Хитрость, издевательство, обман, коварство когда приписывается Аллаху?
А если же перед нами Атрибут с одной стороны является Арибутом совершенства, а с другой стороны является Атрибутом недостатка тогда что с ним делать? То есть мы не утверждаем этот Атрибут Всевышнему Аллаху без всяких ограничений, но и не отрицаем этот Атрибут от Всевышнего Аллаха без всяких ограничений». Говорит: «Но в этом вопросе непременно нужно посмотреть по глубже, в этом случае мы утверждаем этот Атрибут Всевышнему Аллаху в той ситуации, когда этот Атрибут является достоинством или совершенством и невозможно приписывание этого Атрибута Всевышнему Аллаху в той ситуации (или в том случаи) когда этот Атрибут будет недостатком». Говорит: «Как например хитрость или коварство, обман и тому подобное эти все Атрибуты являются совершенством если они используются в противовес тем, которые против тебя это используют». То есть если против тебя хитрят или проявляют коварство или тебя обманывают или над тобой издеваются и при этом ты не способен ответить тем же это является достоинством или недостатком? Это является недостатком, поэтому если ты способен ответить тем же тогда это является достоинством, исходя из этого мы говорим этот Атрибут применяется в том случае если применяется этот Атрибут против Него, то есть против Аллаха хитрят то и Аллах хитрит, тогда мы приписываем этот Атрибут в этом случаи к Аллаху. Потому что в этом случаи этот Атрибут является Атрибутом достоинства. И в данном случае указывает этот Атрибут на то что тот, кто им описан не является немощным в ответе своему врагу тем же чем противостоит против него его враг. Но этот Атрибут является недостатком в других случаях, поэтому этот Атрибут мы утверждаем в первом случаи и отрицаем во втором случаи. Всевышний что сказал: Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах наилучший из проявляющих хитрость» (Добыча, 30). (Ни где Всевышний Аллах в Коране не говорит просто что Аллах хитрит). «а ведь Аллах наилучший из проявляющих хитрость» -А имя Накир принадлежит Аллаху или нет? Хитрый или Хитрец? Нет, такого имени мы не утверждаем Всевышнему Аллаху. Потому что в нем есть недостаток с какой-либо стороны, а мы правило брали то что Все Имена Всевышнего Аллаха наиболее прекрасные или самые прекрасные.
Дальше: «Они замышляют козни, но ведь и Я замыслю козни» (Идущий ночью,15 – 16). Аллах Всевышний сказал: «Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их» («Женщины», 142), и тому подобные аяты, когда лицемеры сказали: «Мы всего лишь издеваемся над Аллахом», Всевышний сказал: «Аллах поиздевается над ними» (Сура Бакара, аят 14-15). Что значит Аллах издевается, или Аллах хитрит, или Аллах строит козни, или Аллах обманывает, что все это означает, у этого есть несколько смыслов, которые привели обладатели знания из которые самый достоверный является слова Ибну Джарира ат-Табари, который он привел в своем тафсире в первом томе 301 странице: «Что значит Аллах издевается? Имеется ввиду то что тот, кто издевается, то есть Всевышний Аллах в данном случае, выражает относительно того над кем издевается (то есть например лицемеры в данном случае). Какое-либо слово или дело, которым этот над кем издеваются он остается этим доволен, но на самом деле это слово или дело является злом для него». То есть этот человек над которым Аллах издевается думает, что это слово или дело благо для него и этим обманывается, а на самом деле это зло для него, это и есть то, что Всевышний хитрит или издевается или обманывает, что значит обманывает, то есть этот кого обманывают видит какое-то слово или дело, думает что в нем ему благо, а на самом деле в нем ему зло, как например те, которые обладают богатством и они неверующие, думают что это богатство для них благо, а на самом деле для них это зло, этим они оказываются обманутыми со стороны Всевышнего Аллаха за то, что они обманывают Всевышнего Аллаха, и тоже самое что касается обмана, хитрости и тому подобное, первый том 301 страница тафсир имама ибну Джарира ат-Табари.
