Лекция 3.Философия Нового и Новейшего времён.
Лекция 3. Философия Нового и Новейшего времён. 5. 1. Философия Нового времени. Для науки этого времени характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство. Поворот к чувственному познанию действительности приносит небывалый рост фактических данных в различных областях производственной, социальной и формирующейся научной практики. Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных, изолированных фактов, но определённых систем, целостностей. Одновременно с этим перед философами и учёными встаёт вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышенной значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно-следственного объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и её данные. Что закономерно ведёт к повышению роли рационального рассмотрения мира. Бэкон Ф. В разработке своей философии опирался на достижения прежней натурфилософии и результаты опытных наук. Был первым, кто поставил перед собой цель создать научный метод. Предметом философии являются Бог, природа и человек. Философия, ориентирующася на науку, концентрирует внимание на природе (богословие остаётся за пределами науки); задача «естественной философии» - познать единство природы, дать «копию Вселенной». Не отвергая значения дедукции в получении нового знания, Бекон выдвигал на первый план индуктивный метод научного познания, опирающийся на результаты эксперемента.
Исследованию природы и развитию философии, по мнению Бэкона, мешают предрассудки, познавательные идолы (idolum – призрак, видение): · «Идолы рода» коренятся в самой природе человека, который склонен считать, что чувства человека есть мера всех вещей. Человек проводит аналогии с самим собой, а не основывает свои заключения о вещах на «аналогиях мира». · «Идолы пещеры» обусловлены индивидуальным жизненным опытом, узостью («пещерностью») этого опыта. В этом опыте и ошибки, основанные на заблуждениях других людей. · «Идолы площади» возникают в результате некритического принятия слов «толпой», при «взаимной связанности» людей, когда слова могут иметь и разный смысл, и обозначать несуществующие вещи. · «Идолы театра» - это философские творения, гипотезы учёных, многие начала и аксиомы наук, созданные как бы для театрального представления (игра в вымышленные искусственные миры). Необходимо уметь распознавать все эти «идолы» и предолевать их. XVII и XVIII столетия характеризуются широкой разработкой методологической стороны философии и наук о природе. Это направление представлено основателем новейшего рационализма в философии Рене Декартом и основоположником классической механики Исааком Ньютоном. Для данной традиции характерным является представление о философии как форме рационально-теоретического сознания, с помощью которой можно объяснить самые разнообразные являения духа и действительности. В её основе лежит систематическое и целостное объяснение мира на глубоком чувстве естественной упорядоченности мироустройства, наличия в нём гармоний и порядков, доступных рациональному постижению. Р. Декарт тесно связывал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Первую и исходную определённость всякой философии он видит в определённости сознания – мышления. В основании нового метода мышления лежит Разум, что позволяет мыслителю сделать свой знаменитый вывод: «Мыслю, следовательно, существую». Соответственно из этого вытекает положение о верховенстве разумного, умопостигаемого способа познания мира над чувственным способом и трактовка истины как особого субъективного и самоосознаваемого процесса мышления. Главным принципом в познании для Декарта было сомнение, то есть чётко определённый методологический скепсис, который помогал достичь истинного знания.
Основной заслугой рационалистической философии является её принципиальная установка на познаваемость мира, какими бы условиями ни оговаривался сам путь достижения истины. Человек при этом рассматривался как особый субъект познания, очищенный от своих личностных характеристик и выступающий в качестве конструирующего мыслящего начала.
Раздел 3. Основные проблемы философии. Лекция4. Учение о бытии.
Категория бытия – фундаментальное понятие философии, основное понятие онтологии – философского учения о бытии. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существования, что задаёт миру исходную целостность и делает его объектом философского осмысления. По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний (материальный природный мир) и мир психических состояний (мир сознания, внутренний мир человека). Материальный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир существует субъективно, так как зависит от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как эти два способа бытия связаны между собой является одним из основных вопросов философии. В зависимости от того, что кладётся в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух), все философы делятся на материалистов и идеалистов.
