении всей жизни, но имеют особую значимость в определен­ные периоды. Такое представление о социально-эмоциональном развитии придает теории Эриксо­на особенно полезную гибкость для понимания кросс-культурной социализации.

Теория Эриксона формирует структуру, кото­рую можно использовать для того, чтобы понять социально-эмоциональный контекст развития и процесс приобщения к культуре. Такая теоретиче­ская структура, выдвигающая на первый план эмо­циональные конфликты, с которым должны справ­ляться дети и взрослые, помогает нам осознать, что процессы социализации и приобщения к культуре наполнены эмоциональными конфликтами и име­ют важное эмоциональное значение для развития.

ДРУГИЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ

Кросс-культурные исследования психологических процессов развития по-прежнему наиболее попу­лярны и на то имеются веские причины. Когда мы хотим объяснить, как и почему культурные отли­чия возникают среди взрослых, то психологи и ученые обращаются к исследованию развития, что­бы объяснить причины и контекст онтогенеза культурных отличий.

Прошедшее десятилетие стало показателем во­зобновившегося интереса к кросс-культурным ис­следованиям, несомненно, по большей части из-за повышенного интереса к культуре во всех сферах психологии. Исследования охватили многие про­цессы, связанные с развитием, в том числе и целя­ми и обязательствами, ориентированными на буду­щее, с процессами оценки, социальными ожиданиями, эмоциональными взаимоотношени­ями в подростковом возрасте, настойчивостью в вы­полнении задач, реакцией дошколь­ников на конфликт и дистресс, способность справиться с тестами и социальным взаимодействием. Несомненно, существуют и другие исследования на тему развития. В целом, такие исследования выдвигают на первый план сходства и различия в развитии в разных культу­рах и прокладывают путь для новых исследований в этих областях в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой половине этой главы мы рассмотрели, какой вклад в наши знания о процессе социализа- ции и приобщения к культуре вносят психология развития, образования, социология и антрополо­гия. Во второй половине главы мы увидели, как культура порождает сходство и различие в разных областях развития, в том числе когнитивной, в сфере нравственных суждений и социально-эмо­ционального развития.

Исследование развития, представленное в этой главе, дает исчерпывающее представление о том, каким образом проходит приобщение к культуре и как культура влияет на ряд процессов психоло­гического развития. Все же предстоит еще много работы. Будущие исследования должны непосред­ственно рассмотреть характер процесса приобще­ния к культуре, изучить влияние многочисленных источников приобщения к культуре на развитие самой культуры. Вероятно, наше определение и по­нимание культуры различны на разных стадиях развития. Например, культура у маленького ребен­ка может быть представлена исключительно как схемы или паттерны подкрепленного действия ниже уровня идентичности и вербального осозна­ния. В будущем следует изучить, как культура вли­яет в этих случаях и как практика развития, взаи­мосвязанная с привязанностью, воспитанием де­тей и тому подобным, воздействует на дефиниции в культуре.

ГЛОССАРИЙ

Авторитарные родители -стиль воспитания, когда родители ожидают бес­прекословного подчинения и считают, что ребен­ка нужно контролировать.

Авторитетные родители - стиль воспитания, который считается строгим, справедливым и разумным. Такое вос­питание способствует формированию психологи­чески здоровых, компетентных и независимых детей, которые легко устанавливают отношения сотрудничества и непринужденно ведут себя в со­циальной ситуации.

Агенты социализации -люди, учреждения и социальные институты, при участии которых проходит социализация человека.

Аккомодация - процесс изме­нения понимания мира человеком, так чтобы при­способить представления, противоречащие суще­ствующим понятиям.

Аккультурация - процесс адаптации к культуре или приспособление к дру­гой культуре, отличной от той, в которой воспи­тывался человек.

Амбивалентная привязанность - тип привязанности, при котором дети не уверены в своей реакции на мать и колеб­лются, то стремясь привлечь ее внимание, то отвер­гая его. В этом случае матери, как правило, неот­зывчивы и недостаточно участливо относятся к ре­бенку.

Анимизм - представление о том, что все предметы являются одушевленными.

Ассимиляция - процесс при­способления новых идей к уже существующему по­ниманию мира.

Безразличные родители -стиль воспитания, когда родители слишком увлече­ны своей собственной жизнью, нечутки к детям и кажутся равнодушными к ним.

Замкнутый тип привязанности - тип привязанности, когда дети от­талкивают своих матерей, которые кажутся им слишком стимулирующими и навязчивыми.

Когнитивное развитие -отрасль психологии, которая изучает, как навыки мышления развиваются со временем. Основная тео­рия когнитивного развития - это теория Пиаже.

Конвенциональная нравственность - второй уровень нравственного развития в теории Кольберга, когда особое внима­ние придается выполнению правил, определяемых одобрением других людей или правилами общества.

Критерий согласия - взаи­модействие темперамента ребенка с темперамен­том родителей, считающееся ключевым для разви­тия личности.

Легкий темперамент -тип темперамента, характеризующийся очень ре­гулярным, легко адаптирующимся типом поведе­ния средней интенсивности, позитивный и чуткий.

«Медленно разогревающийся» - тип темперамента, когда детям требуется какое-то время, чтобы сменить деятель­ность и перейти от одних переживаний к другим. Хотя сначала они могут уйти от ситуации или не­гативно отреагировать, если им дать время и под­держать их, они приспосабливаются и реагируют позитивно.

Необратимость - неспособ­ность представить процесс «движения в обратную сторону и падения».

Ниша развития - па­радигма, внутри которой дети начинают познавать культуру. Включает физическое и социальное ок­ружение, обычаи, связанные с воспитанием, и пси­хологию воспитателей.

Постконвенциональная нравственность - третий уровень нрав­ственного развития в теории Кольберга, когда нравственное суждение строится на основе инди­видуальных принципов и совести.

Преконвенциональная нравственность - первый уровень нрав­ственного развития в теории Кольберга, когда че­ловек следует правилам, чтобы избежать наказа­ния и заслужить вознаграждение

Привязанность - особая связь, которая устанавливается между младенцем и его родителями или воспитателями. Качество этой связи оказывает влияние в течение всей нашей жизни на отношения с возлюбленными.

Приобщение к культуре -процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы пове­дения и манеры.

Снисходительные родители - стиль воспитания, когда родители разре­шают детям регулировать свою собственную жизнь и мало наставляют их.

Сохранение - осознание того, что физические параметры предметов остаются теми же самыми, даже когда меняется форма или внешний вид.

Социализация - процесс, в ходе которого мы учим и усваиваем правила и паттер­ны поведения, обусловленные культурой. Этот процесс, который происходит в течение длительного периода времени, включает обучение и овла­дение социальными и культурными нормами, ус­тановками и системами представлений.

Темперамент - реакция на ок­ружающую среду, которая возникает от рождения и вызывает разные реакции у окружающих ребен­ка людей. В целом считается, что темперамент - это стиль взаимодействия со средой, основанный на биологическом строении.

Теории большой границы - теории когнитивного развития, которые предполагают, что мышление людей на Западе на­ходится на более высокой ступени, чем у людей, живущих в примитивных обществах.

Трудный темперамент - тип темперамента, который характеризуется на­пряженностью, неровностью и уходом, в целом сопровождается отрицательными эмоциями.

Устойчивый тип привязанности - тип привязанности, когда дети растут сер­дечными и чуткими.

Центрирование - тенденция со­средоточиваться на одном аспекте проблемы.

Эгоцентризм - неспособность встать на точку зрения другого человека и понять его.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...