А слова тех, которые говорит: «Аллах обманывает этого человека, то есть имеется ввиду Он распознал этот обман и этот человек думает что он его обманывает, а Аллах на самом деле знает что он его не может обмануть в этом заключается обман Аллаха», то это слово неправильное, то есть в этом получается отрицание действия со стороны Всевышнего Аллаха, нет, Всевышний Аллах обманывает, производит какое-то действие, а не просто знает что Его обманывают и в этом заключается отсутствие обмана от обманывающего. То есть смотри, если ты меня обманываешь, а я стою и знаю что ты меня обманываешь, но ты думаешь что я не знаю об этом, то есть ты меня обманываешь или нет, получается внешне как будто бы я наоборот тебя обманываю, но это относительно Всевышнего так не говорят, потому что в этом нет действия, Аллах субхана уа Тааля приписывает себе действие и говорит то что Он обманывает, то есть либо говорит какие-то слова, либо производит какие-то деяния какие-то действия. Говорит шейх Усеймин дальше: «Если тебя спросят Всевышний Аллах описывается хитростью или нет, как ты должен ответить? Ты не говори да и не говорит нет, то есть ты не можешь сказать «да, Аллах описывается хитрость» и не можешь сказать «нет, Аллах не описывается хитростью», но ты скажи «Всевышний Аллах производит действие хитрости или хитрит относительно того, кто заслуживает этого (а кто заслуживает это, тот который относительно Всевышнего Аллаха пытается хитрить или хитрит) и Аллах субхана уа Тааля лучше знает». Это что касается первого правила относительно Атрибутов Всевышнего Аллаха. Субхана-кя-Ллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя.
(Дополнение не из урока:
Присущи ли Всевышнему Аллаху такие качества как хитрость, коварство, обман и предательство, как об этом упомянуто в словах Всевышнего: «Они хитрили, и Аллах хитрил», а также: «Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их»?
Ответ: Хвала Аллаху. Все атрибуты Всевышнего Аллаха совершенны, они указывают на самые лучшие и безупречные свойства. Аллах Всевышний сказал: «…а описание Аллаха — самое возвышенное, ведь Он — Могущественный, Мудрый» («Пчёлы», 60). Также Он сказал: «Ему принадлежат наивысшие качества на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый» («Румы», 27).
«Наивысшие качества», то есть самые совершенные атрибуты.
Ас-Саади в своём тафсире писал: «Наивысшие качества — это атрибуты совершенства».
Атрибуты бывают трёх видов:
1. Атрибуты совершенства, в которых нет недостатков с какой бы то ни было стороны. Так, Всевышний Аллах описывается совершенными безграничными качествами, не связанными ни с чем. Например, знание, могущество, слух, зрение, милость и др.
2. Неполноценные качества, в которых нет совершенства. Подобные качества никогда не приписываются Всевышнему Аллаху, как например, сон, немощность, тирания, вероломство и др.
3. Качества, которые могут указывать на совершенство и на недостаток в зависимости от упомянутой ситуации.
Всевышний Аллах не описывается подобными качествами в абсолютном виде, но они и не отрицаются в абсолютном виде. Однако необходимо уточнение. Так, в ситуации, когда это качество указывать на совершенство, оно приписывается Всевышнему Аллаху, а в ситуациях, когда это качество будет считаться недостатком, — не приписывается Всевышнему Аллаху. Примеры тому: хитрость, обман, высмеивание.
Ведь хитрость, обман и издевательство в отношении врага — атрибут совершенства, потому что указывает на совершенство знания, мощи, власти и т.п.
А что касается хитрости с правдивыми верующими, то это атрибут недостатка. Поэтому не пришло описание Всевышнего Аллаха подобными качествами в обобщённом виде, но встречается там, где эти качества становятся признаком совершенства.
Аллах Всевышний сказал: «Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их» («Женщины», 142). Это обман лицемеров.