6. 1. Сферы бытия. Человек одновременно принадлежит к двум мирам: к природному телесному миру как его органическая часть и одновременно к миру сознания, психическому миру, принадлежность к которому делает его человеком. Именно наличие сознания у человека позволяет ему не только быть, существовать, но и рассуждать о бытии мира и своём собственном бытии. · Бытие вещей: - бытие природы объективно, независимо от воли и сознания людей. - бытие «второй природы» - культуры, существует объективно по отношению к конкретному человеку. · Бытие человека – диалектическое единство объективно- предметного и субъективного, тела и духа. · Бытие духовное: - объективное – достояние духовной культуры общества (все формы общественного сознания: мораль, искусство, наука и т. д. ); - субъективное – внутренний психический мир человека со всеми уровнями существования. В процессе становления, развития человека существует органическая связь между частями. · Бытие социальное: - бытие общества - бытие человека в обществе. Помимо сфер бытия принято выделять и уровни бытия: существование в возможности и существование в действительности. Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования, бытия. Возможность есть потенциальное бытие, действительность – актуальное бытие. Фактически все различия в философских воззрениях касаются, в первую очередь, различий в понимании разных форм бытия, различной трактовки их взаимоотношения и взаимодействия и прежде всего это различие в вопросе о том какая из форм бытия является основной, исходной, а какие производны, вторичны, зависимы от основной формы бытия. Так материализм считает основной формой природное бытие, а остальные производными, зависимыми от природного бытия, хотя и воздействующими на это бытие. Субъективный идеализм основной формой исчитает субъективное бытие; объективный идеализм в качестве таковой понимает объективный дух.
Философские учения, исходящие из признания одной и единственной субстанции, называбтся монистическиеми (моно – один, единственный). Так философия Гегеля – идеалистический монизм, философия Маркса – материалистический. Дуалистические концепции мира признают существование двух начал мира как равноправных: материального и духовного (учение Декарта). К плюралистическим относятся учения, признающие множество начал в основании мира (атомы Демокрита, монады Лейбница). Для осознания человеком своего отношения к миру и к самому себе существенным является вопрос о том, как этот мир бытия устроен, как понимается сущность мира: устойчива она или изменчива. Различают диалектическое понимание субстанции как изменчивой, саморазвивающейся сущности и метафизическое понимание субстанции как неизменного начала. Лекция 5Материя. Современная философия в качестве предельного основания бытия принимает материальное бытие. Поэтому глубокое уяснение проблемы бытия его структуры предполагает прежде всего рассмотрение категории «материя». В качестве исходного определения следует взять следующее определение: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Формирование философского понятия материии совпадает с началом самой философии, прошло несколько этапов в своём развитии. Первый этап – наглядно-чувственное представление. В ранних древнегреческих философских учениях (Фалес, Анаксимен, Гераклит и др. ) в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь, земля и т. п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий. Второй этап - этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе неделимости. Так, в период с XVII – XVIII вв. и до конца XIX в. наука и философия склонялись к атомистической теории материи в её демокритовском понимании. Материя, согласно этой концепции, мыслилась в виде совокупности абсолютно плотных неделимых частиц – атомов совершающих механическое движение в пустоте. Исходя из идеи атомистического строения материи, Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики. Впоть до XX в. большинство философов и естествоиспытателей ставили знак равенства между материей и веществом, точнее – одним из свойств вещества – массой.
