Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Язык науки. Лекция 8.Человек.




Язык науки

1. Совместное проживание с представителями вида Canis lupus с достаточной степенью необходимости обуславливает принятие их коммуникационных сигналов. (с волками жить - по волчьи выть)

2. Нбольшой объём жидкости, ограниченный в состоянии равновесия поверхностью вращения, производит разрушающее воздействие на куски горной породы. (капля камень долбит)

3. Успешное наблюдение за некрупным инородным телом между веками и глазным яблоком лица, не являющегося наблюдателем, не гарантирует аналогичного успеха наблюдения за несоизмеримо более крупным инородным телом растительного происхождения для самого наблюдателя.

4. Не существует технической возможности преодоления крутого и очень глубокого обрыва при помощи двух коротких, непродолжительных взлётов в воздух после отталкивания от точки опоры.

5. Существует явное предпочтение существования естественного состояния организма, характеризующегося его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, а также финансово обеспеченного, существованию, стеснённому в материальных средствах и при ущербной жизнедеятельности.

6. Неоплачиваемый пищевой продукт, приготовляемый путём заквашивания молока сычужной закваской или кислотой и имеющий вид твёрдой или полутвёрдой массы, которой придана определённая форма, существует исключительно в определённого вида ловушке для мелких грызунов.

7. Количество систем звуковых и письменных символов, используемых людьми для передачи их мыслей и чувств, которыми может свободно оперировать представитель вида homo sapiens, определяет количество его возможностей бытия в качестве представителя данного вида.

8. Распределение для прорастания движения потока воздуха в горизонтальном направлении относительно земной поверхности приводит к необходимости срезания с корня ненастья разрушительного механического действия.

9. Оптимальной вещью, безвозмездно отдаваемой по собственному желанию, является совокупность рукописных или печатных листов, объединённых одной обложкой или переплётом.

10. Реципиенты кардинально различаются по ощущениям, возникающим при раздражении слизистой оболочки языка растворимыми веществами: в списке предпочтений может оказаться и растение семейства тыквенных, и плотная, но упругая опорная ткань организма, один из видов соединительной ткани, принадлежащая одному из первых одомашненных животных.

11. Невскрывающийся сочный многосемянный плод не удаляется на значительное расстояние от соответствующего дерева. (Яблоко от яблони недалеко падает)

12. Любой посетитель, человека, пришедший по зову или незваный, обладает достаточным набором достоинств, если затягивает избыточно длительности посещения.

 

Лекция 8. Человек.

Проблема человека – ключевая проблема философии. Человеку крайне важно разобраться в самом себе, так как именно он придаёт значение проявлениям мира, превращает события в факты, исходя из своих потребностей и целей. Человек – единственное существо, которое только по факту своего рождения не принадлежит ещё к совему роду, роду человеческому. Человеком надо стать!

Философия пытается выстроить целостную систему знаний о человеке, она ставит предельно фундаментальные вопросы бытия человека.

4. 1. Происхождение человека.

Всё многообразие теорий и гипотез происхождения человека можно разделить на две группы: использующие методы научного исследования и опирающиеся на религиозные постулаты.

1. Научно-материалистический подход гласит: человек – продукт естественной эволюции живого мира. Имея солидную базу доказательств гипотеза не раскрывает причину и механизм скачка от мира живой природы в мир социальный. В современной науке предпринималось множество попыток объяснения этого перехода.

· Появление человека является следствием мутаций, вызванных резкими изменениями радиационного фона Земли.

· Значительное изменение среды обитания в результате резкого похолодания вызвали новый тип поведения, основанный на интеллекте.

· Процесс превращения обезьяны в человека связан с возникновением труда.

· Переход от психики обезьяны к психике человека связан с возникновением речи.

· Случайное сочетание в жизнедеятельности обезьяны ряда высших биологических качеств (прямохождение, орудийная деятельность, сопровождение совместных действий звуками и др. ) позволило совершить прыжок из животного мира в мир социальный.

В науке единой теории антропогенеза не существует. Главная трудность заключается в определении причин, лежащих в основе перехода биологической формы движения материи в социальную.

2. Религиозный взгляд на происхождение человека утверждает: человек есть продукт творения бога. Тело его создано из природного материала, а душа имеет божественную сущность.

Вопрос о происхождении человека неразрывно связан с вопросом о его сущности.

В древности человек рассматривался как часть космоса, как элемент мирового порядка. Разум как родовая сущность человека в Новое время то отождествлялся с «естественным законом», то превращал человека в один из многочисленных модусов бытия. Только И. Кант открыто ставит проблему «Что такое человек? » в центр философского исследования.

Человек – биопсихосоциальное существо – это значит, что его жизнь регулируется и биологическими, и психологическими, и социальными законами. Но какие из них являются определяющими? Одни полагают, что человек, как продукт эволюции живого мира, есть прежде всего биологическое существо и в основе его поведения лежат анатомо-физиологические законы. Другие ищут в человеке глубинные психические качества, с помощью которых пытаются объяснить его поступки. Третьи придерживаются мнения, что человек является продуктом общественных отношений и его сущность формируется социальной средой.

8. 2. Сущность человека. Долгое время в философских исканиях антропологическая проблематика не была чётко определен. Подход к человеку определялся всем строем сначала учения о сущем (бытии), потом о познании, а уж затем по другим вопросам, этического, как правило, характера.