Также Он сказал: «Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов» («Добыча», 30). Это хитрость с врагами Аллаха, которые хитрили против Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Он сказал о лицемерах: «Когда они встречают верующих, то говорят: „Мы уверовали“. Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: „Воистину, мы — с вами. Мы лишь издеваемся“. Аллах поиздевается над ними и увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую» («Корова», 14–15). Это издевательство над лицемерами.
Эти качества считаются признаком совершенства в том контексте, в котором они упомянуты. Поэтому говорят: Аллах Всевышний издевается над лицемерами, обманывает их, хитрит со Своими врагами и т.п. Но недопустимо описывать Аллаха хитростью, обманом в общем, т.к. в таком случае это не будет совершенством.
Шейха ибн Усеймина (да помилует его Аллах) спросили: «Описывается ли Аллах обманом?»
Он ответил: «Аллах Всевышний не описывается хитростью, кроме как в связке (с обстоятельствами). Не приписывается это Аллаху в общем виде. Аллах сказал: „Неужели они не опасались хитрости Аллаха? Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!“ („Преграды“, 99). В этом аяте доказательство того, что Аллаху присуща хитрость. И хитрость — это нанесение противнику повержения так, как он даже не ожидал. Поэтому в хадисе, приведённом аль-Бухари, сказано, что „война — это обман“.
Если кто-то скажет: „Как можно приписывать Аллаху обман, если очевидно, что это порицаемое качество?“
Нужно ответить: хитрость используется там, где она уместна, она указывает на силу хитрящего, на Его преобладание над своим противником. Поэтому Всевышний Аллах не охарактеризовал Себя этими качествами в общей форме. Недопустимо говорить, что Аллах — хитрец. Это качество упоминается тогда, когда оно похвально, как например, в словах Всевышнего: „«Они замышляют козни, и Я замыслил козни»“ („Добыча“, 30), и в словах: „Они строили козни, и Аллах строил козни, а ведь Аллах лучше всех строит козни“ („Муравьи“, 50).
Вместе с тем эти атрибуты не отрицаются в полной мере в отношении Аллаха. В значении, когда эти качества похвальны, ими описывают, а в значении непохвальном — не описывают. Кроме того, Аллаха не называют подобными именами, не говорят, что имя Аллаха — хитрец. Хитрость относится к качествам действия, поскольку она связана с желанием Аллаха» (см. «Фатава Шейх Усеймин», 1/170).
Шейху задали вопрос: «Описывается ли Аллах такими качествами как предательство (хыяна), обман, как об этом говорится в словах Всевышнего: «…пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их»?
Шейх ответил: «Что касается предательства, оно никогда не приписывается Аллаху, потому что оно попрекаемо в любом случае, потому что это обман доверия, это порицаемо. Аллах сказал: „Но если они захотят предать тебя, то ведь ещё раньше они предали Аллаха, и Он отдал их во власть мусульманам. Аллах — Знающий, Мудрый“ („Добыча“, 71). Аллах не сказал: «и Он предал их».
Что касается обмана, то качества наподобие хитрости приписываются Аллаху в случае, когда они восхваляемы, но ими не описывают Аллаха в общей форме. Аллах сказал: „Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их“ („Женщины“, 142)» («Фатава Шейх ибн Усеймин», 1/171).
Шейх аль-Альбани спросили: “Всемогущий и Великий Аллах сообщил о Себе словами: وَمَكَرُواْ وَمَكَرَ اللّهُ وَاللّهُ خَيْرُ الْمَاكِرِينَ «Они (неверующие) хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах Наилучший из хитрецов» (3:54).
Некоторые люди не могут понять этот аят и принять его очевидный смысл, и если не толковать аят вопреки его очевидному смыслу, то, как понять, что Аллах Наилучший из хитрецов?”