Третий этап – философско-гносеологическое представление о материи. Оно сформировалось в условиях кризиса вещественно субстратного понимания материи в начале XX века. Известно, что на рубеже XIX- XX вв. в естественных науках был сделан ряд крупных открытий и на их основе происходит отказ от ранее сложившегося представления о материи. Разрушение атомистическо-механической картины мира получило название «кризис в физике». Преодоление кризиса было связано с формированием квантово-механической картины мира в естествознании. Выход из методологического кризиса в философии состоял в переосмыслении самого понятия «материя». Необходимо было провести различие между философским понятием материи и естественнонаучным представлением о её строении и свойствах. Классическое определение материи было дано В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритизм». «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощещениями, существуя независимо от них». (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131). В этом определнии выделено два основных признака: 1 - материя существует независимо от сознания; 2 - она отображается ощущениями. Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая – признание принципиальной познаваемости материального мира. Определение материи через признак «быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» ещё не даёт явного знания о том, как структурирована материя. Но отсутствие указания на конкретные свойства предполагает, что материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определённой, пусть и очень сложной структуры. Четвёртый этап – этап философского субстанционально-аксиологического представления о материи. Зародившись примерно в середине XX столетия как реакция на сведение понятия материи лишь к одному её свойству – «объективной реальности» данное представление увидело в материи систему многих атрибутов. Истоки этой концепции можно обнаружить ещё в философии природы Спинозы, в которой материи были присущи такие вечные свойства, как протяжённость и мышление. В современных исследованиях принято различать онтологический и гносеологический аспекты изучения материи. С онтологической стороны вопроса материя есть субстанция (от лат. substanzia – сущность, то, что лежит в основе). Понятие «субстанция» позволяет развернуть атрибуты материи, модусы и более чётко уловить демаркацию с идеализмом. Гносеологический аспект представления о материи как об объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, не только содержит в себе момент связи этой реальности с сознанием, свидетельствуя о производности сознания, и включает в себя установку на прослеживание разных модификаций объективной реальности, ведущих к порождению сознания. Но философско-гносеологический угол зрения не способен охватить всё многообразие понятия материи. Если гносеологическая сторона является исходной, «начальной», то субстанциональная – базисной, основополагающей. 6. 3 Атрибуты материи. В рамках различных дисциплин наши знания о строении материи и её свойствах углубляются и расширяются, не имея возможности (в силу неисчерпаемости свойств материи) обрести абсолютную, законченную форму. Фундаментом современных научных представлений о стороении материи служит идея сложной системной организации. Универсальными способами существования материальных предметов, связей, явлений являются движение, пространство и время. Материя неуничтожима и в количественном и в качественном отношениях. Все формы те формы движения и уровни структурной организации материи, которые уже известны (а наука, несомненно, обнаружит ещё новые), заключены в самой материи, внутренне ей присущи, связаны между собой и способны при определённых условиях переходить друг в друга. Материя неотрывна от движения, от разнообразия, от самоорганизации. Движение – это способ существования материи. В мире конечных вещей движение абсолютно, а покой относителен. Движение имеет всеобщий и необходимый характер, движение – основа существования вещей, их целостности и структуры. Вместе с тем – движение основа изменчивости и многокачественности вещей. Ф. Энгельс высказал идею, что каждый вид материи обладает присущей ей специфической формой движения. Между формами движения существует генетическая связь, то есть высшие формы движения возникают на базе низших, но не сводимы к низшим и качественно специфичны. В науке широко используется представление о структурных уровнях материи, конкретизирующих формы движения и виды материи. Пространство и время представляют собой формы, выражающие определённые способы координации матрериальных объектов и их состояний. Пространство – отношение протяжённости и сосуществования вещей, их взаимодействия. Время – отношение длительности и последовательности вещей друг за другом. В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи: субстанциональная и реляционная (от relatio – отношение). Субстанциональный подход к объяснению пространства имеет место в механистической картине мира, где пространство рассматривается как определённая субстанция, существующая наряду с материей. Так, согласно Ньютону, мир есть материя и пустота. Если можно было бы из него полностью убрать материю, то осталась бы пустота, то есть пространство. Но по мере развития науки выяснилось, что пустоты как таковой не существует: каждая точка Вселенной занята каким-либо видом материи – веществом или полем. В такой картине мира приходится рассматривать пространство как среду существования объекта. А время понимается как абсолютная и неизменная мера длительности, одинаковая для измерения всех процессов во Вселенной. Реляционный подход понимает пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считаются несуществующими. При этом подходе пространство и время выступают как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускается и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся протяжённость, однородность и изотропность, трёхмерность. Время обычно характеризуется следующими свойствами: длительность, одномерность, необратимость, однородность. В современной науке ряд позитивистки настроенных учёных придерживаются субъективистского взгляда на пространство и время, основы которого заложил И. Кант. Он полагал, что пространство - это неизменное свойство сознания структурировать (оформлять) образы и ощущения по определённым законам. Сознание также упорядочивает информацию в виде последовательного расположения её единиц (образов, ощущений) – что человек называет временем. В наше время проблема пространства и времени продолжают активно разрабатываться. Делаются попытки определить «ход» времени в рамках разных материальных систем, систем различного уровня организации.
