Основные принципы коррекционной работы по устранению нарушений чтения
При устранении дислексии необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее, обусловливают нарушение как устной, так и письменной речи. Поэтому при устранении дислексии логопедическое воздействие направляется на весь комплекс речевых нарушений, на устранение нарушений устной речи, чтения и письма. Дислексии различаются по своида механизмам и сте Формирование всякого умственного действия проходит определенные этапы: составление предварительного представления о задании, освоение действия с предметами, освоение действия в плане громкой речи, перенос действия в умственный план. При формировании, например, функции фонематического анализа необходимо использовать поэтапный принцип. В логопедической работе по устранению дислексии должен использоваться принцип поэтапного усложнения заданий, Этот принцип является чрезвычайно важ- ньгм в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми. Этот принцип определяет не только последовательность задач,, но и последовательность подачи речевого материала. Вырабатываемые временные связи у умственно отсталого р'ебенка отличаются нестойкостью, поэтому необходимо предусматривать большое количество упражнений, которые проводятся продолжительное время до полной автоматизации навыка. При устранении нарушений чтения следует учитывать и общие дидактические принципы—принципы индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности, которые являются чрезвычайно важными в работе с умственно отсталыми детьми.
' УСТРАНЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЛЕКСИИ Развитие слухопроизносительной дифференциации Фонем. В тех случаях, когда дети смешивают буквы, обозначающие сходные звуки, проводится работа по их дифференциации. Уточнение и закрепление слухопроиз-носительных дифференцировок достигается путем ис-польз'авания различных анализаторов (речеслухового, речедвигательного и зрительного). Однако особенности использования перечисленных анализаторов определяются характером нарушения дифференцироеок. Очень часто ведущим является нарушение слуховой дифференциации, а смешения в произношении звуков обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений. В связи с этим работу по развитию различений смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на более сохранные зрительные восприятия, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Развитие кинестетических ощущений начинается с уточнения артикуляции звуков, не смешиваемых в произношении. Ощущение положения речевых органов в процессе артикуляции у умственно отсталых школьников затруднено. Дети не сразу могут определить поло-
2 Заказ 4083 жевие -губ, языка гари произношении того или иного
Способность кинестетического 'различения отрабатывается в упражнениях по определению положения арти* куляторных органов (губ, кончика языка -и т. д.) во время произношения звуков. Умение различать положение губ отрабатывается Упражнения могут быть следующие: 1.Произнести звук и перед зеркалом и оказать, в 2. Произнести звук у перед зеркалом. Ответить, в 3. Произнести звуки иу слитно. Определить, оди 4. После самостоятельного произнесения звука и 5. Произнести звук у, определить положение туб 6. Произнести последовательно звуки и—у и отве 7. Произнести звуки и—у. и определить, при про 8. Определить звук по беззвучной артикуляции, т. е. 9. Определить первый или последний звук по без Подобным же, образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении гласных звуков и—а, у—О, согласных м (губы сомкнуты) и л (тубы раскрыты) и др. Затем следует перейти к дифференциации положения языка при произнесении различных звуков. Кинестетические ощущения положения языка (приподнят или опущен) воспитываются первоначально на резко различных по артикуляции звуках: с—т, а—д, а—л, а—ш. Различие в способе образования звуков (смычка или щель) уточняется на звуках ш—т, ж — д. Определяется, прижимается ли кончик языка или не прижимается. Различие узкого или широкого кончика языка определяется вначале на звуках, «—л. При про-изнесении звука н язык широкий, при произнесении л кончик языка узкий.