Ответ: “Вопрос этот, по милости Аллаха, легок, ведь хитрость не всегда характеризуется как нечто плохое, также как не всегда характеризуется как благо. Предположим, некий неверующий хитрит, строит козни против мусульманина, а этот мусульманин, будучи проницательным, сообразительным и бдительным к козням своего врага, не остается в неведении и хитрит против неверного, для подавления его злых козней. Разве кто может сказать, что ухищрение мусульманина против этого неверующего, является неправомерным? Нет, конечно!
А легче этот вопрос понимается посредством следующих слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Война — это хитрость» аль–Бухари №3030, Муслим №1739. Из этого хадиса мы извлекаем, что хитрость не всегда порицаема и запретна. Так если хитрость направлена против мусульманина, то она порицаема и недозволенна, но если же она направлена против неверного, врага Аллаха и врага Его посланника, для отражения его зла и козней, то она не только дозволена, но и обязательна. И поэтому хитрость мусульманина против неверного, является справедливым возмездием и в подобном случае хитрость рассматривается как доброе дело со стороны сотворённого существа, так что же говорить о Мудром, Всезнающем, Всемогущем Господе миров, Который делает так, что хитрости хитрецов ни к чему не приводят?! Как это было выше показано, хитрость не всегда расценивается как нечто отрицательное, иногда она порицаема, а иногда похвальна, а из слов Всевышнего (смысловой перевод): «Наилучший из хитрецов» в данном конкретном контексте, мы понимаем, что Его хитрость совершается в качестве воздаяния и поэтому она заслуживает похвалы и свидетельствуют о совершенстве Всевышнего[Однако применять вышеупомянутые атрибуты действия к Аллаху вне контекста соответствующих аятов недопустимо. Так, например, нельзя говорить, что Всевышний прибегает к хитростям, обманывает, издевается или делает нечто подобное. Точно также недопустимо называть его хитрецом, обманщиком или издевающимся, и ничего подобного никогда не скажет ни мусульманин, ни разумный человек вообще, ведь Аллах Всемогущий и Великий не характеризовал Себя с помощью таких понятий как хитрость, козни или обман, если не считать тех случаев, когда речь шла о возмездии людям, неправомерно прибегавшим к подобным вещам. Хафиз бин Ахмад аль-Хаками «200 вопросов по вероучению Ислама».]. Говоря коротко: все, что бы тебе ни пришло на ум, неподобающее величию Аллаха, знай, Аллах пречист и далек от этого. А что касается этого аята то в нем лишь похвала Великому и Могучему Аллаху, и ничего иного, чего нельзя было бы приписывать Благословенному и Великому Аллаху”. См. «Кайфа йаджибу ‘алайна ан нуфассира аль-Куран» стр. 19-20.
Шейх аль-Альбани спросили о словах Всевышнего: اللّهُ يَسْتَهْزِئُ بِهِمْ «Аллах поиздевается над ними…» (2:15). فَيَسْخَرُونَ مِنْهُمْ سَخِرَ اللّهُ مِنْهُمْ «Они глумятся над ними, а Аллах поглумится над ними» (9:79).
Ответ: “Предшественники об этих и им подобных аятах говорили: “Оставляйте их так, как они были ниспосланы”. Но они под оставлением не имели в виду обессмысливание этих аятов. Под оставлением подразумевается оставление этих аятов, так как они были ниспосланы с признанием их истинного значения и смысла, без уподобления Аллаха Его творениям (ташбих), без придания образа Аллаху (такйиф)[Здесь будет полезно напомнить о мудрых словах Раби’а, шейх Малика (да помилует его Аллах) которые он произнес, когда его спросили о словах Всевышнего (смысловой перевод): «(Он -) Милостивый, который утвердился на троне», и попросили разъяснить то, как именно Он утвердился: «Это утверждение не является чем-то неизвестным, спрашивать «как» неразумно, послание исходит от Аллаха, посланник должен довести его до сведения людей, а нам следует верить«.], без истолкования аятов вопреки их очевидному смыслу (тауиль) без обессмысливания и отрицания их истинного значения (та’тиль). Всевышний сказал: لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ «Нет никого подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий» (42:11).