Лекция 6. Философское учение о субъективной реальности . Всё, что мы знаем о мире, о чём говорим и пишем, дано нам в виде образов, мыслей. Насколько адекватно наша субъективная реальность – сознание – отражает объективную реальность? Этот вопрос в той или иной мере ставит любая философская система. Появление сознания возможно только в обществе, однако для его формирования необходим нормальный здоровый человеческий мозг. Поэтому сознание имеет социальную сущность, но биосоциальную природу. Кому принадлежит сознание? Оно вроде бы принадлежит человеку, но «оживает» лишь лишь в «поле» его реальных или предполагаемых взаимодействий с другими людьми. Внутренний мир человека – это сфера его сознания. Но границы сознания подвижны, изменчивы. Серьёзное изучение сознания возможно лишь в том случае, если оно рассматривается в единстве с бессознательным. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчётных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Выделение бессознательного не разрушает целостности сознания. 9. 1. Структура сознания. Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения (А. Г. Спиркин). Содержание сознания раскрывают по разным основаниям. 1. Предметное сознание отражает внешний мир и включает следующие компоненты: · Когнитивный (познавательный) – все процессы, связанные с получением, хранением и воспроизведением знания: чувственно-сенситивные способности, мышление, внимание, память. · Эмоциональный характеризует переживания человека, связанные с отношением человека к значимой для него информации. · Мотивационно-волевой включает в себя потребности, интересы, мотивы, волю. 2. Самосознание отражение личностью самой себя. В процессе сасосознания человек выделяет себя из окружающего мира и старется определить своё отношение к нему. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания. Факт его существования не вызывает сомнений и очевиден, что проявляется как: · Самопознание – познание своего тела, ощущений, мыслей, самонаблюдение своих состояний. · Самооценка – анализ результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами. Шкала значимых ценностей, относительно которых определяется оценка (адекватная и неадекватная). · Самоконтроль. Результатом работы самосознания является выработка человеком системы представлений о самом себе, которое выступает основой отношения человека к другим. Высшая ступень развития самосознания – рефлексия. 9. 2. Источники сознания. Этот вопрос в течении длительного времени был и остаётся предметом анализа философов и естествоиспытателей. Сложились разные стратегии его исследования. Натуралистическое направление сосредоточено на выявлениеи связи сознания с материально-вещественным субстратом и сводит мышление, сознание к вещественным же изменениям, только иного рода. Объективно-идеалистический подход нацеливает на выяснение структур и компонентов сознания, не зависимых от мозга, но определяемых некоим духовным фактором. Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы: · Внешний предметный и духовный мир - природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. · Социокультурная среда – общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, накопленные обществом знания. · Духовный мир индивида, собственный жизненный опыт человека. · Мозг как макроструктурная природная система. Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания. 9. 3. Проблема идеальности сознания. Идеальность сознания означает, что элементы сознания не обладают материальным телом. Действительно, ни в образе предмета, ни в мыли о нём нет ни одной частицы самого предмета. Идеальность – одно из самых загадочных и плохо поддающихся научному исследованию явлений психики. Идеальные образы невозможно исследовать традиционными средствами науки. В отечественной литературе по проблемам сознания представлены в основном три концепции идеального: · Идеальное есть свойство только индивидуального сознания. Идеальное полностью отождествляется с субъективной реальностью и противопоставляется реальности объективной (Д. Дубровский). · Идеальные образы есть перенесённые во внутренний план психики схемы материальной деятельности человека. Это схема, но не сама деятельность. Схема, которая существует объективно, и это объективная реальность особого рода – она жёстко не связана с материальными объектами. Идеальное – это родовое свойство человеческой практики, и в этом смысле оно первично по отношению к индивидуальному сознанию. (Э. Ильенков). · Идеальное есть идеал, предел завершённости и совершенства, не зависящий от сознания человека, то есть объективно и субъективно существующий эталон, отражающий сущность определённого класса предметов(М. Лифшиц). Современный научный материализм не рассматривает всю предметную деятельность как сферу реализации идеального; он ограничивает идеальное только областью культуры, человеческой деятельностью. Связывая идеальное только с человеком, как существом социальным, мы ассоциируем идеальное с тем субъективным образом, который соотнесён с будущим результатом деятельности человека. Диапазон идеального широк – от идеала общественной жизни и идеала всей жизни индивида до текущих «мимолётных» целей. Источником недоразумений и расхождений в проблеме идеального является не только вопрос о сущности, содержании и функциях идеального, но и вопрос о типах и видах идеального. Идеальные феномены в зависимости от уровня сознания могут быть разделены на два типа: индивидуализированное идеальное и общественное идеальное. Идеальное может быть когнитивным (гносеологическим) и аксиологическим. Пример тому – идеалы теории, гипотезы и, с другой стороны, идеалы добра, справедливости, прекрасного. Обобщая вышесказанное, можно дать вывести следующее опрделение идеального: идеальное – это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программ, моделей) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота и др. ), которые подлежат реализации в деятельности человека. 