Участие голосовых связок в произнесении звонких согласных уточняется вначале на звуках, не смешиваемых в произношении. Для этого используются тактильные ощущения кисти руки, получаемые от.вибрирующей гортани. Логопед предлагает детям приложить к гортани большой и указательный пальцы со стороны ладони или тыльную сторону ладони. Дети довольно быстро научаются определять наличие дрожания голосовых связок при произнесении звонких и отсутствие дрожания при произнесении глухих согласных. При достаточном количестве упражнений участие голосовых связок определяется детьми и- без тактильного восприятия. Затем им дается задание определить наличие или отсутствие"дрцжания гортани при произнесении смешиваемых звуков. Такая предварительная работа по развитию кинестетических ощущений подготавливает детей к последующей работе по "развитию слухопроизносителыных диффе-ренцировок. В 'дальнейшей работе следует учитывать, что совершенствованию слухопроизносителыных диффе-ренцировок различных звуков способствует развитие более сложной функции фонематической системы — фонематического анализа. Поэтому в процессе формирования слухопроизносительных дифференциаций звуков необходимо использовать и задания на развитие фонематического анализа (см. раздел «Развитие функции фонематического анализа»). Дальнейшая работа по развитию слухопроизяоси-тельных дифференцировок осуществляется на конкретных звуках, смешиваемых детьми в произношении и по слуху. Для работы можно рекомендовать следующую 2* - эдукавую -последовательность: б—п, д—т, з—с, ж—ш, ш—с,ж—з, ц—с,$ш—ч, щ—щ. Работу необходимо проводить по 'следующему плану: I. Уточнение артикуляции звука с использованием зрительных, кинестетических, тактильных, слуховых восприятий. Например, при правильной артикуляции звука с логопед обращает внимание детей на то, что кончик языка при произнесении этого звука находится за нижними зубами; сравнивает звучание звука со свистом ветра- и обращает внимание детей на холодную струю воздуха и отсутствие вибрации гортани.
Н. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся различать на слух и в произношении слоги, с заданным •звуком и без него. III. Определение наличия звука в слове (звук дается Необходимо связать изучаемый звук с соответствующей буквой.'. Буква должна вводиться только после того, как ученик научится узнавать звук в различном звуковом окружении. В этом случае буква связывается не только с изолированно произнесенным звуком, но и с фонемой, которая обобщает различные варианты данного звука, зависящей от положения его в слове. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, ^которая может служить дополнительной трудностью при формировании слогового чтения и чтения слов. Для определения звуков в начале или конце слова можно предложить детям следующие задания: 1. Логопед показывает букву, ученик должен на 2. Назвать картинки и отобрать те из них, в назва Предлагаются следующие картинки: «сумка», «дверь», «окно», «сорока», «лес», «кукла», «совок». 3. К заданной букве без ее называния нужно подо Это задание является более сложным, чем первое, поскольку ребенок в этом случае должен опираться не на непосредственное слуховое восприятие звука или его артикуляцию, а на представления об этом звуке.. 4. Логопед показывает букву, ученик придумывает 5. ученик делит страницу на две части. С одной
6. Выделить из предложения слова, включающие IV. Определение звука, находящегося в середине сло V. Определение места звука в слове: в начале, в В дальнейшем проводится работа на сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Сопоставление звуков проводится по такому же плану, как и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако речевой материал включает олова со смешиваемыми звуками. Рассмотрим это на примере смешиваемых звуков ц и с. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИЗОЛИРОВАННО ПРОИЗНЕСЕННЫХ ЗВУКОВ Ц~С 1С помощью кинестетических ощущений ученик Воздушная струя при с проходит плавно, при ц —толчком. Логопед предлагает детям ощутить и сравнить характер воздушной* струи при произнесении этих звуков. 2. Дети определяют звуки по беззвучной артикуля . 3. Логопед предлагает сравнить звучание этих звуков с помощью следующих картинок: а) «Веши деревьев склонились под порывом ветра», б) «Спящий ре-• бенок в кроватке». По первой картинке логопед задает следующие вопросы: 1) Отчего наклонились ветки деревьев? (Дует ве 2) Как свистит ветер? (с-с-с-с-с). 1) В комнате спит маленькая девочка. Вдруг дверь с шумом раскрывается и вбегает мальчик* брат этой девочки. Он хочет ей что-то сказать. Но мама прикладывает палец к губам и говорит... (тс-тс) Какой звук произносит мама, чтобы остановить мальчика? (тс-ц). 2) Как дует ветер? (с-с-с) 3) Как говорит мама, чтобы остановить мальчика? (тс-ц) • ' 4. Определить артикуляцию произнесеннного логопедом звука. Чтобы исключить * зрительное восприятие артикуляции, нижняя часть лица закрывается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|