Этот аят свидетельствует об отрицании того, что у Аллаха могут быть какие либо недостатки, и сообщается о том, что Всевышний обладает такими качествами как слух и зрение. Признание того, что Аллах лишен любых пороков, изъянов и недостатков обязывает нас подтвердить и принять всё то, чем охарактеризовал Аллах Себя и чем охарактеризовал Его посланник Аллаха, так как это подобает Его величию, Возвышен он и Пречист. При этом мы не должны описывать их и говорить, Его слух подобен нашему слуху, Его зрение подобно нашему зрению. Также мы не истолковываем их вопреки их очевидному смыслу, как это делают некоторые крайние му’тазилиты, истолковывая «слух» и «зрение» как «знание». Такое толкование практически является обессмысливанием и лишением их истинного значения. О них ученые говорили так: “Кто лишает качества Аллаха их истинного смысла, тот поклоняется небытию, а кто придает Ему свойство телесности, тот поклоняется идолу”.
Исходя из выше сказанного, относительно этих двух аятов мы говорим, что издевательство и глумление происходит так, как подобает величию Всемогущего и Великого Аллаха и признание этих качеств не означает уподобление Творца Его творениям, как это полагают недалекие умы”. См. «Ка’ида мухимма фима захируху ат-тауиль» стр. 51.)
Вопросы, на которые необходимо знать ответы, после изучения 2 урока: 13. Дай определение понятию "Имя Аллаха", используемое учеными идеологии. 14. Как ты понимаешь смысл правила "Все Имена Аллаха самые прекрасные"? Назови довод на это правило. 15. Каков смысл правила: "Имена Аллаха не ограничиваются каким-либо количеством"? Назови довод на это правило. 16. В хадисе сказано: "О Аллах, я прошу Тебя всеми Именами, которые Тебе принадлежат, которыми Ты назвал Себя, или ниспослал их в Своей Книге…" – можно ли сделать из этого хадиса вывод о том, что Всевышний ниспослал в Своей Книге некоторые Имена, которыми Он не назван? Ведь частица "или" несет значение изменения. 17. Каков смысл хадиса: "Аллаху принадлежит 99 Имен, кто перечислит их, тот войдет в Рай"? и противоречит ли вышеприведенное правило этому хадису? 18. Каков смысл правила: "Имена Аллаха не устанавливаются разумом, но лишь шариатом"? Назови довод на это правило. 19. Если мы нашли определенное имя, смысл его совершенный, и нет в нем недостатков, но оно не установлено в отношении Всевышнего Аллаха священным контекстом, говорим ли мы "Это имя не принадлежит Всевышнему Аллаху" или говорим "Это имя не установлено в отношении Аллаха"? 20. Шейх Ибн 'Усаймин разъяснил то, что Имена Аллаха делятся на "переходящие" (мута'адди) и "не переходящие" (гайру мута'адди) – что это значит? 21. Разъясни смысл правила: "Каждое Имя из Имен Аллаха указывает на Сущность Аллаха и на Атрибут, который в этом Имени содержится, а также на те следы, которые из этого Имени вытекают, если это Имя из "переходящих" – вместе с приведением примеров. 22. Ученые выводят из вышеприведенного правила то, что все Имена Аллаха равны друг другу (мутарадифа), но, в то же время, все они различны (мутабаина) – как это понять? 23. Разъясни смысл правила: "Каждый Атрибут Всевышнего Аллаха совершенен, и является Атрибутом похвалы, нет в них недостатка ни в чем". Приведи довод на это правило. 24. Говорим ли мы, что имя "аль-Камиль" (совершенный) является именем Аллаха, а также Атрибут "Камаль" (совершенство) атрибутом Аллаха? 25. Что мы говорим относительно атрибутов, которые содержат в себе совершенство с одной стороны и недостаток с другой (как хитрость, козни и обман)? Утверждаем ли мы их Всевышнему Аллаху или отрицаем их?