9. 4. Сознание и язык. Одной из характерных черт сознания является наличие в нём механизмов абстрактного отражения действительности. Этот вид отражения возник у наших далёких предков в результате замены действий и предметов знаками, то есть заместителями этих действий и предметов. В сознании человека каждая вещь существует в двух видах: в виде чувственного образа и имени вещи, обычно выражаемого в виде такого знака, как слово. В психике человека есть такой компонент, который состоит только из знаков, связанных между собой по определённым правилам. Это и есть сфера мышления. Озвученное мышление есть речь. Язык есть знаковая система, выполняющая функцию общения, хранения информации, формирования и развития мышления. Сознание, являясь идеальным, существует только в материальной форме своего выражения в языке. Не существует языка без мышления, так и мышление без языка, однако их струтуры различны. Законы и формы мышления едины для всех людей, а язык имеет множество форм бытия. Сознание является сложным феноменом; оно многоаспектно, многомерно. Представления онём весьма различны, зависят от многообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные между собой его трактовки; понимание сознания, его сути, содержания, масштабов проявления определеляется во многом культурными традициями людей, их религиозной, общественной ориентацией. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, биофизимка, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Вследствие объективной своей многосистемности сознание с большим трудом поддаётся общесистемному определению и любое его определение, если не оговаривать специального назначения этого определения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее к попыткам его заменить или дополнить.
Лекция 7. Познание . Во все времена человек стремился изучать мир, в котором он живёт. Раздел философии, изучающий природу познания и его возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности познания – гносеология (от греч. gnosis – знание, logos – понятие, учение). В предмете философии как всеобщем в системе «мир – человек» коррелятом гносеологии являются познавательные субъектно-объектные отношения. Гносеология изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека, безотносительно к тому какова эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. Знание – результат познания и его предпосылка. Будучи компонентом сознания, знания, с одной стороны, отражает действительность, выступает в качестве условия, средства и ориентира деятельности субъекта знания, с другой, образует особый и автономный мир: мир идеального. Познание – воспроизведение действительности в сознании и языке, сложное системное образование, включающее в себя ряд взаимоорганизованных элементов: объект познания, субъект познания, знание как результат и метод исследования. Познание как процесс представляет собой субъект-объектные отношения. «Субъект» познания – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом является прежде всего индивид, так как он наделён сознанием, способностью оперировать понятиями и образами. Но субъектом познания могут выступать социальные группы и общество в целом. В широком смысле «субъектом познания» является общество, выступающее в роли универсального субъекта: в нём объединены субъекты всех уровней, люди всех поколений. Хотя вне общества не может быть познания, реализует оно свои познавательные возможности лишь через деятельность индивидуальных субъектов. 10. 1. Проблема познаваемости мира. Вопрос о том, познаваем ли мир, в гносеологии имеет следующую формулировку: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру? В состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? Можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности. В истории философии сложились следующие позиции: · Гносеологический оптимизм – мир может быть познан человеком в главном, в принципе. Онтологическим основанием позиции является отрицание или недооценка значимости бесконечности мира. Но эта позиция весома в сфере научного познания. · Агностицизм (от греч. аgnostos – недоступный познанию) – мир непознаваем. Эта позиция возникает из невероятной сложности познавательного процесса, обусловленного неисчерпаемой сложностью и изменчивостью мира и человека. · Скептицизм (от греч. skeptikos – рассматривающий) подвергает сомнению всякое уже полученное знание. Позиция основана на реальном противоречии познавательного процесса: ограниченность рассудочного подхода, опирающегося на строгие однозначные определения и подчиняющегося требованиям законов логики. · Гносеологический реализм утверждает познаваемость мира, но процесс познания мира никогда не может быть завершён, полное и исчерпывающее знание о мире никогда не будет достигнуто. Эта позиция исходит из принципа конкретности истины. Онтологическим основанием позиции является признание единства человека и мира. 10. 