Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспект лекций по дисциплине «Философия»




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Кафедра философии

 

 

Конспект лекций по дисциплине «Философия»

 

 

 

 

Уфа 2015

 

 

Раздел 1. Введение в философию. Философия, круг ее проблем и значение для человека.

 

Лекция1. Введение в философию. Философия, круг её проблем.

1. 1. компоненты, типы, уровни, формы.

Мировоззрение – система наиболее общих взглядов и представлений о мире в целом и месте человека в этом мире – исходное определение. В нём представлен основной вопрос мировоззрения - вопрос об отношении человека к миру, которое возможно рассматривать многостороннее.

Во всех своих аспектах предмет мировоззрения концентирирует лишь всеобщие моменты. Мировоззрение – это умение видеть тенденции и перспективы развития мира, это кругозор, которым обладает человек. Формирование мировоззрения зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен, форм правления и т. п.

Компоненты мировоззрения:

· знания и ценности;

· ценностная ориентация – представления о том, что ценно, а также отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их потребностями, интересами и идеалами; выбор собственных критериев добра, красоты, истины.

Исторические типы мировоззрения:

· мифологическое – форма общественного сознания, характерная для ранних стадий общественного развития. Мифологическое мировоззрение рассматривает мир и человека как единое целое, связанное во всех своих проявлениях: биологических, социальных, производственных, идеологических, поэтому миф может объяснить всё происходящее в мире в художественной форме, используя аллегории, символы, обращась к чувствам человека.

· Религиозное мировоззрение опирается на веру в высшее начало – сверхестественную силу (Абсолют), что приводит к разделению мира на две части: мир земной и мир небесный. Религия даёт ценностные ориентиры, связывающие частное бытие человека с абсолютным началом мира и компенсирующие горести существования.

· Философское мировоззрение основано на разуме, доказательности. Опирается на широкий базис научного и художественного освоения действительности, на исторический опыт человечества.

Уровни мировоззрения:

· обыденное (повседневное);

· теоретическое.

1. 2. Специфика философского знания.

Философия формировалась на основе противоречий между религиозно-мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Со временем новое по содержаниею мировоззрение оказалось относительно самостоятельным и обрело научную форму. История возникновения философии свидетельствует, что она аккумулировала зачатки научных знаний и других сфер человеческой деятельности (искусство, нравственность и т. д. ), т. е. носила нерасчленённый, синкретичный характер. Такая единая наука получила название натурфилософии (философии природы), включающей в себя все естественно научные и философские взляды.

В дальнейшем по мере развития естествознания актуальным становится вопрос оо определении понятия науки, научной истины и вопрос о том, можно ли считать философию наукой? Если под наукой мы будем понимать то содержание, которое утвердилось в естествознании с расцветом частных наук, то мы вынуждены отметить, что философское знание имеет ярко выраженную специфику и по сравнению наукой. Бросается в глаза тот факт, что философия не способна доказать свои утверждения принятыми в науке методами логического доказательства или эмпирической проверки, она расходится и с общепринятыми истинами здравого смысла. Философское знание содержит определённые критерии научности (принцип объективности, рациональный тип знания, отношение к истине как цели познания, направленность на восприятие сущности) и входит в состав научной сферы знания, но она не сводима ни к какому виду научного знания.

Философская мысль в отличие от научной имеет своим предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира. Человек – отправная точка философских суждений о мире. Цель философии – сформулировать последние принципы, идеалы как организующие и направляющие начала человеческой активности, предельно широкую идею, которая лежит в основании целеполагающей деятельности человека. Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир – человек». Под предметом философии понимают всеобщее, предельные основания бытия мира и человека в мире.

С одной стороны, предметом философии выступают общие связи, законы объективного мира, т. е. формирование той или иной картины мира, универсума. С другой стороны, философия обращается к самому человеку, к его внутреннему духовному миру. Человек выступает при этом, не как часть мира в ряду других предметов, а как бытие особого рода – индивид с его самопознанием и самопознанием. Множество проблем философского мировоззрения спроецированы, в конечном счёте, на осмысление отношений человека и мира, которые конкретизируются в философии как отношение мышления к бытию, духаа к природе. Решение этой проблемы определяет основные подходы к осмыслению других проблем. Оно же разделило философскую мысль на два главных направления: материалистическое и идеалистическое.

В структуру философского знания включают следующие разделы философии:

· Онтология - учение о бытии, исследует основные принципы, определяющие устройство мира;

· Гносеология – учение о познании, занимается исследованием познавательных способностей человека, их возможностями и границами;

· Философская антропология – учение о человеке, его происхождении и взаимоотношении с природой и обществом;

· Социальная философия - учение о происхождении общества, его структуры и тенденциях развития;

· Аксиология – учение о ценностях, исследует ценностное отношение человека к миру, иерархию ценностей.

С развитием философии в её структуре выделяются другие разделы философского знания: эстетика, философия культуры, философия науки и техники и т. д. Важное место в системе философского знания занимает история философии, которая и есть философия в её историческом развитии

1. 3. Функции философии.

Зачем нужна философия? Ответ на этот вопрос заключён в содержании тех функций, которая философия способна выпонять по отношению к человеку, социальной группе, к различным явлениям социальной жизни. Под функцией понимается способ действия, общий тип решаемых задач.

Философию возможно рассматривать:

1. Как информацию о мире в целом и отношении человека к этому миру – тогда мы говорим о мировоззренческих функциях:

· Гуманистическая – философия помогает осмыслить жизнь, найти её смысл и укрепить свой дух.

· Социально-аксиологическая – разработка представлений о ценностях и социальном идеале, интерпретация и критика социальной действительности.

· Культурно-воспитательная – формирование у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, красоту, добро. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного мышления.

· Объяснительно-информационная – разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, социальной практики и интеллектуальным требованиям человека.

2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности – тогда мы говорим о методологических функциях:

· Эвристическая – содействует приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.

· Координирующая базируется на философских приципах взаимной дополнительности (всеобщей связи) и конкретности истины.

· Интегрирующая опирается на философский принцип единства мира, нацелена на преодоление разобщённости различных областей научного знания. Общекультурная интеграция призвана преодолеть отчуждённость рационального и художественного освоения действительности.

· Логико-гносеологическая – разработка методов научного познания, обоснование понятийных и теоретических структур научного знания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...