Лекция 3.Особенности средневековой и ренессансной философии.
4. 1. Философия средневековья. Основная задача философии: не исследование действительности, а поиски рациональных путей истинности доказательства всего, что провозглашала вера. Истина уже дана в Откровении, необходимо её изложить и доказать посредством разума, то есть философии: · С помощью разума легче проникнуть в истины веры и приблизить их к мыслящему духу человека. · Религиозной истине необходимо придать систематическую форму при помощи философских методов. · Используя философские аргументы исключить критику святых истин. В философии средневековья выделяют два периода: Патристика (от лат. Pater – отец) – это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства. Тит Флавий Климент (ок. 150 – ок. 219 гг) обнаружил в философии те стороны, которые могли быть использованы богословами. Ему принадлежит положение, что философия должна быть служанкой богословия. В философии, указывал он, особо полезным является способ рационального доказательства. В религии единственным путём к Богу служит вера, которая будет сильнее, если будет дополнена логическими доказательствами. Климент сформулировал принцип гармонии веры и разума. Аврелий Августин (354 – 430гг) тщательно проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия между некоторыми из них или дал новое их толкование; провёл огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. Философская установка Августина - «верю, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить». Спор об универсалиях: Существуют ли реально универсалии (общие понятия)? Философская основа спора - вопрос об отношении общего и частного (единичного, индивидуального).
Спор об универсалиях подтолкнул философов к исследованию и развитию логических структур мысли. Параллельно с теологией и в философии рассматриваются проблемы, касающиеся устройства мира (Бог и мир); места человека в мире (Бог и человек); возможность человека познать мир и бога. Теориретизация «рацио» в поле веры обусловила переход от патристике к схоластике, сначала сформировавшейся как комплекс дисциплин для обучения, а потом уже развившейся в самостоятельное философское творчество, рождающее новое знание. Пьер Абеляр (XII век) отмечает преимущества разума перед слепой верой. Прогресс в вере возможен лишь на пути знания, реализуемого диалектикой. Радикальный рационализм привёл Абеляра к определению веры как «предположения» о невидимых вещах недоступных человеческим чувствам. Абеляр поднимает роль диалектики как своего рода критического осмысления утверждений и тезисов, их принятие не силой авторитета и традиции, а рациональными аргументами; у разума есть свой предмет исследования и в природе, и в сфере христианских истин. Разум не слуга теологии, ибо развивается самостоятельно, осваивая свои инструменты и ориентируясь на свои цели. Тем самым Абеляр начинает процесс провозглашения независимости истин науки и философии о реальном природном и человеческом мире от веры.
Схоластика. Крупнейший представитель эпохи - Фома Аквинский. Основной проблемой считал соотношение философии и теологии: по своему предмету не различаются – Бог и всё, что он создал. Теология идёт от Бога к природе, а философия от природы к Богу. Они отличаются друг от друга прежде всего методом, средством его постижения: философия ( а сюда тогда относились и научные знания о природе) опирается на опыт и разум, а теология - на веру. Но между ними нет отношений полной взаимной дополнительности; некоторые положения теологии, принимаемые на веру, могут быть обоснованы разумом, философией, но многие истины не поддаются рациональному обоснованию. Фома Аквинский выдвинул доказательства существования Бога: · «От движения». Всё, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное =› существует перводвигатель, т. е. Бог. · «От причины». Всякая вещь имеет свою причину, но и причины имеют свою причину =› существует первопричина, т. е. Бог. · «От необходимости». Всякая вещь существует конечное время. Остальное время она не существует. Значит в её сущность не входит существование =› должно быть нечто, включающее в себя существование всего мира, то есть Бог. · «От целесообразности». Всё существующее в мире имеет свою цель =› должен существовать источник целенаправленной деятельности, то есть Бог. · «От степени совершенства». Вещи обладают различными степенями совершенства =› должна быть высшая степень совершенства, то есть Бог. В онтологии Фома Аквинат принимает аристотелевскую концепцию формы и материи, приспосабливая её к задачам обоснования догматов христианской религии. Для него все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна. Самой высшей и самой совершенной формой выступает Бог. Рассматривая проблему соотношения общего и единичного (существования универсалий) Аквинат выдвигает своеобразное её решение. Общее содержится в единичных вещах, составляя их сущность. Общее извлекается человеческим умом и поэтому наличествует в нём уже после вещей: общее существует до вещей, в вещах и после вещей. Философия эпохи Возрождения подробно рассматривается на семинарском занятии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|