2. Чувственное познание. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в ни х ощущения, которые воспринимаются мозгом. Чувственное познание обеспечивает непосредственнный контакт с объектом познания и является каналом связи нашего сознания с внешним миром. Занимает очень важное место, даёт много информации, но она поверхностна, неглубока. Рациональное познание базируется на анализе того материала, чтодаёт чувственное познание. Формы чувственного познания: · Ощущение – психически идеальный образ одной из сторон объекта познания. Фиксирует отдельные качества предметов. Ощущения субъективны по форме и способу осуществления, но объективны по своему источнику и содержанию. · Восприятие создаёт целостный образ предстоящего в данный момент перед сознанием оъекта. Зависит не только от свойств и отношений предмета, но и от накопленного человеком опыта. · Представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. Способность человека к чувственному отражению действительности – это способность получать непосредственную информацию об объектах в форме индивидуальных конкретно-чувственных образов. Велико значение этой способности для познания и ориентировки в мире. Но её сила является и её слабостью: человек остаётся привязанным к конкретной ситуации, что недостаточно для глубоко, всестороннего познания предметов, событий, явлений, их причин и следствий, переходов друг в друга. Требовалось развитие способности к свободным представлениям, к выходу за рамки непосредственно данной в органах чувств ситуации. Практическая, трудовая деятельность оказалась основой процесса перерастания чувственных способностей в новые, связанные с зачатками разума. Большую роль в развитии способности к абстрактному мышлению сыграло возникновение и формирование языка в целях общения. 10. 3. Рациональное познание. Благодаря выработке способности к свободным представлениям, связанным со словом, а также способности к сопоставлению представлений, их анализу, выделению общих признаков предметов и их объединению (синтезу) в определённые классы стало возможным формирование особого рода представлений – понятий, фиксирующих общие признаки вещей. Формы рационального познания (абстрактного мышления): · Понятие фиксирует существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. По степени общности понятия могут быть: предельно общими, более общими, менее общими. Понятия в языке выражаются отдельными словами («город», «ромб») или словосочетаниями («студент нефтяного университета», «симфонический оркестр»). · Суждение посредством связи понятий утверждает или отрицает что-либо о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. «Речка подо льдом блестит», «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»(Б. Паскаль). · Умозаключение посредством связи одного или нескольких суждений (посылки) по определённым правилам выводит заключение. По вопросу приоритета и истинности чувственного и рационального познания в истории философии выделились два течения: сенсуализм и рационализм. Суть сенсуализма в абсолютизации чувственного познания. Его тезис гласит: «Всё, что есть в знании, получено из чувств». Рационализм, напротив, отстаивает особую роль разума как единственного и достоверного источника нашего знания. «Всё, что есть в знании получено из разума», при этом чувствам отводится лишь роль толчка для деятельности мышления. Доктрины классического сенсуализма и рационализма были сформулированы в философии Нового Времени (соответственно Локком и Декартом) XVII и XVIII вв. Попытка синтеза этих крайних точек зрения была предпринята И. Кантом. в учении о трёх ступенях (формах) познания: чувственности, рассудка и разума. Большинство философов и исследователей науки рассматривают процесс как диалектическое единство двух его сторон: чувственной и рациональной, хотя их соотношение меняется на разных уровнях познавательной деятельности. 10. 4. Практика и её роль в познании. Процесс познания во всех своих существенных моментах связан с практикой. Познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют. Практика оказывает мощное воздействие на познание и формирование истины. Важнейшими чертами практики как гносеологического феномена являются: · Целенаправленность. Практика неотрывна от человека, его целеполагающей, целенаправленной деятельности, от формирования идеальных моделей и стремления их осуществить. · Предметно-чувственный характер. По этому признаку она выделяется уже не из материальных взаимодействий вообще, а из совокупной человеческой деятельности, отграничиваясь от деятельности познавательной и оценочно-ориентационной. Практическое взаимодействие человека с объектом пре
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|