Ответы на вопросы 2 –ой урок: 13. Имя Аллаха – это шариатское слово, указывающее на сущность Всевышнего Аллаха, содержащее в себе совершенные Атрибуты Аллаха, а также отрицание от Него всякого недостатка. 14. Т.е. каждое Имя Аллаха достигает предела совершенства по причине того, что содержит в себе совершенные Атрибуты, в которых нет недостатка. Довод на правило: "У Аллаха – самые прекрасные имена" (7: 180). 15. Т.е. Имена Аллаха не ограничены каким-либо известным нам числом. Довод на него достоверный хадис от Ибн Мас'уда, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху теми Именами Аллаха, которые неизвестны никому, кроме Него. 16. Нет, так как частица "или" приходит здесь для приписывания частного к общему. 17. Это правило не противоречит хадису, т.к. этот хадис не указывает на ограничение имен лишь 99, но указывает на то, что из Имен Аллаха, есть 99 имен, которые если ты перечислишь, попадешь в рай. 18. Смысл его в том, что разум человека не может определить то, какое имя принадлежит Аллаху, а какое нет, поэтому в утверждении или отрицании того или иного имени, мы можем основываться только на контекст от Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Довод: "Но они не способны объять Его своим знанием". (20: 110). 19. Говорим: "Это имя не установлено в отношении Аллаха", т.к. возможно, что это Имя принадлежит Аллаху, но Всевышний не поведал нам об этом. 20. Имя "мута'адди" (переходящее) – это имя, следы которого отражаются на творениях, как например, ар-Рахим (Милосердный), ат-Таууаб (Принимающий покаяния). А имя "гайру мута'адди" – это имя, следы которого не отражаются на творениях, как например, аль-Мажид (Славный), аль-'Азыйм (Всемогущий). 21. Например, имя аль-Гафур (Прощающий) – указывает на Всевышнего Аллаха, а также на Атрибут Всеобъемлещее Прощение (аль-Магфира аль-уаси'а), и на следы, которые отражаются на творениях, заключающиеся в том, что Всевышний прощает грехи своих творений. Что касается Имен, "гайру мута'адди" – следы которых не отражаются на творениях, то, например, Имя Аллаха аль-Хай (Живой) – указывает на Всевышнего Аллаха, а также на Атрибут аль-Хаятун камиля (Совершенная Жизнь). 22. Все Имена Аллаха мутарадифа (т.е. равны друг другу) – в том смысле, что все они указывают на Одного Всевышнего Аллаха, т.е. Если ты услышишь Имена – аль-Каххар, аль-Малик, аль-Мутакаббир – все они равны, ведь под всеми ними подразумевается Всевышний Аллах. Но, в то же время, все Имена различны (мутабаина) – т.к. каждый из Имен содержит Атрибут, который не содержится в Имени другом. 23. Смысл правила в том, что все Атрибуты Аллаха абсолютно совершенны, не имеющие недостатков, это потому что Всевышний Аллах – совершенен во всем, и невозможно, чтобы Господь имел недостаток в чем-либо, т.к. это противоречит абсолютному Господству. Довод: "А описание Аллаха – самое возвышенное" (16: 60). 24. Имя "Камиль" (совершенный) не установлено относительно Аллаха достоверным контекстом, но Атрибут "аль-Камаль" (совершенство) – это Атрибут Всевышнего Аллаха, по единогласному мнению мусульман, более того, всех общин, как сказал об этом Ибн аль-Кайим в "Сауа'ик уль-Мурсаля". 25. Мы не отрицаем эти Атрибуты полностью, но и не утверждаем их без всяких ограничений, но говорим, что в той ситуации, когда этот Атрибут является совершенством – Всевышний Аллах описывается им, а когда нет – нет. Качество хитрости является совершенством, когда хитрость направлено в ответ тому, кто хитрит против тебя, а если же хитрость проявляется первоначально, не в ответ хитрости, то это недостаток. В первом случае Всевышний описывается этим Атрибутом, а во втором нет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|