Базируясь на признании единства макрокосма и микрокома, в античности выделялась такая специфика человека как разумность – человек предстаёт как «homo sapiens» (получила наибольшую устойчивость в истории философской мысли. В античности человек мыслится лишь в мире, мир же не мыслится в нём. Преобладание созерцательного восприятия определило всю греческую культуру, философию, антропологию.

С развитием христианства (и других мировых религий), наряду с идеей создания богом человека, утвердилось понимание исключительности человека, понимание его не только как индивидуальности, но и как личности, наделённой свободной волей. Теперь уже человеческое «Я» - арена битвы добра и зла, света и тьмы.

Гуманизм (от лат. homo – человек) в истории философии, опираясь на широкую социокультурную базу эпохи Возрождения как философское течение в рамках противостояния «религия – философия». Гуманизм олицетворял аксиологическую сторону философского знания, стал мировоззрением, принципом познания, практики, культурно-созидательной деятельности по организации жизненного пространства и развитию сущностных сил человека.

Возрождение и Новое время осознают бесконечность мира и бесконечность человеческого познания, разума, не связанного с конечностью человеческой жизни. Человек устремлён в будущее, как бы стараясь преодолеть свою телесную и временную сущность. Человек постепенно становится человеком действующим, а его социальность и воля проявляют себя в действии.

И. Кант впервые формулирует вопрос «Что такое человек? » как главный вопрос философии в её «общегражданском значении». Так начинается антропологическое осмысление всей философской проблематики, продолжающееся по сей день. У Канта человек – субъект всей познавательной и практической деятельности как сферы приложения и критического, и практического разума.

Л. Фейербах видит сущность человека в общности, «в единстве человека с человеком». Проблему дуализма души и тела он решает с позиций противостояния не внутри человека, в вовне, а именно, отношений между людьми, провозглашая объединяющим принципом любовь.

Марксистская концепция гуманизма связана с анализом социальных основ отчуждения и его преодоления. Ранее отчуждение истолковывалось прежде всего как отчуждение сознания, духа, поскольку природа была противопоставлена человеку как объекту, а общество воспринималось как совокупность индивидов, пытающихся как-либо примирить частные интересы и общие. К. Маркс видел своеобразие человека в его способности трудиться. Результатом трудовой общественно-практической деятельности являются не только конкретные предметы, но, самое главное, общественные отношения, общество и связанные с этим формы общения, познания, мышления. Тем самым реализуются способности человека, открываются для него новые возможности. Явление отчуждения есть в сущности, побочный продукт процесса опредмечивания человеком своих способностей, что в условиях разделения труда и складывающихся на этой основе социальных отношениях приводит к отчуждаемости этих отношений, когда они воспринимаются не как собственная объединённая сила индивидов, а как некая чуждая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях которой они ничего не знают.

А. Шопенгауэр считал, что человек способен раскрыть тайну своего бытия путём предельной обособленности от других.

Ф. Ницше и А. Бергсон вновь вернули человека из мира общения к напряжённости снутренней проблемы: постичь, что же такое я, предопределена ли мне судьба Богом или природой, или человек может стать подлинным волеизъявляющим, творящим свою судьбу субъектом – «сверхчеловеком».

Феноменология, персонализм, экзистенциализм и собственно философская анторопология предмет философии видится как разъяснение и раскрытие смысла бытия, то есть через обращение к субъективности (человекукак индивидуальному субъекту)как действующей перовооснове всякой объективности, раскрытии субъективных человеческих форм создания и структуризации мира.

Но если экзистенциалисты сосредотачивают своё внимание на неповторимом, уникальном в человеке, то представители психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг), философской антропологии и структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида и др. ), нестмотря на различия в их воззрениях, предлагают в понимании и объяснении человека обращаться к объективным и безличным основам человеческого существа (к сфере бессонательного, особенностям биологической структуры, базисным моделям культуры в структурализме).

Построение гармоничного учения о человеке – цельной философии человека – в принципе незавершимый процесс в человеческом самопознании, ибо проявления человеческой сущности крайне многообразны – это разум и воля, характер и эмоции, труд и общение и т. д. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, стремится к новым целям и идеалам.

8. 3. Проблема смысла жизни. Смысл жизни – это личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное включение в социальную жизнь, соотнесённое с системой ценностей и детериминированное внутренней личностной митовацией поступков. Смысл жизни – личностное осознание своего места в мире, свободное целеполагание личностью своей деятельности и волеизявление его как морального существа, несущее также эмоциональную оураску и сопровождающееся эстетическим восприятием окружающего мира, человеческих взаимоотношений.

Смысл жизни может пониматься как с рационалистических, так и с иррационалистических позиций; как сугубо нравственная проблема (Кант) и проблема реализации содержания некого мирового духа, абсолютной идеи (Гегель); как психологическое состояние индивида и как деятельностное осуществление себя личностью в процессах опредмечивания и распредмечивания. Миром жизненных смыслов могут быть глубины человеческого «Я», в том числе и бессознательного (архетипы К. Юнга), отдельные эмоционально волевые качества (воля к жизни, воля к власти), сфера разума, индивидуальная жизнь и метафизическое «всеединство», история и культура. То есть всё то, что мы рассматриваем как факторы определяющие сущность человека. Существование – это возможность, способ реализации человеом своей сущности, понимаемой им определённым образом.

Задача культуры состоит в том, чтобы обеспечить единство, адекватность сущности человека его существованию, что представляет возможность обрести человеку подлинную свободу, выраженную в сознательном действии, творчестве.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...